Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Авторская программа к факультативному курсу по литературному краеведению «Живое краеведение».
Авторы программы:
учителя МАОУ лицея «Ступени»
г. Хабаровска Васильченко И.В., Григорьева Е. Н.
Возьмите в союзники опыт
2 слайд
Распространение опыта
3 слайд
Документы
ФГОС.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Духовно-нравственное развитие жителей города Хабаровска на период 2010-2014 г.г.
Целевая программа «Патриотическое воспитание гражданина РФ на период 2011-2015 г.г. (от 05.10.2010г.).
Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному собранию (12.12.2012г.).
Программа по дальневосточной литературе под редакцией Г. В. Гузенко (1994г., 1996, 1998г)
4 слайд
Предпосылки
Отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины.
Единственная программа по дальневосточной литературе Г. В. Гузенко устарела.
Нет методических рекомендаций к проведению и организации факультативного курса.
5 слайд
Актуальность программы
«Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты. В первую очередь она должна быть современной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».
В. В Путин
Ежегодное послание Федеральному собранию.
6 слайд
Новизна программы:
Расширение рамок Федерального государственного образовательного стандарта живыми встречами с писателями, поэтами - земляками, экскурсиями в музеи и библиотеки города, походами по родному краю, что приводит школьников к мысли: Дальний Восток – уникальное место России
Системно-деятельностный подход
Дополнение перечня изучаемых тем в рамках раздела
Указание специфики использования педагогических технологий
7 слайд
Цель
Воспитание в процессе чтения дальневосточной литературы гражданина – патриота средствами музейной и библиотечной педагогики
Технологии
Контекстного обучения
Проблемного обучения
Обучение в диалоге
Дебаты
Обучение в сотрудничестве
Тьюторство
Проектная деятельность
Портфолио
Результат
Становление и развитие высоконравственного, компетентного, творческого гражданина России , принимающего судьбу Отечества, как свою личную
8 слайд
Задачи:
Личностные:
формировать мотивацию школьников к процессу изучения дальневосточной литературы,
понимание значимости дальневосточной литературы как части национальной и мировой культуры;
уважительное отношение к литературе народов многонациональной России;
бережное отношение к традициям, к прошлому, настоящему и будущему своего края, страны; основы гражданской идентичности;
развивать эстетические чувства на основе знакомства с культурой Хабаровского края и чувства сопричастности;
морально морально – этические представления, основанные на добре и уважении
9 слайд
Метапредметные:
формировать умения
использовать различные способы поиска материала в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;
черпать информацию, получать эстетическое наслаждение общением с живой природой родного края;
умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач, работая с региональной литературой;
умения исследовательской деятельности;
коммуникативные умения для решения коммуникативных и познавательных задач; умения сотрудничать для решения коллективной поисковой или творческой задачи;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовить полученные материалы к публикации; к защите;
совершенствовать владение логическими действиями
10 слайд
Предметные:
воспитывать творческую личность, осознающую себя частицей родного края, государства;
совершенствовать различные виды чтения и пересказа: мотивацию к чтению литературы региональной, в том числе и во время досуга;
умения пользоваться библиотечным фондом;
развивать интерес к творчеству;
умения составлять отзывы, брать интервью, писать статьи, заметки, репортажи, творческие работы;
формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики текста и персонажей.
11 слайд
«Живое краеведение»
Ресурсы
этнические (живые встречи с писателями, поэтами-земляками, экскурсии в музеи и библиотеки города);
культурные (спектакли, фильмы, театры, кинотеатры, музеи);
экологические;
природные (походы по родному краю).
12 слайд
Краевой краеведческий музей имени Гродекова
Тематика музейных занятий:
1. «В гости к народам Приамурья» - жилище и традиционная трудовая деятельность коренных народов Приамурья.
2. «Сказки бабушки Айги» - устное творчество коренных народов Приамурья.
Темы занятий для 5 класса:
1. Коренные жители Дальнего Востока. Их быт и культура.
2. Сказки народов Приамурья, Дальневосточного Севера. Камчатки и Сахалина.
13 слайд
СИСТЕМА
РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И ГРАЖДАНСКОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ЖИВОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Клуб «Сверстни-
ки»
Редакция детского журнала «Расти с Хабаровском»
Писательская организация г. Хабаровска
СЛУЖБА «МИЛОСЕР-ДИЕ», городская организация
участников Вов, Дом ветеранов г.Хабаровска, МКУ «Городской центр по организации досуга детей и молодежи»
Общество инвалидов «Интеграция»
СЛУЖБА ЗАБОТЫ
О ПРИРОДЕ РОДИНЫ
Краеведчес -кий музей имени Гродекова
ОБЪЕДИНЕНИЕ ЮНЫХ ДРУЗЕЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ (в.ч. 2665 г. Хабаровска)
СОЮЗ
ТВОРЧЕСКИХ
СИЛ: музыкальная школа Хабаровска, ансамбль «Улыбка»
Дальневосточ-
ный художественный музей г. Хабаровска
Международ-ная интернет - олимпиада «Эрудиты планеты»
Музей боевой славы моряков – амурцев г. Хабаровска
Музей истории КДВО,Музей истории г. Хабаровска
КЛУБ ОЧНО-ЗАОЧНЫХ ПУТЕШЕСТВИЙ «Мой край», «Мой город»
Детская краевая библиотека имени Наволочкина
Детская библиотека Краснофлотского района, филиал №1
14 слайд
Инновационный характер программы
Метапредметные компетентности
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Поисковая деятельность
Творческое саморазвитие
15 слайд
Структура и учебно-методическое обеспечение программы «Живое краеведение»
Пояснительная записка
Авторская программа по литературному краеведению Хабаровского края для учащихся 5-8 классов
«Живое краеведение» (факультативный курс)
Календарно-тематическое планирование
Методические рекомендации к проведению факультативных занятий
Дидактические материалы
Учебники по дальневосточной литературе: 1994г., 1996, автор – Г. В. Гузенко; 1998г, автор - Л.С. Гудкова
16 слайд
Новые авторы и произведения
5 класс: Сказки народов Приамурья: «Охотник и тигр» (нивхская сказка), «Отважный сын» (нанайская сказка)
Асейдуллина Елена Вильдановна, книга «Прогулка по зоосаду имени Всеволода Сысоева»
Литературные сказки Д. Д. Нагишкина «Айога», «Никанская невеста», «Кукушкино богатство», «Глупый богач», «Лиса и медведь», «Два слабых и один сильный» и другие
Тамара Бессолицина «Улицы Дальневосточной столицы»
В. Захаров. «Два дружка»
17 слайд
Новые авторы и произведения
6 класс: Евгений Кохан. Автобиографическая повесть «Детство, опаленное войной».
Евгений Кохан. Стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне.
А.Л. Князев. Военная лирика. «Взорванная весна»
7 класс: Владимир Демьянович Василиненко. «Любить «Любить полосатого зверя» (главы из книги).
Стихи дальневосточных поэтесс Е. В. Неменко, Е. Е.Добровенской
18 слайд
Новые авторы и произведения
8 класс: В. Иванов «Александр Пушкин и его время».
В. Иванов "Императрица Фике".
М.Ф. Бурилова - автор публицистической книги «Общество старого Хабаровска».
В.А. Руссков. Рассказ «Среди долины ровныя…»
Н. Наволочкин. «Жди ракету»,
«Главное дело капитана Дьяченко»
В.В. Сукачев Повесть «Военная».
19 слайд
Новые темы
средствами библиотечной педагогики
7 класс: «Мастерство военного плаката в творчестве художников – дальневосточников» (ДВХМ)
Владимир Демьянович Василиненко. Документальная повесть «Любить полосатого зверя» (главы из книги). Гармония человека и природы - главная тема творчества, связь с экологическими проблемами. (Библиотека – филиал №1 город Хабаровск)
Патриотическая тема в поэзии Е. Добровенской (Библиотека – филиал №1 город Хабаровск).
Японское хокку. Создание собственных четверостиший.
Тематическое разнообразие в творчестве дальневосточной поэтессы Е. В. Неменко (Библиотека – филиал №1 город Хабаровск).
20 слайд
Новые темы
8 класс: Образ исторического прошлого в книге В. Иванова «Александр Пушкин и его время»
В. Иванов. "Императрица Фике". Жанр исторического повествования. Отражение исторической действительности 18 века в произведении.
Мария Дечули. «Предзимье», «Ветер». «Мгновения». Особенности пейзажной лирики. Одухотворенность природы, чувство единения, слитности с природой лирической героини. Стихи о любви. Женственность лирической героини. (Библиотека – филиал №1 город Хабаровск- литературная гостиная)
Н. Наволочкин. «Жди ракету». Достоверность изображения военных событий. Мастерство писателя в изображении художественной детали.
Военная и философская проза В. Клипеля.
Дальневосточная природа в повестях С.П. Кучеренко.
Образ родного города и края в стихотворениях дальневосточных поэтов: Комарова П., Ковалева Ю., Колодина Н., Кухтина А., Миланич Л., Федотова А., Еращенко В., Зайцева
Своеобразие поэтических образов в стихотворениях М. Асламова.
Народно-поэтический мир в стихотворениях В. Тряпши.
Стихотворения Л. Магистровой.
В. Сукачёв. Повесть «Военная»- повесть о высокой любви.
21 слайд
Инновационный характер заданий
Диалог с автором: В. Соломатов. «Тайга пылала»
«Почему в горящем лесу погибающий лось вспомнил о человеке? А как ты относишься к поступку браконьера? Найди в стихотворении авторскую позицию по отношению союза человека с природой. А ты веришь в вечность этого союза? Известны ли тебе случаи долгой и надёжной дружбы человека и животного?». Продолжение диалога - акция в защиту животных «Добрый дом».
Разработать заочную экскурсию по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством П. Комарова и провести её для учащихся.
Создать видеофильм «Литературный портрет Хабаровска».
Создать этнографический словарь (словарь видов дальневосточных животных и растений - по тексту «Дерсу Узала») с примерами из авторского текста «Дерсу Узала».
Создать презентацию произведения, буклеты о творчестве писателя, времени, в котором жил автор.
Создать собственные авторские сборники поэтических, прозаических и публицистических текстов.
Создать фотогалерею-отчет об экскурсии на природу, выставку рисунков.
Организовать книжную выставку «Легенды и предания нашего края» и провести по ней экскурсию.
Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Исследование текста. Согласны ли вы с высказыванием:
«Большая любовь, даже безответная, есть благо; она делает человека богатым и сильным».
22 слайд
Предполагаемые продукты:
литературная гостиная;
классный час;
видеофильм;
книжка – самоделка,
фотовыставка;
творческое портфолио;
фотоальбом;
поэтические чтения;
презентация – исследование;
конкурс литературного творчества «Проба пера».
23 слайд
Долгосрочные проекты:
Интеграционный проект «Библиотека и музей. Мир культуры»;
Всероссийский конкурс литературного творчества «Моя малая Родина»;
Всероссийский конкурс литературного творчества «Проба пера»
Литературные гостиные «Комаровские чтения», «Еращенковские чтения», поэтические встречи с Е. К. Коханом, А. Л. Князевым , В.Д. Василиненко, В. Захаровым и другими писателями и поэтами-дальневосточниками
Интеграционный проект «Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного и музыкального искусства»
Создание видеофильма «Литературный портрет Хабаровска»,
Исследовательские проекты «Поэтический Хабаровск», «Улицы Хабаровска рассказывают», «Я живу в Хабаровске», «Мой город»
24 слайд
Перспективы
Воспитание патриота своего края, города, осознающего ответственность за судьбу Малой Родины.
Повышение интереса к поисковой творческой, исследовательской деятельности
Пробуждение внутренней мотивации к поступку, потребности проявлять добро, милосердие, толерантность
Стремление быть организатором и инициатором социальных акций и общественно – значимых дел
25 слайд
Рекомендации к использованию программы
Использование он-лайн музейных занятий
Связь с музеями, библиотеками Хабаровского края,
Литературная и краеведческая поисковая деятельность в различных районах Хабаровского края
Фольклорные экспедиции
26 слайд
Спасибо за внимание !
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Предпосылкойдля создания авторской программы по литературному краеведению «Живое краеведение» стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, единственная программа по дальневосточной литературе Г. Гузенко устарела, нет методических рекомендаций к проведению и организации факультативного курса.
В Ежегодном послании Федеральному собранию В.В. Путин сказал :«Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты. В первую очередь она должна быть современной".Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».
Новизна программы:
- Расширение рамок Федерального государственного образовательного стандарта живыми встречами с писателями, экскурсиями , походами , что приводит школьников к мысли: Дальний Восток – уникальное место России
- Системно-деятельностный подход
- Дополнение перечня изучаемых тем в рамках раздела
- Указание специфики использования педагогических технологий
Цель программы «Живое краеведение»:
Воспитание в процессе чтения дальневосточной литературы гражданина – патриота средствами музейной и библиотечной педагогики.
Для достижения результата: становление и развитие высоконравственного, компетентного, творческого гражданина России , принимающего судьбу Отечества, как свою личную- предлагаем применять следующие технологии.
6 662 671 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Григорьева Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.