Главная / Биология / презентация и конспект урока в 6 классе на тему:Цветок - генеративный орган, его строение и значение

презентация и конспект урока в 6 классе на тему:Цветок - генеративный орган, его строение и значение

Название документа конспект урока в 6 классе.doc

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему:

Цветок - генеративный орган, его строение и значение.

Учитель биологии МБОУ ООШ д.Кшанны: Рахматуллина Л.В.

Цель урока: дать понятие о цветке как о генеративном органе растения.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения цветка;

  • Развивающие задачи: формировать умения учащихся определять типы цветов по их внешнему виду, составлять формулы;

  • Воспитательные: продолжить воспитание бережного отношения к природе родного края.

Оборудование:

  • таблица “Цветковое растение и его органы” разборные модели цветов,

  • цветы комнатных растений, пинцеты и лупы ,компьютерная презентация «Цветок и его строение.”

  • Красная Книга Республики Башкортостан;

  • Альбом - Красная книга Аургазинского района

Ход урока

I .Создание психологического комфорта

( Звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского, на экране изображение цветов) /слайды 2-8/

Учитель : Вслушайтесь в музыку великого русского композитора. Постарайтесь представить танец цветов

(Заканчивается вальс.)

Ребята, наверное все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту, потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.

Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.

Тема сегодняшнего урока: «Цветок - генеративный орган, его строение и значение».


II .Опрос обучающихся по заданному на дом материалу

Учитель задает вопрос, указав его номер, а учащиеся записывают в тетради номер вопроса и ответ – один или несколько терминов. Вопрос можно заменить повествовательным предложением, пропустив в нем один термин.

1. Ползучие стебли земляники называются ... . (усы.)
2. Стебель – составная часть ... . (побега.)
3. Под кожицей стебля находится слой клеток ... . (пробки.)
4. Ситовидные трубки входят в состав ... . (луба.)
5. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сосудам ... . (древесины.)
6. У ландыша в почве имеются корни и ... . (корневища.)
7. Клубни развиваются на концах ... . (подземных побегов.)

Учащиеся должны выписать номера правильных суждений.

1. У большинства видов растений стебли прямостоячие.
2. Все стелющиеся стебли не укореняются в почве.
3. Вьющиеся стебли обвивают опору и цепляются за нее усиками или короткими придаточными корнями – прицепками.
4. Стебли винограда цепляются за опору усиками.
5. Стебель дерева состоит из коры, пробки, луба, камбия, древесины и сердцевины.
6. Клетки пробки мертвые.
7. Кожица стебля и пробка – покровные ткани.
8. Дыхание древесного стебля происходит через трещины коры и обломанные ветки. 
9. Ситовидные трубки входят в состав древесины.
10. Лубяные волокна – вытянутые мертвые клетки с толстыми стенками.

Ответы: 1, 4, 6, 7, 10.

III. Объяснение нового учебного материала

Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”.

Цветы, цветы… Как много их, (слайд 9)

И розовых, и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях,

Цветы, цветы… Везде, везде

Мне улыбаются весь день,

Живую радугу колебля…

Г.К.Суворов.

Запишите тему урока : «Цветок - генеративный орган, его строение и значение».

Вы рассматривали изображения различных цветов. Какие ассоциации, вопросы у вас возникали при этом?

Вопросы записываются на доске.

Настроить на вопрос: Почему цветы такие красивые?

Почему они такие разные?

Почему у них яркая окраска?

Почему у них такая форма?

Почему одни цветы имеют запах, а другие нет?

Какую роль играют цветы для растений?

В ходе беседы учащиеся высказывают предположения, касающиеся ответов на поставленные вопросы.



Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей, чувств и просто хорошего настроения. Без цветов не обходится почти ни один праздник. А дарить цветы – прекрасная традиция.

Я хочу вам напомнить, что цветок – это орган растения.

Что бы вы ещё хотели узнать о цветке?

На основе ответов формулируется “информационный запрос” учеников на данный этап учебного занятия: выяснить функции и особенности строения цветка, как важной составной части побега; научиться распознавать части цветка.

Учитель рассказывает о строении цветка и значении его отдельных частей, используя таблицу “Цветковое растение и его органы” и разборную модель “Цветок вишни”, слайды презентации.( слайды 10-16 )

Учитель рассказывает о местных растениях, занесенных в Красную Книгу Башкирии.

В «Красную книгу Республики Башкортостан" включены, растения нашего района такие, как: эфедра двуколосковая, тонконог жестколистный, ковыль перистый, к.красивейший, к. Коржинского, лук косой , тюльпан Биберштейна, ятрышник шлемоносный, парнолистник перистый, гвоздика иглолистная, остролодочник голый, астрагал Гельма, стальник пашенный, копеечник крупноцветковый, чина Литвинова, девясил высокий, златотравка эллиптическая, ковыль перистый, стальник полевой, девясил высокий.

Ковыль перистый (слайд17)

Распространение: Встречается редко по южным и приволжским районам Правобережья области, встречается в Самарской, Саратовской, Волгоградской, Челябинской областях, Республиках Татарстан и Башкортостан, в Заволжье. За пределами России - в западной части Казахстана.
Особенности экологии и биологии: Травянистый густодерновинный многолетник. Облигатный кальцефил. Цветет в июне. Растет по обнажениям мела, мергеля и в каменистых разнотравных степях по склонам южной экспозиции, где иногда достигает большого обилия, в горных остепененных меловых сосняках.
Лимитирующие факторы: Уменьшение численности связано с возрастанием антропогенной нагрузки на места произрастания (вырубка лесов, выпас скота, весенние пожары) и узкая экологическая амплитуда.
Меры охраны: Внесен в Красную книгу РСФСР (1988) и Красные книги Саратовской области, Республики Татарстан и Республики Башкортостан , в нашем районе произрастает, в д.Исмагилово, Усманово, по долинам рек Уршак, Аургазы, в нашей деревне произрастает на территории природного памятника «Бабай – таш».

Лук косой (слайд 18)

Лук косой (лат. Allium obliquum) — многолетнее травянистое растение, вид рода Лук (Allium) семейства Луковые (Alliaceae).

Распространение и экология. В природе ареал вида охватывает Румынию, Европейскую часть России, Среднюю Азию, Монголию и Китай. Произрастает на западном и восточном макросклонах Южного Урала, главным образом на территории Республики Башкортостан - от р. Сакмара и Губерлинских гор на юге до нижнего течения р. Юрюзань на севере. Произрастает на лугах и лесных склонах.

Меры охраны. Необходимы исследование распространения вида в Аургазинском районе , контроль за состоянием популяций. Произрастает возле д.Бишкаин.

Тюльпан Биберштейна (слайд 19)

Распространение. Тюльпан Биберштейна распространен от Восточного Закавказья до Верхней Волги и от Украины до Сибири, а также в Средней Азии. Для территории Башкортостана тюльпан биберштена указывается для каменистых степей на крутых карбонатных склонах южной экспозиции.

Растет чаще в степях, на степных склонах, в лесостепях, полупустынях, на лесных полянах, опушках и среди кустарников. В нашем районе произрастает по долине реки Уршак и в прилегающих склонах.


Биологическое описание. Луковица конусовидная, 1-2 см диаметром, с кожистыми чёрно-бурыми чешуями, опушёнными у верхушки и основания прижатыми волосками. Стебель 15-30 см высотой, с 2, реже 3 расставленными узкими желобчатыми листьями. Цветок обычно одиночный, в бутоне поникающий, в солнечную погоду широко раскрытый. Листочки околоцветника 2-4 см длиной, заострённые, золотисто-жёлтые, наружные по спинке с коричневато- зелёным оттенком. Тычиночные нити опушённые, разной длины. Плод до 2,5 см длиной и 1,5 см шириной. Размножаются только семенным путём.

Лимитирующими факторами для редких растений являются: уменьшение численности связанное с возрастанием антропогенной нагрузки на места произрастания (вырубка лесов, выпас скота, весенние пожары, сбор для букетов). Поэтому мы должны делать все возможное, чтобы сохранить эти виды. Сегодня я вам рассказала о некоторых растениях, занесенных в Красную Книгу РБ, а об остальных растениях я предлагаю вам написать реферат.

IV.Закрепление учебного материала

Практическая работа “Строение цветка” ( слайд 22 )

Оборудование: цветы комнатных растений, пинцеты и лупы

Подведение итога урока . Выставление оценок.

V.Задание на дом (слайд 23)


















Название документа урок.ppt

Тема урока: Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Учитель био...
Цветы, цветы… Как много их, И розовых, и голубых, Как мотыльков на тонких ст...
Строение цветка Околоцветник
Однополые и обоеполые
Однодомные и двудомные
Околоцветник
Венчик
Чашечка
Околоцветник
 Ковыль перистый
Лук косой
Тюльпан Биберштейна
Ятрышник шлемоносный
Копеечник крупноцветковый
Практическая работа
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - §22, читать, написать реферат на тему : «Растения Аургазин...
1 из 23

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема урока: Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Учитель биолог
Описание слайда:

Тема урока: Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Учитель биологии МБОУ ООШ д.Кшанны: Рахматуллина Л.В.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Цветы, цветы… Как много их, И розовых, и голубых, Как мотыльков на тонких стебл
Описание слайда:

Цветы, цветы… Как много их, И розовых, и голубых, Как мотыльков на тонких стеблях, Цветы, цветы… Везде, везде Мне улыбаются весь день, Живую радугу колебля… Г.К.Суворов.

№ слайда 10 Строение цветка Околоцветник
Описание слайда:

Строение цветка Околоцветник

№ слайда 11 Однополые и обоеполые
Описание слайда:

Однополые и обоеполые

№ слайда 12 Однодомные и двудомные
Описание слайда:

Однодомные и двудомные

№ слайда 13 Околоцветник
Описание слайда:

Околоцветник

№ слайда 14 Венчик
Описание слайда:

Венчик

№ слайда 15 Чашечка
Описание слайда:

Чашечка

№ слайда 16 Околоцветник
Описание слайда:

Околоцветник

№ слайда 17  Ковыль перистый
Описание слайда:

Ковыль перистый

№ слайда 18 Лук косой
Описание слайда:

Лук косой

№ слайда 19 Тюльпан Биберштейна
Описание слайда:

Тюльпан Биберштейна

№ слайда 20 Ятрышник шлемоносный
Описание слайда:

Ятрышник шлемоносный

№ слайда 21 Копеечник крупноцветковый
Описание слайда:

Копеечник крупноцветковый

№ слайда 22 Практическая работа
Описание слайда:

Практическая работа

№ слайда 23 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - §22, читать, написать реферат на тему : «Растения Аургазинско
Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - §22, читать, написать реферат на тему : «Растения Аургазинского района, занесенные в Красную книгу РБ».

презентация и конспект урока в 6 классе на тему:Цветок - генеративный орган, его строение и значение
  • Биология
Описание:
Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: Цветок - генеративный орган, его строение и значение. Учитель биологии МБОУ ООШ д.Кшанны: Рахматуллина Л.В. Цель урока: дать понятие о цветке как о генеративном органе растения. Задачи: • Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения цветка; • Развивающие задачи: формировать умения учащихся определять типы цветов по их внешнему виду, составлять формулы; • Воспитательные: продолжить воспитание бережного отношения к природе родного края. Оборудование: • таблица “Цветковое растение и его органы” разборные модели цветов, • цветы комнатных растений, пинцеты и лупы ,компьютерная презентация «Цветок и его строение.” • Красная Книга Республики Башкортостан; • Альбом - Красная книга Аургазинского района Ход урока I .Создание психологического комфорта ( Звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского, на экране изображение цветов) /слайды 2-8/ Учитель : Вслушайтесь в музыку великого русского композитора. Постарайтесь представить танец цветов (Заканчивается вальс.) Ребята, наверное все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту, потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов. Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас. Тема сегодняшнего урока: «Цветок - генеративный орган, его строение и значение». II .Опрос обучающихся по заданному на дом материалу Учитель задает вопрос, указав его номер, а учащиеся записывают в тетради номер вопроса и ответ – один или несколько терминов. Вопрос можно заменить повествовательным предложением, пропустив в нем один термин. 1. Ползучие стебли земляники называются ... . (усы.) 2. Стебель – составная часть ... . (побега.) 3. Под кожицей стебля находится слой клеток ... . (пробки.) 4. Ситовидные трубки входят в состав ... . (луба.) 5. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сосудам ... . (древесины.) 6. У ландыша в почве имеются корни и ... . (корневища.) 7. Клубни развиваются на концах ... . (подземных побегов.) Учащиеся должны выписать номера правильных суждений. 1. У большинства видов растений стебли прямостоячие. 2. Все стелющиеся стебли не укореняются в почве. 3. Вьющиеся стебли обвивают опору и цепляются за нее усиками или короткими придаточными корнями – прицепками. 4. Стебли винограда цепляются за опору усиками. 5. Стебель дерева состоит из коры, пробки, луба, камбия, древесины и сердцевины. 6. Клетки пробки мертвые. 7. Кожица стебля и пробка – покровные ткани. 8. Дыхание древесного стебля происходит через трещины коры и обломанные ветки. 9. Ситовидные трубки входят в состав древесины. 10. Лубяные волокна – вытянутые мертвые клетки с толстыми стенками. Ответы: 1, 4, 6, 7, 10. III. Объяснение нового учебного материала Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”. Цветы, цветы… Как много их, (слайд 9) И розовых, и голубых, Как мотыльков на тонких стеблях, Цветы, цветы… Везде, везде Мне улыбаются весь день, Живую радугу колебля… Г.К.Суворов. Запишите тему урока : «Цветок - генеративный орган, его строение и значение». Вы рассматривали изображения различных цветов. Какие ассоциации, вопросы у вас возникали при этом? Вопросы записываются на доске. Настроить на вопрос: Почему цветы такие красивые? Почему они такие разные? Почему у них яркая окраска? Почему у них такая форма? Почему одни цветы имеют запах, а другие нет? Какую роль играют цветы для растений? В ходе беседы учащиеся высказывают предположения, касающиеся ответов на поставленные вопросы. Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей, чувств и просто хорошего настроения. Без цветов не обходится почти ни один праздник. А дарить цветы – прекрасная традиция. Я хочу вам напомнить, что цветок – это орган растения. Что бы вы ещё хотели узнать о цветке? На основе ответов формулируется “информационный запрос” учеников на данный этап учебного занятия: выяснить функции и особенности строения цветка, как важной составной части побега; научиться распознавать части цветка. Учитель рассказывает о строении цветка и значении его отдельных частей, используя таблицу “Цветковое растение и его органы” и разборную модель “Цветок вишни”, слайды презентации.( слайды 10-16 ) Учитель рассказывает о местных растениях, занесенных в Красную Книгу Башкирии. В «Красную книгу Республики Башкортостан" включены, растения нашего района такие, как: эфедра двуколосковая, тонконог жестколистный, ковыль перистый, к.красивейший, к. Коржинского, лук косой , тюльпан Биберштейна, ятрышник шлемоносный, парнолистник перистый, гвоздика иглолистная, остролодочник голый, астрагал Гельма, стальник пашенный, копеечник крупноцветковый, чина Литвинова, девясил высокий, златотравка эллиптическая, ковыль перистый, стальник полевой, девясил высокий. Ковыль перистый (слайд17) Распространение: Встречается редко по южным и приволжским районам Правобережья области, встречается в Самарской, Саратовской, Волгоградской, Челябинской областях, Республиках Татарстан и Башкортостан, в Заволжье. За пределами России - в западной части Казахстана. Особенности экологии и биологии: Травянистый густодерновинный многолетник. Облигатный кальцефил. Цветет в июне. Растет по обнажениям мела, мергеля и в каменистых разнотравных степях по склонам южной экспозиции, где иногда достигает большого обилия, в горных остепененных меловых сосняках. Лимитирующие факторы: Уменьшение численности связано с возрастанием антропогенной нагрузки на места произрастания (вырубка лесов, выпас скота, весенние пожары) и узкая экологическая амплитуда. Меры охраны: Внесен в Красную книгу РСФСР (1988) и Красные книги Саратовской области, Республики Татарстан и Республики Башкортостан , в нашем районе произрастает, в д.Исмагилово, Усманово, по долинам рек Уршак, Аургазы, в нашей деревне произрастает на территории природного памятника «Бабай – таш». Лук косой (слайд 18) Лук косой (лат. Allium obliquum) — многолетнее травянистое растение, вид рода Лук (Allium) семейства Луковые (Alliaceae). Распространение и экология. В природе ареал вида охватывает Румынию, Европейскую часть России, Среднюю Азию, Монголию и Китай. Произрастает на западном и восточном макросклонах Южного Урала, главным образом на территории Республики Башкортостан - от р. Сакмара и Губерлинских гор на юге до нижнего течения р. Юрюзань на севере. Произрастает на лугах и лесных склонах. Меры охраны. Необходимы исследование распространения вида в Аургазинском районе , контроль за состоянием популяций. Произрастает возле д.Бишкаин. Тюльпан Биберштейна (слайд 19) Распространение. Тюльпан Биберштейна распространен от Восточного Закавказья до Верхней Волги и от Украины до Сибири, а также в Средней Азии. Для территории Башкортостана тюльпан биберштена указывается для каменистых степей на крутых карбонатных склонах южной экспозиции. Растет чаще в степях, на степных склонах, в лесостепях, полупустынях, на лесных полянах, опушках и среди кустарников. В нашем районе произрастает по долине реки Уршак и в прилегающих склонах. Биологическое описание. Луковица конусовидная, 1-2 см диаметром, с кожистыми чёрно-бурыми чешуями, опушёнными у верхушки и основания прижатыми волосками. Стебель 15-30 см высотой, с 2, реже 3 расставленными узкими желобчатыми листьями. Цветок обычно одиночный, в бутоне поникающий, в солнечную погоду широко раскрытый. Листочки околоцветника 2-4 см длиной, заострённые, золотисто-жёлтые, наружные по спинке с коричневато- зелёным оттенком. Тычиночные нити опушённые, разной длины. Плод до 2,5 см длиной и 1,5 см шириной. Размножаются только семенным путём. Лимитирующими факторами для редких растений являются: уменьшение численности связанное с возрастанием антропогенной нагрузки на места произрастания (вырубка лесов, выпас скота, весенние пожары, сбор для букетов). Поэтому мы должны делать все возможное, чтобы сохранить эти виды. Сегодня я вам рассказала о некоторых растениях, занесенных в Красную Книгу РБ, а об остальных растениях я предлагаю вам написать реферат. IV.Закрепление учебного материала Практическая работа “Строение цветка” ( слайд 22 ) Оборудование: цветы комнатных растений, пинцеты и лупы Подведение итога урока . Выставление оценок. V.Задание на дом (слайд 23)
Автор Рахматуллина Лайсан Вакиловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Биология
Подраздел Презентации
Просмотров 1744
Номер материала 21380
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓