Главная / Начальные классы / Презентация для методического объединения

Презентация для методического объединения

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»   П...
В.А. Сухомлинский. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рис...
ПЛАН 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников. 2. Хара...
1. Проблема развития творческих способностей младших школьников В современно...
1. Проблема развития творческих способностей младших школьников. развитие тв...
1. Проблема развития творческих способностей младших школьников А.В. Хуторск...
2. Характеристика творческих способностей младших школьников. компоненты твор...
2. Характеристика творческих способностей младших школьников. Для развития тв...
2. Характеристика творческих способностей младших школьников. В психолого-пед...
    2. Характеристика творческих способностей младших школьников Все это поз...
3.Творческие задания в начальной школе   Любую деятельность, в том числе и тв...
    На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А...
3.Творческие задания в начальной школе Учитывая эти требования, Г.В. Терехов...
При отборе содержания для системы творческих заданий Г.В. Терехова учитывала ...
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих ...
Выбираемые учителем методы творчества при выполнении заданий характеризуют со...
            4. Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся...
Выводы В настоящее время связи с гуманизацией и гуманитаризацией образования ...
Выбор той или иной технологии, заданий остается за учителем, который компону...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»   Подг
Описание слайда:

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»   Подготовила учитель начальных классов МОУ ВХСОШ № 3 Измайлова Светлана Васильевна  

№ слайда 2 В.А. Сухомлинский. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунк
Описание слайда:

В.А. Сухомлинский. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям

№ слайда 3 ПЛАН 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников. 2. Характе
Описание слайда:

ПЛАН 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников. 2. Характеристика творческих способностей младших школьников. 3. Творческие задания в младшей школе. 4. Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога. Выводы

№ слайда 4 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников В современной п
Описание слайда:

1. Проблема развития творческих способностей младших школьников В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

№ слайда 5 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников. развитие творч
Описание слайда:

1. Проблема развития творческих способностей младших школьников. развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческой одаренности учащихся.

№ слайда 6 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников А.В. Хуторской
Описание слайда:

1. Проблема развития творческих способностей младших школьников А.В. Хуторской справедливо отмечает, что вопрос о "выведении за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как и его внутреннего мира, с личностными качествами приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса". В качестве методологической основы выбраны системный и личностно-деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально-психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся.  

№ слайда 7 2. Характеристика творческих способностей младших школьников. компоненты творчес
Описание слайда:

2. Характеристика творческих способностей младших школьников. компоненты творческих способностей младших школьников: - творческое мышление, - творческое воображение, - применение методов организации творческой деятельности.

№ слайда 8 2. Характеристика творческих способностей младших школьников. Для развития творч
Описание слайда:

2. Характеристика творческих способностей младших школьников. Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения: - классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; - устанавливать причинно-следственные связи; - видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; - рассматривать систему в развитии; - делать предположения прогнозного характера; - выделять противоположные признаки объекта; - выявлять и формулировать противоречия; - разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; - представлять пространственные объекты; - использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве; - представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает: - преодоление психологической инерции мышления; - оценивание оригинальности решения; - сужение поля поиска решения; - фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений; - мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

№ слайда 9 2. Характеристика творческих способностей младших школьников. В психолого-педаго
Описание слайда:

2. Характеристика творческих способностей младших школьников. В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности. Познание - образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания. Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний. Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях. Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

№ слайда 10     2. Характеристика творческих способностей младших школьников Все это позвол
Описание слайда:

    2. Характеристика творческих способностей младших школьников Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

№ слайда 11 3.Творческие задания в начальной школе   Любую деятельность, в том числе и творч
Описание слайда:

3.Творческие задания в начальной школе   Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт, определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое». Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, это сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов. Между тем для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

№ слайда 12     На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Да
Описание слайда:

    На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям: - открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия); - соответствие условия выбранным методам творчества; - возможность разных способов решения; - учет актуального уровня развития; - учет возрастных особенностей учащихся 3.Творческие задания в начальной школе

№ слайда 13 3.Творческие задания в начальной школе Учитывая эти требования, Г.В. Терехова п
Описание слайда:

3.Творческие задания в начальной школе Учитывая эти требования, Г.В. Терехова предлагает программу, в которой выстраивается система творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе. Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.

№ слайда 14 При отборе содержания для системы творческих заданий Г.В. Терехова учитывала два
Описание слайда:

При отборе содержания для системы творческих заданий Г.В. Терехова учитывала два фактора: - творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах, - творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы. 3.Творческие задания в начальной школе

№ слайда 15 В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих зад
Описание слайда:

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий. Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения. Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся. Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества. 3.Творческие задания в начальной школе

№ слайда 16 Выбираемые учителем методы творчества при выполнении заданий характеризуют соотв
Описание слайда:

Выбираемые учителем методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности. 3.Творческие задания в начальной школе

№ слайда 17             4. Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и
Описание слайда:

            4. Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагога   Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества. При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе. Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога. Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).

№ слайда 18 Выводы В настоящее время связи с гуманизацией и гуманитаризацией образования пед
Описание слайда:

Выводы В настоящее время связи с гуманизацией и гуманитаризацией образования педагоги получили большие возможности для воплощения творческих замыслов. Особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребенка, формированию у него положительной мотивации к учебному труду. В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность разрабатывать и апробировать авторские программы и педагогические технологии. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, создание условий для развития творческих способностей учащихся. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений. Выводы

№ слайда 19 Выбор той или иной технологии, заданий остается за учителем, который компонует
Описание слайда:

Выбор той или иной технологии, заданий остается за учителем, который компонует задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки. Важно учитывать, что при выполнении заданий оценивается только стремление к работе, задания носят не оценочный, а развивающий характер. Выводы

Презентация для методического объединения
  • Начальные классы
Описание:

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»

 

 

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям

В.А. Сухомлинский.

 

 

ПЛАН

 

      1. Проблема развития творческих способностей младших школьников.

      2.  Характеристика творческих способностей младших школьников.

      3. Творческие задания в младшей школе.

      4. Организация личностно-деятельностного взаимодействия

           учащихся и педагога. 

      Выводы

1. Проблема развития творческих способностей младших школьников

 

 

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

2. Характеристика творческих способностей младших школьников

 

 

Под творческими способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

3.Творческие задания в начальной школе

 

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт, определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое». Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, это сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

- открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

- соответствие условия выбранным методам творчества;

- возможность разных способов решения;

- учет актуального уровня развития;

- учет возрастных особенностей учащихся.

4. Организация личностно-деятельностного взаимодействия

учащихся и педагога

 

 

Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе. Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы. Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Выводы

 

 

         В настоящее время связи с гуманизацией и гуманитаризацией образования педагоги получили большие возможности для воплощения творческих замыслов. Особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребенка, формированию у него положительной мотивации к учебному труду.

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность разрабатывать и апробировать авторские программы и педагогические технологии. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, создание условий для развития творческих способностей учащихся. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих умений и знаний как в аналогичные, так и в измененные условия.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны строится на междисциплинарной, интегративной основе, способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний,  к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, затем к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Принято считать, что творчество проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного — например, решение задачи), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Существуют технологии в основе которых лежит новый подход к пониманию творчества. Творчество — это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта.
В самом понятии «индивидуальность» заключено несколько смыслов.
Во-первых, индивидуальность указывает на факт существования индивида; индивидуальность — это некоторая живая целостность. Именно так она понимается в биологических науках. Во-вторых, понятие индивидуальности указывает на то, что один индивид не похож на другого; эти различия между индивидами изучаются в психологии как индивидуальные. В-третьих, понятие индивидуальности указывает на то, что каждый человек уникален и неповторим.
Таким образом, индивидуальность уникальна и неповторима, ее осознание человеком и предъявление другим людям уже является творческим актом.

В этом случае систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Для того чтобы способствовать реализации творческого потенциала ребенка и развитию его одаренности, взрослый должен способствовать его эмоциональному самовыражению. Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоции должны не анализироваться, а проживаться учениками.

Выбор той или иной технологии, заданий остается за учителем, который  компонует задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки. Важно учитывать, что при выполнении заданий оценивается только стремление к работе, задания носят не оценочный, а развивающий характер.

 

 

 

Автор Измайлова Светлана Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 612
Номер материала 49413
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓