1.Этап самоопределения к
деятельности
|
Эмоциональная,
психологическая и мотивационная подготовка учащихся к уроку
|
- Ребята,
потрите ладошки. Тепло? А теперь прикоснитесь друг к другу и поделитесь
теплом. Я хочу, чтобы и на уроке вам было тепло и комфортно.
- Ребята,
сегодня наш урок хотелось бы начать с высказывания русской поэтессы Анны
Ахматовой:
И мы сохраним
тебя,
Русская речь,
Великое русское
слово.
- Как вы
понимаете смысл этих строк?
- Почему мы должны сохранить русскую
речь?
- Какую роль играет в этом наш предмет?
|
Ответы детей
- Потому что сейчас многие люди засоряют родной
язык, искажают его. Поэтому мы постараемся сохранить наш язык «чистым».
- На уроке русского языка мы….
|
2.Актуализация знаний
|
Записать на доске тему урока
презентация
(2
слайд)
(слайд 3)
Самоконтроль
|
- Угадайте, пожалуйста, о чем идет речь?
- О чем это стихотворение?
- Молодцы, угадали. А зачем мы загадали его вам?
- Да, верно это тема нашего урока.
- Как вы думаете мы будем
знакомиться с этой темой?
- Представьте, что здесь присутствует иностранец.
Нужно одной фразой объяснить ему, что такое глагол?
Учитель просит ученика прочитать
цитату на слайде.
- А почему глагол так называют ?
- Пусть наш урок пройдет под
девизом:
- Ребята, возьмите, пожалуйста,
цветные карандаши и отметьте для себя, что вы знаете о глаголе:
·
Что
обозначает глагол?
·
На
какие вопросы отвечает?
·
Что
такое неопределенная форма глагола?
·
Как
определить спряжение глагола?
·
Как
изменяются глаголы?
|
Ученик у доски читает
стихотворение наизусть:
Что без меня
предметы? Лишь названья.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады и хлеб в полях растет..
Ответы учащихся
Ответы учеников.
-Нет, обобщать, повторять
- Часть речи
- Глагол – самая
огнепышущая, самая живая часть речи.
Алексей Югов
- Обозначает действие
Прочитать со слайда:
Глагол - особая часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать
И обеспечит…
Тогда в конце урока для меня успех!
Поднимают красный цвет, если
знают ответ. Зеленый – знают, но не полностью, есть сомнения. Синий –
затрудняются ответить.
|
3.Постановка учебной задачи
|
Постановка цели и задач урока учениками.
|
- Я расскажу вам один случай
Два мальчика-спортсмена шли с
тренировки и разговаривали:
-В этом году на районных
соревнованиях я обязательно победю…, нет побежу…
-Эх, ты, ещё не знаешь, как
сказать, а хочешь победить.
- А знаете ли вы как правильно
закончить эту фразу?
- Ребята, есть глаголы, которые
не употребляются в 1 лице ед.ч.
-Какие мы перед собой поставим
задачи ?
|
Ответы детей
Повторить, обоб. и, конечно же никогда
не мешает узнавать что-то новое
|
5.Включение в систему знаний и повторение
|
Работа в парах
Открывают тетради, записывают число, классная
работа.
Чистописание
Запись на доске
ем ет …
(слайд 5)
Самопроверка (слайд 6 )
Слайд 7
Словарная работа.
Слайд 8
Взаимопроверка.
слайд 9
Физкультминут-ка
Запись на доске
Работа у доски: разбор слова по
составу
и заполнить
табличку
|
Учитель просит учащихся составить подобный диалог с
одним из этих глаголов
- О чем нужно
помнить при письме? (осанка, высота и ширина букв, расстояние между
словами, о красной строке и заглавной букве)
- По какому принципу нужно
продолжить и дописать строчку
- напишите сами вторую строчку
- Прочитайте предложение:
- Что нужно сделать?
- Где пропущены буквы? Запишите в
тетрадь.
- Проверьте себя. Отметьте цв.
карандашами: красный – отлично, я справился, зеленый - хорошо, но есть
ошибки, синий – затрудняюсь в таких заданиях.
- Молодцы! А зачем мы занимаемся
в начале каждого урока чистописанием?
- Докажите, что вы правильно
вставили пропущенные буквы в окончаниях глаголов. (гнать – глагол
исключение!)
- Хорошо, а теперь скажите,
пожалуйста, что это за фраза?
- Как вы понимаете её смысл?
- Какие орфограммы вы встретили?
(окончания глаголов 1 и 2 спряжения, глаголы-исключения, правописание
глаголов 2 лица ед. числа, не с глаголами, заяц – словарное слово)
- Как вы думаете,
чем сейчас мы будем заниматься?
- ребята приготовили ребусы.
Давайте попробуем отгадать.
- А сейчас посмотрите, пожалуйста
на задание, которое я вам приготовила.
зц, вгн, грть, жлть, свркть
вогзал, из далека, растояние
- что необходимо сделать?
- Какие же слова у вас получились?
- а теперь, запишите их в тетрадь.
- оцените словарную работу друг друга.
- А почему важна словарная работа?
- есть среди этих слов та часть речи, о которой мы
сегодня говорим?
- Назовите эти слова.
- Что у них общего? (что такое н.ф. глагола.),
- Составьте с одним из этих слов предложение.
Разберите по членам предложения.
-Ребята, сейчас отдохнем. Я буду называть глаголы,
а вы выполнять действия наоборот:
- не вставайте, не приседайте, не шагайте, не
хлопайте, не наклоняйтесь, не садитесь.
- Чем отличались данные глаголы от ваших действий?
- Какое правило знаете?
Разобрать по составу
бежит просмотрели
дышать держаться
уносит любуется
- Какие части слова нужны для образования новых
слов?
Отметьте карандашами как вы справились с заданием.
- ребята, а что нужно сделать в следующим задании?
- Как изменяются глаголы
- Что можете сказать о прошедшем времени
глагола?
|
Работают в парах
Работают в тетрадях
- Окончания глаголов первого спряжения ем, ет,
ешь, ете,
Окончания глаголов второго
спряжения: им, ит, ите, ишь,
-- За двумя зайцами погон…ся,
ни одного не пойма… .
Ответы детей
(Можно на полях рис. Кружки или
другие знаки: ?,! и т.п.)
Ответы детей
Гнать – гл.-искл., поэтому 2
спряжение окончание –ишь, поймать – 1 спр. окончание – ешь
- Пословица
-Словарной работой
Несколько учеников загадывают ребусы на словарные
слова, которые приготовили дома.
- Вставить пропущенные гласные. Исправить
ошибки
Зачитывают слова
Работа в тетрадях
Меняются тетрадями, проверяют друг у друга,
оценивают
- глаголы в н.ф, 1 спряжения, двусложные, второй
слог ударный, схема состава слова одинакова
У доски один ученик.
- Они употреблялись с частицей не
Работа в тетрадях
1 вариант – 1 столбик, 2 вар. – 2 столбик (два
ученика у доски)
Проверка.
-заполнить табличку (купит-б, будущее время)
-по временам
- В прошедшем времени глаголы изменяются по родам
|
6.Рефлексия
|
Работа в группах
(слайд 10)
Слайд 11
Дом.задание
|
-
А теперь, ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. Что вы могли
бы сказать о себе, если вы были бы глаголом:
·
Я
часть…
·
Обозначаю…
·
Отвечаю
на вопросы:…
·
Изменяюсь
по …
·
Имею…
·
В
предложении чаще бываю
-Молодцы,
мы очень хорошо потрудились с вами.
Давайте вернёмся к девизу урока и
посмотрим – удалось ли глаголу нас заставить работать, читать, писать,
спрягать. А что нового узнали?
- Да, я тоже так считаю. Поднимите, пожалуйста,
соответствующий вашему настроению и впечатлению от урока цвет.
-Оцените свою работу на уроке:
- Если все кружки красным карандашом –
«5»
- красные и зеленые – «4»
-
большинство синие – «3», нужно больше стараться.
|
На
распечатанных листках в группе работают над заданием, вписывают ответы, выбирают,
кто будет выступать с ответом
Выслушав,
представителей
каждой группы, высказываются по ответам товарищей. Группы
анализируют чужую и свою работу.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.