Главная / ИЗО, МХК / Презентация по ИЗО на тему

Презентация по ИЗО на тему

Документы в архиве:

4.53 МБ Egipetskaya-muzyka-sonce-Egipta(mp3-sait.info).mp3
40.17 КБ Тема.docx
16.71 МБ искусство древнего египта.ppsx

Название документа Тема.docx

Тема: « Декоративное искусство Древнего Египта».

Цели:
1. Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.
2. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.

Оборудование и материалы:
1. Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта, одежды, амулетов.
2. Литературный ряд – стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже».
3. Презентация «Декоративное искусство Древнего Египта». «Орнамент древнего Египта».
4. Художественные материалы.

Для уч-ся: альбом, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, резинка, пластилин.


План урока:
1. Беседа об истории и культуре Древнего Египта. Презентация:
- характерные особенности египетской культуры.
- одежда, прически и украшения египтян, дошедшие до нас рельефы и росписи Древнего Египта.
2. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза египетского украшения, вазы, одежды).
3. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов.


Ход урока:
Беседа.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке речь пойдёт о древней культуре. Все мы любим путешествовать. Но какое же может быть путешествие в середине учебного года? Давайте вспомним слова из стихотворения А. Твардовского:

Есть два разряда путешествий.
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.

А мы с вами будем листать фотографии Древнего Египта.

Сегодня нам предстоит совершить путешествие в древнюю цивилизацию и познакомиться с удивительным искусством этой цивилизации. А путешествие наше будет виртуальным.


На плите,
На саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы,
Звери,
Птицы,
Точки,
Загогулины,
Кружочки…
Всё знакомое почти,
А попробуй-ка, прочти!
Как вы думаете - о какой стране идёт речь? (Древний Египет).
Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств.
-Что вы знаете о Древнем Египте?
(Это страна пирамид-усыпальниц фараонов-царей Древнего Египта).


Начало презентации


«Для захоронения фараонов в Древнем Египте воздвигались пирамиды, на строительство которых уходили огромные средства и привлекалось множество людей. И все равно строительство каждой пирамиды длилось годами, а иногда и десятилетиями.

Слайд 5

Одним из древних архитектурных памятников Древнего Египта является пирамида выдающегося военачальника и основателя третьей династии -фараона Джоссера

Ее создал зодчий Имхотеп, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха.


Слайд 6

На западном берегу Нила (ныне в городе Гиза около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов четвертой династии: Хеопса, Хефрена и Минкаура. Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами из белого известняка. Основание пирамид - квадратное, а гладкие грани - треугольные. “Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса. Её создал племянник фараона по имени Хемиун. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 т. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести.

Пирамиды составляли центр огромного погребального ансамбля с поминальными храмами и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. Считалось, что эти люди должны находиться рядом с ним и после смерти”.

Слайд 7

Рядом с пирамидами находится знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом.

Длина большого сфинкса 57 м, а высота – 20 м. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос однажды после охоты задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкс плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии.

Арабы называли большой сфинкс “отцом ужаса”.

Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с природой. Поклонение стихиям (ветру, воде, солнцу, земле) – черта всех древнейших верований человека.

Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т. д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, лягушки, крокодила и т. п.).

Звери и птицы превратились в «души» богов, при храмах которых они и жили. Животные считались священными, им оказывали почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов.

Слайд 8

«…Стоим перед богом по имени Гор.
С большим удивлением смотрим в упор:
При всём человечьем обличье
Имеет он голову птичью!
Он рядом с богиней стоит львинолицей,
А рядом богиня-корова теснится,
И только богиня Исида
Похожа на женщину видом.
…Мы видим бога по имени Тот,
А также богиню по имени Нут,
Мы помнили точно,
Кто – этот, кто – тот,
Наверное, целых пятнадцать минут».

О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую одежду носили, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.


Слайд 9

Живопись, Росписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех сценах изображённых на росписях. Фигуры изображались так, будто на них смотрят одновременно под несколькими углами зрения. Краски изготавливались из мела, охры, и минералов (медь, кобальт). Они растирались в порошок и смешивались с водой. Кисти делали из тростника. Египетские художники никогда не занимались рисованием с натуры: при создании росписей они руководились правилами. Однако для успешного исполнения росписи художник должен был знать предметы, которые изображает. Художники тренировались, рисуя по памяти, чаще всего на глиняных черепках - остраконах.

В Древнем Египте людей искусства называли санхами. Санх - значит «творящий жизнь».

Слайд 10

Посмотрите на рисунки египтян. Обратите внимание на то, какие тонкие руки и ноги, как в фас у них вывернуты плечи. Все эти фигуры необыкновенно пластичны, они словно бы текучи. Кажется, будто египтяне, чтобы они не делали на картинах – охотились или несли груз, рыбачили или шли в колонне солдат – постоянно танцуют какой-то странный волшебный танец. Художники Египта были очень наблюдательны и изобретательны, а произведения искусства создавались по строгим правилам -канонам.

Слайд 11

Скульптура

Слайд 12

Рассмотрите скульптуры

Вопросы:

  1. Естественны ли их позы?

  2. Одинаково ли раскрашена кожа мужчин и женщин?

Египетские статуи создавались согласно строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Эти скульптуры представляли собой фигуры, либо стоящие с выдвинутой вперёд ногой, либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая к коленям. Фараоны, вельможи изображены так, словно они заколдованы: вперёд устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли их тела.

Слайд 13

В египетских архитектурных памятниках мы встречаем либо круглую скульптуру, либо плоский рельеф.

У художников – свои правила.

Посмотрите на древнеегипетские рисунки. Какие особенности изображения людей вы видите?

Вопросы:

  1. Отличаются ли размеры изображений фараонов, богов, простых египтян?

  2. Как изображены плечи и руки, глаза?

  3. А лицо и ноги?

Слайд 14

Египетская одежда на протяжении многих веков остается неизменной. В принципе, речь идет только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка означает разницу между отдельными общественными классами. Но и здесь действуют точные законы.


Слайд 15


Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку - схенти, туловище было свободно от одежды.
Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета.
И именно из этой простейшей повязки, выполняющей функции «фартука» (это была и рабочая одежда), стала складываться одежда, «положенная» сильным мира сего – королям, богам и их свите. Набедренное прикрытие у них мягко собрано в складки, оно украшено цветными поясами, а его передняя часть расширяется книзу в виде треугольника, украшенного геометрическими узорами. В живописи и скульптуре красиво контрастирует белая набедренная повязка и коричнево-красный цвет мужского тела. Цвет кожи для мужских фигур был точно установлен в росписях.
В отличие от мужчин женщины и рабы имели кожу другого определенного цвета – желтого.

Самым популярным головным убором у представителей всех сословий был платок клафт

Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые, и т. п. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон. Однако во время различных торжеств он надевал корону.


Жрецы в храмах во время совершения обрядов надевали гипсовые раскрашенные маски, изображавшие богов. Так, жрецы бога Тота носили маски в виде головы священной птицы ибиса, жрецы Анубиса — в виде головы шакала

Слайд 16.


Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или на двух бретелях.

Самыми распространёнными головными уборами были ленты и диадемы, одноцветные или украшенные орнаментом. Жёны фараонов часто изображаются в короне, имеющей вид коршуна с распростёртыми крыльями, выполненного из золота с инкрустацией из драгоценных камней или цветной эмали. Иногда поверх этой короны водружали высокие золочёные перья и изображение лунного диска — знак Хатор, богини красоты и любви.

Слайд 17 -18
Знаками царского достоинства фараона были подвязная борода, корона, посох, а также полосатый платок – клафт.
Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти.
Кстати, право носить обувь – простые сандалии из пальмовых листьев, папируса, а затем и из кожи – принадлежало только фараону, реже его приближенным.

Египет считается родиной льна, О свойствах и внешнем виде египетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. По тонкости египетский лён не уступал натуральному шёлку: сквозь пять слоёв ткани, надетой на человека, было отчётливо видно его тело.
Наиболее почитаем был белый цвет и его оттенки: серовато-желтые, кремовые, голубоватые. В одежде использовался узор с обобщенным изображением животных – змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.


Слайд 19

Египтянки активно употребляли косметику: красили черной краской брови и ресницы, под глазами рисовали широкие зеленые круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги.


Слайд 20

Царица Древнего Египта Клеопатра особенное внимание уделяла своей внешности. Традиционным украшением был ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли ее заказы. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли Все виды украшений – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы.

Мудрая Клеопатра понимала, что кроме острого ума, чтобы покорять мужчин надо умело пользоваться и красотой. И изделия из драгоценных камней в этом ей помогали.

Для изготовления ювелирных изделий применяли золото. Египетские мастера умели придавать золоту разнообразные оттенки — от белого до зелёного. Широко применялся также электр — сплав золота с серебром из него изготовляли повседневные предметы. В украшениях золото всегда сочеталось с цветными эмалями и вставками из самоцветов и смальты. Использовали камни, окрашенные в яркие и чистые тона — сердолик, лазурит, сардоникс, малахит, бирюза. Самыми распространёнными из всех видов украшений были ожерелья ускх — большое ожерелье из нескольких рядов бус, символизирующее солнце в форме разомкнутого круга, с завязками на спине. Браслеты могли быть — в виде двух чеканных пластин, соединённых застёжками, в виде массивных золотых колец, нанизанных бусин, золотых шнуров или лент. Носили кольца-печатки с выгравированными на них именами владельцев и изображениями богов и серьги.

Слайд 21

Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день.

Вопрос. Вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?

Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье.

Египтяне верили, что есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные. Некоторые драгоценности располагали в середине лба. Древние египтяне отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону.

Слайд 22

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках – это были красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око – считается, что оно помогает хорошо видеть.

Слайд 23

Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей. Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением. Одним из таких символов является скарабей.

Слайд 24

Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее, он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце

Слайд 25 - 26

Рассматривая нагрудные украшения, вы наверняка заметили изображение цветов. Это священный лотос – символ красоты, чистоты, стремления к солнцу и свету. Лотос символизировал обновление жизненных сил и возвращение молодости.  Этот образ пронизывает всё египетское искусство.

Слайд 27

Символика Древнего Египта – Анкх

Слайд 28

Символика цвета

Вопрос Правители Египта большое внимание уделяли головным уборам, Как вы думаете, почему?

Ученики: Фараоны хотели подчеркнуть своё особое положение в обществе.

Слайд 29

Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти. Кроме того, "корона", это замкнутый круг, кольцо, т. е. синоним бессмертия. Посмотрите на эту фотографию, маленькие солнышки из золота, сердолика и стеклянной пасты, собранные в украшение для парика. Его носила одна из трех младших жен шестого фараона 18 династии Тутмоса III три с половиной тысячи лет тому назад

Слайд 30 – 31 - 32
В городах Древнего Египта процветали ремёсла. Создавались произведения, поражающие непревзойдённой тонкостью работы, высоким художественным мастерством.
Эта великолепная ваза вырезана из полупрозрачного камня – алебастра. Чаша на высокой ножке смотрится как цветок лотоса.

Слайд № 33

Египетская мебель для сидения имела строго определенные формы, которые, несомненно, соответствовали манере сидения: египтяне сидели выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами (узкая одежда!).
Золотой трон Тутанхамона выполнен в середине 14 века до н. э. Он обит пластинками золота, лёгкая чеканка которых имеет изобразительные мотивы.

Слайд 34

Словарная работа.


Запомните, что означают слова.

Что вы узнали сегодня на уроке?

Вывод об искусстве Древнего Египта? - Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось прежде всего во славу царей и выражало идеи могущества, силы, представление египтян о вечной жизни.

Какой образ возникает в вашей памяти, когда вы слышите Древний Египет?

Закончим наш урок-путешествие стихами.

Слайд 35

Сфинкс улёгся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни.
Посети же Египет и ты.

2 занятие – практическая работа.

Постановка художественной задачи:

Ну, а теперь, когда вы получили полное представление о разнообразии ювелирных украшений древнего Египта, символики изображений – самое время заняться творческой работой - самостоятельно выполните Эскиз традиционного египетского украшения: диадемы, пекторали, браслета , вазы илы стула Тутанхамона. Продумайте форму и украсьте предмет. Используйте характерные знаки-символы, выстраивая их в орнамент или причудливый узор. Постарайтесь передать характерное для декоративного искусства Египта сочетание цветов. В работе вам поможет иллюстративный материал и учебники.


Презентация «Орнамент Древнего Египта»

Выполнение задания.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места;

2) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

3) контроль объема и качества выполненной работы.

Завершение урока.

Подведение итогов.
Экспресс-выставка.

Закрепление нового материала Ребята давайте еще раз с вами вспомним, в какой же стране мы побывали. И что нового мы узнали. Я задаю вопросы, а дети отвечают.

  • Чем прославился Древний Египет. ( пирамидами, фараонами.)

  • Какие виды украшений предпочитали носить древние египтяне?

  • Что тебе больше всего понравилось.

  • Какие тебе запомнились знаки - обереги.

  • Давайте ещё раз уточним значение украшений в жизни человека.

Ответ: Украшения поднимают настроение, могут рассказать о человеке кто он.

украшения несли в себе информацию об их владельце. По ним можно было определить – какое положение в обществе занимает человек.



Домашнее задание. Сделать эскизы архитектурных зданий Египта.















Беседа в ходе работы

Тесная связь с религией - главная особенность древнеегипетского искусства. внимание Как изображали египтяне богов?

Ученики. Звероликими: туловище человека, голова животного или птицы.

Учитель. Что напоминают нам капители колонн в древнеегипетских храмах?

Ученики. Цветы лотоса и папируса.

Учитель: Первые образцы письменности появились между 3300 и 3100 гг. до н. э. Иероглифы - священные письмена. Писали египтяне кисточкой и чернилами на папирусе.

(слайд 10)

Учитель. Какую еще особенность искусства египтян мы можем выделить?

Ученики. Связь искусства с природой. Они ее обоготворяли.

Учитель. Некоторые ученые называют древнеегипетское искусство застывшим. Как вы думаете, почему?

Ученики. Потому что в своей работе художники, скульпторы, архитекторы следовали строгим правилам - канонам.

Учитель. Это следующая особенность искусства египтян. Есть у него и еще одна характерная черта - безымянность. До наших дней дошло огромное количество произведений искусства Древнего Египта, но имена их создателей нам не известны.

Скажите, ребята, какой вид искусства в Древнем Египте, по вашему мнению, был основным?

Ученики. Архитектура.

Учитель. Действительно, все остальные виды искусства были подчинены ей. На стенах сооружений мы видим фрески и рельефы. Огромные статуи украшают храмы. Монументальность - это тоже особенность искусства Египта. Монументальное искусство рассчитано на массовое восприятие и связано с архитектурой. Произведения предназначены не для музеев, они воздвигаются на улицах, площадях. Вглядимся в росписи, скульптуры, репродукции, папирусы, выполненные вами по строгим правилам. Они похожи друг на друга?

Ученик: Нет, все они разнообразны.

Учитель. Вы согласны с утверждением, что древнеегипетское искусство застывшее?

Ученики. Нет. Каждый художник, следуя канонам, неизбежно отражал в произведении свои мысли и чувства, свой взгляд на окружающий мир, на меняющуюся жизнь.



Египетские пословицы и поговорки.

Кто платит, тот и заказывает музыку. (Египт. - У кого есть деньги, тот ест и целует)

Лёгок на помине (Египт. - Мы упомянули кота, а он уже бежит)

Что в лоб, что по лбу (Египт. - Луковица по пять, по пять луковица)

Терпение и труд всё перетрут (Египт. - Длина ума разрушает горы)

Сапожник без сапог (Египт. - Дверь у плотника сломана)

Два сапога пара (Египт. - Скорпион – сестра змеи)

Сколько волка не корми, все в лес смотрит (Египт. - Сын волка не перевоспитывается)

А Васька слушает, да ест (Египт. - Как кот, перебирает чётки и ворует)

Язык до Киева доведёт (Египт. - Кто спрашивает, не заблудится)

Одно дело в баню войти, другое – выйти (Египт. - Необходима осторожность, т.к. можно простудиться)

Что было, то было (Египт. - Что прошло, то умерло)

Кончил дело – гуляй смело! (Египт. - Достиг цели и заночевал в пустыне)

Третий лишний! (Египт. - Нас двое, а третий откуда к нам пришёл?)

Нет розы без шипов (Египт. - Кто хочет розу, должен переносить шипы)

Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться (Египт. - В колодец, из которого пьешь, не бросай камень)

Лучше синица в руках, чем журавль в небе (Египт. - Яйцо сегодня - лучше, чем курица завтра)

Друзья познаются в беде (Египт. - Друга узнаешь в беде)

Тише едешь – дальше будешь (Египт. - Кто терпит, тот добивается цели)

Один в поле не воин (Египт. - Одна рука в ладоши не хлопает)

Утро вечера мудренее (Египт. - Утро не нуждается в лампе)

http://www.wisdoms.ru/poslovizi_i_pogovorki/nar/23_1.html





Название документа искусство древнего египта.ppsx

1 из 38

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23
Описание слайда:

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26
Описание слайда:

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28
Описание слайда:

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30
Описание слайда:

№ слайда 31
Описание слайда:

№ слайда 32
Описание слайда:

№ слайда 33
Описание слайда:

№ слайда 34
Описание слайда:

№ слайда 35
Описание слайда:

№ слайда 36
Описание слайда:

№ слайда 37
Описание слайда:

№ слайда 38
Описание слайда:

Презентация по ИЗО на тему
  • ИЗО, МХК
Описание:

Презентация по изобразительному искусству для 5 класса на тему "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет".

Тема: « Декоративное искусство Древнего Египта».

Цели:
1. Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.
2. Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.


 

Автор Борзенко Людмила Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1463
Номер материала 36057
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓