Главная / Иностранные языки / Презентация и конспект к ней по теме "Проблема преемственности начальной и средней щколы"

Презентация и конспект к ней по теме "Проблема преемственности начальной и средней щколы"

Название документа Проблема преемственности начальной и средней школы.pptx

Проблема преемственности начальной и средней школы в обучении иностранному яз...
Модель личностно-развивающего обучения в начальной и основной школе обладает ...
На начальной ступени доминируют групповые проективные приемы игровой и творче...
Преемственность личностно-развивающих технологий проявляется также в постепе...
становление личности младшего школьника выявление и развитие его способностей...
Преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем шко...
раннее вхождение ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом д...
На первой ступени (в II – IV классах) реализуются следующие цели: • Способств...
• Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным ...
Ранее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность: • Понима...
• Кратко высказываться на темы для начальной школы, воспроизводить наизусть з...
Писать кратное поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить ...
Овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа...
При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (V – X кл...
Обучение иностранного языка в основной школе направлено на изучение иностранн...
Для соблюдения преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с ...
Условие непрерывности развития речевых умений и навыков является ведущим педа...
Эффективность преемственности предполагает использование максимума учебного в...
Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного образован...
Вся серия учебных пособий УМК “Enjoy English” указанных авторов построена в р...
 Спасибо за внимание!
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Проблема преемственности начальной и средней школы в обучении иностранному языку
Описание слайда:

Проблема преемственности начальной и средней школы в обучении иностранному языку Подготовила: учитель английского языка МБОУ лицей № 104 Бовтута Л.Г.

№ слайда 2 Модель личностно-развивающего обучения в начальной и основной школе обладает цел
Описание слайда:

Модель личностно-развивающего обучения в начальной и основной школе обладает целостностью на основе преемственности его системных компонентов: - взаимосвязь целевых установок определяется доминированием воспитательно-развивающих задач обучения в начальной школе и практико-коммуникативных – на основной ступени; - содержание процесса обучения предусматривает функциональную зависимость коммуникативной компетенции учащихся (предметного компонента); личностно-развивающий характер технологий проявляется в деятельностно-личностно-коммуникативном подходе к обучению иностранному языку. поэтапного становления общеучебных умений (внепредметного компонента); социокультурных ценностей и личностных смыслов (надпредметного компонента), играющих системообразующую роль;

№ слайда 3 На начальной ступени доминируют групповые проективные приемы игровой и творческо
Описание слайда:

На начальной ступени доминируют групповые проективные приемы игровой и творческой деятельности; В основной школе доминируют индивидуальные приемы исследовательской деятельности.

№ слайда 4 Преемственность личностно-развивающих технологий проявляется также в постепенно
Описание слайда:

Преемственность личностно-развивающих технологий проявляется также в постепенном овладении учащимися способами самообучения, самоконтроля и самооценки; результаты обучения прослеживаются в

№ слайда 5 становление личности младшего школьника выявление и развитие его способностей фо
Описание слайда:

становление личности младшего школьника выявление и развитие его способностей формирование умения и желания учиться овладение элементами культуры речи и поведения

№ слайда 6 Преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьн
Описание слайда:

Преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте - положительное влияние на развитие психических функций ребенка — памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, которое положительно сказывается так же и на владении родным языком. - большой практический эффект в плане качества владения первым иностранным языком, создавая базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму/третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной

№ слайда 7 раннее вхождение ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для
Описание слайда:

раннее вхождение ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, способа восприятия им действительности позволяют детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка. расширяет спектр гуманитарных предметов, изучаемых на данной ступени, и делает начальное образование более радостным, притягательным для детей

№ слайда 8 На первой ступени (в II – IV классах) реализуются следующие цели: • Способствова
Описание слайда:

На первой ступени (в II – IV классах) реализуются следующие цели: • Способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению; • Сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

№ слайда 9 • Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным пес
Описание слайда:

• Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступным детям образцами детской художественной литературы на изучаемом языке Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников правах и обычаях стран изучаемого языка; • Формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

№ слайда 10 Ранее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность: • Понимать
Описание слайда:

Ранее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность: • Понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку; • Участвовать в диалогическом общении; вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог – расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;

№ слайда 11 • Кратко высказываться на темы для начальной школы, воспроизводить наизусть знак
Описание слайда:

• Кратко высказываться на темы для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора; Овладеть техникой чтения вслух: читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;

№ слайда 12 Писать кратное поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить про
Описание слайда:

Писать кратное поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе; Правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка: соблюдать интонацию основных типов предложения

№ слайда 13 Овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, о
Описание слайда:

Овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц Получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении; Освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.

№ слайда 14 При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (V – X класс
Описание слайда:

При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (V – X классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования, письма.

№ слайда 15 Обучение иностранного языка в основной школе направлено на изучение иностранного
Описание слайда:

Обучение иностранного языка в основной школе направлено на изучение иностранного языка как средства международного общения посредством:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 Для соблюдения преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одн
Описание слайда:

Для соблюдения преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего этого достичь, если на протяжении всего курса обучения ИЯ придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое  формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними.

№ слайда 18 Условие непрерывности развития речевых умений и навыков является ведущим педагог
Описание слайда:

Условие непрерывности развития речевых умений и навыков является ведущим педагогическим условием преемственности, поскольку он направлен на преодоление несоответствия между трудными условиями обучения и необходимостью формирования коммуникативно-ценных умений и навыков, требующих обильного практического применения.

№ слайда 19 Эффективность преемственности предполагает использование максимума учебного врем
Описание слайда:

Эффективность преемственности предполагает использование максимума учебного времени для речевого общения учащихся при выделении достаточного количества времени для его подготовки в соответствующих компонентах.

№ слайда 20 Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования
Описание слайда:

Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования в области изучения иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности и общества.

№ слайда 21 Вся серия учебных пособий УМК “Enjoy English” указанных авторов построена в русл
Описание слайда:

Вся серия учебных пособий УМК “Enjoy English” указанных авторов построена в русле единой коммуникативно-когнитивной концепции, охватывает начальную и основную школу, обеспечивая преемственность между различными этапами обучения иностранному языку. Цели обучения на начальном этапе должны соотноситься с конечными целями обучения в средней школе. В системе непрерывного систематического образования по предмету обучение в начальной школе рассматривается как первая, начальная ступень.

№ слайда 22  Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Название документа доклад.docx

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение лицей № 104









Доклад по теме: «Проблема преемственности начальной и средней школы в обучении иностранному языку»








Подготовила:

учитель английского языка Бовтута Л.Г.











2012 год

Педагоги, психологи, ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности на страницах журналов и газет. Наиболее актуальны в этом плане размышления об организации преемственности в системе «детский сад - начальная школа». Значительно реже нам встречаются статьи об организации аналогичного процесса при переходе из начальной школы в среднее звено. О преемственности средней общеобразовательной школы и высших учебных заведениях активно заговорили в последние годы в связи с проведением единого государственного экзамена в выпускных классах. Между тем каждая из обозначенных проблем актуальна и значима в каждом возрастном периоде.

Переход учащихся из начальной школы на 2 ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровню развития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции. В системе развивающего обучения темп овладения знаниями и навыками определяется тем, насколько он способствует общему развитию школьников.

Анализ литературных источников показал, что о преемственности этапов развития и образования личности говорили мыслители (философы, психологи и педагоги) как прошлого, так и современности. В русле гуманистической педагогической мысли наметился своеобразный подход к решению данной проблемы, в основе которого лежит приоритет личностной составляющей образовательного процесса. Так, в трудах А. Дистервега находим обоснование принципа непрерывности образования в его гуманистической трактовке: непрерывность относится к субъекту, обучаемому индивидууму прежде всего.

Интересными и полезными являются некоторые положения философии жизни, связанные с идеей субъектности в образовании: о субъектном характере знаний (И.Кант, И.Фихте); активности познающей личности (И.Песталоцци, А.Шопенгауэр); понимании как способа бытия человека (Г.-Х.Гадамер); личностно-ценностном отношении к познаваемому (М.М.Бахтин); об образовании как развитии-восхождении в мире культуры (В.С.Библер).

Весьма ценной является идея комплексного развития личности ребенка на этапах образования и жизнедеятельности, развиваемая в трудах психологов-гуманистов. Так, Л.С.Выготский указывал на единство во взаимосвязи и взаимозависимости внешних и внутренних факторов развития личности. Б.С.Братусь утверждал о неразрывной связи социальной позиции личности с нравственной, становление которой определяется сферой эмоций и мотивов.

Проблема преемственности в обучении не является новой для современной педагогической науки, так как отдельные вопросы обеспечения преемственности связи в обучении и воспитании рассматривались многими педагогами прошлого. Их исследовали философы и педагоги древнего Рима, Средневековья.

Эта проблема не менее актуальна и на современном этапе развития общества. Важной составной частью непрерывного образования является обеспечение иерархически преемственной цепочки взаимосвязанных, но автономных подсистем; средних школ, профессионально-технических училищ, техникумов, колледжей, вузов, институтов повышения квалификации, аспирантуры, докторантуры.

Многие ученые в широком смысле под преемственностью понимают объективную необходимость связи между новым и старым в процессе развития, предполагающую сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного и рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в природе, ни в обществе, ни в познании.

Концепция преемственного личностно-развивающего образования в начальной и основной школе разработана в парадигме гуманистической педагогики. Основной целью образовательного процесса является развитие личности учащихся, включающее становление когнитивной, деятельностной и ценностно-смысловой сфер. В качестве системообразующего компонента личностного развития выступают ценности ребенка, становление которых происходит в процессе образования. Педагогическим механизмом реализации основной цели образования выступает преемственность.

Преемственность в образовании - это педагогический феномен последовательного перехода различных структур единого образовательного процесса, предполагающий педагогически целесообразный учет достижений предыдущего, особенностей последующего и специфики настоящего этапов развития личности. Основным принципом построения личностно-развивающего обучения является преемственность процессов познания, учения и личностно-смыслового становления учащихся на этапах начальной и основной школы.

(Слайд 2) Модель личностно-развивающего обучения в начальной и основной школе обладает целостностью на основе преемственности его системных компонентов:

- взаимосвязь целевых установок определяется доминированием воспитательно-развивающих задач обучения в начальной школе и практико-коммуникативных - на основной ступени;

- содержание процесса обучения предусматривает функциональную зависимость коммуникативной компетенции учащихся (предметного компонента); поэтапного становления общеучебных умений (внепредметного компонента); социокультурных ценностей и личностных смыслов (надпредметного компонента), играющих системообразующую роль;

- личностно-развивающий характер технологий проявляется в деятельностно-личностно-коммуникативном подходе к обучению иностранному языку. (Слайд 3) На начальной ступени доминируют групповые проективные приемы игровой и творческой деятельности; в основной школе - индивидуальные приемы исследовательской деятельности.

(Слайд 4) Преемственность личностно-развивающих технологий проявляется также в постепенном овладении учащимися способами самообучения, самоконтроля и самооценки;

- результаты обучения прослеживаются в различных уровнях предметных знаний и умений; общеучебных умений (организационных, психолого-характерологических, интеллектуальных, творческих, коммуникативных); в динамике познавательных интересов и учебной мотивации.

Диагностика основана на преемственности изучения когнитивной, деятельностной и ценностно-смысловой сфер личности младших школьников и младших подростков.

Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень новой российской школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. (Слайд 5) В концептуальных документах, посвященных новой школе, отмечается, что на первой начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться. В числе необходимых умений и навыков, формируемых в начальной школе, помимо навыков учебной деятельности упоминается овладение элементами культуры речи и поведения.

Однако этот уровень развития учащихся 10 - 11 лет далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других не достигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Первая трудность - психологическая.

Принято считать, что младший школьник, становясь учеником среднего звена, испытывает сильнейший психологический стресс, едва ли не равный по своей силе стрессу первоклассника, пришедшего в школу первого сентября. Мы все знаем, что надо делать, чтобы снять психологическое напряжение и привить первокласснику

Каково место предмета иностранный язык в структуре четырехлетней начальной школы?

В проекте “Концепции содержания непрерывного образования” (дошкольное и начальное звено) подчеркивается, что содержание начального образования соотносится с образовательными областями, принятыми в основной школе, что подтверждает целевую направленность образования и его непрерывность и преемственность с основной школой.

Предмет иностранный язык будет представлен в компоненте содержания начального образования под названием “словесность”, в котором задаются общие цели языкового образования. Тот факт, что в новой модернизированной школе иностранный язык изучается со 2-го класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству, в том числе вербальными средствами.

Более того, если ознакомиться с перспективными требованиями, предъявляемыми к выпускнику школы, то в их числе, может быть впервые за многие годы, выделяется владение разными видами коммуникативной деятельности как условие успешной профессиональной деятельности выпускников и как условие, необходимое для продолжения образования в вузе. Обучение коммуникативной деятельности, как известно, является непосредственной задачей обучения иностранным языкам, и чем раньше начинается этот процесс, тем более высоких результатов можно достичь.

Насколько готова современная российская школа выполнить эти задачи применительно к обучению иностранным языкам?

Думается, что имеется неплохой теоретический и практический потенциал. Учитывая результаты более чем тридцатилетних исследований в области раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана. (Слайд 6) Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить:

1. Изучение иностранных языков в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка — памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.; стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, которое положительно сказывается так же и на владении родным языком.

2. Раннее обучение иностранным языкам дает большой практический эффект в плане качества владения первым иностранным языком, создавая базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму/третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной.

3. Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранным языкам, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, способа восприятия им действительности позволяют детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

4. Введение иностранного языка в число предметов, изучаемых в начальной школе, имеет безусловные прагматические плюсы, поскольку оно расширяет спектр гуманитарных предметов, изучаемых на данной ступени, и делает начальное образование более радостным, притягательным для детей.

За последние десятилетия в отечественной методике накоплен значительный опыт по обучению иностранным языкам (ИЯ) детей младшего школьного возраста в теоретическом и практическом планах. Результаты этих исследований легли в основу учебно+методических комплектов по различным европейским языкам, созданных отечественными авторскими коллективами.

Так, по английскому языку создан УМК “Enjoy English” авторов М. З. Биболетовой и др., предназначенный для массовых общеобразовательных школ (в отличие от школ с углубленным изучением английского языка, которые имеют специальный учебный план). Серия учебников под этим названием, издаваемых в издательстве “Титул”, обеспечивает преемственность начальной и основной средней школы.

Первые две части данного УМК рассчитаны на три года обучения (2–4 классы) при недельной нагрузке два учебных часа. УМК дает возможность работать и при нагрузке три часа в неделю (если за счет школьного компонента учебного плана удается выделить лишний час на английский язык). В этом случае рекомендуется использовать полностью все пособия+спутники (рабочие тетради, сборник песен и подвижных игр “Game+songs” с аудиокассетой) в полном объеме.

В школах, где имеются группы детей, продолжающих обучение английскому языку, начатое в дошкольном возрасте, в первом классе можно использовать пособие, специально созданное для шестилетних детей “Enjoy English+Starter” (авторы М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева, издательство “Вентана+Граф”), а затем во втором классе переходить на “Enjoy English–1” и “Enjoy English–2”. 

Необходимо помнить о том, что обучать коммуникации на ИЯ младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке,— задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке. Поэтому учитель иностранного языка, работающий в начальной школе, нуждается в постоянной методической поддержке, которая, прежде всего, должна быть представлена в виде системы документов, регулирующих процесс образования по предмету.

На первой ступени обучения иностранному языку (в I – IV классах) большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык; стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.

(Слайд 8) На первой ступени (в II – IV классах) реализуются следующие цели:

Способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому пространству в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;

Сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступным детям образцами детской художественной литературы на изучаемом языке;

Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников правах и обычаях стран изучаемого языка;

Формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

(Слайды 10-13) Ранее изучение иностранных языков представляет учащимся возможность:

Понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;

Участвовать в диалогическом общении; вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог – расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;

Кратко высказываться на темы для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;

Овладеть техникой чтения вслух: читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;

Писать кратное поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе;

Правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка: соблюдать интонацию основных типов предложения;

Овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц. Общий объем лексики, включая рецептивный лексический минимум, составляет не менее 600 лексических единиц;

Получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;

Освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.

Цели, поставленные перед предметом «иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся младшего школьного возраста. Начиная обучение со II класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.

Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют специальную подготовку для работы с малышами, невелико. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке – задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем более уместно использует учитель игровые приемы, наглядность, тем прочнее усваивается материал.

Таким образом, успех практической реализации инновационных обучающих стратегий в начальной школе в большей степени зависит от уровня готовности учителя иностранного языка к новым условиям социально-культурной среды, формируемой в школе, и от способностей преподавать язык функционально, с ориентацией на межкультурную коммуникацию.

Уже не подлежит сомнению тот факт, что обучать учащихся начальной школы иностранному языку необходимо. Польза раннего обучения многократно доказана, преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте подтверждены результатами многолетних исследований. Вопрос заключается в том, какой УМК для этой цели предпочтительнее и кто должен обучать младших школьников иностранному языку – учитель начальных классов, имеющий специализированную подготовку, или учитель-предметник, работающий в основной школе.

В Приложении к письму Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 №957/13-13 (О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году) для организации обучения учащихся английскому языку во 2-м классе предлагаются три УМК:

Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А.. Enjoy English – 1. М.: Титул, 1999.

Полякова Е.Б., Раббот Г.П. Учебник английского языка. – М.: РТ-Пресс,1999.

Никитенко З.Н. и др. Учебник для 2-го класса. – М.: Просвещение, 2001.

(Слайд 14) При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (V – X классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования, письма.

(Слайд 15) Обучение иностранного языка в основной школе направлено на изучение иностранного языка как средства международного общения посредством:

Формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;

Коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран изучаемого языка; развитие всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции;

Социокультурного развития школьников в контексте европейской и мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и лингво-культуроведческого материала;

Культуроведческого и художественно-эстетического развития школьников при ознакомлении с культурным наследием стран изучаемого языка;

Формирование умений представить родную культуру и страну в условиях иноязычного межкультурного общения;

Ознакомление школьников с доступными им стратегиями самостоятельного изучения языков и культур.

Содержание обучения иностранному языку в средней школе реализует его основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Данные компетенции предполагают формирование как чисто лингвистических навыков (лексических, фонетических и грамматических), так и их нормативное использование в устной и письменной речи. Предполагаемые темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование различных видов речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования, письма), развитие социокультурных навыков и умений, что обеспечивает использование иностранного языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном мире.

(Слайд 16) Содержание и структура школьного курса по иностранному языку определяются:

коммуникативными целями и задачами школьного курса по иностранному языку;

вариативностью содержания обучения иностранного языка в различных типах школ, при изучении первого и последующего иностранных языков;

количеством учебного времени, отводимого на изучение иностранного языка;

возрастными особенностями школьников на каждом из этапов обучения иностранному языку;

преемственностью между этапами обучения;

междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе с родными и государственными языками.

Вслед за федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, в котором даны цели, минимальное содержание и минимальные требования к уровню подготовки учащихся на каждой ступени обучения (в том числе на начальной ступени), предусматривается создание федеральных и авторских программ по каждому из иностранных языков, изучаемых в школах России.

Чаще всего преемственность рассматривается как одна из существенных сторон закона отрицания – отрицания, как объективной связи между новым и старым в процессе развития. Понятие "преемственность" появляется для того, чтобы связать воедино диалектические противоположности – устойчивое и изменчивое в развитии системы, передачу старого и возникновение нового, того, что уже было в прошлом с тем, что еще не существует. В контексте преемственности рассматриваются проблемы непрерывного развития, его связности, устойчивости развивающейся системы во времени и пространстве.

(Слайд 17) Для соблюдения преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего этого достичь, если на протяжении всего курса обучения ИЯ придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое  формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними. В этом контексте более перспективными следует признать пособия, которые построены на единой авторской концепции или хотя бы в русле единого методического подхода.

(Слайд 18) Условие непрерывности развития речевых умений и навыков является ведущим педагогическим условием преемственности, поскольку он направлен на преодоление несоответствия между трудными условиями обучения и необходимостью формирования коммуникативно-ценных умений и навыков, требующих обильного практического применения.

Основным требованием данного педагогического условия является обеспечение преемственности в формировании языковых умений и навыков от урока к уроку. Она достигается за счет состояния внутренней и внешней преемственности.

Внешняя преемственность предполагает, что для развития определенного умения или навыка на каждом или почти каждом уроке необходимо предусмотреть соответствующий компонент урока. Внутренняя преемственность предполагает в рамках каждого компонента максимально возможный комплексный охват других умений и навыков, разнородных с ведущим, но направленных, как было показано выше, на решение основной задачи компонента.

Способы обеспечения непрерывности в развитии того или иного умения или навыка зависят от этапа работы. В начале процесса формирования умения или навыка выделяются специальные фрагменты уроков; далее, когда программа выработки навыка или умения сочетается с программой выработки других (И.А. Зимняя) навыков, то непрерывность в формировании первого обеспечивается за счет внутренней преемственности.

Педагогическое условие установления адекватного соотношения коммуникативных и подготовительных компонентов учебного процесса определяет те положения, которые регулируют при преемственности соотношение различных по своей направленности компонентов учебного процесса видно, что они могут быть подготовительными и коммуникативными. К первым относятся компоненты, направленные на формирование аспектных навыков (грамматических, лексических, фонетических), и компоненты учебного аудирования, учебного чтения и учебного говорения. Коммуникативные компоненты – это компоненты собственно аудирования, собственно чтения и собственно говорения.

(Слайд 19) Эффективность преемственности предполагает использование максимума учебного времени для речевого общения учащихся при выделении достаточного количества времени для его подготовки в соответствующих компонентах.

Новый базисный учебный план предусматривает обязательное изучение иностранного языка со II по IV класс в начальной школе при 2-х часах в неделю. В основной школе (V – X классы) на изучение иностранного языка выделяется 3 часа в неделю; на старшей ступени обучения в школе (XI – XII классы) изучение иностранного языкам также является обязательным и предусматривает два уровня: общеобразовательный (с учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа в неделю).

(Слайд 20)Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования в области изучения иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности и общества.

Тот факт, что в 11-летней школе иностранный язык предполагается изучать со II класса, является признаком объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности, таких, например, как рост среднего уровня образованности, повышение требований к общей культуре, формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Почему я предпочла УМК М.З. Биболетовой? Во-первых, для меня, как для учителя основной школы, очень важным при выборе УМК представлялся вопрос преемственности между начальным и основным этапами обучения.

(Слайд 21) Вся серия учебных пособий УМК “Enjoy English” указанных авторов построена в русле единой коммуникативно-когнитивной концепции, охватывает начальную и основную школу, обеспечивая преемственность между различными этапами обучения иностранному языку. Цели обучения на начальном этапе должны соотноситься с конечными целями обучения в средней школе. В системе непрерывного систематического образования по предмету обучение в начальной школе рассматривается как первая, начальная ступень.

Решая проблему соотношения между конечными целями и целями начального этапа, авторы данного УМК рассматривают промежуточные (этапные) цели не как автономные, упрощенные, усеченные варианты конечных, а как ростки, в которых заложено все, что планируется получить на выходе, при условии, что процесс выращивания этих ростков продолжается на протяжении всех лет обучения в школе. Во-вторых, привлекло то, что данный курс целиком построен на сюжетной основе, причем каждый из учебников серии “Enjoy English” имеет свой собственный сюжет.

Еще одним из факторов, обусловивших выбор данного УМК, стал предложенный авторами способ обучения грамматической стороне речи с опорой на сознание учащихся в отличие от широко используемого в раннем обучении имитативного, подражательного пути, при котором детям не объясняется суть грамматического явления, а предлагаются готовые речевые образцы с последующей их отработкой в речи.

Практика показывает, что грамматическое моделирование является не только посильным и доступным для второклассников, но и позволяет более эффективно реализовать личностно-ориентированный подход. Ведь модель, как обобщенный образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением, позволяет ребенку выбрать для своего высказывания ту лексику, которая является наиболее значимой именно для него. Кроме того, ребенок получает возможность самостоятельно конструировать фразы и даже целые высказывания с опорой на различные грамматические модели по мере их накопления. А для того, чтобы сделать процесс грамматического моделирования более мобильным на уроке, я использую картонные макеты компонентов моделей с магнитами на обратной стороне. С помощью таких макетов учащиеся легко “зашифровывают” высказывания одноклассников, письма сказочных героев, прочитанные в учебнике, превращают утвердительную фразу в вопросительную и так далее.

Безусловно, отбор содержания данного УМК обусловлен его коммуникативной ценностью, значимостью, соответствием жизненному опыту и интересам учащихся этого возраста. Но и опыт, и интересы у всех детей разные и то, что значимо для одного ребенка, может оставить равнодушным другого.

(Слайд 22) Можно утверждать, что проблема развития личности ребенка в условиях преемственности дошкольного и начального образовательных звеньев в последние годы находит свое решение

Однако в системе «начальная-основная школа» указанная проблема все еще требует своего решения. Сказанное может быть в полной мере отнесено к иноязычному образованию в России, где уже более десяти лет существует и ширится практика обучения иностранным языкам в начальных классах массовой общеобразовательной школы, породившая, в свою очередь, проблему преемственности с основным звеном. Среди аспектов данной проблемы - отсутствие стандарта по иностранным языкам для школы I ступени; вариативный характер иноязычного образования, вызвавший к жизни множество авторских программ раннего обучения иностранным языкам, часто не соотносимых с программами среднего звена; и, самое главное, - недостаточное понимание роли и места раннего обучения иностранным языкам в системе школьного образования.



Список литературы


1)Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - Просвещение, М. 1985.

2)Витин Ж.Л. Современные методы преподавания и изучения иностранных языков. – С-Пб.: 1997.

3)Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. – М.: Высш. шк., 1982.

4)Корндорф Б.Ф. Методика преподавания английского языка. - М., 1958.

5)Матвиенко Л.М. Особенности обучения языку в профильной школе // Иностранные языки в школе. - 2005 -№ 8.

6)Рахманова И.В., Миролюбова А.А., Цетлин В.С.. «Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1967.

7)Рогова Г.В., Верещагина Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М.: Просвещение, 2000.

8)Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

9)Сборник статей под редакцией А.А. Алхазишвили Вопросы психологии обучения второму языку в младшей школьном возрасте. - «Миднисреба», 1982.

10)Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. – М., Астрель, 2008.




Презентация и конспект к ней по теме "Проблема преемственности начальной и средней щколы"
  • Иностранные языки
Описание:

 

Педагоги, психологи, ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности на страницах журналов и газет. Наиболее актуальны в этом плане размышления об организации преемственности в системе «детский сад - начальная школа». Значительно реже нам встречаются статьи об организации аналогичного процесса при переходе из начальной школы в среднее звено. О преемственности средней общеобразовательной школы и высших учебных заведениях активно заго­ворили в последние годы в связи с проведением единого государственного экзаме­на в выпускных классах. Между тем каждая из обозначенных проблем актуальна и значима в каждом возрастном периоде.

 

Автор Бовтута Людмила Геннадьевна
Дата добавления 28.11.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел Презентации
Просмотров 669
Номер материала 5821
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓