Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Автор: Тимошенко Л.А.
социальный педагог,
преподаватель
русского языка и литературы
высшей категории
ЧАС МУЖЕСТВА
«Строки, опаленные войной»
2 слайд
ЦЕЛИ:
Приобщение студентов к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;
Развитие у студентов способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения студентов;
4. Воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма;
3 слайд
4 слайд
ТЕМ, КТО ШЕЛ В БОЙ ЗА РОДИНУ, ВЫСТОЯЛ И ПОБЕДИЛ…
ТЕМ, КТО СОГРЕВАЛСЯ ДЫХАНИЕМ В СТУЖУ БЛОКАДНЫХ НОЧЕЙ…
ТЕМ, КТО УШЕЛ ВМЕСТЕ С ДЫМОМ ИЗ БУХЕНВАЛЬДСКИХ ПЕЧЕЙ…
ТЕМ, КТО НА РЕЧНЫХ ПЕРЕПРАВАХ ШЕЛ, СЛОВНО КАМЕНЬ, КО ДНУ…
ТЕМ, КТО НА ВЕКА БЕЗЫМЯННЫЙ КАНУЛ В ФАШИСТСКОМ ПЛЕНУ…
ТЕМ, КТО РАДИ ДЕЛА СЕРДЦЕ ОТДАТЬ БЫЛ ГОТОВ…
ТЕМ, КТО ПОД МАШИНЫ ЛОЖИЛСЯ ВМЕСТО ПОНТОННЫХ МОСТОВ…
ВСЕМ ТЕМ, КТО УШЕЛ В БЕССМЕРТИЕ И ПОБЕДИЛ, ПОСВЯЩАЕТСЯ ЭТОТ ЧАС МУЖЕСТВА
5 слайд
Одна из учениц в своем сочинении на писала: «Я счастливая: родилась под мирным небом нашей могучей Родины, никогда не слышала воя бомб и грохота канонады, но слово война – для меня всегда казалось страшным и непонятным. Глубинное, трагическое значение его было неведомо. Но однажды я случайно осталась смотреть телепередачу, посвященную годовщине Нюрнбергского процесса. И увидела кадры, снятые нашими военными кинооператорами в 1944-ом, при освобождении Освенцима … Ночью я плохо спала.
6 слайд
И вот теперь меня удивляет, почему с такой легкостью, бездумно, ребята рисуют на стенах и заборах знак свастики? Мы, что выросли в послевоенном мире, не осознаем жестокого, драматического образа войны с ее пылающими, не гаснущими на истерзанной и изрезанной земле и воздухе кострами. Нас надо учить памяти о войне, не боясь нарушить безмятежность юных лет. Ведь память – наша история. Каким будет взгляд на нее нас, подростков, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее».
7 слайд
Если мир
войну забудет,
вновь придет война
Р. Рождественский
8 слайд
У советского поэта Владимира
Соколова есть такие строки: «Я устал от
20 века, от его окровавленных рек».
Трудно представить, сколько испытаний
выпало на долю нашего народа в 20
столетии, и одно из самых страшных
испытаний – Великая Отечественная война.
9 слайд
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова
Война — святее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А. Т. Твардовский
10 слайд
Конечно, история Великой Отечественной войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди жесточайшие ее факты. Но 1418 тревожных дней и ночей, что длилась Великая Отечественная война с фашистскими ордами, навсегда должны остаться в памяти народной, в памяти человечества.
Да, это было суровое время. Сейчас трудно себе представить, но это было так.
11 слайд
22 июня писатели Москвы собрались, как по боевой тревоге, на митинг. "Писатели, - заявил Фадеев,- знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером". Перо было приравнено к штыку, Поэзия надела шинель и шагнула в горнило боя.
12 слайд
"Писатели знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером".
А. Фадеев
13 слайд
Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к ее защите. Главный герой – это воин, простой труженик тыла и дети – все, кто боролся с фашизмом. Это люди разных национальностей, разных возрастов, выдержавшие суровые испытания в годы войны.
14 слайд
«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов». Поэзия выразила всю гамму чувств, которые переживали люди в эти годы испытаний: боль, горе, тревогу, надежду. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты прославляли ратные дела, поднимали боевой дух, звали на бой с фашистами. Поэзия помогала людям жить».
А. Сурков
15 слайд
Константин Михайлович Симонов - один из наиболее ярких поэтов военной поры
16 слайд
К. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. Первые его стихи появились в 1931 году. В 1939 году он уехал военным корреспондентом в Монголию, на Халкин-Гол, уехал,прервав учебу в аспирантуре, куда больше не вернется. Когда началась Великая Отечественная война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны был корреспондентом газеты «Красная звезда». Все опубликованное в годы войны в газетах позже составило 4 книги. Умер Константин Симонов в 1979 году. Перед смертью он попросил исполнить его волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, поэтому его прах был развеян на поле неподалеку от г. Бобруйска.
17 слайд
К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
18 слайд
19 слайд
Обращаясь в этом стихотворении к своему другу, поэту Алексею Суркову, Симонов выразил думы и чаяния воинов в горькую минуту отступления, показал беззаветную любовь к Родине. В этих стихах поэта такой накал чувств, что слова произносятся с трудом. Они обжигают грудь, перехватывают горло. В них сохранено дыхание тех грозных военных лет.
20 слайд
К. Симонов «Родина»
21 слайд
К. Симонов «Жди меня»
22 слайд
Стихотворение К.М.Симонова «Жди меня» стало пронзительным шедевром не только его поэзии, а и всей лирики времен Великой Отечественной войны. На вопрос читателя относительно истории текста Симонов в 1969 году ответил: «У стихотворения «Жди меня» нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением…»
Затем стало песней, и листовкой, и частицей многих и многих солдатских писем – треугольников, посланных домой.
23 слайд
Одним из известных поэтов военной поры
был Алексей Сурков
24 слайд
Великая Отечественная война в жизни поэта А. Суркова была уже четвертой. Позади первая мировая война, гражданская война, потом Финская. Представьте, уже в начале Великой Отечественной войны люди верили в победу, знали, что они разобьют врага на родной земле. Стихотворение, которое вы сейчас услышите, было написано Алексеем Сурковым в 1942 году, но там есть пророческие слова. Какие?
25 слайд
А. Сурков «Видно выписал писарь мне дальний билет»
Видно, выписал писарь мне дальний билет,
Отправляя впервой на войну.
На четвертой войне, с восемнадцати лет,
Я солдатскую лямку тяну.
Череда лихолетий текла надо мной,
От полночных пожаров красна.
Не видал я, как юность прошла стороной,
Как легла на виски седина.
И от пуль невредим, и жарой не палим,
Прохожу я по кромке огня
Видно, мать непомерным страданьем своим
Откупила у смерти меня.
Испытало нас время свинцом и огнем.
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернемся. И радость вернем.
И сумеем за все наверстать.
Неспроста к нам приходят неясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих ненастий недружной весны
Ждет и нас ослепительный май.
26 слайд
Эдуард Асадов
27 слайд
Выпускной бал состоялся 14 июня 1941 года. А через неделю началась война. Эдуард Асадов одним из первых добровольцем ушел воевать, ему было 17 лет. Прошел путь от наводчика орудия до офицера — командира батареи, в перерывах между боями продолжал писать стихи. В боевых действиях молодого солдата всегда отличали редкостное бесстрашие, мужество и воля.
28 слайд
… Крымская военная весна 1944 года. Бои на подступах к Севастополю. 20-летний лейтенант Эдуард Асадов совершает удивительный подвиг. Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине, по залитой солнцем дороге, на виду у врага, под непрерывным огнем, под бомбежкой ради спасения сотен людей. Эдуард организовал и сам руководил доставкой снарядов на боевую позицию. Внезапный вражеского залп, и… тяжелейшее ранение, в результате чего для Асадова наступает непроглядная ночь. Но, даже потеряв зрение, он продолжает руководить боевой операцией. Снаряды были доставлены, и победный залп «катюши» прогремел вовремя.
Однако жизнь для молодого человека как бы остановилась, поделилась пополам. 12 операций, сомнения, надежды, и все-таки полная потеря зрения. Подвиг яркий, как вспышка молнии, а дальше беспросветная темнота навсегда. Но его спасли стихи.
29 слайд
Асадов Эдуард «Письмо с фронта»
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник "украшал",
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
30 слайд
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки...
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
31 слайд
Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взваливали на себя тяжесть войны. Анна Ахматова, Ольга Берггольц. Их стихи знали, ждали. На фронт идет 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова. Подробнее я хочу рассказать о Юлии Друниной. Она родилась в 1924 году в Москве. В 1941 году ушла добровольно на фронт и до конца войны служила санинструктором. Получая в 1975 году Государственную премию, поэтесса сказала: «Самое страшное не забывается и сейчас, сколько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы люди умели ценить мир».
32 слайд
Юлия Друнина. Памяти однополчанки – Героя
Советского Союза – Зинаиды Самсоновой - она
посвятила стихотворение «Зинка»»
33 слайд
Николай Майоров
Родился в 1919 году.
О своем героическом поколении он писал:
Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Николай Майоров погиб в бою на Смоленщине в 1942 году.
34 слайд
Павел Коган
Погиб в бою
под Новороссийском
в 1942 году.
35 слайд
Погиб на фронте под Ленинградом в 1942 году.
36 слайд
Муса Джалиль
37 слайд
Муса Джалиль ушёл на фронт уже профессиональным поэтом. С июня 1942г. от Мусы перестали приходить письма. Весть о судьбе поэта принесла Победа. Советские солдаты, штурмовавшие Берлин, на тюремном дворе Моабита нашли вырванную из книги страницу, на которой было написано: "Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключён в Моабитскую тюрьму за политическую работу против фашистов и приговорён к смертной казни". Мужество и талант стали плечом к плечу. И не случайно М. Джалиль посмертно удостоен высшей воинской почести звания Героя Советского Союза. Муса Джалиль находился в застенках Моабитской тюрьмы и в 1944 году был казнен. После войны мир облетела весть о его двух записных книжках, в которых было 115 стихотворений, написанных в плену. Муса Джалиль мечтал их напечатать. Поэзия Мусы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, сильной воли.
38 слайд
Палачу
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час -умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у Родины моей.
39 слайд
Перенесёмся мысленно в прошлое. Изрытая снарядами, развороченная бомбами степь. Её накрыла вечерняя мгла. Вместе с темнотой пришла тишина. Светят звёзды. В окопах распрямляют затёкшие спины солдаты и начинают негромкие беседы. А потом тихо, вполголоса бойцы поют.
40 слайд
Песня на слова. В. Агатова "Темная ночь». Чувствуется, как
проникновенно связаны в нём и довоенная пора, и фронтовая обстановка, и светлая мечта о будущем. Тёплый, до боли знакомый голос Родины пронизывает слова и мелодию, раздумчивую, напевную, тихую. Какие ещё песни военной поры вы знаете?
("Синий платочек", "Жди меня", "Огонёк", "Соловьи".)
Свой первый удар по врагу поэзия нанесла песнями «Священная война» Лебедева- Кумача, «Песня смелых» А. Суркова. На фронтах войны была создана песня «Синий платочек». Кто не слышал знаменитой «Землянки» Суркова? Она звучала везде: по радио, на привалах, в холодных землянках.
41 слайд
42 слайд
Более 27 млн. потеряла Родина своих сыновей и дочерей в годы Великой Отечественной войны! Одни были "убиты под Москвой", "подо Ржевом", остались лежать под Ленинградом и Сталинградом. Немного осталось их в живых сегодня, ветеранов Великой Отечественной! Это и к нам, живущим сегодня, обращается поэт Роберт Рождественский:
Помните, какой ценой завоёвано счастье.
Пожалуйста, помните!
43 слайд
Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе в послевоенное время. Роберт Рождественский, Владимир Высоцкий, белгородский поэт Игорь Чернухин. Они обращаются к этой теме не только для того, чтобы вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
44 слайд
1979 год... Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны... Мир, тишина и покой воцарились на Российской земле. Восстановлены города и сёла. Появились улыбки на лицах людей, опалённых страшной войной. А новое поколение молодёжи думало о прекрасном будущем, выбирало мирные профессии. Но прошло всего несколько десятков лет, и в нашем языке появилось малопонятное, но очень трагичное словосочетание: «локальный конфликт».
45 слайд
И еще одно страшное понятие: «груз 200», так называли цинковые гробы, в которых привозили из Афганистана погибших солдат. И вновь тесно переплелись в нашей действительности жизнь и смерть, любовь и ненависть.
46 слайд
47 слайд
Вот ее итоги:
убито, умерло от ран и болезней 13833 человек
всего ранено 49985 солдат и офицеров.
Но в памяти людской этой войне еще жить долго, потому что ее история написана кровью солдат и слезами матерей, обелисками с жестяными звездочками и ворвавшимися фронтовым ветром в нашу жизнь песнями. И уж навечно останется эта война в душах вышедшего из нее поколения, опаленного огнем и усвоившего ее фронтовые и нравственные уроки.
48 слайд
49 слайд
Что теперь с нами стало?
Как Россия устала,
И какая еще ждет Россию война?
И не надо нам славы,
Нас так мало осталось. А Россия одна.
Его убили на войне.
Не на Великой.
Не с фашистами.
Не в сорок первом,
А в Чечне. На рубеже веков.
В двухтысячном………
50 слайд
51 слайд
Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил.
Получал и пятерки и двойки,
Но училище свое я любил.
Не спешите, постойте, ребята,
Побеседуйте тихо со мной
И скажите: «Какой был веселый!»
И какой он еще молодой.
Подождите, девчонки, смеяться,
Посмотрите на этот портрет.
Мне исполнилось только 20,
А меня уже нет, просто нет.
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил.
Мне бы бегать на поле футбольном
И подругу встречать по весне.
Но я не вернулся из боя.
Я убит на Чеченской войне.
Лазебный Роман- выпускник колледжа. Погиб в Чеченской республике
52 слайд
Вячеслав Воробьев – выпускник колледжа
53 слайд
Памятник воину - мученнику
Евгению Родионову в г. Кузнецке
54 слайд
“Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”.
В.В. Путин
55 слайд
Пусть никогда не станет обелиском
Для всех живущих добрый шар Земной.
56 слайд
57 слайд
Анкета для оценки результативности проведенного мероприятия
Я узнал, что…
Мне было интересно…
Я не знал, что…
Хочу, чтобы…
Я хочу воспитывать в себе такие качества, как…
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентацию можно использовать на уроке литературы по теме "Поэзия периода Великой Отечественной войны", можно провести как внекласное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
В презентации использован материал из истории колледжа. Педагог другого учебного заведения может эти слайды заменить своими.
Цели данной разработки:
1.Приобщение студентов к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;
2.Развитие у студентов способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
3. Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения студентов;
4.Воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма;
6 662 946 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Тимошенко Людмила Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.