Главная / История / Презентация истории и краеведению "Нижегородские посиделки"( 7 класс)

Презентация истории и краеведению "Нижегородские посиделки"( 7 класс)

Нижегородские посиделки
Посиделки, как основная форма общения молодежи в осенне-зимнее время существ...
Различия в названиях, как правило, носили локальный, местный характер или ука...
Как правило, посиделки в Нижегородской области представляли собой небольшие г...
Строго оговаривались расходы по найму избы: обычно нанимали избу у одинокой ж...
Каждая девушка, собираясь на посиделки, несла с собой несколько поленьев дров...
Обычно интенсивная работа сопровождаемая разговорами и негромкими протяжными ...
Значительно чаще, особенно в период от Покрова (14 октября) до начала Рождест...
Избы были невелики, поэтому больших групп молодежи вместить не могли. В одной...
Выше всего ценились те «ватаги», в которых был гармонист. Их наперебой стреми...
Рассказывает Зинаида Степановна Воробьева 1922 года рождения (г. Шахунья 10.0...
Особой формой посиделок можно считать так называемые «свозы», на которые соби...
«Свозы» отличались от обычных посиделок тем, что собирали большее количество ...
На праздники без пряхи приходили, тут только плясали да веселились, да гадали...
Пляска «Соломушка»: Парни и девушки идут по кругу в затылок под плясовую мело...
количество пар – четыре. Пары стоят крестом Каждую фигуру пляшут сначала перв...
Посиделочные игры молодёжи – особый вид общения, дававший возможность в игров...
«Я селезня, я любила»       Среди парней выбирают водящего. Ставят его в круг...
Я селезня, я любила Лаптёшки ему я купила Я ли, я ли, селезень, Я ли, я ли, м...
«Бояре»   . «Бояре» Участники встают в две линейки лицом друг к другу. Жребие...
  http://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/3.htm http://nacekomie.ru/for...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Нижегородские посиделки
Описание слайда:

Нижегородские посиделки

№ слайда 2 Посиделки, как основная форма общения молодежи в осенне-зимнее время существова
Описание слайда:

Посиделки, как основная форма общения молодежи в осенне-зимнее время существовали в разных формах практически по всей России. Причин для этого было много. Это и разобщенность населенных пунктов в осеннюю распутицу, мороз и бездорожье зимой, отсутствие мест коллективного отдыха и развлечений (клубов, общественных залов и пр.), запрет на посещение молодежью питейных заведений с одной стороны – и потребность в общении, развлечениях, желание скоротать долгие и темные зимние вечера в обществе равных себе по возрасту и интересам, уйти на время из-под постоянного контроля и надзора старших и, быть может, выбрать себе будущего суженного по сердцу – с другой. Всё это вело к формированию и долговременной (вплоть до первой трети 20-го века) сохранности этой традиции.

№ слайда 3 Различия в названиях, как правило, носили локальный, местный характер или указыв
Описание слайда:

Различия в названиях, как правило, носили локальный, местный характер или указывали на особенности занятий и развлечений. В Нижегородской области это были кельи, поседки, засидки, супрядки.

№ слайда 4 Как правило, посиделки в Нижегородской области представляли собой небольшие груп
Описание слайда:

Как правило, посиделки в Нижегородской области представляли собой небольшие группы девушек-односельчанок, собиравшихся в одной, заранее нанятой избе для совместной работы – чаще всего прядения, иногда шитья, вышивания, реже вязания. С собой приносили необходимые принадлежности для работы, собирали небольшое угощение. Куликов Иван Семенович. «Пряхи»

№ слайда 5 Строго оговаривались расходы по найму избы: обычно нанимали избу у одинокой женщ
Описание слайда:

Строго оговаривались расходы по найму избы: обычно нанимали избу у одинокой женщины за отопление, освещение, небольшую плату деньгами или продуктами. Пряли во все дни недели, кроме пятницы, считавшейся для этого несчастливым днем, субботы, когда топили баню и воскресенья.

№ слайда 6 Каждая девушка, собираясь на посиделки, несла с собой несколько поленьев дров, а
Описание слайда:

Каждая девушка, собираясь на посиделки, несла с собой несколько поленьев дров, а та, чья очередь была «светить», т.е. отвечать за освещение избы, еще и пучок лучины, свечу или заправленную керосиновую лампу, масляный светильник. В ее обязанности входило в течение всего вечера поддерживать огонь: менять лучины в светце, снимать нагар со свечи или подкручивать лампу, чтобы она не коптила. Естественно, что в этот вечер она работала урывками, что отражалось на результатах, за которыми зорко следили матери: отпуская девушку на посиделки, каждая мать задавала ей «урок» - давала определенное количество льна для пряжи, а по возвращении смотрела, сколько дочь напряла. Девушки нередко шли на хитрость: заранее спряденные мотушки ниток прятали в укромном месте, а возвращаясь с посиделок, доставали их и предъявляли матерям как результат работы этого вечера.

№ слайда 7 Обычно интенсивная работа сопровождаемая разговорами и негромкими протяжными пес
Описание слайда:

Обычно интенсивная работа сопровождаемая разговорами и негромкими протяжными песнями, продолжалась с небольшими перерывами три – четыре часа, после чего девушки расходились по домам. Обычно так проходили девичьи посиделки во время поста или при необходимости выполнения большого объема работы.

№ слайда 8 Значительно чаще, особенно в период от Покрова (14 октября) до начала Рождествен
Описание слайда:

Значительно чаще, особенно в период от Покрова (14 октября) до начала Рождественского поста (18 ноября) и от Святок до Масленицы, посиделки состояли из двух частей: первой, во время которой девушки выполняли свою работу, и второй, более любимой и памятной всем информаторам: в избу, снятую на период посиделок приходили гости – парни из своего, а иногда и из соседнего села или деревни. Работа откладывалась прялки и пяльцы убирали, на свободном пространстве начиналось веселье.

№ слайда 9 Избы были невелики, поэтому больших групп молодежи вместить не могли. В одной из
Описание слайда:

Избы были невелики, поэтому больших групп молодежи вместить не могли. В одной избе обычно собирались 6 – 8 девушек, поэтому «келий» в больших деревнях было несколько, и компании парней – «ватаги» - переходили из одной в другую, что создавало и определенную общность времяпрепровождения для всей молодежи, и разнообразия развлечений для каждой группы девушек и их гостей. Тропинин Василий Андреевич   "Пряха" 1820

№ слайда 10 Выше всего ценились те «ватаги», в которых был гармонист. Их наперебой стремилис
Описание слайда:

Выше всего ценились те «ватаги», в которых был гармонист. Их наперебой стремились залучить к себе девичьи группы. Если не было гармони, играли на балалайках, причем не только парни, но и девушки, а для сопровождения пляски годились любые подручные ударные инструменты: пастушьи барабанки, рубели, веретена и т. п. В крайнем случае обходились и без инструментов: танцы сопровождались плясовыми песнями и припевками, частушки исполняли «под язык».

№ слайда 11 Рассказывает Зинаида Степановна Воробьева 1922 года рождения (г. Шахунья 10.01.2
Описание слайда:

Рассказывает Зинаида Степановна Воробьева 1922 года рождения (г. Шахунья 10.01.2006, запись Т.В. Гусаровой). «На Рождество, на Святки – это беседки были. Нас было, девчонок, наверное, восемь ли, девять ли, да мальчишек… Мальчишки не справляли вечера, только девчонки. Сегодня вот мой вечер, пошла беседки искать – кто пустит. Можно и дома, да лучше не дома. А сойдутся, с пряхами мы туда ходили (пряхи – прялки, ред.), сидишь и прядешь. А у меня мать-то неродная была, ак я до поры напряду побольше да где-нибудь на улице в снег суну, пойду, дак это возьму с собой, чтобы видели. А то пропляшешь, не напрядешь, дак не отпустят в другой-от раз. С балалайкой мальчишки приходили, и я играла. С гармонью ходили. У которых родители поснамужнее, да желание есть у мальчишки – гармонь купят.

№ слайда 12 Особой формой посиделок можно считать так называемые «свозы», на которые собирал
Описание слайда:

Особой формой посиделок можно считать так называемые «свозы», на которые собиралась молодежь со всего села, приглашали и соседей. Девушки приходили в лучших нарядах, работу с собой не брали. Для «свозов» снимали самую большую избу в селе, где и происходило основное веселье, и еще одну избу – «особую» - рядом или напротив, для тех, кому не хватило места или для того, чтобы возможно было одновременно устраивать танцы в одной избе, игры – в другой. Здесь уже без гармони не обходилось, бывало, и по нескольку гармонистов соберется, играли по очереди, без перерыва.

№ слайда 13 «Свозы» отличались от обычных посиделок тем, что собирали большее количество мол
Описание слайда:

«Свозы» отличались от обычных посиделок тем, что собирали большее количество молодежи, расходы по найму помещений раскладывались на всех. «Свозы» позволяли расширить круг знакомств и общения молодежи, давали возможность выйти за пределы своего села, создавали вариативность подбора будущих брачных пар. Основной частью посиделочного фольклора можно считать «частые» плясовые песни и частушки в сопровождении свободной сольной или групповой пляски или без нее, игры, возможные в локальном пространстве избы, а также танцы типа кадрили, рассчитанные на определенное количество исполнителей («Четвера», «Пятерочка», «Шестера») или на две – четыре пары, сменявшие друг друга по мере исполнения всех фигур танца.  

№ слайда 14 На праздники без пряхи приходили, тут только плясали да веселились, да гадали. С
Описание слайда:

На праздники без пряхи приходили, тут только плясали да веселились, да гадали. Свозы это вот… В каждой деревне откупают дом и объявляют, что свозы в этой деревне. И со всех деревень, со всех деревень сходятся в эту деревню, в этот дом. Проводят вечер, пляшут, поют. Рожество-то прошло, и до Масленки, всю зиму. В разных деревнях в разное время. Своя молодежь откупает дом-от. Вот иходят на свозы. О-ой, народу – то сколько! Со всей деревни собьется. И за три, и за пять километров идут, кому желательно. Вот плясня какая! Гармони, несколько гармоней! И пляшут и поют, весь вечер. Тоже игры всякие, все. Такой обычай был, веселей гулять».

№ слайда 15 Пляска «Соломушка»: Парни и девушки идут по кругу в затылок под плясовую мелодию
Описание слайда:

Пляска «Соломушка»: Парни и девушки идут по кругу в затылок под плясовую мелодию (чаще всего «Сормача»), притопывая в такт ногами. Один из участников хлопает в ладоши, все останавливаются. Хлопнувший в ладоши поет припевку, все подхватывают припев. Круг движется снова, и все повторяется, пока не споет каждый. Записано в селе Большая Свеча Шахунского района от группы женщин 10.01.06.  

№ слайда 16 количество пар – четыре. Пары стоят крестом Каждую фигуру пляшут сначала первая
Описание слайда:

количество пар – четыре. Пары стоят крестом Каждую фигуру пляшут сначала первая со второй пары, за тем за ними повторяют эту же фигуру третья с четвертой пары. Третья и шестая фигуры – общие и пляшутся всеми парами одновременно. Эту кадриль плясали обычно под гармошку или под балалайку. Наигрыш не менялся и не останавливался на протяжении всей кадрили. Начало и конец каждой фигуры никак не обозначались. Темп умеренно быстрый, девки ходят плавно, а парни топают. И девки, и парни при пляске не поднимают рук выше пояса. Движения описаны для двух пар, кроме третьей и шестой общих фигур, которые описаны для всех четырех пар.   Кадриль начинается с того, что все четыре пары, кружась вальсом, двигаются по общему кругу пр. ч.с. 1 круг до своих мест.

№ слайда 17 Посиделочные игры молодёжи – особый вид общения, дававший возможность в игровой,
Описание слайда:

Посиделочные игры молодёжи – особый вид общения, дававший возможность в игровой, иносказательной форме в достаточно жёстких рамках крестьянской этики проявить свои симпатии и антипатии, продемонстрировать ловкость, смекалку, организаторские способности. «Тону»  Участники образуют круг, в котором стоит водящий – парень. Кричит: «Тону!».        Все: «Кто тебя вытащит?» Называет имя понравившейся девушки. Она подходит и целует его. Встаёт на его место. Кричит уже парня.   «В шубу»           Играют только парни. Садятся на пол в круг, вытянув ноги. Покрывают ноги шубами. В кругу сидит водящий. У парней под шубами ремень, который они незаметно передают из рук в руки. Водящий должен его найти. Если не найдёт, ошибётся – «хлестали его ради забавы».

№ слайда 18 «Я селезня, я любила»       Среди парней выбирают водящего. Ставят его в круг. О
Описание слайда:

«Я селезня, я любила»       Среди парней выбирают водящего. Ставят его в круг. Остальные поют первый куплет. На последующие куплеты начинают его одевать в то, что упоминается в песне.  

№ слайда 19 Я селезня, я любила Лаптёшки ему я купила Я ли, я ли, селезень, Я ли, я ли, моло
Описание слайда:

Я селезня, я любила Лаптёшки ему я купила Я ли, я ли, селезень, Я ли, я ли, молодой, В лаптях дорогой. 3. Я селезня, я любила, Штаны ему я купила. Я ли, я ли, селезень, Я ли, я ли, молодой. В лаптях селезень, В штанах дорогой. 4. Я селезня, я любила, Рубашонку ему я купила. Я ли, я ли, селезень, Я ли, я ли, молодой. В лаптях селезень, В штанах селезень, В рубашонки дорогой и т.д.   Далее, ему купили «пиджак», «картуз», «часы», «сюртук» и т.д.  

№ слайда 20 «Бояре»   . «Бояре» Участники встают в две линейки лицом друг к другу. Жребием в
Описание слайда:

«Бояре»   . «Бояре» Участники встают в две линейки лицом друг к другу. Жребием выбирают «жениха». Начинает игру та линия, в которой он находится. Её участники подходят к противоположной с песней: - А бояре, а мы к вам пришли, Молодые, а мы к вам пришли. - А бояре, вы зачем пришли, Молодые, вы зачем пришли? - А бояре, мы невесту выбирать, Молодые, мы невесту выбирать. - А бояре,  покажите жениха, Молодые, покажите жениха. Жених  выходит из линии, остальные поют: -  А бояре, это что ль вам не жених, Молодые, это что ль вам не жених.        Далее невеста просит показать различные предметы, одежды, быта, инструменты  и т.д. Сторона жениха показывает требуемое с помощью пантомимы. Например:  - А бояре, покажите-ка нам дом, Молодые, покажите–ка нам дом. «Показывают» и поют:  - А бояре, это что ли вам не дом, Молодые, это что ли вам не дом. Так невеста может просить показывать  разные предметы, пока не надоест. Игра заканчивается куплетом со стороны невесты: -   А  бояре, мы невесту не дадим, Молодые, мы невесту не дадим   Со стороны жениха отвечают: - А бояре, а мы силою возьмём, Молодые, а мы силою возьмём. С этими словами бегут отбирать невесту

№ слайда 21   http://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/3.htm http://nacekomie.ru/forum/
Описание слайда:

  http://www.booksite.ru/fulltext/girls/rus/san/3.htm http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=47&t=7564&start=20 http://www.lifeintravel.com.ua/news_20130608120803.html http://www.liveinternet.ru/users/5023615/post251737933/ http://zjivavoda.do.am/publ/nravstvennost_i_pokon/muzhchina_i_zhenshhina_v_russkom_narodnom_tance/4-1-0-305

Презентация истории и краеведению "Нижегородские посиделки"( 7 класс)
  • История
Описание:

Краеведческая работа. Можно использовать на уроках истории, краеведения и на тематических классных часах.Материал презентации содержит:

понятие посиделки, время и места проведения посиделок, местные названия( кельи,поседки,засидки,супрядки), основные занятия на посиделках, игры и танцы характерные для Нижегородской губернии, воспоминания очевидцев и участников,иллюстративный материал(картины русских художников, фотографии начала 20 века), ноты и схемы построения в танцах, тексты некоторых песен,описания игр, список литературы и использованных интернет ресурсов

Автор Астафьева Вера Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 419
Номер материала 24026
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓