Главная / Русский язык и литература / Презентация по литературе. Система заданий к уроку «Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"» (10 класс)

Презентация по литературе. Система заданий к уроку «Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"» (10 класс)

Система заданий к уроку «Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина ...
Поэма «Медный всадник» («Петербургская повесть») была написана Пушкиным осень...
В поэме Пушкин противопоставил ГОСУДАРСТВО, олицетворённое в образе Петра I, ...
Задание 1. Сопоставительный анализ. Удивительно построение поэмы, ее архитект...
«Думы великие» основателя города, государственного деятеля	«Волненья разных р...
Вывод: Величие Петра в патриотизме, понимании исторической закономерности. Во...
Задание 2. Найти образы, характеризующие изображение разбушевавшейся Невы.
УЖАСНЫЙ ДЕНЬ! НЕВА ВСЮ НОЧЬ РВАЛАСЯ К МОРЮ ПРОТИВ БУРИ, НЕ ОДОЛЕВ ИХ БУЙНОЙ ...
И ВСПЛЫЛ ПЕТРОПОЛЬ КАК ТРИТОН, ПО ПОЯС В ВОДУ ПОГРУЖЕН. ОСАДА! ПРИСТУП! ЗЛЫЕ ...
Пена разъяренных вод, гневна, бурлива, вздувалась и ревела, как зверь, остерв...
Самый зримый образ разрушения: «Чёлны с разбега стёкла бьют кормой» и «гроба ...
Наводнение – это бунт неукрощенной стихии, и направлен он с негодованием на «...
Символические образы поэмы Медный всадник, город, конь, Евгений, наводнение, ...
Задание 3. Текстуальный анализ двух кульминационных центров поэмы – двух встр...
1 встреча Тогда на площади Петровой Где дом в углу вознесся новый, Где над в...
ТОГДА, НА ПЛОЩАДИ ПЕТРОВОЙ, ГДЕ ДОМ В УГЛУ ВОЗНЕССЯ НОВЫЙ, ГДЕ НАД ВОЗВЫШЕННЫ...
2 встреча (проходит год) Он очутился под столбами Большого дома. На крыльце С...
ОН ОЧУТИЛСЯ ПОД СТОЛБАМИ БОЛЬШОГО ДОМА. НА КРЫЛЬЦЕ С ПОДЪЯТОЙ ЛАПОЙ, КАК ЖИВЫ...
КРУГОМ ПОДНОЖИЯ КУМИРА БЕЗУМЕЦ БЕДНЫЙ ОБОШЕЛ И ВЗОРЫ ДИКИЕ НАВЕЛ НА ЛИК ДЕРЖА...
- Какую проблему ставит Пушкин в этих эпизодах?
Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения,...
А.Н.БЕНУА. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К «МЕДНОМУ ВСАДНИКУ». 1903. И он по площади пустой Беж...
И ВО ВСЮ НОЧЬ БЕЗУМЕЦ БЕДНЫЙ КУДА СТОПЫ НИ ОБРАЩАЛ, ЗА НИМ ПОВСЮДУ ВСАДНИК МЕ...
И С ТОЙ ПОРЫ, КОГДА СЛУЧАЛОСЬ ИДТИ ТОЙ ПЛОЩАДЬЮ ЕМУ В ЕГО ЛИЦЕ ИЗОБРАЖАЛОСЬ С...
- Что означает открытый финал поэмы?
1 из 29

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Система заданий к уроку «Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Ме
Описание слайда:

Система заданий к уроку «Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»

№ слайда 2 Поэма «Медный всадник» («Петербургская повесть») была написана Пушкиным осенью 1
Описание слайда:

Поэма «Медный всадник» («Петербургская повесть») была написана Пушкиным осенью 1833 года в Болдино.

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 В поэме Пушкин противопоставил ГОСУДАРСТВО, олицетворённое в образе Петра I, и П
Описание слайда:

В поэме Пушкин противопоставил ГОСУДАРСТВО, олицетворённое в образе Петра I, и ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА с его личными, частными интересами и переживаниями.

№ слайда 5 Задание 1. Сопоставительный анализ. Удивительно построение поэмы, ее архитектони
Описание слайда:

Задание 1. Сопоставительный анализ. Удивительно построение поэмы, ее архитектоника. Поэма начинается с устремленных вдаль дум Петра I. Затем даны думы маленького человека Евгения. Заполнить табличку и сделать вывод. «Думы великие» основателя города, государственного деятеля «Волненья разных размышлений» Евгения.

№ слайда 6 «Думы великие» основателя города, государственного деятеля	«Волненья разных разм
Описание слайда:

«Думы великие» основателя города, государственного деятеля «Волненья разных размышлений» Евгения. грозить шведу город заложён прорубить окно в Европу ногою твердой встать при море все флаги будут в гости к нам запируем на просторе беден трудом он должен был себе доставить и независимость и честь Бог прибавит ума и денег служит всего 2 года трудиться день и ночь готов устрою приют смиренный и простой воспитание ребят до гроба рука с рукой дойдем мы оба внуки похоронят

№ слайда 7 Вывод: Величие Петра в патриотизме, понимании исторической закономерности. Во вс
Описание слайда:

Вывод: Величие Петра в патриотизме, понимании исторической закономерности. Во вступлении Петр предстает как решительный, деятельный, мудрый. Используется множественное число («мы»). Петром руководит идея блага Отечества. Евгений мечтает о смиренном и простом счастье маленького человека. И ничего постыдного в его желаниях нет, хотя нет в них и высокого полёта романтической мечты и бурного жизненного порыва. - Как называется этот композиционный прием?

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Задание 2. Найти образы, характеризующие изображение разбушевавшейся Невы.
Описание слайда:

Задание 2. Найти образы, характеризующие изображение разбушевавшейся Невы.

№ слайда 10 УЖАСНЫЙ ДЕНЬ! НЕВА ВСЮ НОЧЬ РВАЛАСЯ К МОРЮ ПРОТИВ БУРИ, НЕ ОДОЛЕВ ИХ БУЙНОЙ ДУР
Описание слайда:

УЖАСНЫЙ ДЕНЬ! НЕВА ВСЮ НОЧЬ РВАЛАСЯ К МОРЮ ПРОТИВ БУРИ, НЕ ОДОЛЕВ ИХ БУЙНОЙ ДУРИ... И СПОРИТЬ СТАЛО ЕЙ НЕВМОЧЬ... ПОУТРУ НАД ЕЕ БРЕГАМИ ТЕСНИЛСЯ КУЧАМИ НАРОД, ЛЮБУЯСЬ БРЫЗГАМИ, ГОРАМИ И ПЕНОЙ РАЗЪЯРЕННЫХ ВОД А.Н.Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику». 1916.

№ слайда 11 И ВСПЛЫЛ ПЕТРОПОЛЬ КАК ТРИТОН, ПО ПОЯС В ВОДУ ПОГРУЖЕН. ОСАДА! ПРИСТУП! ЗЛЫЕ ВОЛ
Описание слайда:

И ВСПЛЫЛ ПЕТРОПОЛЬ КАК ТРИТОН, ПО ПОЯС В ВОДУ ПОГРУЖЕН. ОСАДА! ПРИСТУП! ЗЛЫЕ ВОЛНЫ, КАК ВОРЫ, ЛЕЗУТ В ОКНА. ЧЕЛНЫ С РАЗБЕГА СТЕКЛА БЬЮТ КОРМОЙ. ЛОТКИ ПОД МОКРОЙ ПЕЛЕНОЙ, ОБЛОМКИ ХИЖИН, БРЕВНА, КРОВЛИ, ТОВАР ЗАПАСЛИВОЙ ТОРГОВЛИ, ПОЖИТКИ БЛЕДНОЙ НИЩЕТЫ, ГРОЗОЙ СНЕСЕННЫЕ МОСТЫ, ГРОБА С РАЗМЫТОГО КЛАДБИЩА ПЛЫВУТ ПО УЛИЦАМ! А.Н.Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику». 1903.

№ слайда 12 Пена разъяренных вод, гневна, бурлива, вздувалась и ревела, как зверь, остервеня
Описание слайда:

Пена разъяренных вод, гневна, бурлива, вздувалась и ревела, как зверь, остервеняясь, на город кинулась, осада, приступ злые волны, как воры, лезут в окна, вставали волны там и злились, насытясь разрушеньем, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу.

№ слайда 13 Самый зримый образ разрушения: «Чёлны с разбега стёкла бьют кормой» и «гроба с р
Описание слайда:

Самый зримый образ разрушения: «Чёлны с разбега стёкла бьют кормой» и «гроба с размытого кладбища плывут по улицам». -Что символизирует собой эта водная стихия?

№ слайда 14 Наводнение – это бунт неукрощенной стихии, и направлен он с негодованием на «гра
Описание слайда:

Наводнение – это бунт неукрощенной стихии, и направлен он с негодованием на «гранит подножия Петра». Затем мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт «возмущенной» Невы с народным бунтом. Стихия природы и стихия народного протеста (ср. «Капитанскую дочку») переданы словами, которые рисуют развернутую символическую картину. Возмущения народа неизбежны и трагически безрезультатны.

№ слайда 15 Символические образы поэмы Медный всадник, город, конь, Евгений, наводнение, Нев
Описание слайда:

Символические образы поэмы Медный всадник, город, конь, Евгений, наводнение, Нева.  Петербург – символ петровской эпохи, его преобразований. Бронзовый Петр (Медный всадник) в поэме – символ государственной воли, освобожденной от человеческого начала, чистое воплощение самодержавной мощи, самовластья. Евгений – антипод «кумира на бронзовом коне». У него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа. Он способен мечтать, печалиться, страшиться.

№ слайда 16 Задание 3. Текстуальный анализ двух кульминационных центров поэмы – двух встреч
Описание слайда:

Задание 3. Текстуальный анализ двух кульминационных центров поэмы – двух встреч Евгения с Медным Всадником.

№ слайда 17 1 встреча Тогда на площади Петровой Где дом в углу вознесся новый, Где над возв
Описание слайда:

1 встреча Тогда на площади Петровой Где дом в углу вознесся новый, Где над возвышенным крыльцом С подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые, На звере мраморном верхом, Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный Евгений… И, обращен к нему спиною В неколебимой вышине Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне.

№ слайда 18 ТОГДА, НА ПЛОЩАДИ ПЕТРОВОЙ, ГДЕ ДОМ В УГЛУ ВОЗНЕССЯ НОВЫЙ, ГДЕ НАД ВОЗВЫШЕННЫМ К
Описание слайда:

ТОГДА, НА ПЛОЩАДИ ПЕТРОВОЙ, ГДЕ ДОМ В УГЛУ ВОЗНЕССЯ НОВЫЙ, ГДЕ НАД ВОЗВЫШЕННЫМ КРЫЛЬЦОМ С ПОДНЯТОЙ ЛАПОЙ, КАК ЖИВЫЕ, СТОЯТ ДВА ЛЬВА СТОРОЖЕВЫЕ, НА ЗВЕРЕ МРАМОРНОМ ВЕРХОМ, БЕЗ ШЛЯПЫ, РУКИ СЖАВ КРЕСТОМ СИДЕЛ НЕДВИЖНЫЙ, СТРАШНО БЛЕДНЫЙ ЕВГЕНИЙ…. А.Н.Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику». 1916.

№ слайда 19 2 встреча (проходит год) Он очутился под столбами Большого дома. На крыльце С по
Описание слайда:

2 встреча (проходит год) Он очутился под столбами Большого дома. На крыльце С подъятой лапой, как живые, Стояли львы сторожевые, И прямо в темной вышине Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне. Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? Чело к решетке хладной прилегло, Глаза подёрнулись туманом, По сердцу пламень пробежал, Вскипела кровь. Он мрачен стал Пред горделивым истуканом.

№ слайда 20 ОН ОЧУТИЛСЯ ПОД СТОЛБАМИ БОЛЬШОГО ДОМА. НА КРЫЛЬЦЕ С ПОДЪЯТОЙ ЛАПОЙ, КАК ЖИВЫЕ,
Описание слайда:

ОН ОЧУТИЛСЯ ПОД СТОЛБАМИ БОЛЬШОГО ДОМА. НА КРЫЛЬЦЕ С ПОДЪЯТОЙ ЛАПОЙ, КАК ЖИВЫЕ, СТОЯЛИ ЛЬВЫ СТОРОЖЕВЫЕ, И ПРЯМО В ТЕМНОЙ ВЫШИНЕ НАД ОГРАЖДЕННОЮ СКАЛОЮ КУМИР С ПРОСТЕРТОЮ РУКОЮ СИДЕЛ НА БРОНЗОВОМ КОНЕ. ЕВГЕНИЙ ВЗДРОГНУЛ. ПРОЯСНИЛИСЬ В НЕМ СТРАШНО МЫСЛИ. ОН УЗНАЛ И МЕСТО, ГДЕ ПОТОП ИГРАЛ, ГДЕ ВОЛНЫ ХИЩНЫЕ ТОЛПИЛИСЬ, БУНТУЯ ЗЛОБНО ВКРУГ НЕГО, И ЛЬВОВ, И ПЛОЩАДЬ, И ТОГО, КТО НЕПОДВИЖНО ВОЗВЫШАЛСЯ ВО МРАКЕ МЕДНОЮ ГЛАВОЙ, ТОГО, ЧЬЕЙ ВОЛЕЙ РОКОВОЙ ПОД МОРЕМ ГОРОД ОСНОВАЛСЯ... А.Н.Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику». 1903.

№ слайда 21 КРУГОМ ПОДНОЖИЯ КУМИРА БЕЗУМЕЦ БЕДНЫЙ ОБОШЕЛ И ВЗОРЫ ДИКИЕ НАВЕЛ НА ЛИК ДЕРЖАВЦА
Описание слайда:

КРУГОМ ПОДНОЖИЯ КУМИРА БЕЗУМЕЦ БЕДНЫЙ ОБОШЕЛ И ВЗОРЫ ДИКИЕ НАВЕЛ НА ЛИК ДЕРЖАВЦА ПОЛУМИРА. СТЕСНИЛАСЬ ГРУДЬ ЕГО... А.Н.Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику». 1903.

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 - Какую проблему ставит Пушкин в этих эпизодах?
Описание слайда:

- Какую проблему ставит Пушкин в этих эпизодах?

№ слайда 24 Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пу
Описание слайда:

Столкнув в поэме бронзового Петра и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркнул, что государственная власть и человек разделены бездной. В сцене погони мы видим, как за человеком скачет механическое существо, карающее даже за робкую угрозу и напоминание о возмездии. Бессмысленная и безрезультативная погоня имеет глубокий философский подтекст: противоречия между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда связаны между собой.

№ слайда 25 А.Н.БЕНУА. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К «МЕДНОМУ ВСАДНИКУ». 1903. И он по площади пустой Бежит
Описание слайда:

А.Н.БЕНУА. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К «МЕДНОМУ ВСАДНИКУ». 1903. И он по площади пустой Бежит и слышит за собой - Как будто грома грохотанье - Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой... И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне...

№ слайда 26 И ВО ВСЮ НОЧЬ БЕЗУМЕЦ БЕДНЫЙ КУДА СТОПЫ НИ ОБРАЩАЛ, ЗА НИМ ПОВСЮДУ ВСАДНИК МЕДНЫ
Описание слайда:

И ВО ВСЮ НОЧЬ БЕЗУМЕЦ БЕДНЫЙ КУДА СТОПЫ НИ ОБРАЩАЛ, ЗА НИМ ПОВСЮДУ ВСАДНИК МЕДНЫЙ С ТЯЖЕЛЫМ ТОПОТОМ СКАКАЛ. А.Н.Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику». 1903.

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 И С ТОЙ ПОРЫ, КОГДА СЛУЧАЛОСЬ ИДТИ ТОЙ ПЛОЩАДЬЮ ЕМУ В ЕГО ЛИЦЕ ИЗОБРАЖАЛОСЬ СМЯТ
Описание слайда:

И С ТОЙ ПОРЫ, КОГДА СЛУЧАЛОСЬ ИДТИ ТОЙ ПЛОЩАДЬЮ ЕМУ В ЕГО ЛИЦЕ ИЗОБРАЖАЛОСЬ СМЯТЕНЬЕ. К СЕРДЦУ СВОЕМУ ОН ПРИЖИМАЛ ПОСПЕШНО РУКУ КАК БЫ ЕГО СМИРЯЯ МУКУ КАРТУЗ ИЗНОШЕННЫЙ СЫМАЛ, СМУЩЕННЫХ ГЛАЗ НЕ ПОДЫМАЛ И ШЕЛ СТОРОНКОЙ. А.Н.Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику». 1903.

№ слайда 29 - Что означает открытый финал поэмы?
Описание слайда:

- Что означает открытый финал поэмы?

Презентация по литературе. Система заданий к уроку «Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"» (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Презентация «Система заданий к уроку "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»" подготовлена для учащихся 10 класса. В данной презентации предложены задания, которые помогут десятиклассникам осмыслить своеобразие композиции, символику образов (Медного всадника, Петербурга, коня, Евгения, наводнения, Невы), основную идею поэмы, а также совершенствовать навык текстуального анализа. 

Кроме вопросов, заданий и выводов, презентация также содержит иллюстративный материал (иллюстрации А.Н.Бенуа к «Медному всаднику». 1916г.).

Автор Михайлова Татьяна Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3509
Номер материала 36817
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓