Главная / Начальные классы / Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Земля - планета Солнечной системы"(4 класс)

Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Земля - планета Солнечной системы"(4 класс)

Конспект урока

Составила: Мясникова Лидия Павловна, учитель начальных классов МОУ СОШ №57 Г.Волгограда

Предмет: окружающий мир Класс: 4 «А

ТЕМА: Земля – планета Солнечной системы.

Тип урока: введение новых знаний

Цель: создать условия для расширения знаний обучающихся о Солнечной системе , форме и движении Земли.

Задачи:

  1. сформировать знания о Солнечной системе, её составе, познакомить обучающихся с учениями древних философов о форме и движении Земли;

2. обобщить знания о модели Земли – глобусе ; развивать воображение, умение аргументировать свою точку зрения;

3. воспитывать любознательность и интерес к исследовательской работе.

Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, контроля и самоконтроля, мотивации.

Средства, обеспечивающие учебный процесс: шар, конус, цилиндр, настольная лампа, экран, плакат с планетами Солнечной системы, схемы строения Земли и её движения во времена Пифагора и Аристотеля, школьный телескоп , презентация, компьютер, глобус, карта полушарий, учебник О.Т.Поглазовой «Окружающий мир», рабочая тетрадь№1







Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 Организационный момент

Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

- Улыбнитесь мне, соседу, товарищам.

Садитесь удобнее. Нас ждут открытия.

Начнем урок.

Дети улыбаются друг другу. Садятся за парты.

2.Актуализация опорных знаний.

Цель; повторение изученного материала , необходимого для открытия нового знания, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика

.

Тест- игра «Да- нет»







































Загадка.

















Работа с картой полушарий.

Цель: развивать умение работать с картой














- Я буду читать вам утверждение, а вы пишите слово «да», если оно верное и слово «нет» , если -неверное.









  1. Экватор – самая длинная параллель.

  2. Меридиан –условная линия, соединяющая оба полюса на глобусе.

  3. Длины параллелей одинаковы.

  4. Длины всех меридианов одинаковы, а параллелей – разные.

  5. На Земле есть действительно параллели и меридианы.

  6. Экватор – условная линия, делящая земной шар на западное и восточное полушария.

  7. Материк – огромный участок суши, омываемый со всех сторон океанами.



-Поменяйтесь листочками и проверьте работу соседа по ответам на экране.



-Поднимите руки, кто справился без ошибок.

Молодцы.





_ «На ноге стоит одной, крутит, вертит головой».

Что это?



- Покажите его. Что такое глобус?













-Сколько океанов на Земле?

- Назовите и покажите их.



-Сколько на планете материков?

- Назовите и покажите их.


Каждый ученик выполняет на листочках







Ученики отвечают:



  1. Да.

  2. Да.

  3. Нет.



  1. Да.



  1. Нет.



  1. Нет.



  1. Да.





Дети меняются листочками и сверяют с правильными ответами на экране. Исправляют ошибки.











- Глобус



На партах у каждого из детей сделанный на уроках технологии глобус.

- Модель земного шара









Учащийся у доски называет и показывает 5 океанов.



Учащийся у доски называет и показывает 6 материков.



3.Постановка учебной задачи.

Цель: назвать противоречивые представления древних о Земле и создать проблемную ситуацию, для предъявления научных фактов.



Презентация Слайд 2,3















4.Открытие новых знаний

Цель: обсуждение и решение учебной задачи.



Слайд 4















Урок во времена Пифагора.

































Урок во времена философа Аристотеля.













































Знакомство с телескопом.





























Работа с учебником стр.62

































Выступление учеников с сообщением о планетах Солнечной системы.



Слайды 6,7,8























































5 Физминутка

Цель: снять умственное напряжение и улучшить самочувствие.







6. Закрепление учебного материала.

Цель: закрепить полученные знания и умения работать самостоятельно.

Работа в тетради стр.29











Блиц-опрос.

























7.Подведение итогов, рефлексия.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.











Слайд 9



-Вспомните, как представляли форму Земли древние люди.











-Первые представления человека о Земле могут показаться наивными и смешными. Путь к истине о форме и движении Земли был очень долгим.

Итак, какую задачу мы поставим перед собой на этом уроке?





-Любопытный взор человека всегда устремлялся в

космическое пространство, окружающее Землю, где было множество загадок. Человеку хотелось разгадать эти загадки и разобраться в устройстве мира. Так возникла одна из самых древних наук – астрономия. В переводе с греческого языка – это наука о звёздах.( «астрон» - звезда, «номос» - закон) Особо волновала астрономов форма Земли и её место во Вселенной.

-Сейчас мы мысленно перенесемся в старину и побываем на уроках во времена, когда зарождалась наука астрономия





-В роли учителя времен математика Пифагора, жившего 25 веков назад, Гуляев Иван





























- С тех пор прошел целый век. Как же изменились представления людей? Побываем на уроке во времена философа Аристотеля. В роли учителя- Карев Денис.





























-Что истинно в этих утверждениях, а что ложно?











-Чтобы проникнуть в тайны Вселенной, человек стал создавать замечательные приборы телескопы.

Сначала это была небольшая увеличительная труба, в которой находились линзы.

Затем стали делать телескопы зеркальными, а сейчас изучают Вселенную радиотелескопами. С помощью телескопов астрономы обнаружили восемь планет и миллионы невидимых глазом звезд. У нас в городе тоже есть телескоп. Он находится рядом с планетарием в обсерватории.

У меня на столе находится школьный телескоп.

(учитель показывает телескоп)







-Наука не стояла на месте. Появились новые ученые и новые теории.

-Как же представил систему Мира в XVI веке польский ученый Николай Коперник, и кто поддержал его учение, вы узнаете самостоятельно в учебнике на стр. 62



-Итак, что открыл астроном Н. Коперник?













-Что доказал итальянский ученый Галилео Галилей?









-Сейчас известны восемь больших планет, которые подобно нашей Земле движутся вокруг Солнца.

Послушаем сообщение Максима и Оли.







































- Что же особенного на нашей планете? У поэта Роберта Рождественского есть стихотворение «Мы- дети Земли».

Прочитайте его в тетради на стр. 29 и рассмотрите рисунок. О чем хотели сказать художник и поэт?



-Верно. Наиболее благоприятные условия для зарождения жизни оказались только на Земле. Вот чем замечательна наша планета: на ней есть жизнь.





Учитель включает музыку.









-Продолжим работу в тетради. Выполните задание №7

Подпишите названия планет Солнечной системы.





- Проверим работу в тетрадях, а на доске прикрепит название планет Сережа.









- Сколько планет входит в Солнечную систему?



-Самая близкая к Земле планета?



-Самая далекая планета?



-Самая большая планета?



-Самая близкая к Солнцу планета?



-Какая планета для землян самая яркая?

- Какое положение занимает Земля среди планет по удалению от Солнца





- Какую задачу ставили на уроке?



-Удалось ли решить поставленную задачу?







-Назовите первого человека, увидевшего нашу планету из космоса.



- Великий Гагарин простился с землёю

И в космос взлетел на ракете стрелою.

С «Востока» взглянул он на нашу планету-

Планета казалась размером с монету!

-Какой будет тема следующего урока?



-Верно. Поэтому вам нужно к следующему уроку подготовить сообщение о первых спутниках, космонавтах, астронавтах и их исследованиях .

Учитель дает задания каждой группе учащихся.



-С каким настроением закончим урок, покажите карточкой. Спасибо за урок.




-Неподвижной, плоской, вокруг вода, сверху хрустальный купол с прикрепленными звездами. Солнце и Луна вращаются вокруг неё.













-Узнать истину о форме и движении Земли, о Солнечной системе.

































-Сегодня мы порассуждаем о форме и движении Земли. Среди объемных геометрических фигур: куба, конуса, цилиндра, шара – только шар абсолютно симметричное тело. Все небесные тела должны иметь форму шара. Виды Солнца и Луны подтверждают этот вывод. Я думаю, что и Земля наша тоже шар.

(На доске плакат с изображением Солнца, Земли, огня).

-Теперь о движении Земли. Вы уже успели заметить, что день сменяет ночь, а ночь сменяется ясным днем. Значит, Солнце обращается вокруг Земли за сутки, а вместе они обращаются вокруг некоторого невидимого огня за 365 суток.



-Стоит согласиться с утверждением Пифагора, что Земля -шар. (включает настольную лампу). Возьмем цилиндр, конус, куб, шар. Расположим фигуры под солнечными лучами( подносит поочередно к лампе) и заметим форму тени, которую они отбрасывают на песок. Только шар отбрасывает круглую тень. Многолетние наблюдения за затмениями Луны показали, что форма тени от Земли всегда круглая. Следовательно, прав Пифагор: Земля действительно шарообразна.

Но согласиться с тем, что Земля движется в пространстве, никак нельзя. Земля неподвижна.

Она- центр Мира, а Солнце, Луна, небосвод со звездами вращаются вокруг неё.





Вывод.

-Земля – шар, но она движется , вращаясь вокруг Солнца. А Луна вращается вокруг Земли.





Ученики знакомятся с устройством































Ученики самостоятельно работают с учебником и добывают нужную информацию.







-Более 2000 лет назад польский астроном Николай Коперник представил систему Мира, в центре которой находилось Солнце, а Земля и 5 планет двигались вокруг него по круговым орбитам.





- Ученый Галилео Галилей поддержал учение Коперника и доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца.





На доске плакат «Солнечная система»



Максим:

-Вокруг Солнца вращаются 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Пути движения планет вокруг Солнца называются орбитами. Вокруг большинства планет движутся спутники. Спутником Земли является Луна. Солнце, планеты и их спутники составляют Солнечную систему.

Оля:

-Центральное место в этой системе занимает Солнце, которое по массе превосходит все планеты. Масса солнца в 333000 раз больше массы Земли. Земля движется вокруг Солнца с огромной скоростью, пока ты произнесешь слово «один», Земля пролетит 30 км.

Планеты находятся на разных расстояниях от Солнца и поэтому получают от него разное количество тепла и света.





Ученики читают в тетрадях стихотворениеи делают вывод:

-На планете Земля есть жизнь.















Учащиеся выполняют физические упражнения.









Дети работают самостоятельно.







Дети называют планеты по мере удаления от Солнца, а Сергей прикрепляет название рядом с рисунком планеты на плакат .







-Восемь



-Венера



-Плутон



-Юпитер



-Меркурий



-Венера

-Третье







-Узнать истину о форме и движении Земли.



-Да. Мы узнали, что Земля шарообразна, как и другие планеты Солнечной системы и вращается вокруг Солнца.



- Ю.А.Гагарин













-О космонавтах и изучении космоса.













Дети поднимают руку с сигнальной карточкой.



Презентация и конспект урока по окружающему миру на тему "Земля - планета Солнечной системы"(4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цель урока- создать условия для расширения знаний у обучающихся о Солнечной системе, форме и движении Земли.Конспект включает в себя тест-игру"Да-нет", загадки, работу с картой полушарий, блиц-опрос, фрагменты уроков во времена Пифагора и философа Аристотеля. Учащиеся знакомятся с устройством телескопа, узнают об открытиях Н.Коперника и Галилео Галилея. В конспекте содержатся сообщения ребят о планетах Солнечной системы, которые они готовят самостоятельно, используя дополнительные источники.На уроке они выполняют самостоятельную работу в тетрадях.Подводя итоги ученикидемонстрируют полученные знания, отвечая на вопросы "блиц-опроса" 

Автор Мясникова Лидия Павловна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2311
Номер материала 41344
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓