Главная / Классному руководителю / Презентация для Рождественских чтений "Крещение Руси"

Презентация для Рождественских чтений "Крещение Руси"

«В последнее время в стране наметился повышенный интерес к православию. Но пр...
Цель работы – Изучить исторический процесс принятия христианства на Руси Зад...
В середине X в. в Киеве стояла церковь Ильи Пророка, во 2-ой половине X века ...
Единый Бог объединяет всех христиан, тогда как пантеон языческих Богов очень...
Историко-культурное значение этого времени: Огромное влияние княгини Ольги на...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алпатов М.А. Русская историческая мысль и З...
Интернет - источники: http://skobari.ru/analitik34.html http://club-edu.tambo...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
1 из 50

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 «В последнее время в стране наметился повышенный интерес к православию. Но при э
Описание слайда:

«В последнее время в стране наметился повышенный интерес к православию. Но при этом выяснилось, что значительная часть людей, даже причисляющих себя к верующим, имеет весьма смутные представления об истории церкви и основах ее учения». Б.В.Сапунов Доктор исторических наук Главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа, профессор, Академик Петровской Академии Наук и искусств

№ слайда 4 Цель работы – Изучить исторический процесс принятия христианства на Руси Задачи
Описание слайда:

Цель работы – Изучить исторический процесс принятия христианства на Руси Задачи работы: Рассмотреть события 988-989 г., связанные с принятием христианства князем Владимиром I Святославичем; Изучить значение деятельности княгини Ольги и ее влияние на выбор князя Владимира; Выявить историческо-культурное значение крещения Руси.

№ слайда 5 В середине X в. в Киеве стояла церковь Ильи Пророка, во 2-ой половине X века сущ
Описание слайда:

В середине X в. в Киеве стояла церковь Ильи Пророка, во 2-ой половине X века существовали православные храмы в Новгороде и в других городах древнерусского государства воздвигались храмы на пути «из варяг в греки».

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24 Единый Бог объединяет всех христиан, тогда как пантеон языческих Богов очень мн
Описание слайда:

Единый Бог объединяет всех христиан, тогда как пантеон языческих Богов очень многолик. Нет единого всеми почитаемого Бога, который объединял бы верования всех язычников. А такое множество Богов вовсе не способствовало централизации власти.

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28
Описание слайда:

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31
Описание слайда:

№ слайда 32
Описание слайда:

№ слайда 33
Описание слайда:

№ слайда 34
Описание слайда:

№ слайда 35
Описание слайда:

№ слайда 36
Описание слайда:

№ слайда 37
Описание слайда:

№ слайда 38
Описание слайда:

№ слайда 39
Описание слайда:

№ слайда 40
Описание слайда:

№ слайда 41
Описание слайда:

№ слайда 42
Описание слайда:

№ слайда 43
Описание слайда:

№ слайда 44
Описание слайда:

№ слайда 45
Описание слайда:

№ слайда 46
Описание слайда:

№ слайда 47 Историко-культурное значение этого времени: Огромное влияние княгини Ольги на бл
Описание слайда:

Историко-культурное значение этого времени: Огромное влияние княгини Ольги на благословенный выбор ее внука – князя Владимира Создание условий для полнокровного сотрудничества племён Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

№ слайда 48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Запа
Описание слайда:

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (ХII-ХVIIвв.). М.,1973. Бычков В. В. Византийская эстетика. М.,1977. Головатенко А. История России: спорные проблемы: Пособие. М., 1993. Как была крещена Русь. Сборник, 2-е изд. М., Политиздат, 1989. Кашекова И.Э. от античности до модерна: Стили в художеств. Культуре. М., Просвещение, 2000. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деяте­лей. М.,1991. Лебедев Л. Москва Патриаршая. М., 1995 Литаврин Г.Г. Культурные связи Древней Руси и Византии в X-XII вв. М., 1974. Любимов Л. «Искусство Древней Руси», М., «Просвещение»,1974. Себар Т.В. Уроки мировой художественной культуры: учебно.-методическое Пособие. М.,ТЦ «Сфера»,2000. «Рим или Византия?»// Жерневская И.И. , Шарманова Л.В. Куда ведет аллея сфинксов. Л., Лениздат, 1990. «Князь проводит реформу»// Жерневская И.И. , Шарманова Л.В. Куда ведет аллея сфинксов. Л., Лениздат, 1990.

№ слайда 49 Интернет - источники: http://skobari.ru/analitik34.html http://club-edu.tambov.r
Описание слайда:

Интернет - источники: http://skobari.ru/analitik34.html http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp003/rabot/37/perun.gif http://www.voznes.ru/images/galery/rospis/arka_7.jpg http://www.hram-bal.ru/Gazeta/Preobragenie_2005_5/vekov_svjaz_nit.html http://vozglas.ru/index.php?id http://foto.mail.ru/mail/vika_89-21/26/14.html http://www.forum.vn.ua/showthread.php?s http://arteria.ucoz.ru/photo/246

№ слайда 50 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Презентация для Рождественских чтений "Крещение Руси"
  • Классному руководителю
Описание:


Крещение Руси.  


Актуальность темы
 «В последнее время в стране наметился повышенный интерес к православию. Но при этом выяснилось, что значительная часть людей, даже причисляющих себя к верующим, имеет весьма смутные представления об истории церкви и основах ее учения».
Б.В.Сапунов, lоктор исторических наук, uлавный научный сотрудник
Государственного Эрмитажа, профессор, Академик Петровской Академии Наук и искусств

Цель работы – 
Изучить исторический процесс принятия христианства на Руси
Задачи работы:
•    Рассмотреть события 988-989 г., связанные с принятием христианства князем   Владимиром I Святославичем;
•    Изучить значение  деятельности княгини Ольги  и ее влияние на выбор князя Владимира;
•    Выявить историческо-культурное значение крещения Руси.

   За много веков до крещения Руси святым Владимиром, на территории современной России было проповедано Слово Божие. По преданию, еще в апостольские времена христианство распространилось на юге, где тогда были многочисленные греческие колонии. Считается, что этот край посетил святой апостол Андрей Первозванный. Как повествует преподобный Нестор Летописец, он поднялся вверх по Днепру, и на одной из высот киевских, где потом был построен Киев, водрузил святой крест и предсказал своим ученикам, что «на сих горах возсияет благодать Божия, имать град велик быти и церкви многи Бог воздвигнута имать», потом, продолжая свой путь, достиг самого Новгорода и до варягов.
   В 98 году в Крым был сослан епископ римский Климент, который нашел там многих ссыльных христиан, работавших на каменоломнях, и обратил к вере окрестных жителей. После его мученической кончины в 101 году, христианство продолжало укрепляться на Крымском полуострове. Главным центром был город Херсонес, расположенный рядом с нынешним Севастополем. В нем прославились святители Василий, Ефрем. Капитон, Евгений, Еферий, Елпидий и Агафадор, которые занимали Херсонесскую кафедру в III и IV веках.
   С югом России связана также первая миссионерская поездка святого Кирилла в 861 году в Хазарию. После нападения норманнов и русских на Царьград 18 июля 860 года, патриарх Фотий послал святого Кирилла к хазарам для привлечения их и славян к христианской вере. Святые братья Кирилл и Мефодий, с детства свободно говорившие по-славянски, составили славянскую азбуку (кириллицу) и перевели Священное Писание и богослужебные книги на славянский язык, т.е. наречие окрестностей Салоник (Фессалоник), которое они лучше всего знали и которое было понятно всем славянским народам той эпохи.
   Значение святых братьев для дела просвещения России очень велико. Благодаря им, русский народ с самого начала мог учиться православной вере на своем родном языке. Вскоре в Киев и другие русские города прибыли миссионеры из просвещенной в 864 году святыми Кириллом и Мефодием Болгарии. Они проповедовали и совершали богослужение на понятном населению языке.
   В конце IX и в начале X века в южно-русских городах были построены первые церкви. Христиане были среди воинов, составлявших княжеские дружины, и среди русских, торговавших с Царьградом. В договоре с греками дружина делится уже на крещеную и некрещеную (945).
   Огромное значение для развития православной миссии на русской земле имело крещение княгини Ольги. По одному преданию, святая Ольга была крещена в Киеве в 954 году и получила в крещении имя Елены, по другому – она только подготовилась к принятию крещения, а само Таинство было совершено во время ее путешествия в Царьград в 955 (957) году. Согласно этому второму сказанию, сам император Константин Багрянородный и патриарх Константинопольский были ее восприемниками.
   Княгиня Ольга прибыла в столицу империи с многочисленной свитой. Она была поражена пышностью императорского двора и торжественностью служб в соборном храме святой Софии и, несомненно, рассказывала об этом своему внуку Владимиру, которого воспитывала. По возвращении в Киев (до самой своей кончины в 969 году) княгиня Ольга вела строгую христианскую жизнь, проповедовала Христа в своей стране и было добродетельной.
   К ней приезжал от императора Оттона епископ Адальберт Трирский, но отношения с Римом не наладились, так как немецкий епископат стоял за совершение богослужений на латинском языке и требовал включения «филиокве» в Символ веры, а в Киеве христиане предпочитали службы на родном славянском языке и не признавали «филиокве».
   Когда сын княгини Ольги, Святослав, покорил в 964 году половину Болгарского царства, которое тогда было в полном расцвете культурной и религиозной жизни и независимо от Константинополя, отношения с этой страной укрепились, и оттуда в Киевскую Русь приезжало православное духовенство для совершения служб в многочисленных уже тогда церквях. Князь Святослав, хотя и был язычником, но во время завоевания Болгарии пощадил духовенство и не тронул церквей.
   К концу правления княгини Ольги образовался новый русский центр на севере Кавказа, у берегов Черного и Азовского морей, в древней Таматархе (Тмутаракани), через который начало проникать на Русь христианство непосредственно из Византии.
   Великая княгиня Ольга почитается просветительницей страны. Церковь, наименовав ее равноапостольной, причислила к лику святых (память 11/24 июля). Мощи святой княгини Ольги были положены в 1007 году ее внуком, князем Владимиром, в Успенском соборе (Десятинной церкви) в Киеве.
   При переходе Руси от общинного к феодальному строю, возникла настоятельная необходимость смены религии. В девятом веке, когда возникло новое государство Киевская Русь, объединившее в себя множество до того времени разрозненных славянских племен, необходимо было упразднение различий в их верованиях, так как разность эта являлась постоянным источником междоусобиц, что существенно затрудняло и становление государственности, и экономическое развитие молодой державы.

   В 980 году князь Киевский Владимир Святославович провел первую религиозную реформу в своем государстве. Но она не имела никакого успеха. Князь Владимир предпринял попытку унифицировать различные религиозные верования своих подданных, предложив им молиться общим богам, которых на уровне государства признавал истинными. На одном из киевских холмов были установлены статуи языческих идолов: кумир Перуна, кумир Даждьбога, кумир женского божества Мокоши, кумир Волоса и др. Основным божеством был признан Перун-громовник, который, как известно, являлся покровителем княжеской дружины. Но эта попытка объединить верой представителей разных славянских племен в единый народ, была с треском провалена.
    Предания рисуют Владимира-язычника человеком жестоким, кровожадным, безнравственным, утопающим в чувственных наслаждениях. Особенно поражает его необузданное женолюбие: у него было 300 наложниц в Вышгороде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Среди его наложниц была и вдова убитого им брата Ярополка, Юлия, Языческая вера разрешает многоженство. У Владимира было пять законных жен.
   Возможно, летописцы сознательно рисуют язычника Владимира только черными красками, чтобы более ярко показать чудотворное воздействие на него христианской веры. Начав сомневаться в язычестве, Владимир стал искать истину в других верах.
   На Руси уже более ста лет постепенно укоренялось христианство. Христианкой умерла и бабка Владимира, Ольга. Представители соседних народов пытались склонить Владимира каждый в свою веру, чтобы сделать великого князя своим единоверцем. Из летописи известно, что пришли к Владимиру магометане и сказали ему: "Ты - князь мудрый, а истинной веры не знаешь. Прими нашу веру и поклонись Магомету".  Затем явились к Владимиру немцы, послы от папы, католического патриарха. Великий князь отослал их обратно: "Идите обратно; отцы наши не принимали веры от папы". Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество. "В Иерусалиме, - отвечали проповедники, - но Бог во гневе своем расточил нас по всем землям чуждым", - "И вы, наказанные Богом, дерзаете учить других? - вопросил Владимир. - Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего Отечества".
   Для окончательного решения, какую веру принять ему и Руси, государь послал десять благоразумных людей в разные страны. Послы видели скудные магометанские храмы "с унылыми молениями и печальными лицами верующих", богослужения католические "с обрядами без всякого величия и красоты". Наконец в константинопольском христианском храме священная важность и таинственность обрядов среди богатых одежд духовенства, красота икон, благоухания фимиама и сладостного пения клироса покорили российских посланников. Им показалось, что "сам Всевышний обитает в сим храме и непосредственно с людьми соединяется".
   Возвратясь в Киев, послы сказали Владимиру: "Когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала бы принять его". Великий князь решился стать христианином. Крещение он принял в 988 году в греческом городе Херсонесе (Корсуни), который взял после длительной осады.     

   Он послал сказать греческим императорам Василию и Константину: "Я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что с Корсунем".    Императоры отвечали: "Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников, но если крестишься, то и сестру нашу получишь..."   Владимир ответил согласием.
   Не хотелось греческой царевне Анне ехать в незнакомую, пугающую страну. "Иду точно в полон. Лучше бы мне здесь умереть". Братья утешали ее: "А что, если Бог благодаря тебе приведет Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавит от лютой рати; видишь, сколько зла принесла Русь грекам". И Анна покорилась.
В Херсонесе Владимир крестился, приняв в христианстве имя Василий. Летописи повествуют, что болевший глазами и потерявший зрение, князь во время крещения прозрел.
    Вслед за крещением состоялся брак его с греческой царевной Анной, родившей впоследствии Владимиру сыновей Бориса и Глеба. По возвращении в Киев он крестил своих сыновей и народ. По некоторым сведениям, всенародное крещение Руси было совершено в Киеве 1 августа 988 года. Практически не встретив сопротивления, Владимир приказал киевлянам креститься. Люди, восемь лет назад одну религиозную реформу, к новой отнеслись философски. Креститься, значит, креститься.
   Сам великий князь с митрополитом и греческими священниками присутствовал при крещении. Устремив в радости и восторге взгляд на небо, Владимир громко произнес молитву: "Творец земли и неба! Благослови новых чад твоих; дай им познать Тебя, Бога Небесного! Утверди в них веру правую! Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойное Святое Имя Твое... " "В сей великий день, - говорит летописец, - земля и небо ликовали"
   Обнаженные люди всякого возраста и пола после погружения в воду и выполнения обряда крещения получили новые имена. Языческие идолы были низвергнуты. Одних сожгли, других рассекли на части. Главного идола, Перуна, привязали к лошадиному хвосту и потащили с горы в Днепр. При этом двенадцать человек били истукана палками, изгоняя беса, который этим идолом прельщал народ.
   Новая вера быстро распространилась по княжеству и за три коротких года покрыла практически весь  "великий путь из варяг в греки" и потянулась на многие земли дальше - к волге, Ростову и Суздали. Но крещение было не везде и сразу, тем более, что вера не принуждалась. Так, в Новгороде в 1000 году язычники восстали против новой веры, разрушили церкви и убили многих христиан. И тогда впервые и в едином разе была применена сила - Добрыня и Путята подавили мятежников.
   Крещение Руси  устранило противоречие многобожия, утвердило единую идеологию и способствовало усилению центральной власти и, как следствие, помогло образованию сильного государства.

   Русь приняла христианскую веру, но все еще нашему народу свойственно двоеверие. Мы соблюдаем христианские и языческие праздники с одинаковым почтением, трансформируем их согласно своей ментальности. Славяне до сих пор верят в домовых и знают, как правильно следует ставить веник в квартире, дабы не разгневать доброго домашнего духа, и в то же самое время, радостно отмечают Рождество Христово, украшая ель, подобно Майскому дереву, как это делали наши предки первого мая, в день свадьбы языческих богов.

Историко-культурное  значение этого времени:
•    Огромное влияние княгини Ольги на благословенный выбор ее внука – князя Владимира
•    Создание условий для полнокровного сотрудничества племён Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
•    Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
•    Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.



Автор Игнатенкова Ирина Дмитриевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 363
Номер материала 36384
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓