Разработка урока
«Природные комплексы России. Урал.
Особенности природы»
Ход урока:
Учитель:
-Какие ПК выделяют на
территории России?
- Какие мы
изучили?
(слайд №1)
- Предлагаю проверить свои знания по ранее изученным комплексам.
Географический диктант:
В-I
2,3,6,7,8 Критерии оценок
«5» - 1-0
ошибок
B-II
-1,4,5,9,10 «4» - 2-3 ошибки
«3» - 4-5
ошибок.
Открыть правильные
ответы (слайд
№2)
- Ребята, на доске географические
названия. Определите, на какой из изученных территорий они
располагаться?
(слайд №3)
1.р. Волга
2.г. Москва
3.р. Обь
4.оз. Байкал
5.влк. Ключевская Сопка
6.г. Ямантау
7.долина гейзеров
-Чтобы определить, где
располагаться объект №6 постарайтесь отгадать мою загадку:
-К торжественному крику (слайд №
4)
Прибавь согласный звук.
Чтоб протянулись горы с севера на юг
(Урал) (слайд №5)
- Итак, ребята, о каком природном
комплексе России пойдет сегодня речь? (Урал)
- Запишите тему в тетрадь:
Тема: ПК России: Урал. Особенности
природы (слайд №6)
- Подумайте , что мы должны знать
по данной теме урока.
План:
1.Особенности
ФГП.
(слайд №7)
2. Рельеф и его особенности
3. Полезные ископаемые.
4. Климат и его особенности.
Умения: продолжить
формирование умений работать с картами, учебником, устанавливать
взаимосвязи.
План урока понятен?
Приступаем в его реализации.
Происхождение гор
Урала
(слайд №8)
Итак, наша первая задача определить Г.П.
Урала
- Какую карту будем использовать для этого? (физ. России) (слайд
№9)
Особенности Г.П. :
1.протянулся с севера на юг по 60 в. д.
(слайд №10)
2. На границе м/у Европой и Азией
3. На границе Русской и Западной
Сибири. Равниной
4. На границе р. Волги и Оби
5. На границе умеренного и
континентального климата
6. Между двумя платформами.
- Работая с картой, определите в
(градусах) протяженность с С-на-Ю и с З-на-В.
Итак, мы определили особенности Г.П.
Урала.
Переходим к следующей.
Какие карты помогут составить характеристику
рельефа?
Т.к. рельеф тесно связан с тектоническим строением, давайте обратимся к
тектонической
карте.
(слайд №11)
- Обратите внимание, в какую складчатость
образовался Урал? (герцинскую)
- В какую эру она происходила?
- Это древние горы. В мезозое и
начале кайнозоя произошло их разрушение, а в кайнозойскую он вторично
поднялся, но на не большую высоту. Горы испытали глыбово -вертикальные движения
и стали складчато - глыбовыми.
(слайд
№12-13)
- В дальнейшем они испытали сильное физ. Выветривание. Горы разрушились.
Каменистые россыпи, которые образовались на вершинах сползали с гор в долины
образуя каменистые реки – курумы. -
Ребята, рассмотрите физ. Карту Урала и орографическую схему в учебнике стр. 67.
Что вы можете сказать о внешнем виде этих гор. а) старые, невысокие,
разрушенные горы
б) хребты располагаются
|| друг другу,
вытянуты с С -
на – Ю (слайд №11-16)
Между ними располагаются
продольные и поперечные долины. И только один хребет не пересечен поперечными
долинами – это Водораздельный хребет.
в) имеют округлые вершины
Над вершинами иногда возвышаться
останца, имеющие причудливые очертания, а в приполярном Урале имеются и
остроконечные вершины (слайд №18)
- Используя карты, посмотрите внимательно и скажите на какие части
делиться Урал с С.- на Ю. (Полярный, Приполярный , Северный , Средний , Южный
)
Сравните рельеф частей
Урала.
(слайд №19)
- Назовите самую высокую точку Урала.
Нанесите её на карту. (слайд №20)
- Назовите самую высокую точку южной
части Урала (г. Ямантау)
- Какой вывод сделаете о
высоте? (не высокие)
- А теперь внимательно рассмотрите
строение гор с З-В и ответьте : как вы думаете это симметричные или
ассиметричные горы. Почему вы там решили? (слайд №21)
Урал – ассиметричные горы, т.к.
западный склон пологий, а восточный крутой.
Итак, подведем итог решению II
задачи урока:
Горы Урал складчато – глыбовые,
герцинской складчатости, старые разрушенные, невысокие, ассиметричные.
С рельефом и геологическим строением тесно
связаны полезные ископаемые. (слайд №22)
- Обратите внимание на карту полезные
ископаемые и скажите, какими видами горных пород по происхождению сложены
горы Урал?
(осадочными – нефть и газ, магматические - руды)
- Обговорите в паре друг с другом,
какой вы можете сделать вывод об обеспеченности данной территории полезными
ископаемыми? (Урал богат минеральными ресурсами)
Да, здесь сосредоточены почти все элементы
таблицы Менделеева.
- Подумайте, а чем объяснить такое
разнообразие рудных и не рудных п/и Урала?
(Это связанно с рельефом и геологией. О них мы уже говорили )
У вас на столе карточки с названием самых
крупных месторождений Урала. Нанесите их на к/к.
Минеральные ресурсы используются очень
давно, а некоторые находятся на большой глубине. Поэтому их необходимо
охранять и рационально использовать. ( слайд №23)
С этой целью на Урале создан Ильменский
минеральный заповедник.
Итак, справились мы с данной задачей
урока. Переходим к следующей.
1- Подумайте
и ответьте, скажется ли ГП Урала на его климате (да)
2- Какой
будет в общем климат Урала (разнообразный)
3- Подумайте,
в каких направлениях он будет изменяться (С-Ю; З-В; и с высотой)
4- Какая
карта нам поможет изучить климат Урала (слайд №24)
Теперь нам предстоит доказать, что климат
изменяется с С на Ю и З-В.
Для этого выполните задание в тетради. По
картам в уч. Стр. 62-63, определите :
ср.-tя
и в северной и южной части Урала.
ср.t
и
Определите, как распределены осадки: в
Предуралье, в Зауралье; чем это объяснить?
Какие особенности климата Урала можно
выделить?( разнообразный, изменяется с С.на Ю. и с З.на В.)
Справились мы с поставленными задачами
урока? Какой этап урока для вас был трудным?
Закрепление материала.
(слайд №25)
Рефлексия.
Домашнее задание: текст учебника, анализ карт.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.