Главная / Биология / Презентация + конспект по биологии на тему

Презентация + конспект по биологии на тему

Название документа Конспект урока ..docx

Пермский край Пермский район

МОУ Юго-Камская СОШ









Проект урока биологии по ФГОС

5 класс

Тема: «Растения»

(Урок проектно-исследовательской деятельности)







Автор:

Учитель биологии высшей категории

Новокрещенных Тамара Геннадьевна





2013

Класс: 5

Четверть: II

УМК: под редакцией Пономарёва И.Н.

Тема: “Многообразие живых организмов”

Тема урока: “Растения”

Количество часов – 1 (возможно проведение 2-х часового занятия):

1-й урок – работа в группе, выполнение проектной работы.

2-й урок – презентация проекта (защита проекта) с демонстрацией презентаций «Отделы растений», которые иллюстрирует группы растений (приложение 2).

Тип урока: урок проектно-исследовательской деятельности (краткосрочный проект).

Цели:

Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Основные понятия урока: флора, систематика, классификация, водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные (цветковые), покрытосеменные растения.

Деятельность учащихся: групповая работа , работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с гербариями , поиск информации в сети Интернет, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения растений от водорослей до покрытосеменных, выполнение проектного задания по алгоритму. Защита проектного задания (презентации) .

Тип урока:

1-й урок –урок проектно-исследовательской деятельности (краткосрочный групповой проект) с использованием презентации.

2-й урок - комбинированный с использованием презентации.

Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, проектная работа в малых группах, индивидуальная работа.

Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с Интернетом, решение биологических задач.

Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, картинки растений различных отделов.

Список используемой литературы:

1. Пономарёва И.Н., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентена-Граф, 2012. - 128 с.: ил.

Цель: сформировать знания о многообразии растений, их отличительных признаках и значении для человека.

Задачи урока:

Образовательные : формировать понятия: растения (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

  • Учить распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп;

  • характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; делать выводы.

  • Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;

Развивающие: развивать умение характеризовать главные признаки растений; различать органы различных групп растений на рисунках учебника, выдвигать предположения об их функциях; развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений;

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.

  • воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность.

Оборудование:

  • ноутбуков с доступом в Интернет – 5 шт. ;

  • проектор;

  • электронный учебник по УМК Пономарёва 6 класс;

  • презентации –“Царство Растения. Группы растений” (Приложение1);

Многообразие растений. Значение растений для человека” (Приложение 2);

  • дидактический раздаточный материал (картинки с изображением различных растений);

  • картинки с изображением растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

  • энциклопедии растительного мира ,учебник биологии;

  • шаблоны для создания собственной презентации-энциклопедии (Приложение 4)(Приложение 5)

  • гербарий растений и таблицы основных отделов (цветковые, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросли).

Основное содержание

  • погружение в проект. (Даны иллюстрации: морская капуста, мох сфагнум, лесной папоротник, сосна, ель, ромашка, малина, береза и т.д. Учащиеся перечисляют названия растений)

  • включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность на личностно - значимом уровне (Класс делится на пять групп, каждая группа получает шаблоны для создания презентации (заранее установлены на ноутбуке). Учащиеся работают с Интернетом и заполняют шаблон.

  • защита мини-проектов (Выполнив самостоятельную работу, дети выходят к доске, демонстрируют свою презентацию, рассказывают о группе растений).

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о характерных и многообразии отделов (групп) Царства растений; у них формируются понятия: водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные (цветковые).



Метапредметные:

  • учащиеся учатся выделять существенные признаки различных групп растений и распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп.

  • Умения сравнивать, сопоставлять, формировать доказательность суждений;

  • Умения вести логически-поисковую деятельность, работать с литературой, анализировать данные и обобщать их .

  • Отрабатываются умения находить информацию в сети Интернет.

Личностные: умение сотрудничать с одноклассниками , у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных (цветковых) растений и установлении усложнений их строения.



Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала. 
Деятельность учителя

Деятельность 
обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга улыбкой.

Сегодня урок не совсем обычный - будем работать в группах. Каждая группа выполнит проектное задание.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Актуализация и пробное учебное действие


















I этап: Погружение в проект.




















































































Выявление места и причины затруднения

Итак, начинаем урок.

(Слайд 1)- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: «Урррра! Я растение».

-Так ли это? Почему? Докажите.

- hello_html_44c03e84.png

Создание проблемной ситуации.


Беседа с учителем.


Ф


Познавательные:

общеучебные:умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Назовите тему урока (Царство Растения) (Слайд 2)-


hello_html_7e20c867.png

Как отличить растения от других от других организмов?



Ф


(Слайд 3)- Растений на нашей планете много.

Известно более 350 тысяч разных растений. Исторически сложившаяся совокупность всех растений называется флорой

hello_html_2ecb679a.png


Ф


(Слайд 4)-картинки богини Флоры.

hello_html_3913d183.png

Флора (Flora от floris - цветок) – великая богиня растительности, садов и всякого цветения. Ее даже называли «матерью цветов». Пока богиня не приняла власть над землей, земля была одноцветна и пуста. Но Флора бросила в почву первые семена, и земля покрылась ярким нарядом. Ей подчинены хлебные поля и виноградники, оливковые рощи, медоносные долины и пасеки, плодовые сады и цветущие луга.


Ф


Слайд 5)-

Все растения разнообразны по внешнему виду и по местам произрастания.

и всё же специалисты – ботаники находят всё новые и новые ещё не известные науке. Чтобы легче разобраться во всём многообразии растений, их разделили на группы.

hello_html_fb93532.png

(Так возникла удивительная страна в мире растений – Систематика.


Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

давать определения понятиям.


- Попробуйте и вы побыть ботаниками: распределите растения (картинки) в группы по каким либо признакам.

(Проверяем!) почему не получилось?

Каких знаний не хватает?

- Что хотели бы узнать?

Коллект. работа в группах


Г

 

 

Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись.

( Слайд 6)-

hello_html_13ac78b9.png


 

 


Г

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


hello_html_m6f8b923b.png

( Слайд 7)-


Предложите гипотезу решения этой проблемы.


Г

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

hello_html_m1091bf64.png

( Слайд 8)-

Какова цель проектной работы?


Г

Логические:построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные:

управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра.


hello_html_501e4df1.png

( Слайд 9)-

- Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.


Г

Общеучебные:выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).


( Слайд 10)-

hello_html_79c257e0.png

Каким способом можно получить нужную информацию?

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Ф

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;



( Слайд 11)-


hello_html_58e2b2f6.png

Учащиеся предлагают различные типы продуктов проекта

Ф

Регулятивные: умение прогнозировать результат выполнения заданий учителя.

II этап: Организация деятельности:


hello_html_m3002e898.png

( Слайд 12)-

hello_html_38734d7f.png

Шаблон (алгоритм) для презентации.

Каждая группа получает шаблон для создания мини-презентации

Группа изучает информацию об одном из отделов растений.

В процессе самостоятельного исследования дети пользуются учебником, Интернетом, картинками, изучают гербарий.

Г


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.



III этап: Осуществле-ние деятельности.



( Слайд 13)-

hello_html_39b93548.png

Работа в группах: заполняют шаблон мини-презентации (Приложение5) на основании информации, полученной на предыдущем шаге в соответствии с предложенным алгоритмом (шаблоном).


Г


Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.


Защита мини-проектов



( Слайд 14)-

hello_html_32774c1d.png

Выполнив самостоятель-ную работу, дети представляют свою презентацию, (рассказывают о группе растений).


Остальные ребята по ходу представления презентаций заполняют шаблон « Отделы растений» (При-ложение 4) отмечают знаками «+» и «-« наличие органов.

Г

Познавательные:

общенаучные:умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

V этап: Продукт проектной деятельности

Из презентаций , созданных учащимися, учитель формирует общую презентацию – энциклопедию «Отделы растений».




Информация о домашнем задании

П.11, ответить на вопросы стр.51

Творческие задания:

  • Приготовить информацию о самых - самых удивительных растениях. (индивидуально) (Слайд 11)

  • Заполнить табличку «Органы растений» (Приложение 4)

  • Нарисовать своё любимое растение.


Запись и пояснение домашнего задания.












Анализируют выполнение цели и задач урока.



Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Продолжите любое высказывание:

- Я узнал (а)...

- Меня удивило...

- Работая в группе, я ...

- Мне трудно представить, что... (Слайд 15)

Оценка деятельности учащихся.

Анализ таблицы

hello_html_m14e408ad.png

(Слайд 16)





  • Подведение итогов урока, комментированное выставление отметок.

  • ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

















Название документа Приложение 1. Царство Растения.pptx

Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: «Ура! Я растение». ...
Царство Растений. Группы растений. Урок проектно-исследовательской деятельно...
Цель урока: Познакомиться с различными группами растений и их отличительными ...
Флора –это… …исторически сложившаяся совокупность видов растений, распростра...
Царство Растения отделы… Систематика???
Проблема??? Чем отличаются растения , которые объединяют в разные группы?
Гипотеза??? (предположения) Возможно, что... Предположим, что... Допустим, ч...
Цель проекта??? (Основной вопрос на который нужно ответить) Определить отличи...
Планирование проекта- это ЗАДАЧИ… Основные действия (этапы) для достижения ц...
Поиск информации: Прочитать в книгах, Позвонить специалисту; Узнать в Интерне...
Что будет продуктом проекта? Энциклопедия!!!
Исследовательская часть проекта. Работа в группах 1 группа – изучает отдел Во...
Заполнить шаблон страницы для энциклопедии
 Удачи!!!
Работа в группах
Презентация проекта Идёт занятие …
Чем отличаются растения разных отделов?
Продолжите любое высказывание: - Я узнал (а)... - Меня удивило... - Работая ...
Повторим! Какие отделы растений вы знаете? Чем же отличаются растения разных ...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: «Ура! Я растение». -Та
Описание слайда:

Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: «Ура! Я растение». -Так ли это?

№ слайда 2 Царство Растений. Группы растений. Урок проектно-исследовательской деятельности
Описание слайда:

Царство Растений. Группы растений. Урок проектно-исследовательской деятельности (краткосрочный групповой проект)

№ слайда 3 Цель урока: Познакомиться с различными группами растений и их отличительными при
Описание слайда:

Цель урока: Познакомиться с различными группами растений и их отличительными признаками.

№ слайда 4 Флора –это… …исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространён
Описание слайда:

Флора –это… …исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на определённой территории.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Царство Растения отделы… Систематика???
Описание слайда:

Царство Растения отделы… Систематика???

№ слайда 7 Проблема??? Чем отличаются растения , которые объединяют в разные группы?
Описание слайда:

Проблема??? Чем отличаются растения , которые объединяют в разные группы?

№ слайда 8 Гипотеза??? (предположения) Возможно, что... Предположим, что... Допустим, что.
Описание слайда:

Гипотеза??? (предположения) Возможно, что... Предположим, что... Допустим, что...

№ слайда 9 Цель проекта??? (Основной вопрос на который нужно ответить) Определить отличител
Описание слайда:

Цель проекта??? (Основной вопрос на который нужно ответить) Определить отличительные черты растений разных отделов и познакомиться с их значением для человека.

№ слайда 10 Планирование проекта- это ЗАДАЧИ… Основные действия (этапы) для достижения цели
Описание слайда:

Планирование проекта- это ЗАДАЧИ… Основные действия (этапы) для достижения цели ЗАДАЧИ : . . .

№ слайда 11 Поиск информации: Прочитать в книгах, Позвонить специалисту; Узнать в Интернете;
Описание слайда:

Поиск информации: Прочитать в книгах, Позвонить специалисту; Узнать в Интернете; Спросить у других людей; Посмотреть фильм по теме; Понаблюдать; Провести эксперимент, исследование; Подумать самим. Где можно взять информацию по интересующему вас вопросу?

№ слайда 12 Что будет продуктом проекта? Энциклопедия!!!
Описание слайда:

Что будет продуктом проекта? Энциклопедия!!!

№ слайда 13 Исследовательская часть проекта. Работа в группах 1 группа – изучает отдел Водор
Описание слайда:

Исследовательская часть проекта. Работа в группах 1 группа – изучает отдел Водоросли. 2 группа – изучает отдел Мохообразные. 3 группа – изучает Папоротникообразные. 4 группа – изучает Голосеменные. 5 группа - изучает Покрытосеменные (Цветковые)

№ слайда 14 Заполнить шаблон страницы для энциклопедии
Описание слайда:

Заполнить шаблон страницы для энциклопедии

№ слайда 15  Удачи!!!
Описание слайда:

Удачи!!!

№ слайда 16 Работа в группах
Описание слайда:

Работа в группах

№ слайда 17 Презентация проекта Идёт занятие …
Описание слайда:

Презентация проекта Идёт занятие …

№ слайда 18 Чем отличаются растения разных отделов?
Описание слайда:

Чем отличаются растения разных отделов?

№ слайда 19 Продолжите любое высказывание: - Я узнал (а)... - Меня удивило... - Работая в г
Описание слайда:

Продолжите любое высказывание: - Я узнал (а)... - Меня удивило... - Работая в группе, я ... - Мне трудно представить, что...

№ слайда 20 Повторим! Какие отделы растений вы знаете? Чем же отличаются растения разных отд
Описание слайда:

Повторим! Какие отделы растений вы знаете? Чем же отличаются растения разных отделов?

Презентация + конспект по биологии на тему
  • Биология
Описание:

Урок по ФГОС в 5 классе с использованием ИКТ. Тема "Растения". На уроке организуется работа в группах по созданию разных мини-презентаций: "Водоросли", "Мохообразные", "Папоротникообразные", "Голосеменные", "Покрытосеменные". Для создания мини-презентации предлагается готовый шаблон. Дети работают с учебником и используют информацию по теме из сети Интернет. Поэтому для каждой группы обязателен компьютер с выходом в Интернет.Урок проводится в проектной технологии.По окончании работы каждая группа представляет свой продукт - презентацию и даёт характеристику своей группе растений.

Автор Новокрещенных Тамара Геннадьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 3457
Номер материала 35141
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓