Открытый урок по теме :
«Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».
n Цели: закрепление сведений о деепричастии,
n повторение орфограмм и
пунктограмм деепричастия,
n развитие умений различать
деепричастные и причастные обороты,
n совершенствование навыков и умений
конструировать предложения с деепричастными оборотами,
n привитие учащимися культуры
поведения в общественных местах.
Форма урока: обобщающий урок.
Оборудование:
-таблица «Деепричастие», интерактивная доска, карточки для
индивидуальной работы.
Ход урока
I.
Тема и задачи урока
Сегодня на
уроке мы обобщим сведения о
деепричастии, закрепим знания о правописании деепричастий, о выделении деепричастных оборотов запятыми на
письме, употреблении деепричастий в речи.
1.Повторение теоретического материала.
Ответьте на вопросы:
n Что такое деепричастие?
n Каково грамматическое значение
деепричастия?
n Назовите морфологические признаки
деепричастия?
n Какова синтаксическая роль
деепричастия в предложении?
n
2.Работа с текстом.( слайд № 5)
Встречаясь со взрослыми или входя в
помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не
сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай, пока не пожмешь руку.
Подавая руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперед. Кланяясь, нагни
только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. Садясь в трамвай
или автобус, пропусти первой в двери свою спутницу.
n Задание: выпишите из текста сначала
одиночные деепричастия, затем деепричастные обороты.
n
3.Замените один из глаголов
деепричастием, запишите полученные предложения, расставив знаки
препинания(читает учитель)
n Белочка распушила хвост и прыгала по
веткам.
n Снег падал на землю и покрывал её пушистым
ковром.
n Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
n Работа на школьной доске ( 1-е предложение
– синтаксический разбор, 2-е - морфологический разбор деепричастия, 3 –
морфемный разбор трех деепричастий. Работают 3 ученика)
4.Сравните причастия и деепричастия по
следующему плану:
(слайды № 8 -11)
5.Раскройте скобки.(запись на доске,
выполняет ученик)
n (Не) зная ничего,
n (не) чувствуя опасности,
n (не) думая ни о чём,
n (не) доумевая по поводу случившегося,
n (не) говоря лишних слов,
n (не) беспокоясь ни о чём,
n (не) навидя ложь,
n (не) решаясь приблизиться
n
6.Какую роль играют деепричастия в художественных произведениях? (у каждого ученика текст)
ЧТОБЫ ДОЕХАТЬ ДО ПАРИЖА
Франсуа Рабле,
известный французский писатель, оказался в денежном затруднении. Ему нечем было
заплатить за проезд из Лиона в Париж. Тогда, насыпав в три пакетика сахарный
песок, он на одном написал: «Яд для короля», на другом – «Яд для королевы», на
третьем – «Яд для первого министра». Оставив пакетики на видном месте, он стал
ждать. Служанка, убирая комнату, прочла надписи и побежала к хозяину. Тот,
всполошившись, вызвал стражу. Писателя схватили и под конвоем доставили в
Париж. Представ перед прокурором Парижа, Рабле признался в «злом умысле» и в
подтверждение проглотил все содержимое пакетиков.
Беседа.
Уч. Каков стиль
данного текста?
Д. Художественный.
Уч. Тип данного
текста?
Д. Повествование.
Уч. О чём этот
текст?
Д. Об
изобретательности писателя. Ему нужно было в Париж, а денег не было. Полиция
доставила его в Париж бесплатно. Он хитрым путём достиг своей цели.
Уч. Назовите
деепричастия. Какую роль они играют в предложении?
Д. Они рассказывают о
действиях героев.
Уч. А деепричастие всполошившись?
Д. О состоянии
человека, который испугался.
Уч. Какой вывод о
роли деепричастий в тексте можно сделать?
Д. Деепричастия могут обозначать различные чувства и
состояния
7.
Игра “Аукцион фразеологических оборотов”.
Дается
прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в
составе которых сохранились формы деепричастий:
Работать
хорошо - Засучив рукава
Работать
плохо Спустя рукава
Бежать
быстро, (мчаться) Сломя голову
Уйти
(остаться ) ни с чем, не
добиться
желаемого Не солоно хлебавши
Без
особого на то желания Скрепя сердце.
- Какими
членами предложения являются данные фразеологизмы (неделимые словосочетания)?
(Обстоятельствами)
-
Фразеологические обороты требуют обособления в предложении? (Нет, даже если в
их составе есть деепричастие).
-Какую
часть речи заменяют фразеологические обороты, в составе которых есть
деепричастия? (Наречия)
- Что
объединяет наречия и деепричастия? (неизменяемость, не имеют окончания,
синтаксическая роль, вопрос как к члену предложения, зависят от глагола).
8. Описание
действия по рисунку. (слайд № 14)
9. Проверочная работа
А на город уже выступало неприятельское
войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые
несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя,
нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло
всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы.
Спишите первое и третье предложения,
подчеркните грамматическую основу.
Домашнее задание
(слайд № 15)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.