Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НОВОЙ ФОРМЕ.
2 слайд
2
Необходимость
новой формы экзамена
Переосмысление целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе»
Реализация деятельностного подхода в обучении родному языку
Развитие у учащихся компетенций:
-коммуникативной;
-лингвистической;
-языковой;
-культуроведческой;
-способности и готовности
к дальнейшему саморазвитию
3 слайд
3
Структура экзаменационной работы
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ – написание сжатого изложения по послушанному тексту
ВТОРАЯ ЧАСТЬ – задания А1–А7 (выбор одного ответа из четырех предложенных) и задания В1-В14 (запись найденного ответа цифрами и словами)
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ – два альтернативных творческих задания С 2.1(сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и С2.2(самостоятельная интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста)
4 слайд
4
Сжатое изложение
ОБЪЁМ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ:
-незначительное сжатие;
-1/2 исходного текста;
-1/3исходного текста
ЗА СЧЕТ ЧЕГО
ДОСТИГАЕТСЯ СЖАТИЕ?
-отбор главного и отбрасывание второстепенного;
-нельзя, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное
5 слайд
5
Сжатое изложение
ЧТО СОХРАНИТЬ
ПРИ СЖАТОМ ИЗЛОЖЕНИИ?
-связность текста, содержание текста, тему, идею высказывания;
-последовательность изложения;
-четкий переход от одного к другому;
-микротемы;
-ключевые слова и обороты речи;
-наиболее характерные изобразительно-
выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста
6 слайд
6
Сжатое изложение
ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА?
-примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления;
-обобщающие слова и предложения;
-однородные члены;
-повторы;
-диалог;
-пространное описание природы, чувств, настроений;
-обязательна замена прямой речи косвенной;
-обязательна замена 1 лица на 3-е
7 слайд
7
Сжатое изложение
МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ ИЗЛОЖЕНИЯ?
8 слайд
8
Сжатое изложение
МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ
СТИЛЬ ТЕКСТА И ТИП РЕЧИ?
9 слайд
9
Сжатое изложение
АЛГОРИТМ СЖАТИЯ ТЕКСТА:
-определение стиля исходного текста;
-уточнение темы и основной мысли(обратить внимание на заглавие и подтекст);
-определить тип речи;
-анализ содержания текста(выделение микротем, составление плана, уточнение основной части);
-выполнение чернового варианта;
-проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств(не менее 2 раз):
1 раз-соответствие исходному тексту, логика работы, выделение абзацев;
2 раз-разнообразие языковых средств, лексики, синтаксиса, исключение повторов, исправление речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок
10 слайд
10
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ
выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
1)Создать текст типа рассуждения:
-выдвинуть тезис,
-обосновать тезис и привести примеры,
-сделать вывод, подтверждающий тезис;
2)Показать знание русского языка в соответствии с темой дискуссии героев;
3)Найти два примера-иллюстрации и использовать их в собственном сочинении-рассуждении;
4)Создать текст в соответствии с его основными признаками и заданной композицией (текст типа рассуждения)
11 слайд
11
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему
ПОРЯДОК УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА:
-чтение задания и текста;
-отбор необходимых для раскрытия темы терминов-понятий и объяснение их содержания;
-нахождение в тексте для чтения примеров(в скобках указать номера предложений);
-отбор языковых средств связи частей текста сочинения;
-этически корректная формулировка собственного мнения (согласие или несогласие с позицией указанных героев дискуссии)
12 слайд
12
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:
1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.
2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.
3)Вывод (подтверждение тезиса).
13 слайд
13
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА
сочинения-рассуждения
(ТЕЗИС)
1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;
2) собственное высказывание
14 слайд
14
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА
сочинения-рассуждения
(ТЕЗИС)
СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:
1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)
15 слайд
15
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА
сочинения-рассуждения
(ТЕЗИС)
СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:
2) С помощью вопроса(Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)
16 слайд
16
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА
сочинения-рассуждения
(ТЕЗИС)
СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:
3) С помощью пословиц и поговорок
(Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)
17 слайд
17
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА
сочинения-рассуждения
(ТЕЗИС)
СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:
4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)
18 слайд
18
Основная часть
сочинения- рассуждения
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
Глаголов 1-го лица мн.числа
(докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)
19 слайд
19
Основная часть
сочинения- рассуждения
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
Союзов и союзных слов
(так как, так что, потому, поэтому,
в результате чего, если, чтобы,
для того чтобы)
20 слайд
20
Основная часть
сочинения- рассуждения
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
вводных слов
(например, следовательно);
(Я согласен с Ильей. Во-первых,…;
во-вторых,…;в-третьих,…)
21 слайд
21
Основная часть
сочинения- рассуждения
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
-СПП с придаточными причины
(Я разделяю точку зрения Николая,
потому что…);
-использование вопроса и ответа на него
(Разве можно не согласиться с мнением Тани? Конечно, нет.)
22 слайд
22
Заключение
сочинения - рассуждения
СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:
-вводных слов(таким образом, итак)
-синтаксических конструкций
(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )
23 слайд
23
ДОПУЩЕННЫЕ ошибки
(диагностика 2012года)
-ИК-незнание приемов сжатия текста, нарушение границ абзацев
-А5-определение лексического значения слова
-В-знаки препинания в ССП
-В-определение предикативной основы предложения
-В-простое осложненное предложение(знаки препинания при однородных членах)
-В-сложные предложения с различными видами связи
-С1-нарушения в композиции сочинения, неспособность аргументировать примеры из текста
24 слайд
24
Сочинение
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного критика В.Г. Белинского: «Карамзин первый на Руси заменил мертвый язык книги живым языком общества».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из «Бедной Лизы». Приводя примеры, применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
25 слайд
25
Сочинение
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного критика В.Н. Топорова: «В Лизиной откровенности одновременно проявлялись и чистота ее души, и чувство собственного достоинства».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из «Бедной Лизы». Приводя примеры, применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
26 слайд
26
Сочинение
«Карамзин первый на Руси заменил мертвый язык книги живым языком общества». В этих словах В.Г. Белинского…
27 слайд
27
Сочинение
Подготовка к сочинению
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
П. А. Вяземского : «В комедии "Недоросль" автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из комедии «Недоросль». Приводя примеры, применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
28 слайд
28
Сочинение
Подготовка к сочинению
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
В.Г. Белинского : «Басня должна быть маленькою повестью, драмою, с лицами и характерами, поэтически очеркнутыми. Самые олицетворения в басне должны быть живыми, поэтическими образами».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из басен И.А. Крылова. Приводя примеры, применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
СТРУКТУРА ОГЭ:
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ – написание сжатого изложения по послушанному тексту
ВТОРАЯ ЧАСТЬ – задания А1–А7 (выбор одного ответа из четырех предложенных) и задания В1-В14 (запись найденного ответа цифрами и словами)
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ – два альтернативных творческих задания С 2.1(сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и С2.2(самостоятельная интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста)
ОБЪЁМ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ:
-незначительное сжатие;
-1/2 исходного текста;
-1/3исходного текста
ЗА СЧЕТ ЧЕГО ДОСТИГАЕТСЯ СЖАТИЕ?
-отбор главного и отбрасывание второстепенного;
-нельзя, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное
6 654 824 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Билалова Клара Фанизовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.