Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Психологическая безопасность субъектов
образовательной среды
Педагог – психолог
МБОУ «Гимназия №1»
Яркова Ирина Викторовна
Семинар «Психологическая безопасность участников ОП»
2 слайд
Образовательная среда — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. (В.А. Ясвин)
Психологическая безопасность – состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
3 слайд
Типология образовательной среды:
по стилю взаимодействия внутри среды:
Конкурентная — кооперативная,
Гуманитарная — технократическая и т. д.
по характеру отношения к социальному опыту и его передаче:
Традиционная — инновационная,
Национально – универсальная и т. д.
по степени творческой активности:
Творческая,
Регламентированная.
по характеру взаимодействия с внешней средой:
Открытая,
Замкнутая.
4 слайд
«физическое окружение»;
«человеческий фактор»;
программа обучения.
Типы образовательной среды на практике реализуются через ее структуру
5 слайд
Согласно исследованиям A. Edmonson…
… уровень психологической безопасности в среде может повышаться или понижаться в зависимости от ситуации, в которой пребывает человек, а конкретно, от его взаимоотношений с референтной группой.
Ситуации нарушения психологической безопасности в образовательной среде ОУ подразумевают негативные эмоциональные переживания, определенные типы поведения в межличностных отношениях, и относятся к ситуациям повышенного риска (по показателям психологического климата и социальной поддержки).
6 слайд
Виды опасных ситуаций
и вредных факторов
В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные и чрезвычайные ситуации подразделяют на:
природные (землетрясения, наводнения, сели, оползни, штормы, засухи, холода и т.п);
социально-биологические (болезни, эпидемии);
техногенные (аварии или катастрофы с техникой);
социальные (криминальные, конфликтные, экономические, семейно-бытовые, военные).
7 слайд
ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ОУ
8 слайд
Из социально-криминальных опасностей в ОУ
чаще отмечаются конфликты среди обучающихся, факты вандализма и хулиганства, кражи, грабежи, вымогательство, телесные повреждения, ложные сообщения о готовящихся терактах, реже имеют место взрывы, поджоги, убийства, захват заложников из числа учащихся.
9 слайд
Характеристики, уменьшающие способность образовательной среды быть безопасной
Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству обучающихся;
Недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур;
Отчуждение и предвзятое отношение к обучающемуся со стороны сверстников и/или преподавателей;
Напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям.
10 слайд
Основные понятия области изучения психологической безопасности в образовательной среде
«риск»;
«опасность»;
«угроза».
11 слайд
Факторами риска в образовательной среде могут быть:
Недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы;
Низкая активность обучающихся и педагогов;
Несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;
Уровень воспитания и культуры;
Личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья.
12 слайд
Психологическая опасность в образовательной среде:
Неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.
13 слайд
Угроза в образовательной среде:
Угроза - вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред.
Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на возраст 12-24 года, поэтому важно предупреждать насилие в среде детей и молодежи.
14 слайд
Причины психологического насилия :
биологические факторы,
семейные отношения,
средовые факторы,
межличностные отношения.
15 слайд
Угрозы психологической безопасности образовательной среды:
Психологическое насилие в процессе взаимодействия
Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения
Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды
Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении
Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения
16 слайд
На проявление насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем - для одних людей неуважение в межличностных отношениях, игнорирование, оскорбления и т.п. могут являться насилием, а для других нет.
17 слайд
Психологические последствия насилия влияют на все уровни функционирования личности (С.Л. Соловьева):
они вызывают нарушения в познавательной сфере
снижают продуктивность психической деятельности в целом,
проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и экстраполируются в будущее,
провоцируют определенные паттерны поведения и формируют негативные представления,
отражающиеся на поведении и взаимодействии с другими людьми,
приводят к стойким личностным изменениям.
18 слайд
Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия
19 слайд
Для создания безопасной окружающей среды мы должны:
иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной окружающей среды,
уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.
20 слайд
Характеристики психологической безопасности образовательной среды:
отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
укрепление психического здоровья;
предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
21 слайд
Основные критерии, готовность педагогов
к взаимодействию с детьми:
Устойчивая позиция педагога, проявляющаяся в активности, адекватности действий и отношений, внутреннюю согласованность и отсутствие внешних и внутриличностных конфликтов.
Гуманистическое отношение к детской личности, проявляющееся в ориентации педагога не на абстрактный идеал, а на потребности и внутренних возможностях каждого ребенка, искренний интерес и любовь к детям.
22 слайд
Одна из функций личностно-ориентированного педагогического взаимодействия:
Толерантно-адаптивная функция:
т. е. развитие у педагога и ученика принимать индивидуальность “другого”, входить в иные группы и взаимодействовать в них на позитивных основаниях в ситуации неопределенности способствует формированию психологической безопасности образовательной среды.
23 слайд
Методы диагностики психологической безопасности и оценки психологического здоровья учащихся и учителей:
24 слайд
Методика «Дерево»
25 слайд
Методики, направленные на диагностику педагогического коллектива.
Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учителей
Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (как одного из проявлений нарушения психологического здоровья педагогов)
26 слайд
Методики, направленные на диагностику учащихся.
Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для учеников
Анкета «Школа глазами учеников»
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
Тест школьной тревожности Филлипса (как одного из проявлений нарушения психологического здоровья школьников)
27 слайд
Методики, направленные на диагностику родителей учеников.
Анкета-опросник «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» для родителей
Анкета «Школа глазами родителей»
Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения
«Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)
28 слайд
Рекомендации педагогам
увидев любое сопротивление воспитанника поищите конкретные причины случившегося.
Позиция воспитателя укрепляется при уважении к ребенку, признании ценности его неповторимой личности, на которого нельзя (да и что толку!) давить, но с которым нужно вместе работать.
воспитателю, планирующему занятие, нужно быть готовым к тому, что какое-то из запланированных заданий в процессе может дать сбой
воспитателям нужно забыть формулировку «дети должны усвоить, запомнить, выполнить…».
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 663 131 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Первушина Евгения Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.