Главная / Русский язык и литература / Презентация и конспект урока по русскому языку "Предлог как часть речи" (7 класс)

Презентация и конспект урока по русскому языку "Предлог как часть речи" (7 класс)

Название документа 10._predlog_kak_chast_rechi..pptx

Предлог как часть речи.
Рассмотрите иллюстрации. Составьте словосочетания с ними.
Наблюдение над ролью предлогов Прочитайте данный на стр. 134 ряд слов. С помо...
А.С. Пушкин «Зимнее утро» Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя...
Задание № 1. 1. Я приехал домой под вечер. 2. Вася не пришел в школу из-за бо...
Наблюдение над связью главного и зависимого слова. Задание № 2. Вспоминать о ...
Разряды предлогов по значению Войти в комнату Прийти через час Не пришёл из-з...
Задание № 3 Выб..рались из трюма, об..явить после старта, остаться в каюте, б...
Пространственное значение Временноезначение Причинное значение Целевоезначени...
«Лови ошибку» Условные обозначения: «+» – правда, «-» - ложь. 1. Предлог – эт...
Взаимопроверка. 1.+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6.+, 7.-
Домашнее задание. Составить, пользуясь материалами индивидуальной карты, устн...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Предлог как часть речи.
Описание слайда:

Предлог как часть речи.

№ слайда 2 Рассмотрите иллюстрации. Составьте словосочетания с ними.
Описание слайда:

Рассмотрите иллюстрации. Составьте словосочетания с ними.

№ слайда 3 Наблюдение над ролью предлогов Прочитайте данный на стр. 134 ряд слов. С помощью
Описание слайда:

Наблюдение над ролью предлогов Прочитайте данный на стр. 134 ряд слов. С помощью каких слов можно восстановить четверостишие?

№ слайда 4 А.С. Пушкин «Зимнее утро» Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на
Описание слайда:

А.С. Пушкин «Зимнее утро» Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

№ слайда 5 Задание № 1. 1. Я приехал домой под вечер. 2. Вася не пришел в школу из-за болез
Описание слайда:

Задание № 1. 1. Я приехал домой под вечер. 2. Вася не пришел в школу из-за болезни. 3. Служащие прибыли для переговоров. 4. Катя плохо себя чувствовала в течение дня.

№ слайда 6 Наблюдение над связью главного и зависимого слова. Задание № 2. Вспоминать о пол
Описание слайда:

Наблюдение над связью главного и зависимого слова. Задание № 2. Вспоминать о полете, говорить с ним, наблюдаем за облаками, смотрим в иллюминатор, спуститься по трапу.

№ слайда 7 Разряды предлогов по значению Войти в комнату Прийти через час Не пришёл из-за б
Описание слайда:

Разряды предлогов по значению Войти в комнату Прийти через час Не пришёл из-за болезни (не пришёл почему? из-за болезни) Остановились для ночлега (остановились зачем? с какой целью? для ночлега) (войти куда? в комнату) 1. Пространственное значение, значение места. 2. Временное значение. (прийти когда? через час) 3. Причинное значение. 4. Целевое значение.

№ слайда 8 Задание № 3 Выб..рались из трюма, об..явить после старта, остаться в каюте, брыз
Описание слайда:

Задание № 3 Выб..рались из трюма, об..явить после старта, остаться в каюте, брызги из(под) кормы, зад..ржать из(за) непогоды, закончить перед отплытием, оказаться вследствие (не)здоровья, мат..риалы для работы, выр..сли благодаря дождям.

№ слайда 9 Пространственное значение Временноезначение Причинное значение Целевоезначение В
Описание слайда:

Пространственное значение Временноезначение Причинное значение Целевоезначение Выбирались из трюма Объявить после старта Задержать из-за непогоды Материалы для работы Остаться в каюте Закончить перед отплытием Оказаться вследствие нездоровья Брызги из-под кормы Выросли благодаря дождям

№ слайда 10 «Лови ошибку» Условные обозначения: «+» – правда, «-» - ложь. 1. Предлог – это с
Описание слайда:

«Лови ошибку» Условные обозначения: «+» – правда, «-» - ложь. 1. Предлог – это служебная часть речи. 2. Предлоги бывают простыми и составными. 3. В предложении предлог является дополнением. 4. Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. 5. Предлог из-за является составным. 6. По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. 7. Предлог (в) течение пишется слитно.

№ слайда 11 Взаимопроверка. 1.+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6.+, 7.-
Описание слайда:

Взаимопроверка. 1.+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6.+, 7.-

№ слайда 12 Домашнее задание. Составить, пользуясь материалами индивидуальной карты, устный
Описание слайда:

Домашнее задание. Составить, пользуясь материалами индивидуальной карты, устный рассказ в учебно-научном стиле о предлоге как части речи. Упражнение 288.

Название документа индив карта предлог.docx

Индивидуальная карта урока

Тема урока_______________________________________________________________

Цель урока_______________________________________________________________

Знаю

Хочу знать

Узнал
















Задание № 1. Подчеркните существительные с предлогами в данных предложениях.

  1. Я приехал домой под вечер. 2. Вася не пришел в школу из-за болезни. 3. Служащие прибыли для переговоров. 4. Катя плохо себя чувствовала в течение дня.

Задание № 2. Укажите часть речи зависимого слова в словосочетании, выделите у него окончание, предлог заключите в прямоугольник.

Вспоминать о полете, говорить с ним, наблюдаем за облаками, смотрим в иллюминатор, спуститься по трапу.

Вывод. Роль предлогов в речи состоит в том, что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлог – это






Предлоги бывают






Разряды предлогов по значению.

  1. Пространственное значение, значение места

Войти (куда?) в комнату

  1. Временное значение

Прийти (когда?) через час

  1. Причинное значение

Не пришел (почему?) из-за болезни

  1. Целевое значение

Остановились (зачем?) для ночлега



Задание № 3. Распредели словосочетания в 4 колонки по значениям предлогов.

Выб..рались из трюма, об..явить после старта, остаться в каюте, брызги из (под) кормы, зад..ржать из(за) непогоды, закончить перед отплытием, оказаться вследствие (не)здоровья, мат..риалы для работы, выр..сли благодаря дождям.



Пространственное значение


Временное значение

Причинное значение

Целевое значение

























«Лови ошибку».

Условные обозначения: «+» – правда, «-» - ложь.

1. Предлог – это служебная часть речи.

2. Предлоги бывают простыми и составными.

3. В предложении предлог является дополнением.

4. Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

5. Предлог из-за является составным.

6. По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные.

7. Предлог (в) течение пишется слитно.





Оцени свою работу _________________

Название документа конспект урока.docx

Автор: Саттарова Н. Ю., учитель русского языка и литературы

Тема: Предлог как часть речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели как деятельность учеников:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (в таблицу, схему, ключевые слова); анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

М/к: договариваться о совместной деятельности, формулировать собственное мнение, приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме.

6ЛР: выявлять признаки предлога как части речи, устанавливать роль предлога в речи, определять отношения, которые выражают предлоги в словосочетании, отличать простые и составные предлоги, находить предлоги в тексте.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Введение в тему урока.


  • Прочитайте название темы урока, запишите ее в индивидуальную карту урока.

  • Как вы думаете, почему авторы учебника сначала предлагают для изучения предлоги, а не союзы или частицы?

  • Рассмотрите иллюстрации. Составьте словосочетания с ними. (Кошка на столе, кошка за столом, кошка под лавкой.)



  • Какова роль предлогов в этих сочетаниях? Только ли они помогают связать слова? (Они помогают выражать разные значения в словосочетаниях.)

Записать в индивидуальную карту – что знаю?


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.


III. Постановка целей и задач урока.






































1. Стр. 134 (материал для наблюдения) – наблюдение над ролью предлогов.

  • Прочитайте данный на стр. 134 ряд слов. С помощью каких слов можно восстановить четверостишие? Из какого стихотворения Пушкина они взяты? (Работа в парах)

  • Прочитайте получившийся отрывок.

  • Что помогает выразить подчинённые отношения существительных к другим словам? (Падеж существительного и предлог.)

  • Выполните задание № 1 в индивидуальной карте. (1 ученик у доски)

Подчеркните существительные с предлогами в данных предложениях.

  1. Я приехал домой под вечер. 2. Вася не пришел в школу из-за болезни. 3. Служащие прибыли для переговоров. 4. Катя плохо себя чувствовала в течение дня.

  • Сформулируйте вывод о синтаксической функции предлогов. (Не являясь самостоятельными членами предложения, предлоги входят в состав одного члена предложения с тем словом, к которому относятся.)

  • Обратите внимание, какие отношения выражают предлоги? (Временные, причинные, пространственные, целевые). Какие по строению бывают предлоги? (Простые, составные)

  • Сформулируйте цели урока. (Цели можно кратко записать на доске в виде опор, ключевых слов.) Предлагаем возможный вариант.

Установить:

а) для чего нужны предлоги в предложении;

б) какие они бывают и к чему относятся;

в) какие значения выражают;

г) как подчёркиваются в предложении и т.д.

Регулятивные УУД

1. Формулировать цель и задачи урока.



Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать.

2. Осуществлять познавательную рефлексию.



Коммуникативные УУД

1. Осуществлять взаимодействие в парах (группах).

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

2. Строить связное монологическое высказывание.




I V. Теория. Открытие нового знания.




1. Упр. 285 (задание № 2 в индивидуальной карте) – наблюдение над связью главного и зависимого слова в словосочетаниях.

Вспоминать о полете, говорить с ним, наблюдаем за облаками, смотрим в иллюминатор, спуститься по трапу.

  • Какими частями речи являются зависимые слова?

  • Как выражена связь зависимых слов с главными? (Предлог и окончание, предлог в прямоугольник заключите и выделите окончание)

Формулирование вывода (записать в индивидуальную карту): роль предлогов в речи состоит в том, что они помогают связать существительные и местоимения с глаголами.

  1. На основе полученных знаний составьте определение предлога как части речи.

(в индивидуальной карте урока)

Прочитайте определение в учебнике, сравните со своим.




Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (изучающего, рефлексивного).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица).




V. Рефлексия

1. Рассмотрим схему «Разряды предлогов» (индивидуальная карта)

2. Пользуясь схемой, выполни задание № 3 в индивидуальной карте.

Распредели словосочетания в 4 колонки по значениям предлогов.

Выб..рались из трюма, об..явить после старта, остаться в каюте, брызги из (под) кормы, зад..ржать из(за) непогоды, закончить перед отплытием, оказаться вследствие (не)здоровья, мат..риалы для работы, выр..сли благодаря дождям.

- Подберите по одному примеру в каждую колонку.

  • Как вы напишете предлоги из-за и из-под?

  • Подумайте, могут ли возникнуть орфографические проблемы при написании предлогов.

  • Орфограммы какого типа можно встретить при написании предлогов? (Контакт, пробел, дефис.)

  • Какие ещё предлоги привлекли ваше внимание? (Вследствие и благодаря.) Почему? (Напоминают наречия, существительные.)

- Как вы думаете, какие предлоги мы будем изучать на следующих уроках?

3. ТЕСТ «Лови ошибку».

Условные обозначения: «+» – правда, «-» - ложь.

  1. Предлог – это служебная часть речи.

  2. Предлоги бывают простыми и составными.

  3. В предложении предлог является дополнением.

  4. Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

  5. Предлог из-за является составным.

  6. По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные.

  7. Предлог в течение пишется слитно.

1.+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6.+, 7.-

VI. Итог урока.


Заполните в индивидуальной карте графу в таблице «Что узнал»

(Учитель может ещё раз обратиться к задачам, которые были поставлены на уроке.)



– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.


1. Составить, пользуясь материалами индивидуальной карты, устный рассказ в учебно-научном стиле о предлоге как части речи.

2. Упр. 288.















© Баласс, 2015


Презентация и конспект урока по русскому языку "Предлог как часть речи" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок открытия новых знаний, это первый урок в системе. 

В материале содержится презентация, конспект урока и индивидуальная карта урока. Рекомендуемое сопровождение к уроку - учебник М. Т. Баранова, русский язык, 7 класс

Фрагмент индивидуальной карты

 Задание № 1. Подчеркните существительные с предлогами в данных предложениях.

1.      Я приехал домой под вечер. 2. Вася не пришел в школу из-за болезни. 3. Служащие прибыли для переговоров. 4. Катя плохо себя чувствовала в течение дня.

Задание № 2. Укажите часть речи зависимого слова в словосочетании, выделите у него окончание, предлог заключите в прямоугольник.

Вспоминать о полете, говорить с ним, наблюдаем за облаками, смотрим в иллюминатор, спуститься по трапу.

Вывод. Роль предлогов в речи состоит в том, что...

Автор Саттарова Нина Юрьевна
Дата добавления 24.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 1495
Номер материала 58557
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы