Главная / Директору-завучу / Презентация по русскому языку "Выразительность речи учителя как одно из условий развития эмоциональной сферы обучающихся".".

Презентация по русскому языку "Выразительность речи учителя как одно из условий развития эмоциональной сферы обучающихся".".

Выразительность речи учителя как одно из условий развития эмоциональной сферы...
Современный русский язык - это национальный язык великого русского народа, фо...
Слово — это языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) п...
Анализ лексики, составляющей словарь культуры, Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξι...
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений ...
Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Лексич...
Лексические средства выразительности: Б) Устаревшие слова: - историзмы (город...
Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес,...
Тропы Эпитет — художественное, образное определение, созданное на основе пер...
Тропы Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух пред...
Задание № 1 . Представьте свой любимый предмет. Например: Составьте инструкци...
Задание № 2 . Представьте свой любимый предмет. Например: Напишите Эссе о ваш...
Задание № 3 Придумайте или вспомните метафоры к словам: учитель, ученик.
Метафоры к слову «учитель»: Строитель, садовник, агроном, Архитектор, художни...
Метафоры к слову «ученик»: материал, брусок, бумага, глина, губка, пустой со...
Западная Сибирь (Природные условия, ресурсы. Население). Урок географии (9 -й...
Ход урока Оргмомент (проверка готовности учащихся и кабинета к уроку). Сообще...
Западная Сибирь (Природные условия, ресурсы. Население). Урок географии (9 -й...
Неведомая, дикая, седая - Медведицею белою Сибирь.. . За Камнем, за Уралом пр...
Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя. Речь ...
Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений ...
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести....
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Выразительность речи учителя как одно из условий развития эмоциональной сферы об
Описание слайда:

Выразительность речи учителя как одно из условий развития эмоциональной сферы обучающихся. Презентация подготовлена слушателем курсов переподготовки по программе «Педагогика» Зимнович Н. В. Март 2014 «Речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся» Л.И.Скворцов

№ слайда 2 Современный русский язык - это национальный язык великого русского народа, форма
Описание слайда:

Современный русский язык - это национальный язык великого русского народа, форма русской национальной культуры. Национальный язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также социальные жаргоны. Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык. С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: юристов, политиков, журналистов, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов

№ слайда 3 Слово — это языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) пред
Описание слайда:

Слово — это языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов и признаков (действий, отношений, качеств, количеств). Под значением слова понимают отображение в слове реалий действительности (предметов, признаков, отношений, процессов и т. д.). Основная функция слова — называние реалий действительности (так называемая номинативная функция). Но слово не только называет, но и обобщает: называя столом предметы разного размера, формы, назначения, мы отвлекаемся от индивидуальных особенностей конкретных предметов и сосредотачиваем внимание на их основных чертах, отражающих не все, а лишь существенные признаки реалии, позволяющие отличать одно явление от другого (например, предметы, называемые словом стол, от предметов, называемых словом табурет). В значение слова могут входить эмоционально-оценочные компоненты. Так, например, слова книга и книжонка называют один и тот же предмет, но второе слово обладает также дополнительным эмоционально-оценочным компонентом значения — выражает пренебрежительную оценку говорящего. Значения слов фиксируются в толковых словарях. Специальная лексика связана с профессиональной деятельностью людей

№ слайда 4 Анализ лексики, составляющей словарь культуры, Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός
Описание слайда:

Анализ лексики, составляющей словарь культуры, Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”

№ слайда 5 «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и о
Описание слайда:

«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Лев Николаевич Толстой Константин Георгиевич Паустовский Особенно богат русский язык, потому что многие слова в нем используются в прямом и переносном значении, огромно количество синонимов и антонимов, паронимов и фразеологизмов, сравнений и метафор….

№ слайда 6 Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Лексическ
Описание слайда:

Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов. В. И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, Д. Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» - около 90 тыс. слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из более 120 тыс. слов. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов.

№ слайда 7 Лексические средства выразительности: Б) Устаревшие слова: - историзмы (городово
Описание слайда:

Лексические средства выразительности: Б) Устаревшие слова: - историзмы (городовой, асессор); - архаизмы (вежды, брег, десница). А) Синонимы: а) семантические (исполин, гигант, титан), б) стилистические (пришёл, прибыл, притащился), в) стилевые (глаза, очи), г) семантико-стилистические (блуждать, бродить, шататься, шляться); В) Неологизмы – новые слова: - языковые: льготник, силовик, компьютерщик, совковый (от советский), псевдорынок, суперхитовый, телемания, беспредел (бывшее жаргонное), отсюда — беспредельщик, новостная (программа), подземка и др.; - окказионально-авторские - индивидуальные, единичные: Молоткастый, серпастый советский паспорт (В. Маяковский);…даже прознобь берет (А. Солженицын); …обсуждали с ребятами советно (А. Солженицын);; Сроки моей жизни на исчерпе (А. Солженицын); Сене некогдилось с посиделками (В. Распутин). Г) Тропы — специальные художественно-изобразительные средства, обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении на основе сопоставления с другим, близким в каком-то отношении, понятием в целях достижения большей художественной выразительности.

№ слайда 8 Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, по
Описание слайда:

Выразительность речи усиливает ее эффективность: яркая речь вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей. Ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы. Они обнаруживаются на всех его уровнях, особенно на лексическом. Это объясняется тем, что слово не только называет предмет, качество, действие, состояние, но и способно передавать отношение говорящего, его оценку (положительную, отрицательную), его эмоции (неодобрение, пренебрежение, ласку, любовь, восторг), указывать на степень проявления признака, действия, т.е. быть экспрессивным (ср.: гореть и пылать, большой и гигантский). Выразительность речи во многом зависит от того, в какой степени творящий ее знаком с художественными приемами, традиционно называемыми тропами и фигурами. Тропы - слова и выражения, употребленные не в обычном, прямом значении, а в переносном смысле. В основе тропа лежит сопоставление явлений, сходных по каким-либо признакам или каким-либо образом связанных, соотносящихся между собой. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, сравнения, эпитеты.

№ слайда 9 Тропы Эпитет — художественное, образное определение, созданное на основе перено
Описание слайда:

Тропы Эпитет — художественное, образное определение, созданное на основе переноса значения по сходству, возникающее в сочетании с определяемым словом: зеркальная гладь воды; ядовитый взгляд. Часть эпитетов в русской речи являются постоянными, переходящими из одного высказывания, произведения в другое: солнце красное, тучи чёрные. Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы... В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы (К. Бальмонт). Олицетворение — отнесение признака или действия живого существа (лица) к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям: Ветер злится; Море смеялось и плакало. Метафора является источником многозначности слов. Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: - по форме (головка лука, зубчик чеснока, кольцо садов); - по качеству (шёлковые ресницы, тонкий слух, чёрные мысли); - по расположению (Наш вагон в хвосте поезда); Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними: а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан (Хрусталь уже на столе); б) между содержимым и содержащим (Ну, съешь тарелочку ещё!); в) между действием и его результатом, местом или предметом (За диктант она получила «пять»; Утреннюю почту уже принесли);

№ слайда 10 Тропы Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предмет
Описание слайда:

Тропы Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Это одно из очень сильных троп. Простейшая форма сравнения выражается обычно с помощью подсобных слов: как - встал, как столб точно - он пролетел мимо, точно пуля будто - будто смерч вырвался из-под колес словно - ты, словно командир, рапортуешь подобно - черной молнии подобный Аллегория – это выражение отвлеченных понятий через конкретные художественные образы. Примеры аллегории: Глупого и упрямого часто называют Ослом, труса – Зайцем, хитрого – Лисой. Синекдоха - стилистический приём, употребление названия части вместо целого, частного вместо общего или наоборот . Примеры синекдохи: «поголовье тигра» , «матрас из конского волоса» . 1) Ну что ж, садись, светило. (В. Маяковский) 2) Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) 2) Пуще всего береги <...> копейку. (Н. Гоголь) 4) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) 5) Мы все глядим в Наполеоны. (А. Пушкин)

№ слайда 11 Задание № 1 . Представьте свой любимый предмет. Например: Составьте инструкцию д
Описание слайда:

Задание № 1 . Представьте свой любимый предмет. Например: Составьте инструкцию для пользователя.

№ слайда 12 Задание № 2 . Представьте свой любимый предмет. Например: Напишите Эссе о вашем
Описание слайда:

Задание № 2 . Представьте свой любимый предмет. Например: Напишите Эссе о вашем любимом предмете. Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции[1]. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.

№ слайда 13 Задание № 3 Придумайте или вспомните метафоры к словам: учитель, ученик.
Описание слайда:

Задание № 3 Придумайте или вспомните метафоры к словам: учитель, ученик.

№ слайда 14 Метафоры к слову «учитель»: Строитель, садовник, агроном, Архитектор, художник,
Описание слайда:

Метафоры к слову «учитель»: Строитель, садовник, агроном, Архитектор, художник, творец, Артист,проводник, наставник…. Клоун, дрессировщик, батарейка… «Учитель – это художник, потому что у талантливого получают- ся шедевры, а у бездарного ширпотреб, массовое производст-во». «учитель – это дрессировщик тигров, так как одно неловкое движение – и вас слопали». «учитель – это артист, потому что должен быть вырази- тельным, интересным, для этого приходится прятать свою усталость и перевоплощаться».

№ слайда 15 Метафоры к слову «ученик»: материал, брусок, бумага, глина, губка, пустой сосуд
Описание слайда:

Метафоры к слову «ученик»: материал, брусок, бумага, глина, губка, пустой сосуд, росток, семечко… «Ученик – это брусок из хорошей древесины, потому что вбиваем в него знания-гвозди, которые входят легко и прочно, но некоторые гнутся и ломаются, а брусок упорно сопротивляется»; «ученик как бумага, которую надо зажечь, и часто приходится иметь дело с мокрой»; «ученик – это глина, потому что в силах учителя вылепить все, что нужно». «ученик похож на посаженный росток, холишь его, лелеешь и не замечаешь, что вырос дуб»; «ученик– это семечко в земле, потому что может быть что-то вырастет, а может нет».

№ слайда 16 Западная Сибирь (Природные условия, ресурсы. Население). Урок географии (9 -й кл
Описание слайда:

Западная Сибирь (Природные условия, ресурсы. Население). Урок географии (9 -й класс) Цели урока: рассмотреть состав региона; определить особенности географического положения; познакомиться с особенностями населения; выявить сложности использования ресурсов, расположенных в экстремальных условиях; развивать познавательный интерес учащихся; воспитывать чувство гордости за свою страну. Западная Сибирь (Природные условия, ресурсы. Население). Урок географии (9 -й класс) Глебова Елена Георгиевна, учитель географии Разделы: Преподавание географии

№ слайда 17 Ход урока Оргмомент (проверка готовности учащихся и кабинета к уроку). Сообщение
Описание слайда:

Ход урока Оргмомент (проверка готовности учащихся и кабинета к уроку). Сообщение темы и целей урока. Работаем по знакомому плану, цель наша освоить 3 пункта: Состав и географическое положение Западно-Сибирского экономического региона. Природные условия и ресурсы. Население. Города. Итак, географическое положение региона. Западно-Сибирская равнина в пределах России протянулась почти на 2500 км с севера на юг (от окраины полуострова Ямал до государственной границы с Казахстаном). Наибольшая протяженность с запада на восток по широте г.Красноярска составляет около 1900 км (Равнина - 3-я по площади равнина мира, вслед за Амазонской и Восточно-Европейской). Кроме равнины в Западно-Сибирском экономическом районе размещены: предгорья Алтая, Салаира, Кузнецкий Алатау. Рассмотрим состав данного экономического региона (Показать на стенной карте регион)

№ слайда 18 Западная Сибирь (Природные условия, ресурсы. Население). Урок географии (9 -й кл
Описание слайда:

Западная Сибирь (Природные условия, ресурсы. Население). Урок географии (9 -й класс) «Российское могущество прирастать будет Сибирью» (М. В. ЛОМОНОСОВ, 1763 г. )

№ слайда 19 Неведомая, дикая, седая - Медведицею белою Сибирь.. . За Камнем, за Уралом пропа
Описание слайда:

Неведомая, дикая, седая - Медведицею белою Сибирь.. . За Камнем, за Уралом пропадая, Звала, звала в неведомую ширь. Что в этой шири? Где конец раздолью? А, может быть, и нет у ней конца? Но к ней тянулись за вольготной долью Отчаянные русские сердца. Но вот однажды сквозь туман и мрак К реке Тоболу подошел Ермак. Илья Сельвинский Кинофильм "Сказание о земле Сибирской» (некоторые кадры)

№ слайда 20 Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя. Речь учи
Описание слайда:

Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя. Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

№ слайда 21 Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений раз
Описание слайда:

Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

№ слайда 22 Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Сл
Описание слайда:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. В. Шефнер

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24
Описание слайда:

Презентация по русскому языку "Выразительность речи учителя как одно из условий развития эмоциональной сферы обучающихся".".
  • Директору-завучу
Описание:

Данная презентация была подготовлена мною на курсах переподготовки по программе "Педагогика". Тема была выбрана самостоятельно.

Я считаю, что главный инструмент работы учителя - это его речь.Именно она мотивирует, привлекает, завораживает... Если у педагога этот инструмент в порядке, то у него не будет проблем с преподаванием любого предмета, с дисциплиной, с пониманием, с уважением... Работая в школе, за вечной суетой, педагоги часто забывают о том, что навыки работы с этим инструментом  надо совершенствовать, развивать. Простой пример: в классе шумно, а учитель начинает говорить громче. Но ведь у голоса есть сила и слабость, тембр и темп, он может быть в паузе. Всегда ли мы об этом помним? 

С помощью речи учитель выстраивает взаимодействие с обучающимися. Каждое слово учителя - это элемент его профессиональной культуры. От эмоциональности его речи зависит благополучие учащихся во время урока и не только.

Яркая, образная,эмоциональная речь способна затрагивать высшие чувства. Об этом учитель должен помнить.

Данная презентация будет полезна как молодому педагогу, так и опытному. Она может быть использована на педагогических семинарах, педсоветах, заседаниях ШМО.

Автор Зимнович Надежда Валериановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 503
Номер материала 37239
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓