Главная / Русский язык и литература / Презентация "Формирование выразительности устной речи"

Презентация "Формирование выразительности устной речи"

Название документа Формирование выразительности устной речи.docx

Формирование выразительности устной речи

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании.

Я поделюсь своим опытом работы над одним видом речевой деятельности – говорением, а именно над формированием выразительности устной речи.

Это коммуникативное умение, наряду с другими, на мой взгляд, очень важно, ибо помогает искать и находить смысл слова, фразы, текста и в итоге обогащает и совершенствует устную, т.е. звучащую речь.

Конечно, я стремлюсь развивать в ребятах не только интерес к поэзии, но и понимание её законов, высокий художественный вкус, творческую самостоятельность.

Для этого учащиеся должны осознавать великое предназначение поэзии, учиться понимать её законы и язык, уметь доносить до слушателей чувства, переживания, заключенные в стихотворении.

В основе работы над выразительной устной речью лежит интеграция таких видов искусства, как литература, музыка и сценическое искусство.

В данной презентации отражены все этапы работы по данной теме: правила устной речи, культура и техника речи, которые подразумевают отработку таких элементов выразительной речи, как дикция, интонация, темп и тембр речи, мелодика речи, логическое ударение. Кроме этого, в презентацию включена система система упражнений, сопровождаемая голосовыми иллюстрациями, по совершенствованию различных элементов выразительной устной речи. Завершает презентацию наглядный вариант оформления «партитуры» художественного произведения с голосовым сопровождением и фотографии моих учеников, членов кружка «Художественное слово», участников различных конкурсов.

Презентация может быть использована как на уроках русского языка и литературы по развитию выразительности устной речи учащихся, так и на внеурочных занятиях данной направленности: кружках, драматических студиях и др.



















Название документа Формирование выразительности устной речи.pptx

Формирование выразительности устной речи Ефимова Наталья Львовна, учитель ру...
Правила устной речи и чтения: 1. Не произноси слова скороговоркой. 2. Ясно вы...
Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения Цел...
Культура и техника речи. Дикция Темп Логическое ударение Интонация Тембр Упр...
Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи Интона...
Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фра...
Правила постановки логического ударения (ЛУ) ЛУ нельзя ставить на прилагатель...
Мелодика речи- движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты
Мелодические фигуры Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют ...
Специфические мелодики вопросительная пояснительная перечислительная предупре...
Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-э...
 Техника речи Дыхание Голос Дикция
Учимся дышать правильно
Система Упражнений 1. «Пастушок». Сначала вдохнуть воздух через нос, потом р...
3.Темп речи (скорость речи) Произнесите скороговорку «От топота копыт пыль по...
4.Интенсивность речи (сила и слабость звучания) Произнесите пословицу « Жить ...
5. Логическое ударение (выделение голосом слова,несущего основную смысловую н...
Есть в музыке такая неземная, как бы не здесь рожденная печаль, которую ни ск...
Прослушивание художественных произведе- ний в исполнении профессиональных акт...
Таким образом, владение интонацией - мелодикой речи,ее темпом, тембром, ритмо...
Использованная литература Аксенов В. Н. Искусство художественного слова / Под...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Формирование выразительности устной речи Ефимова Наталья Львовна, учитель русск
Описание слайда:

Формирование выразительности устной речи Ефимова Наталья Львовна, учитель русского языка и литературы МАОУСОШ № 9 г.Боровичи Новгородской обл.

№ слайда 2 Правила устной речи и чтения: 1. Не произноси слова скороговоркой. 2. Ясно выгов
Описание слайда:

Правила устной речи и чтения: 1. Не произноси слова скороговоркой. 2. Ясно выговаривай звуки в словах. 3. Говори вразумительно, членораздельно, чтобы тебя могли хорошо слышать и понимать те, к кому ты обращаешься с речью. 4. Говори ровно, не повышай без нужды голос, не кричи. 5. Соблюдай паузы между предложениями и между отдельными смысловыми частями предложения. 6. Старайся говорить и читать так, чтобы заинтересовать слушателей.

№ слайда 3 Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения Цель в
Описание слайда:

Выразительно прочитать—это значит подать голосом идею и тему произведения Цель выразительного чтения: истолкование внутреннего содержания произведения выявление темы, предмета изображения выявление авторского отношения к предмету изображения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, насмешка, восхищение)

№ слайда 4 Культура и техника речи. Дикция Темп Логическое ударение Интонация Тембр Упражн
Описание слайда:

Культура и техника речи. Дикция Темп Логическое ударение Интонация Тембр Упражнения

№ слайда 5 Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи Интонация
Описание слайда:

Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи Интонация Ударение Темп и ритм Понижение и повышение голоса Паузы

№ слайда 6 Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе!
Описание слайда:

Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста! К.С.Станиславский

№ слайда 7 Правила постановки логического ударения (ЛУ) ЛУ нельзя ставить на прилагательных
Описание слайда:

Правила постановки логического ударения (ЛУ) ЛУ нельзя ставить на прилагательных и местоимениях. ЛУ, как правило, ставится на именах существительных и на глаголах При сочетании двух существительных ЛУ всегда падает на имя существительное в родительном падеже Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует ЛУ на каждом слове с возрастающим усилием. Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ЛУ. Не рекомендуется и «злоупотреблять» ЛУ: речь, перегруженная ударениями, теряет смысл.

№ слайда 8 Мелодика речи- движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты
Описание слайда:

Мелодика речи- движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты

№ слайда 9 Мелодические фигуры Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют пон
Описание слайда:

Мелодические фигуры Окончание мысли и вместе с тем завершение фразы требуют понижения голоса нисходящая фигура Развитие мысли вместе с развитием высказывания требует повышения голоса восходящая фигура

№ слайда 10 Специфические мелодики вопросительная пояснительная перечислительная предупредит
Описание слайда:

Специфические мелодики вопросительная пояснительная перечислительная предупредительная причинной связи противительной связи разделительная мелодика вводности незаконченности Мелодика воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону

№ слайда 11 Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоц
Описание слайда:

Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этими отклонениями. Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы – обо всем этом расскажет тембр вашего голоса

№ слайда 12  Техника речи Дыхание Голос Дикция
Описание слайда:

Техника речи Дыхание Голос Дикция

№ слайда 13 Учимся дышать правильно
Описание слайда:

Учимся дышать правильно

№ слайда 14 Система Упражнений 1. «Пастушок». Сначала вдохнуть воздух через нос, потом резк
Описание слайда:

Система Упражнений 1. «Пастушок». Сначала вдохнуть воздух через нос, потом резко выдохнуть в трубочку. Первое упражнение восстанавливает дыхание, подготавливает к дальнейшей работе. Тренировка дыхания . 2.Тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоцион. оттенок). Произнесите предложение «Мороз и солнце; День чудесный!» а) мрачным голосом; б) веселым голосом;в) грустным голосом

№ слайда 15 3.Темп речи (скорость речи) Произнесите скороговорку «От топота копыт пыль по по
Описание слайда:

3.Темп речи (скорость речи) Произнесите скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» а)напугав, б) успокоив слушателей, в)диктуете текст,г)плохо выучили текст.

№ слайда 16 4.Интенсивность речи (сила и слабость звучания) Произнесите пословицу « Жить – Р
Описание слайда:

4.Интенсивность речи (сила и слабость звучания) Произнесите пословицу « Жить – Родине служить» так, как будто вы а)беседуете друг с другом в небольшой комнате; б)произносите эти слова со сцены театра и хотите быть услышанным всеми зрителями.

№ слайда 17 5. Логическое ударение (выделение голосом слова,несущего основную смысловую нагр
Описание слайда:

5. Логическое ударение (выделение голосом слова,несущего основную смысловую нагрузку) Прочитайте вопросительное предложение «Мы поедем сегодня в театр?» так, чтобы слушающий вас должен был ответить на вопросы: 1)Кто поедет сегодня в театр? 2)Как мы отправимся сегодня в театр? 3) Когда мы поедем в театр? 4) Куда мы сегодня поедем ?

№ слайда 18 Есть в музыке такая неземная, как бы не здесь рожденная печаль, которую ни скрип
Описание слайда:

Есть в музыке такая неземная, как бы не здесь рожденная печаль, которую ни скрипка, ни рояль до основанья вычерпать не могут. Оформление «партитуры» произведения

№ слайда 19 Прослушивание художественных произведе- ний в исполнении профессиональных актеро
Описание слайда:

Прослушивание художественных произведе- ний в исполнении профессиональных актеров и мастеров слова. Подбор музыки для усиления образности и эмоционального воздействия художественного текста.

№ слайда 20 Таким образом, владение интонацией - мелодикой речи,ее темпом, тембром, ритмом,
Описание слайда:

Таким образом, владение интонацией - мелодикой речи,ее темпом, тембром, ритмом, а также логичес- ким ударением; использование мимики, жестов, поз для передачи эмоциональных оттенков звучащей речи ; умение найти и передать основную мысль произведения, обобщив смысл составляющих его частей; умение выявить скрытый, спрятанный смысл метафорической, афористической речи – все это помогает найти и передать смысл сказанного или прочитанного ярко, образно, выразительно.

№ слайда 21 Использованная литература Аксенов В. Н. Искусство художественного слова / Под ре
Описание слайда:

Использованная литература Аксенов В. Н. Искусство художественного слова / Под ред. В. Н. Шацкой. М., 1962. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя. М., 1986. Коренюк Л.Ю. Некоторые упражнения по технике речи. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie06.html Соловьева Н.М. и Майман Р.Р. Выразительное чтение на уроках литературы. http://www.detskiysad.ru/ped/virazhenie03.html

Презентация "Формирование выразительности устной речи"
  • Русский язык и литература
Описание:

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании.

Я поделюсь своим опытом работы над одним видом речевой деятельности – говорением, а именно над формированием выразительности устной речи.

Это  коммуникативное умение, наряду с другими, на мой взгляд, очень важно, ибо помогает искать и находить смысл слова, фразы, текста и в итоге обогащает и совершенствует устную, т.е. звучащую речь.

Конечно, я стремлюсь  развивать в ребятах не только интерес к поэзии, но и понимание её законов, высокий художественный вкус, творческую самостоятельность.

           Для этого учащиеся должны осознавать великое предназначение поэзии, учиться понимать её законы и язык, уметь доносить до слушателей чувства, переживания, заключенные в стихотворении.

           В основе работы над выразительной устной речью лежит  интеграция таких видов искусства, как литература, музыка и сценическое искусство.

       В данной презентации отражены все этапы работы по данной теме: правила устной речи, культура и техника речи, которые подразумевают отработку таких элементов выразительной речи, как дикция, интонация, темп и тембр речи, мелодика речи, логическое ударение. Кроме этого, в презентацию включена система система упражнений, сопровождаемая голосовыми иллюстрациями, по совершенствованию различных элементов выразительной устной речи. Завершает презентацию наглядный вариант оформления «партитуры» художественного произведения с голосовым сопровождением и фотографии моих учеников, членов кружка «Художественное слово», участников различных конкурсов.

   Презентация может быть использована как на уроках русского языка и литературы по развитию выразительности устной речи учащихся, так и на внеурочных занятиях данной направленности: кружках, драматических студиях и др.   

Автор Ефимова Наталья Львовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 772
Номер материала 23142
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓