Инфоурок Математика Другие методич. материалыПрезентация и разработка внеклассного мероприятия "Наша старая школа" 6-7 класс

Презентация и разработка внеклассного мероприятия "Наша старая школа" 6-7 класс

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ наша старая школа аннотация.doc

"Процветание и совершенствование математики тесно связано с благосостоянием государства"

Наполеон

Автор: учитель математики и информатики Гимназии №5 города Новосибирска Егорова Наталья Александровна


Тема урока:
Дидактическая игра-конкурс «Наша старая школа» в формате телепередачи «Своя игра»

Предмет: Математика, внеурочная работа по математике

Класс: 6-8

Оборудование: класс, оборудованный медиапроектором и (или) интерактивной доской, программа  Microsoft Office PowerPoint, задания к игре в электронном виде (см. приложение).

Тип урока: игра-конкурс по программному материалу математики в 6 классе и нестандартным арифметическим задачам на смекалку.

Формы работы: командная, фронтальная.

Аннотация: количество участников в команде 4-5. Наиболее оптимально ограничение первого тура 20-25 минутами, второго тура – не более чем 10 минутами, третьего тура – не больше чем 10-15 минутами. 5 минут выделить на разъяснение цели мероприятия, правил игры, объявление результатов игры и награждение победителей. Таким образом, общее время игры может быть ограничено стандартным уроком в 45 минут. В этом случае целесообразно не доигрывать все заданий тура, а ограничить его по времени. Особую «изюминку» в проводимое мероприятие использование в качестве  источника упражнений задачники по арифметике  1908 и 1962 годов издания.

Цель урока: Провести соревновательное командное мероприятие, позволяющее принять в нем участие наиболее большему количеству учащихся всей параллели, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика». Представить учащимся  спектр заданий, которые решали школьники в 19 и 20 веках и предложить возможность посоревноваться со своими прадедушками и прабабушками в знании математики.

Задачи:

1.     Формирование навыков коллективной работы;

2.     Демонстрация возможностей мультимедиа проектора и интерактивной доски при проведении командных мероприятий;

3.     Развитие внимания и логического мышления;

4.     Ознакомление учащихся с безусловной полезностью арифметических способов решения многих заданий, привычно решаемых алгебраически;

5.     Представление учащимся некоторых этапов развития математического школьного образования;

6.     Развитие интереса к изучению математики и информатики на примере офисного приложения PowerPoint.

Ход урока:

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 6, 7 или 8 классов школы.  Поэтому наиболее подходит при проведении недель и декад математики. При небольшом количестве классов на параллели возможно участие нескольких команд по 5 человек от каждого класса. В случае большого количества классов каждый класс может выставить одну команду или конкурс осуществляется в несколько потоков, причем победитель определяется по количеству набранных баллов.

Динамичная форма игры позволяет принять участие болельщикам из числа не вошедших в команды учеников. В случае, когда ни одна из команд не дает правильного ответа, вопрос может быть адресован к болельщикам. В случае правильного ответа от болельщиков балл может быть прибавлен к общей сумме выбранной ответившим болельщиком команды.

Игра осуществляется в три тура: «Арифметика. Задачи наших прабабушек», «Арифметическая разминка», «Математическая смекалка». Первый вопрос выбирается ведущим – учителем, проводящим мероприятие. Обычно это первый вопрос в первой теме. Ведущий зачитывает вопрос, и команды получают возможность совещаться и записывать решение. Условием набора баллов за верное решение является первенство в объявлении ответа. Поэтому каждая команда стремится первой ответить на вопрос. В случае правильного ответа баллы прибавляются, в случае не правильного – вычитаются. В дальнейшем тему и номинал выбирает команда, ответившая на вопрос или попытавшаяся ответить первой. В перерыве между турами жюри подсчитывает набранное каждой командой количество баллов и объявляет командам перед началом очередного тура.

Ячейки таблицы с номиналами и темами анимированы и интерактивны. Щелчок мыши или удар указкой по соответствующему месту интерактивной доски  переводит  слайд к выбранному вопросу. С каждого слайда-вопроса можно по стрелке-указателю вернуться на главный слайд − таблицу. Ячейки, содержащие уже сыгравший вопрос, меняют цвет. Поэтому не может быть ситуации повтора вопросов. После выбора вопроса слайд будет неизменен до следующего щелчка мыши. По повторному щелчку открывается верный ответ  и указатель-стрелка для перехода к таблице вопросов.

В случае завершения активных ссылок на вопросы в таблице или истечения времени (в случае, когда время на каждый тур будет ограничено по согласованию с командами) со слайда с вопросами по стрелке бирюзового цвета может быть осуществлен переход к завершающему тур слайду и открывающему тур следующий.

         Первый тур составлен из заданий, предлагаемых в «Сборнике арифметическихъ задач для среднихъ учебныхъ заведенiй, мужскихъ и женскихъ. Составилъ И. Верещагинъ».  Изданiе двадцать первое, Москва, 1908 год. Второй тур и третий тур мероприятия состоят из задач, предлагаемых к решению шестиклассникам в 1962 и двумя десятками лет раньше. Это задачник Пономарёва С.А. и Сырнева Н.И. «Сборник задач и упражнений по арифметике для V-VI классов». Издание девятое, «Учпедгиз», Москва, 1962 год. Второй тур мероприятия представляет собой командное решение четырех арифметических примеров. Представлено пять вариантов наборов примеров. Команды, начиная с команды, имеющей наименьшее количество баллов на данный момент, выбирают цвет смайла. После щелчка мышки смайлы заменяются цифрой. Это и будет вариант команды.

Перед тем, как перейти к рассказу о третьем туре, хочу сказать несколько слов о причине, которая меня подвигла на создание именно такого внеклассного мероприятия.

По мнению известного математика, дидакта и автора учебников Игоря Фёдоровича Шарыгина (13 февраля 1937 — 12 марта 2004, Москва) российское математическое образование (в том числе, безусловно, и математическое образование в Советском Союзе, которое эволюционировало очень медленно, бережно сохраняя лучшие черты и традиции дореволюционного образования)  базировалось на трёх китах: арифметика (арифметические вычисления), текстовые задачи (арифметические и алгебраические), геометрия. В течение тридцати с лишним лет в Советской России и Советском Союзе, медленно, но не мучительно, формировалась система математического образования, которую потом назвали Советской. Пожалуй, лишь к началу пятидесятых годов эта система сформировалась полностью. Следующие два десятилетия Советское математическое образование развивалось и совершенствовалось. Объективное, связанное с различными причинами снижение качества подготовки учащихся в плане арифметического решения задач делает задачи для современных школьников достаточно сложными, потому как приходится применять математические операции и умозаключения, не популярные в нынешних программах. Однако, значение гимнастики для ума, обусловленное необходимостью решать такие задачи без применения алгебраического аппарата, трудно переоценить. В некоторых случаях применение последнего делает решение неоправданно усложненным и с большими трудностями осуществляемым в заданные ограниченные сроки. Этими соображениями и обусловлено то, что содержание задач, предлагаемых на данном мероприятии, взято из учебников, сохраняющих традиции математического образования, сохраняющихся до определенного периода, которое я назову «временем алгебраизации и реформ».

Поскольку арифметические способы решения задач входят далеко не в каждую программу современных УМК, то облегчая для педагогов проверку заданий и установление критериев для оценивания решений, беру на себя смелость предложить арифметическое решение предложенных в третьем туре задач.
Задача 1. Магазин получил  со склада   материал. Ситца  было получено 66% общего количества, а числа метров сатина и шерсти относились  между  собой,   как  11 : 6.   

Сатина было получено   на 450 м больше шерсти. Сколько метров каждого материала получил  магазин?
Решение:
Количество сатина и шерсти составило 34% от общего количества полученного материала. Отношение 11:6 означает, что весь материал можно представить 17-ю частями. 11 из которых соответствуют количеству сатина, а 6 – количеству шерсти. Тогда процентное содержание разделится в том же отношении: 34%/17*11=22% - сатин, 34%/17*6=12% - шерсть. Значит, 10%  разницы и составят 450 метров, 100% - 4500 метров, 66% - 2970 метров, 22% - 990 метров, 12% - 540 метров.

Задача 2. Имеются два числа, ни одно из которых не делится на 7. Может ли (и при каком условии) сумма этих чисел разделиться на 7?

Решение: В данном случае решение очевидно для учащихся, знакомых с теорией остатков и (или) со здравым смыслом.

Задача 3. Из двух кусков сплавов, из которых первый весил 12 кг и содержал 70% чистого серебра, а второй содержал 56% чистого серебра, получился сплав, содержащий 60% чистого серебра. Найти вес второго куска сплава.

Решение: Содержание серебра в первом сплаве составляет 8,4 кг, во втором – 0,56 от веса второго сплава. Если вес второго сплава принять за x кг, то вес серебра составит 0,56х кг. Общий вес двух сплавов – 12+х кг. Общий вес серебра в двух сплавах – (8,4+0,56х) кг. По условию задачи вес серебра в сплаве из двух кусков составляет 60%. То есть вес серебра составляет 0,6(12+х). Составим уравнение: 8,4+0,56х=0,6(12+х). Решение данного уравнения приведет очевидным образом к требуемому ответу – 30 кг. Следует отметить, что данное решение не является арифметическим в достаточной мере, но наиболее просто для достижения ответа.
Задача 4. Сколько процентов от вычитаемого составляет разность, если  вычитаемое составляет 2/3 уменьшаемого?

Решение:  Так как сумма вычитаемого и разности дает уменьшаемое, а вычитаемое составляет по условию 2/3 уменьшаемого, то разность составляет 1/3 вычитаемого. 1/3 составляет от 2/3 ровно половину, то есть 50%.

Задача 5. Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 52 руб. Остальные деньги ему дали отец и два старших брата. Оказалось, что первый брат дал 25% суммы, собранной на покупку без него, второй  брат  дал  33 1/3% суммы, собранной на покупку без него, и отец дал 50% суммы, собранной на покупку без него. Сколько  рублей заплатил мальчик за фотоаппарат?

Решение: Данная задача оценена в 1000 баллов. Она несколько сложнее прочих в виду достаточно запутанной формулировки «без него». Разумеется, учитель может оценить её, на своё усмотрение, меньшим количеством баллов, приравняв к остальным по сложности.
Очевидно,
что 25% - четверть. Значит, первый брат дал четверть того, что было собрано без него. Значит, без него папа, брат и мальчик собрали четыре таких части, как дал он. Значит, с его вкладом было бы пять таких частей. А с его вкладом мы всю сумму как раз и получаем. Значит, первый брат дал 1\5 от всей суммы. 
Аналогично, 33 и 1\3% - это третья часть. Значит, без второго брата мальчик, первый брат и папа собрали три таких части, как дал второй брат. Значит, с ним - четыре части. Значит, от всей стоимости он дал 1\4, а папа 1\3. Вместе 47\60. Значит, мальчик собрал недостающую до целой суммы часть, то есть 52 рубля – это и есть 13\60. Цена фотоаппарата – 240 рублей.

Данный вид дидактической игры использовался неоднократно в учебном процессе и во внеурочной деятельности, и каждый раз вызывал живую заинтересованность учащихся и повышение мотивации к участию в игре.
         Замечание 1. (К задаче из категории Меры Древнего Мира за 400) Арифметический способ решения этой задачи таков: если бы египетский талант был по весу равен аттическому, то вместе они бы весили не 164 фунта, а на 46 фунтов меньше. То есть, 118 фунтов. Значит, аттический талант был равен 59 фунтам, а египетский – 105.

Замечание 2.(К задаче из категории Меры Древнего Мира за 500)
Так как один фут составляет 1/7 сажени, то следует умножить 17 саженей на 12 2/7 сажени. Получим 208 целых и 6/7 квадратных саженей. Квадратная сажень равна 49 квадратным футам, а 6/7 её, следовательно, 42 футам.

Замечание 3. (К задаче арифметика и география за 500)

Так как одна сажень равна трем аршин, то длина камня равна 2 1/3 сажени. Тогда объем камня равен произведению 2 1/3*1*2=4 2/3 кубических сажени. Вес равен произведению объема на 1620 пудов, т.е. 7560 пудов.


 

Наборы примеров из задачника Пономарёва С.А. и Сырнева Н.И. «Сборник задач и упражнений по арифметике для V-VI классов» для проведения второго тура «Арифметическая разминка»

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация и разработка внеклассного мероприятия "Наша старая школа" 6-7 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ наша старая школа презентация.ppt

Скачать материал "Презентация и разработка внеклассного мероприятия "Наша старая школа" 6-7 класс"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1Егорова Наталья Александровнаучитель математики и информатикиМБОУ Гимназия...

    1 слайд

    1
    Егорова Наталья Александровна
    учитель математики и информатики
    МБОУ Гимназия №5
    города Новосибирска

  • 

Математическая викторинаНаша старая школа...

    2 слайд




    Математическая викторина
    Наша старая школа...

  • 
Арифметика. «Задачи наших прабабушек»
I тур

    3 слайд



    Арифметика. «Задачи наших прабабушек»
    I тур

  • 100200300400500100200300400500100200300400500100200300400500100200300400500
М...

    4 слайд

    100
    200
    300
    400
    500
    100
    200
    300
    400
    500
    100
    200
    300
    400
    500
    100
    200
    300
    400
    500
    100
    200
    300
    400
    500

    Меры
    Древнего
    мира

    Арифметика
    и География
    Окружающий
    мир

    История
    нашей эры

    Задачи на
    движение

  • Римский шаг (двойной), раssus,
 был равен 1,4785 метрам; 
сколько километров...

    5 слайд

    Римский шаг (двойной), раssus,
    был равен 1,4785 метрам;
    сколько километров в римской миле,
    которая содержала 1000 римских шагов?
    Ответ:
    1,4785 км


    категория Меры Древнего мира за 100

  •   Основная единица веса в Египте 
(во времена Птоломея) 
была талант, который...

    6 слайд

      Основная единица веса в Египте
    (во времена Птоломея)
    была талант, который делился на 120 мин;
    в мине было 12 унций и в унции 144 карата.
    Сколько каратов заключалось в таланте?
    207 360 каратовъ
    категория Меры Древнего мира за 200

  • Югер, единица меры 
поверхности у древних римлян, 
был равен 2518,2 м².
Сколь...

    7 слайд

    Югер, единица меры
    поверхности у древних римлян,
    был равен 2518,2 м².
    Сколько гектаров содержится
    в 500 югерах?
    125,91 гектаровъ
    категория Меры Древнего мира за 300

  • 1 050 000категория Меры Древнего мира за 400Полагают, что египетский талант б...

    8 слайд

    1 050 000
    категория Меры Древнего мира за 400
    Полагают, что египетский талант был на 46 фунтов тяжелее аттического, и что оба таланта вместе весили 164 фунта.
    Сколько фунтов весили 10000 египетских талантов?

  • Полевой единицей меры у древних греков 
служил плетр, площадь которого была р...

    9 слайд

    Полевой единицей меры у древних греков
    служил плетр, площадь которого была равна
    площади такого прямоугольника,
    длина которого 17 саженей,
    а ширина 12 саженей и 2 фута.
    Вычислить площадь плетра в кв.саженях
    и кв.футах, если 1 сажень=7 футов
    208 квадратных саженей
    42 квадратных фута
    категория Меры Древнего мира за 500

  • Артезианский колодец 
близ Тура во Франции, бьет фонтаном 
и доставляет в теч...

    10 слайд

    Артезианский колодец
    близ Тура во Франции, бьет фонтаном
    и доставляет в течение 19 минут
    1691 ведро воды.
    Сколько ведер воды дает
    он в течение часа?
    5340 вёдер
    Категория Арифметика и География за 100

  • Категория Арифметика и География за 200Ученик спросил учителя географии: ка...

    11 слайд




    Категория Арифметика и География за 200
    Ученик спросил учителя географии: какой высоты Арарат (гора в Армении)? На это учитель сказал, что если из числа футов высоты этой вершины вычтем 18, остаток разделим на 169, то в частном получим 100. Найти высоту Арарата.
    16 918 футовъ

  • Гренельский колодец 
(в окрестностях Парижа) 
доставляет в секунду до 10,5 ли...

    12 слайд

    Гренельский колодец
    (в окрестностях Парижа)
    доставляет в секунду до 10,5 литра воды.
    Зная, что литр равен 0,0813 ведра,
    определить, сколько ведер воды
    дает этот источник в течение 0,25 часа.
    768,285 ведер
    Категория Арифметика и География за 300

  • Длина рек Камы и Оки (притоки Волги) 
вместе равна 
наибольшему общему делите...

    13 слайд

    Длина рек Камы и Оки (притоки Волги)
    вместе равна
    наибольшему общему делителю чисел
    675000 и 1131000.
    Кама длиннее Оки на 200 верст.
    Найти длину каждой реки.

    1600 и 1400
    Категория Арифметика и География за 400

  • На берегу Ладожского озера, 
близ деревни Пограничных Кондушей, 
находится за...

    14 слайд

    На берегу Ладожского озера,
    близ деревни Пограничных Кондушей,
    находится замечательный гранитный камень
    с прямоугольными стенками, известный
    под именем Варашева; длина этого камня
    равна 2 саженям 1 аршину, ширина 1 сажени
    и высота 2 саженям. Вычислить вес камня, зная,
    что 1 саж³. гранита весит 1620 пудов.
    1 сажень равна 3 аршин
    Категория Арифметика и География за 500
    7560 пуд

  • Колокольный металл состоит 
из сплава меди с оловом. 
На колокол пошло 3 7/60...

    15 слайд

    Колокольный металл состоит
    из сплава меди с оловом.
    На колокол пошло 3 7/60 пуда олова,
    а меди на 7 14/15 пуда более,
    нежели олова. Найти вес колокола.
    14 1/6 пуда
    Категория Окружающий мир за 100

  • Планета Нептун совершает полный оборот 
около солнца в 60286 дней. 
Сколько э...

    16 слайд

    Планета Нептун совершает полный оборот
    около солнца в 60286 дней.
    Сколько это составит лет,
    если считать в году 365 дней.
    165 летъ 61 дней
    Категория Окружающий мир за 200

  • Луна совершает свой полный оборот 
вокруг земли  в 27 сут. 7 час. 43 мин. 11...

    17 слайд

    Луна совершает свой полный оборот
    вокруг земли в 27 сут. 7 час. 43 мин. 11 сек.
    Во сколько времени луна
    совершит 12 оборотов
    (с точностью до секунд).
    327 сут. 20 час. 38 мин. 12 сек
    Категория Окружающий мир за 300

  • Поперечник земли равен 1719 
географическим милям, 
а поперечник луны составл...

    18 слайд

    Поперечник земли равен 1719
    географическим милям,
    а поперечник луны составляет
    3/11 поперечника земли.
    Вычислить поперечник луны.
    468 9/11 географических мили
    Категория Окружающий мир за 400

  • Известно, что звук проходит 
за секунду пространство в 158 сажень. 
Во скольк...

    19 слайд

    Известно, что звук проходит
    за секунду пространство в 158 сажень.
    Во сколько времени он пройдет
    расстояние в 3002 сажени?


    Окружающий мир за 500
    19 секунд

  • Куликовская битва происходила 
в тысяча триста восьмидесятом году 
(восьмого...

    20 слайд

    Куликовская битва происходила
    в тысяча триста восьмидесятом году
    (восьмого сентября).
    В каком столетии случилось это событие,
    и сколько лет еще оставалось от
    этого события до конца столетия?
    В XIV веке;до конца века
    оставалось 19 лет 114 дней
    Категория История нашей эры за 100

  • В 1872 году было привезено в Англию 
пшеницы из России 55352549 пудов, 
из Со...

    21 слайд

    В 1872 году было привезено в Англию
    пшеницы из России 55352549 пудов,
    из Соединенных Штатов 27031814 пудов,
    из Австралии 1551825 пудов
    и из Индии 485661 пуд.
    Сколько всего пшеницы было привезено
    в Англию в 1872 году?
    84 421 849 пудовъ
    Категория История нашей эры за 200

  • Книгопечатание изобретено Гутенбергом 
за 40 лет до открытия Америки, 
которо...

    22 слайд

    Книгопечатание изобретено Гутенбергом
    за 40 лет до открытия Америки,
    которое было в 1492 году.
    Сколько лет прошло с тех пор,
    как было изобретено книгопечатание,
    до настоящего времени?
    562 если считать 2014 год
    прошедшим годом
    Категория История нашей эры за 300

  • Если номер года, 
в котором был заложен Петербург, 
уменьшим на 12, остаток р...

    23 слайд

    Если номер года,
    в котором был заложен Петербург,
    уменьшим на 12, остаток разделим на 19,
    то в частном получим число,
    меньшее 100 на 11 единиц.
    В котором году был заложен Петербург?
    1703 год
    История нашей эры за 400

  • Если в фунте стерлингов содержится 
20 шиллингов, а в шиллинге 12 пенсов, 
то...

    24 слайд

    Если в фунте стерлингов содержится
    20 шиллингов, а в шиллинге 12 пенсов,
    то какую часть фунта стерлингов
    составляет 1 шиллинг
    и какую часть шиллинга составляет 1 пенс?
    1/20 и 1/12
    Категория История нашей эры за 500

  • Лошадь в каждые 5 минут пробегает 
625 сажень. Во сколько времени 
она пробеж...

    25 слайд

    Лошадь в каждые 5 минут пробегает
    625 сажень. Во сколько времени
    она пробежит 2 версты?
    (1 верста= 500 сажень)
    8 минут
    Задачи на движение за 100

  • Локомотив в 3 минуты может пройти 
1500 сажень, а лошадь в 45 минут 
может пр...

    26 слайд

    Локомотив в 3 минуты может пройти
    1500 сажень, а лошадь в 45 минут
    может пробежать 5625 сажень.
    Во сколько раз локомотив
    движется скорее лошади?
    В 4 раза
    Задачи на движение за 200

  • Путешественник проехал на лошадях 
весь свой путь в течение 15 часов. 
Во ско...

    27 слайд

    Путешественник проехал на лошадях
    весь свой путь в течение 15 часов.
    Во сколько часов локомотив пройдет
    расстояние, в 40 раз большее,
    если скорость его будет в 2 раза более
    скорости лошади?

    В 300 часов
    Задачи на движение за 300

  • Из двух станций железной дороги выходят 
одновременно и друг другу навстречу...

    28 слайд

    Из двух станций железной дороги выходят
    одновременно и друг другу навстречу два
    поезда, товарный и пассажирский:
    первый проходит по 17 и второй по 38 верст в час.
    На сколько верст расстояние между ними
    уменьшается каждый час?
    2) Через сколько часов расстояние между
    поездами уменьшится на 385 верст?
    На 55 верст
    через 7 часов
    Задачи на движение за 400

  • Путешественник, отправившийся из города, 
проезжает по 16 верст в час; 
спуст...

    29 слайд

    Путешественник, отправившийся из города,
    проезжает по 16 верст в час;
    спустя 11 часов после его выезда,
    отправляется вслед за ним другой
    путешественник и, желая догнать первого,
    проезжает по 20 верст в час.
    Через сколько часов он его догонит
    и на каком расстоянии от города?

    Через 44 часа и
    880 верст
    Задачи на движение за 500

  • 
I раунд завершён!

    30 слайд



    I раунд завершён!

  • 

II турАрифметическая разминка

    31 слайд




    II тур
    Арифметическая разминка

  • Арифметическая разминка -
Верный ответ каждого примера 
оценивается в 100 бал...

    32 слайд

    Арифметическая разминка -
    Верный ответ каждого примера
    оценивается в 100 баллов
    1
    2
    3
    4
    5

  • 
II раунд завершён!

    33 слайд



    II раунд завершён!

  • 
III тур
Математическая смекалка

    34 слайд



    III тур
    Математическая смекалка

  • 50050050050010001 задача2 задача3 задача4 задача5 задача

    35 слайд

    500
    500
    500
    500
    1000
    1 задача
    2 задача
    3 задача
    4 задача
    5 задача

  • Магазин получил  со склада   материал.
 Ситца  было получено 66% общего 
коли...

    36 слайд

    Магазин получил  со склада   материал.
    Ситца  было получено 66% общего
    количества, а числа метров сатина и шерсти
    относились  между  собой,   как  11 : 6.
    Сатина было получено на 450 м больше шерсти.
    Сколько метров каждого материала
    получил  магазин?   
    2970м; 990 м; 540 м
    Задача 1 за 500

  • Имеются два числа, 
ни одно из которых не делится на 7. 
Может ли (и при како...

    37 слайд

    Имеются два числа,
    ни одно из которых не делится на 7.
    Может ли (и при каком условии)
    сумма этих чисел разделиться на 7?
    Если сумма остатков при делении на 7
    данных чисел делится на 7
    Задача 2 за 500

  • Из двух кусков сплавов, из которых 
первый весил 12 кг 
и содержал 70% чистог...

    38 слайд

    Из двух кусков сплавов, из которых
    первый весил 12 кг
    и содержал 70% чистого серебра,
    а второй содержал 56% чистого серебра,
    получился сплав,
    содержащий 60% чистого серебра.
    Найти вес второго куска сплава.
    30 кг
    Задача 3 за 500

  • Сколько процентов от вычитаемого 
составляет разность, 
если  вычитаемое сост...

    39 слайд

    Сколько процентов от вычитаемого
    составляет разность,
    если  вычитаемое составляет 
    2/3 уменьшаемого?
    50%
    Задача 4 за 500

  • Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 52 руб. 
Остальные деньги ему дали от...

    40 слайд

    Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 52 руб.
    Остальные деньги ему дали отец и два старших брата.
    Оказалось, что первый брат дал 25% суммы,
    собранной на покупку без него, второй  брат  дал  
    33 1/3% суммы, собранной на покупку без него,
    и отец дал 50% суммы, собранной на покупку без него.
    Сколько  рублей заплатил мальчик за фотоаппарат?
    240 рублей
    Задача 5 за 1000

  • 
Финальный раунд завершён!
Успехов в дальнейшем изучении математики!

    41 слайд



    Финальный раунд завершён!
    Успехов в дальнейшем изучении математики!

  • 42Использованные источники информации:Рисунки взяты из встроенной коллекции M...

    42 слайд

    42
    Использованные источники информации:
    Рисунки взяты из встроенной коллекции MS Power Point
    Пономарёв С.А. и Сырнев Н.И. «Сборник задач и упражнений по арифметике для V-VI классов». Издание девятое, «Учпедгиз», Москва, 1962 год
    «Сборникъ арифметическихъ задач для среднихъ учебныхъ заведенiй , мужскихъ и женскихъ составилъ И. Верещагинъ». Изданiе двадцать первое, Москва, 1908 год


Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

"Процветание и совершенствование математики тесно связано с благосостоянием государства"

Наполеон

Автор: учитель математики и информатики Гимназии №5 города Новосибирска Егорова Наталья Александровна


Тема урока:
Дидактическая игра-конкурс «Наша старая школа» в формате телепередачи «Своя игра»

Предмет: Математика, внеурочная работа по математике

Класс:6-8

Оборудование: класс, оборудованный медиапроектором и (или) интерактивной доской, программа  MicrosoftOfficePowerPoint, задания к игре в электронном виде (см. приложение).

Тип урока: игра-конкурс по программному материалу математики в 6 классе и нестандартным арифметическим задачам на смекалку.

Формы работы: командная, фронтальная.

Аннотация:количество участников в команде 4-5. Наиболее оптимально ограничение первого тура 20-25 минутами, второго тура – не более чем 10 минутами, третьего тура – не больше чем 10-15 минутами. 5 минут выделить на разъяснение цели мероприятия, правил игры, объявление результатов игры и награждение победителей. Таким образом, общее время игры может быть ограничено стандартным уроком в 45 минут. В этом случае целесообразно не доигрывать все заданий тура, а ограничить его по времени. Особую «изюминку» в проводимое мероприятие использование в качестве  источника упражнений задачники по арифметике  1908 и 1962 годов издания.

Цель урока: Провести соревновательное командное мероприятие, позволяющее принять в нем участие наиболее большему количеству учащихся всей параллели, в занимательной форме проверяющее знания по предмету «Математика». Представить учащимся  спектр заданий, которые решали школьники в 19 и 20 веках и предложить возможность посоревноваться со своими прадедушками и прабабушками в знании математики.

Задачи:

1.    Формирование навыков коллективной работы;

2.    Демонстрация возможностей мультимедиа проектора и интерактивной доски при проведении командных мероприятий;

3.    Развитие внимания и логического мышления;

4.    Ознакомление учащихся с безусловной полезностью арифметических способов решения многих заданий, привычно решаемых алгебраически;

5.    Представление учащимся некоторых этапов развития математического школьного образования;

6.    Развитие интереса к изучению математики и информатики на примере офисного приложения PowerPoint.

Ход урока:

Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 6, 7 или 8 классов школы.  Поэтому наиболее подходит при проведении недель и декад математики. При небольшом количестве классов на параллели возможно участие нескольких команд по 5 человек от каждого класса. В случае большого количества классов каждый класс может выставить одну команду или конкурс осуществляется в несколько потоков, причем победитель определяется по количеству набранных баллов.

Динамичная форма игры позволяет принять участие болельщикам из числа не вошедших в команды учеников. В случае, когда ни одна из команд не дает правильного ответа, вопрос может быть адресован к болельщикам. В случае правильного ответа от болельщиков балл может быть прибавлен к общей сумме выбранной ответившим болельщиком команды.

Игра осуществляется в три тура: «Арифметика. Задачи наших прабабушек», «Арифметическая разминка», «Математическая смекалка». Первый вопрос выбирается ведущим – учителем, проводящим мероприятие. Обычно это первый вопрос в первой теме. Ведущий зачитывает вопрос, и команды получают возможность совещаться и записывать решение. Условием набора баллов за верное решение является первенство в объявлении ответа. Поэтому каждая команда стремится первой ответить на вопрос. В случае правильного ответа баллы прибавляются, в случае не правильного – вычитаются. В дальнейшем тему и номинал выбирает команда, ответившая на вопрос или попытавшаяся ответить первой. В перерыве между турами жюри подсчитывает набранное каждой командой количество баллов и объявляет командам перед началом очередного тура.

Ячейки таблицы с номиналами и темами анимированы и интерактивны. Щелчок мыши или удар указкой по соответствующему месту интерактивной доски  переводит  слайд к выбранному вопросу. С каждого слайда-вопроса можно по стрелке-указателю вернуться на главный слайд − таблицу. Ячейки, содержащие уже сыгравший вопрос, меняют цвет. Поэтому не может быть ситуации повтора вопросов. После выбора вопроса слайд будет неизменен до следующего щелчка мыши. По повторному щелчку открывается верный ответ  и указатель-стрелка для перехода к таблице вопросов.

В случае завершения активных ссылок на вопросы в таблице или истечения времени (в случае, когда время на каждый тур будет ограничено по согласованию с командами) со слайда с вопросами по стрелке бирюзового цвета может быть осуществлен переход к завершающему тур слайду и открывающему тур следующий.

         Первый тур составлен из заданий, предлагаемых в «Сборнике арифметическихъ задач для среднихъ учебныхъ заведенiй, мужскихъ и женскихъ. Составилъ И. Верещагинъ».  Изданiе двадцать первое, Москва, 1908 год. Второй тур и третий тур мероприятия состоят из задач, предлагаемых к решению шестиклассникам в 1962 и двумя десятками лет раньше. Это задачникПономарёва С.А. и Сырнева Н.И. «Сборник задач и упражнений по арифметике для V-VI классов». Издание девятое, «Учпедгиз», Москва, 1962 год. Второй тур мероприятия представляет собой командное решение четырех арифметических примеров. Представлено пять вариантов наборов примеров. Команды, начиная с команды, имеющей наименьшее количество баллов на данный момент, выбирают цвет смайла. После щелчка мышки смайлы заменяются цифрой. Это и будет вариант команды.

Перед тем, как перейти к рассказу о третьем туре, хочу сказать несколько слов о причине, которая меня подвигла на создание именно такого внеклассного мероприятия.

По мнению известного математика, дидакта и автора учебников Игоря Фёдоровича Шарыгина (13 февраля 1937 — 12 марта 2004, Москва) российское математическое образование (в том числе, безусловно, и математическое образование в Советском Союзе, которое эволюционировало очень медленно, бережно сохраняя лучшие черты и традиции дореволюционного образования)  базировалось на трёх китах: арифметика (арифметические вычисления), текстовые задачи (арифметические и алгебраические), геометрия. В течение тридцати с лишним лет в Советской России и Советском Союзе, медленно, но не мучительно, формировалась система математического образования, которую потом назвали Советской. Пожалуй, лишь к началу пятидесятых годов эта система сформировалась полностью. Следующие два десятилетия Советское математическое образование развивалось и совершенствовалось. Объективное, связанное с различными причинами снижение качества подготовки учащихся в плане арифметического решения задач делает задачи для современных школьников достаточно сложными, потому как приходится применять математические операции и умозаключения, не популярные в нынешних программах. Однако, значение гимнастики для ума, обусловленное необходимостью решать такие задачи без применения алгебраического аппарата, трудно переоценить. В некоторых случаях применение последнего делает решение неоправданно усложненным и с большими трудностями осуществляемым в заданные ограниченные сроки. Этими соображениями и обусловлено то, что содержание задач, предлагаемых на данном мероприятии, взято из учебников, сохраняющих традиции математического образования, сохраняющихся до определенного периода, которое я назову «временем алгебраизации и реформ».

Поскольку арифметические способы решения задач входят далеко не в каждую программу современных УМК, то облегчая для педагогов проверку заданий и установление критериев для оценивания решений, беру на себя смелость предложить арифметическое решение предложенных в третьем туре задач.
Задача 1. Магазин получил  со склада   материал. Ситца  было получено 66% общего количества, а числа метров сатина и шерсти относились  между  собой,   как  11 : 6.   

Сатина было получено   на 450 м больше шерсти. Сколько метров каждого материала получил  магазин?
Решение:
Количество сатина и шерсти составило 34% от общего количества полученного материала. Отношение 11:6 означает, что весь материал можно представить 17-ю частями. 11 из которых соответствуют количеству сатина, а 6 – количеству шерсти. Тогда процентное содержание разделится в том же отношении: 34%/17*11=22% - сатин, 34%/17*6=12% - шерсть. Значит, 10%  разницы и составят 450 метров, 100% - 4500 метров, 66% - 2970 метров, 22% - 990 метров, 12% - 540 метров.

Задача 2. Имеются два числа, ни одно из которых не делится на 7. Может ли (и при каком условии) сумма этих чисел разделиться на 7?

Решение: В данном случае решение очевидно для учащихся, знакомых с теорией остатков и (или) со здравым смыслом.

Задача 3. Из двух кусков сплавов, из которых первый весил 12 кг и содержал 70% чистого серебра, а второй содержал 56% чистого серебра, получился сплав, содержащий 60% чистого серебра. Найти вес второго куска сплава.

Решение: Содержание серебра в первом сплаве составляет 8,4 кг, во втором – 0,56 от веса второго сплава. Если вес второго сплава принять за x кг, то вес серебра составит 0,56х кг. Общий вес двух сплавов – 12+х кг. Общий вес серебра в двух сплавах – (8,4+0,56х) кг. По условию задачи вес серебра в сплаве из двух кусков составляет 60%. То есть вес серебра составляет 0,6(12+х). Составим уравнение: 8,4+0,56х=0,6(12+х). Решение данного уравнения приведет очевидным образом к требуемому ответу – 30 кг. Следует отметить, что данное решение не является арифметическим в достаточной мере, но наиболее просто для достижения ответа.
Задача 4. Сколько процентов от вычитаемого составляет разность, если  вычитаемое составляет 2/3 уменьшаемого?

Решение:  Так как сумма вычитаемого и разности дает уменьшаемое, а вычитаемое составляет по условию 2/3 уменьшаемого, то разность составляет 1/3 вычитаемого. 1/3 составляет от 2/3 ровно половину, то есть 50%.

Задача 5. Мальчик накопил на покупку фотоаппарата 52 руб. Остальные деньги ему дали отец и два старших брата. Оказалось, что первый брат дал 25% суммы, собранной на покупку без него, второй  брат  дал  33 1/3% суммы, собранной на покупку без него, и отец дал 50% суммы, собранной на покупку без него. Сколько  рублей заплатил мальчик за фотоаппарат?

Решение: Данная задача оценена в 1000 баллов. Она несколько сложнее прочих в виду достаточно запутанной формулировки «без него». Разумеется, учитель может оценить её, на своё усмотрение, меньшим количеством баллов, приравняв к остальным по сложности.
Очевидно,
что 25% - четверть. Значит, первый брат дал четверть того, что было собрано без него. Значит, без него папа, брат и мальчик собрали четыре таких части, как дал он. Значит, с его вкладом было бы пять таких частей. А с его вкладом мы всю сумму как раз и получаем. Значит, первый брат дал 1\5 от всей суммы. 
Аналогично, 33 и 1\3% - это третья часть. Значит, без второго брата мальчик, первый брат и папа собрали три таких части, как дал второй брат. Значит, с ним - четыре части. Значит, от всей стоимости он дал 1\4, а папа 1\3. Вместе 47\60. Значит, мальчик собрал недостающую до целой суммы часть, то есть 52 рубля – это и есть 13\60. Цена фотоаппарата – 240 рублей.

Данный вид дидактической игры использовался неоднократно в учебном процессе и во внеурочной деятельности, и каждый раз вызывал живую заинтересованность учащихся и повышение мотивации к участию в игре.
         Замечание 1. (К задаче из категории Меры Древнего Мира за 400) Арифметический способ решения этой задачи таков: если бы египетский талант был по весу равен аттическому, то вместе они бы весили не 164 фунта, а на 46 фунтов меньше. То есть, 118 фунтов. Значит, аттический талант был равен 59 фунтам, а египетский – 105.

Замечание 2.(К задаче из категории Меры Древнего Мира за 500)
Так как один фут составляет 1/7 сажени, то следует умножить 17 саженей на 12 2/7 сажени. Получим 208 целых и 6/7 квадратных саженей. Квадратная сажень равна 49 квадратным футам, а 6/7 её, следовательно, 42 футам.

Замечание 3. (К задаче арифметика и география за 500)

Так как одна сажень равна трем аршин, то длина камня равна 2 1/3 сажени. Тогда объем камня равен произведению 2 1/3*1*2=4 2/3 кубических сажени. Вес равен произведению объема на 1620 пудов, т.е. 7560 пудов.


 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 445 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 391
    • ZIP 743.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Егорова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Егорова Наталья Александровна
    Егорова Наталья Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17874
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 319 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 192 человека из 56 регионов

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика. Сложение и вычитание

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1358 человек из 85 регионов

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Читательская грамотность у школьников

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов