Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Формы и методы духовно-нравственного воспитания
Паламарчук И.Е.
2 слайд
„Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле“
Назарбаева Сара Алпысовна
3 слайд
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования
Возрождение Казахстана, поддержание его статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся казахстанской ментальности.
4 слайд
Современный национальный воспитательный идеал
Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Казахстана, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Казахстана
Статус. Национальный воспитательный идеал является высшей целью образования. Он представляет собой нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ
Важнейший принцип современного воспитания. Воспитание личности в национальных культурных и духовных традициях для успешной жизни в высокотехнологичном мире.
Историческая особенность. Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох
5 слайд
Духовно-нравственное развитие гражданина Казахстана
Духовно-нравственное развитие гражданина Казахстана – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей:
семейной жизни;
классного и школьного коллектива;
культурно-регионального сообщества;
культуры своего народа,
казахстанской гражданской нации;
мирового сообщества
Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов
Вывод: духовно-нравственное воспитание обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации
6 слайд
Система базовых национальных ценностей
Патриотизм (любовь к Казахстану, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
Традиционные религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира);
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
7 слайд
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА
Обращение к образцам прекрасного, духовного и нравственного в воспитательной работе;
Поддержка ростков аналитической деятельности и неординарности;
Организация классных мероприятий;
Участие школьников в общешкольных КТД;
Организация участия школьников в олимпиадах и конкурсах;
Разработка и реализация социально-значимых проектов;
Вовлечение школьников в систему дополнительного образования;
Экскурсионно-краеведческая работа;
Создание и наполнение индивидуального портфолио ученика;
Презентационные мероприятия.
8 слайд
Основные направления воспитания:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
9 слайд
Пути осуществления:
Учебный процесс,
Правовое и политическое просвещение,
Самообразование,
Использование потенциала СМИ,
Внеучебная воспитательная работа,
Участие в общественных делах школы,
Семейное воспитание,
Участие в деятельности общественных объединений,
Выполнение общественных поручений.
10 слайд
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога
Классификация методов по источникам передачи содержания
Группы методов Виды методов Источники передачи содержания
I группа Словесные методы Рассказ, беседа, инструктаж и др.
II группа Практические методы Упражнения, тренировка,
самоуправление и др.
III группа Наглядные методы Иллюстрирование, показ,
предъявление материала и др.
11 слайд
Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:
методы формирования сознания;
методы формирования поведения;
методы формирования чувств и отношений
1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно.
Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе
2. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы : упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др.
3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. К ним относятся:поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
12 слайд
Формы воспитания - это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины "воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания". Мероприятие - организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.
Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая-групповая и индивидуальная.
Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной работы, связанный с направлениями воспитательной деятельности. Например, для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков "Что? Где? Когда?", конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров и т.п.
При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п.). Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.
13 слайд
14 слайд
15 слайд
Ведущими, безусловно, являются методы творческого характера: исследовательский, проблемный, частично-поисковый и др.
Так как доминирующее воздействие на ту или иную сферу оказывают не все методы, а какой-то определенный метод воспитания, то эту взаимосвязь можно представить в виде таблицы
Классификация используемых методов воспитания
16 слайд
Наиболее эффективные методы словесно - эмоционального воздействия:
Рассказ.
Разъяснение..
Внушение.
Этическая беседа.
Метод наглядно – практического воздействия – пример. Пример даёт конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения.
17 слайд
Система воспитательной работы включает воспитание в процессе обучения (на учебных занятиях) и внеучебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания. Организация воспитательной работы подразумевает и взаимодействие с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.
18 слайд
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»
19 слайд
Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:
Военно-патриотическое.
Художественно-эстетическое.
Туристско-краеведческое.
Спортивно-оздоровительное.
20 слайд
формы и приемы воспитания
конкурсы рисунков и поделок, спортивные мероприятия, общешкольные, семейные праздники, трудовые дела, творческие сочинения, сочинения стихов и рассказов о дружбе и помощи, встречи с интересными людьми, экскурсии, патриотические мероприятия, акции милосердия и другие;
совместная работа и с педагогами дополнительного образования;
проведение различных праздников, игр, выставок, концертов;
В работе желательно использовать игровые технологии, коммуникативные и исследовательские.
21 слайд
В нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
Недели эстетики, классные часы "Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть", беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
22 слайд
Знакомство учащихся с традициями народной культуры
Формы: игры, песни, сказки, загадки, праздники;
Творческая мастерская. Дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и своё место в мире.
Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей казахской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевое дело м.б. в форме театрализованного праздника, например, «Наурыз-праздник обновления»
Исследовательские работы вместе с родителями «Юрта», «Национальный казахский костюм «, «Традиции в казахской семье»и др.
“Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.
Классный народный театр.
23 слайд
Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание
Воспитание гражданина страны является одним из главных условий национального возрождения.
Неделя истории, встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, смотр строя и песни, встреча поколений "День нашей памяти и боли", акции "Письмо ветерану", "Подарок ветерану", конкурс рисунков "Война глазами детей" и мн. др.
Тимуровское движение -помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди
Тематические беседы и викторины, воспитывающие уважение к символам и атрибутам Казахстана.
Школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);мероприятия на правовую и гражданскую тематику.
24 слайд
Будущему Казахстана- здоровое поколение Работа с родителями
беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;
динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;
деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья совместно с родителями способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества
Классные часы и мероприятия по изучению своей семьи, составлению генеалогического дерева семьи; совместные мероприятия посвящённые «Дню семьи», «Дню матери», бабушкам и дедушкам,
совместные концертные программы, экскурсии( в музей, библиотеку, по школе, по улице, по городу и т.д.)
25 слайд
Все намеченные мероприятия могут быть распределены по разделам, в зависимости от целей, которые перед ними поставлены.
1)Воспитание красотой; 2)Уроки воспитания характера; 3)Введение во храм слова; 4)Духовные истоки воспитания; 5)Уроки доброты; 6)Уроки патриотизма; 7) Уроки правды и т.д.
Использование ИКТ
различных компьютерных программ , технологий в работе с классом, создание мультимедийных презентаций о жизни классного коллектива и о каждом учащемся, анимационные фильмы, тематические газеты, листовки.
Экологическое сознание
Экскурсии, походы, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.).
26 слайд
Традиционные технологии
Технология организации и проведения группового воспитательного дела (Н.Е.Щурковой);
Педагогика сотрудничества;
Гуманно – личностная технология (Ш.А. Амонашвили);
Технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванова);
Технология гуманного коллективного воспитания (В.А.Сухомлинского).
Здоровьесберегательные;
ИКТ - технологии;
Шоу-технологии;
Технология проведения дискуссий;
Технология личностно развивающего диалога,
Технология проектной деятельности;
Технология индивидуального рефлексивного воспитания.
27 слайд
Технология развития чувства
«педагогической любви»
1.Постараться понять,
что они - дети,
потому и ведут себя
как обычные дети.
2. Постараться принять
ребенка таким,
каков он есть на самом деле –
с "плюсами" и "минусами.
3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
28 слайд
Технология развития чувства
«педагогической любви»
5. Не упустить момент
словесного или эмоционального
отклика с его стороны,
принять действенное участие
в проблемах и
трудностях ребенка.
6. Установить личный контакт
с помощью средств
невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
8. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
29 слайд
“Руководить
нравственным воспитанием
– это значит создавать
тот моральный тонус
школьной жизни,
который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком – то заботится,
о ком-то печётся и беспокоится,
кому-то отдаёт своё сердце»
В.А.Сухомлинский
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
В презентации показаны формы и методы духовно-нравственного воспитания школьников, система базовых национальных ценностей, перечень средств развития творческих способностей школьника, основные направления воспитания, пути его осуществления; дана классификация используемых методов, направления, формы и приемы воспитания, традиционные технологии.
6 657 040 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Паламарчук Инна Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.