Главная / Русский язык и литература / Презентация и разработка урока в 7 классе по теме

Презентация и разработка урока в 7 классе по теме

Открытый урок по теме :


«Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».





  • Цели: закрепление сведений о деепричастии,

  • повторение орфограмм и пунктограмм деепричастия,

  • развитие умений различать деепричастные и причастные обороты,

  • совершенствование навыков и умений конструировать предложения с деепричастными оборотами,

  • привитие учащимися культуры поведения в общественных местах.





    Форма урока: обобщающий урок.

    Оборудование:

-таблица «Деепричастие», интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

   Ход    урока 



  1. Тема и задачи урока



Сегодня на уроке мы обобщим сведения о деепричастии, зак­репим знания о правописании деепричастий, о выделении дееприча­стных оборотов запятыми на письме, употреблении деепричастий в речи.



1.Повторение теоретического материала.



Ответьте на вопросы:

  • Что такое деепричастие?

  • Каково грамматическое значение деепричастия?

  • Назовите морфологические признаки деепричастия?

  • Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?

2.Работа с текстом.( слайд № 5)



Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай, пока не пожмешь руку. Подавая руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперед. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. Садясь в трамвай или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.

  • Задание: выпишите из текста сначала одиночные деепричастия, затем деепричастные обороты.

3.Замените один из глаголов деепричастием, запишите полученные предложения, расставив знаки препинания(читает учитель)



  • Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.

  • Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

  • Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

  • Работа на школьной доске ( 1-е предложение – синтаксический разбор, 2-е - морфологический разбор деепричастия, 3 – морфемный разбор трех деепричастий. Работают 3 ученика)

4.Сравните причастия и деепричастия по следующему плану:

(слайды № 8 -11)



5.Раскройте скобки.(запись на доске, выполняет ученик)



  • (Не) зная ничего,

  • (не) чувствуя опасности,

  • (не) думая ни о чём,

  • (не) доумевая по поводу случившегося,

  • (не) говоря лишних слов,

  • (не) беспокоясь ни о чём,

  • (не) навидя ложь,

  • (не) решаясь приблизиться

6.Какую роль играют деепричастия в художественных произведениях? (у каждого ученика текст)



ЧТОБЫ ДОЕХАТЬ ДО ПАРИЖА

Франсуа Рабле, известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный песок, он на одном написал: «Яд для короля», на другом – «Яд для королевы», на третьем – «Яд для первого министра». Оставив пакетики на видном месте, он стал ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот, всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в «злом умысле» и в подтверждение проглотил все содержимое пакетиков.


Беседа.

Уч. Каков стиль данного текста?

Д. Художественный.

Уч. Тип данного текста?

Д. Повествование.

Уч. О чём этот текст?

Д. Об изобретательности писателя. Ему нужно было в Париж, а денег не было. Полиция доставила его в Париж бесплатно. Он хитрым путём достиг своей цели.

Уч. Назовите деепричастия. Какую роль они играют в предложении?

Д. Они рассказывают о действиях героев.

Уч. А деепричастие всполошившись?

Д. О состоянии человека, который испугался.

Уч. Какой вывод о роли деепричастий в тексте можно сделать?

Д. Деепричастия могут обозначать различные чувства и состояния

7. Игра “Аукцион фразеологических оборотов”.

Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:

Работать хорошо - Засучив рукава

Работать плохо Спустя рукава

Бежать быстро, (мчаться) Сломя голову

Уйти (остаться ) ни с чем, не

добиться желаемого Не солоно хлебавши

Без особого на то желания Скрепя сердце.

- Какими членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)? (Обстоятельствами)

- Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в их составе есть деепричастие).

-Какую часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть деепричастия? (Наречия)

- Что объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания, синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).



8. Описание действия по рисунку. (слайд № 14)


9. Проверочная работа


А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»


Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы.

Спишите первое и третье предложения, подчеркните грамматическую основу.


Домашнее задание (слайд № 15)




Презентация и разработка урока в 7 классе по теме
  • Русский язык и литература
Описание:

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».

 

 

 

 

n  Цели: закрепление сведений о деепричастии,

n  повторение орфограмм и пунктограмм  деепричастия,

n  развитие умений различать деепричастные и причастные обороты,

n  совершенствование навыков и умений конструировать предложения с деепричастными оборотами,

n  привитие   учащимися культуры поведения в общественных местах.

 

 

 

 

    Формаурока: обобщающийурок.

Автор Емельянова Ирина Олеговна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 791
Номер материала 19111
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓