Главная / История / Презентация апо истории региона «Деревянное зодчество Присвирья».

Презентация апо истории региона «Деревянное зодчество Присвирья».

Название документа Деревянное зодчество Присвирья -Подпорожские Кижи.doc



Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ленинградской области

«Подпорожский политехнический техникум»




Учебно-исследовательская работа



Деревянное зодчество Присвирья. Подпорожские Кижи




Автор: Александрова Е.С. преподаватель истории.




















Подпорожье


«Деревянное зодчество Присвирья».


Полиной славой древнего озерного края стало его неповторимое деревянное зодчество, традиции которого уходят в глубину веков. Рубленые топором церкви и часовни воплощают в себе характерные черты национального русского стиля, его строгость и величавость в соответствии с окружающим пейзажем. Сложившиеся еще в15 веке традиции строительного мастерства передавались из рода в род. Наибольшим богатством Ленинградской области, где по сей день сохранились уникальные архитектурные памятники деревянного зодчества старины, является Присвирье: Лодейнопольский и Подпорожский районы и территория Прионежья. Этот регион является огромным, своего рода заповедником, который не перестает привлекать к себе внимание не только жителей рая, но и ученых, писателей, искусствоведов и просто туристов. Многие постройки уникальны и неповторимы. Они требуют к себе особого внимания, т. к. время не пощадило их. Этим зданиям требуется срочная реставрация. В 21 веке Правительством Ленинградской области принято решение сохранить архитектурную старину края для увековечивания памяти предков и для развития туристического бизнеса . А также для сохранения территории, где из глубины веков проживают коренные малочисленные народы «вепсы». Проблема состоит в том, что деревни разбросаны на территории бездорожья. До некоторых уникальных строений можно добраться только на лодке. Ведь деревни затерялись среди озер. болот и лесов. Для воссоздания единого архитектурного комплекса, подобно Кижам в Карелии. Нет возможности: сил и средств. Но, надо отметить, что любовь жителей края творит чудеса. Многие храмы отремонтированы за счет пожертвований или силами смельчаков. Надо отдать должное также и спонсорам, благодаря которым в крае возрождаются православные традиции и обретают былую мощь и красоту отреставрированные строения и храмы. Правда еще предстоит многое сделать для возрождения процветания края.

Автор назвал вою работу «Подпорожские Кижи» и это не случайно. Деревянное зодчество Подпорожского района имеет прямую связь со знаменитыми Кижами Карелии: схожесть стилей, материалов и знаменитой техники мастеровых, рубить церкви без единого гвоздя.

В ходе исследовательской работы автор изучил большой объем материала, побывал на местах, в отдаленных уголках края и собрал уникальные фотографии для составления презентации. Материалы были показаны на районной научно-практической конференции по родному краю.


















Пояснительная записка.

(к слайдам)

Подпорожские Кижи

Подпорожский район – уникальный уголок Ленинградской области, где сохранились древние памятники деревянного зодчества. На сегодняшний день их около 60, причем более 30-ти из них – это культовые сооружения: церкви и часовни, относящиеся к так называемой «Прионежской школе», известной в основном лишь по Кижам.

Кижи знамениты на весь мир, внесены в список ЮНЕСКО, а присвирские церкви и часовни ходят в «золушках», а ведь в них соединились все мыслимые добродетели: «… И чувство пропорции, и понимание силуэта, и декоративный инстинкт, и изобразительность форм…»

Деревянное зодчество в свое развитии прошло несколько этапов, что нашло отражение в культовых сооружениях нашего района.

До середины 17 века существовали церковные здания двух типов: клетские и шатровые.

Наиболее древний тип храма – клетский (от слова «клеть» - прямоугольный сруб, лежащий в основе деревянной избы) с клинчатым покрытием. Примером этого типа служит церковь Святого Георгия в д. Родионово, поставленная на мирские деньги в 1493 году.

«…Пять веков назад приплыли на Юксовское озеро монахи – мастеровые. Приплыли, чтобы поставить чудо церковь во славу Иисусу Христу и Православию.

А чтобы не спорить и гадать, где ей быть, бросили на воду топорище и стали ждать, к какому берегу прибьет его волна».

Так, по легенде, на высоком восточном берегу Юксовского озера появилась Георгиевская церковь, самая старая деревянная церковь в ленинградской области и одна из древнейших в России.

Возраст церкви подтверждают такие архитектурные детали, как крохотные волоковые оконца, расположенные в алтаре на северной и южной стенах церкви. Этот уникальный памятник представляет собой столпообразный сруб–четверик с острой клинчатой кровлей на два ската. Верхняя часть сруба расширяется, образуя тройной повал, поддерживающий кровлю с небольшой главкой. два более низких сруба – алтаря и притвора – с такими же кровлями вторят центральному срубу, образуя простой, лаконичный силуэт.

В 1937 году церковь была закрыта, а с 1993 г. в ней стали проводиться богослужения.

С 2007 года при ней образовано подворье Александро-Свирского монастыря, братия которого проводит в соседней Сретенской зимней церкви (1864 г.) регулярные службы, а по большим православным праздникам устраивает их в Георгиевском храме.

Параллельно клетским возводились шатровые храмы, постепенно ставшие преобладающими на Севере.

Самые древние из них имели форму восьмиугольника. Примером шатрового типа является Никольская церковь в с. Согиницы.

Местность, где стоит церковь, называют Северной Швейцарией. Высота церкви 32 м., ее изящный силуэт был хорошо виден с плесов реки, он служил ориентиром для всех, кто плыл по некогда судоходной Важинке. Церковь была срублена в 1696 году.

Памятник представляет собой необычную для подобного типа культовых построек единую композицию из восьмигранной церкви с двумя прирубами – алтарем и притвором – и шатровой колокольни, соединенных между собой папертью.

На один восьмерик ее сруба поставлен другой. Между ними оформлен пояс из маленьких фронтонов, создающий не только изящество формы, но и защищающий нижние венцы от воды.

Никольская церковь уникальна, т.к. является единственным уцелевшим образцом округлого шатрового храма «Прионежской школы». Реставрационные работы здесь проводились в последний раз в 1973 – 1975 гг., через 30 лет Никольская церковь вновь нуждается в реставрации.

Более поздний тип храмов – многоглавые храмы 18 века. Примером может служить церковь Дмитрия Мироточивого в д. Щелейки, построенная на мирские деньги в 1783 г. Церковь пятиглавая. Четыре главки словно кружат вокруг пятой, самой крупной. Весьма интересно противопоставление пятиглавой церкви и отдельно стоящей шатровой колокольни, вместе создающих выразительный силуэт.

При патриархе Никоне шатровая форма храма была признана не православной и запрещена.

Предписывалась строить четырехгранный (кубический) храм с 5-ти купольным верхом. Шатровая форма разрешалась лишь для колокольни, которая иногда получалась богаче и краше самого храма.

Однако, обходя запрет, нередко строили храмы смешанного типа.

Кольцо Подпорожских церквей называют «серебряным». Почему?

Если храмы Средней полосы России увенчаны золотыми главками, то деревянные церкви Севера всегда серебристые (старея, древесина светлеет и приобретает благородную «седину»).

Срок жизни деревянных зданий обычно недолог, а вот церкви живут долго. Секрет долголетия не прост. Народные мастера – древоделы были очень разборчивы в выборе материала, использовали только отборный лес. Его заготавливали в несколько приемов: сначала для косяков и балок, а потом для основного сруба.

И сушили дерево на совесть, и в дело укладывали с умом. Для нижних венцов сруба применяли мелкослойную кондовую сосну, плотную, смолистую.

Крышу крыли не досками и песком, который больших трудов стоил.

Немало мудрых конструкций создали народные умельцы. Покрытиям придавали такие очертания, что ни одна капля не задерживалась на них. Вода катилась с уступа на уступ, не подпадая в помещение. Мастер знал вред для дерева застойного воздуха и дела в подклетах продухи, никогда не обивал срубы тесом. Не забыли древоделы и о красоте храма. «Рубить высотою, как мера и красота скажут,» - говорилось в наемной записи.

Рубились церкви и часовни на народные средства. Плотницкие артели составляли наемные записи – договоры с крестьянами. Миром заготавливали лес, миром доставляли его к месту постройки. А ставили церкви всегда в «красном» (самом красивом месте). Любой труженик, подходивший к деревне, видел прежде всего церковь, красовавшуюся на берегах рек и озер, на поворотах дорог, на возвышенностях, которые назывались «красными горками».

В каждой деревне обязательно была своя церковь или часовня, а то и не одна. Церкви обычно ставили в больших деревнях, а в маленьких строили часовенки. Их было очень много. Почему? Убедительно это объясняет М.М. Пришвин в книге «В краю непуганых птиц». «… Часовенки возникали здесь благодаря своеобразным природным условиям. Здесь, в суровом климате, с бесчисленными озерами и реками, лесами и болотами священник не мог вовремя явится для совершения обряда, и народ обходился без священника, выбирая из своей среды благочестивого человека для совершения обряда…»

Согласно страховым документам за 1910 – 1915 гг., на территории района в 1915 году было 51 культовое сооружение: 28 церквей и 23 часовни.

К сожалению, многие из этих памятников не сохранились. Многие церкви (более 27) были закрыты и разрушены в 30-е годы, часть разрушена в годы Великой Отечественной войны( церковь Чудотворца Николая (17 в.) в д. Гонгиничи; церковь во имя Вознесения Господня (1764 г.) в д. Вознесенье; церковь Великомученика Георгия Победоносца (1522 г.) в д. Шеменичи; церковь Святого Пророка Илии (1675 г.) в д. Шеменичи; церковь Николая Чудотворца (1844 г.) в д. Пидьма; церковь Рождества Иона Предтечи (1855 г.) в д. Вознесенье; церковь Апостолов Петра и Павла (1911 г.) в д. Пертозеро. Часть церквей переделаны в клубы, как, например: церковь Успения Пресвятой Богородицы (1689 г.) в д. Озера; церковь Великомученика Георгия Победоносца (1717 г.) в д. Ладва; церковь Святого Пророка Илии ( I половина 19 в.) в д. Мягозеро.

Сегодня на территории Подпорожского района 19 церквей и 12 часовен.

Отрадно, что восстанавливаются старые церкви и часовни, строятся новые. Примером могут служить: Преображенский собор в д. Пидьма ( в 2008 году Преображенский собор полностью восстановлен). В хорошем состоянии после реставрации остается Рождественская церковь в д. Гимрека, построенная в 1695 году. Церковь Покрова божьей Матери в д. Чикозеро была освящена в 1685 г. в честь Николая Чудотворца. Ее перестроили и переосвятили в 1898 г., в 30-е годы она была закрыта. В конце прошлого века от церкви оставались одни руины, сегодня она полностью восстановлена.

В хорошем состоянии находятся часовни в д. Сарозеро, Озера, Владимирская часовня в д. Ладва (2006 г.), часовня Николая Чудотворца в Ярославичах, построенная в 2005 г.

Но, к сожалению, еще многие памятники деревянного зодчества посей день находятся в плачевном состоянии и нуждаются в реставрации (церковь Никольская в д. Согиницы (1696 г.); церковь Дмитрия Мироточивого (1783 г.) в д. Щелейки; полуразрушенная деревянная церковь Святого Пророка Елисея в с. Сидозеро; церковь Казанской Божьей Матери (1679 г.) в д. Шустручей; церковь Святого Апостола Фомы (1873 г.) в д. Красный Бор).

Древние памятники деревянного зодчества нашего района ценнейшая часть национального архитектурного наследия. Они не только дают возможность по достоинству оценить таланты, изобретательность народных зодчих., но и помогают узнать традиционную народную культуру, раскрывают перед нами духовный мир наших предков.

В заключении я хочу назвать литературу из краеведческого ЦРБ, которую мы использовали для подготовки сообщения, и которая поможет вам более полно познакомится с уникальными памятниками деревянного зодчества.

1. Материалы, предоставленные П.А. Васильевым, из путеводителя, подготовленного по заказу Подпорожского филиала ЛГУ им. А.С. Пушкина.

2. Жуков В.И. Историко-краеведческий очерк «Красота из глубины веков». Подпорожье 2001 г. 55 с.

Небольшая по объему книга историка, краеведа Виталия Ивановича Жукова «Красота из глубины веков» заключает в себе труд нескольких десятков лет, за ее строками многие километры поисковых походов, беседы со старожилами, кропотливая работа в краеведческих музеях Подпорожья, Лодейного Поля, С-Петербурга. Собрав по крупицам историю Подпорожского района, автор постарался осветить только самое основное. большая часть очерка посвящена памятникам деревянного зодчества нашего района.

3. Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Сборник. Лениздат. – 1978 г. 165 с.

авторы этой книги предлагают несколько маршрутов разного характера и протяженности, на которых можно познакомиться с памятниками народного гражданского и культового строительства XVIXVIII веков. Это маршруты: «По северу Бокситогорского района», «По Свири» и завершают сборник статьи, знакомящие читателей с интереснейшим памятником XVI в. – Никольской церковью в деревне Сторожно на берегу Ладожского озера и малоизвестными архитектурным ансамблем XVII в. – Зеленецким монастырем, расположенным в Волховского районе.

4. Дока Н.А., Дока К.А. Альбом «Архитектурное наследие Ленинградской земли». Лениздат. – 1983 г. 287 с.

Один из 4-х разделов альбома посвящен памятникам деревянного зодчества, в нем рассказывается о культовых сооружениях, находящихся в Юксовичах, Важинах, Согиницах, Гимреке, Щелейках.

5. Гнедовский Б.В. Заповедный Север. Архитектура. Искусство. Ландшафт. М.: 1987 г. 244 с.

Прекрасно иллюстрированная книга, знакомит читателя с архитектурой, искусством, ландшафтом прекрасного, обширного края – Русский Север.

6. Голицын Ю.М. памятники архитектуры Ленинградской области. Л.: 1987 г. 298 с.

В основу этого издания положены материалы исследований памятников архитектуры, находящихся в Ленинградской области, разбросанные на огромной территории, они могут быть сгруппированы в три самостоятельные типологические группы:

I–я группа: крепостные ансамбли, возникшие, как правило, задолго до основания Петербурга.

II-я группа: сооружения гражданской архитектуры.

III-я группа: памятники деревянного зодчества, строившиеся неизвестными народными мастерами.

7. помимо книг, в отделе краеведения нашей библиотеки оформлен альбомы-папки «Архитектура Подпорожского района» и «Церкви Присвирья», а также собранные публикации газеты «Свирские огни» за разные годы, содержащие интересные материалы о памятниках деревянного зодчества нашего Подпорожского района.





В работе использованы материалы:


  1. Центральной Районной библиотеки;

  2. Подпоржского краеведческого музея;

  3. Газеты «Свирские Огни»;

  4. Книги П.Васильева. Подпорожская Земля;

  5. Книги А.Жукова. Красота спасет мир.

6.Ленинградская область. История и современность.Л.1997.

7.Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л. 1977.

8. Брюсов В. Г. По Олонецкой земле. 1992.

9.Белоусов Б.В. Глакий С.П. Толстой. И.С. Подпорожье. 1986.

10.Гоголицин Ю.М. Архитектурная старина. Л.1971.

11.Альшевский М. Присвирье. Георгиевская церковь-500 лет.









Подпорожье.


Название документа Деревянное зодчество Присвирья.ppt

Подпорожские Кижи Архитектура Присвирья
Подпорожский район – уникальный уголок Ленинградской области, где сохранились...
До середины 17 века существовали церковные здания двух типов: клетские и шатр...
Наиболее древний тип храма – клетский (от слова «клеть» - прямоугольный сруб,...
«…Пять веков назад приплыли на Юксовское озеро монахи – мастеровые. Приплыли,...
Параллельно клетским возводились шатровые храмы, постепенно ставшие преоблада...
Местность, где стоит церковь, называют Северной Швейцарией. Высота церкви 32 ...
. Памятник представляет собой необычную для подобного типа культовых построек...
Весьма интересно противопоставление пятиглавой церкви и отдельно стоящей шатр...
Однако, обходя запрет, нередко строили храмы смешанного типа. Кольцо Подпорож...
Рубились церкви и часовни на народные средства. Плотницкие артели составляли ...
Согласно страховым документам за 1910 – 1915 гг., на территории района в 1915...
. Часть церквей переделаны в клубы, как, например: церковь Успения Пресвятой ...
Сегодня на территории Подпорожского района 19 церквей и 12 часовен. Отрадно, ...
Примером могут служить: Преображенский собор в д. Пидьма ( в 2008 году Преобр...
В хорошем состоянии после реставрации остается Рождественская церковь в д. Ги...
Церковь Покрова божьей Матери в д. Чикозеро была освящена в 1685 г. в честь Н...
В хорошем состоянии находятся часовни в д. Сарозеро, Озера, Владимирская часо...
Но, к сожалению, еще многие памятники деревянного зодчества посей день находя...
церковь Казанской Божьей Матери (1679 г.) в д. Шустручей; церковь Святого Апо...
Древние памятники деревянного зодчества нашего района ценнейшая часть национа...
3. Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Сбо...
6. Голицын Ю.М. памятники архитектуры Ленинградской области. Л.: 1987 г. 298 ...
Исследования провела: студентка Подпорожского политехнического техникума Влад...
источники Благодарю за помощь в сборе материала работников Подпорожской центр...
1 из 31

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Подпорожские Кижи Архитектура Присвирья
Описание слайда:

Подпорожские Кижи Архитектура Присвирья

№ слайда 2 Подпорожский район – уникальный уголок Ленинградской области, где сохранились др
Описание слайда:

Подпорожский район – уникальный уголок Ленинградской области, где сохранились древние памятники деревянного зодчества. На сегодняшний день их около 60, причем более 30-ти из них – это культовые сооружения: церкви и часовни, относящиеся к так называемой «Прионежской школе», известной в основном лишь по Кижам. Кижи знамениты на весь мир, внесены в список ЮНЕСКО, а присвирские церкви и часовни ходят в «золушках», а ведь в них соединились все мыслимые добродетели: «… И чувство пропорции, и понимание силуэта, и декоративный инстинкт, и изобразительность форм…» Деревянное зодчество в свое развитии прошло несколько этапов, что нашло отражение в культовых сооружениях нашего района.

№ слайда 3 До середины 17 века существовали церковные здания двух типов: клетские и шатровы
Описание слайда:

До середины 17 века существовали церковные здания двух типов: клетские и шатровые.

№ слайда 4 Наиболее древний тип храма – клетский (от слова «клеть» - прямоугольный сруб, ле
Описание слайда:

Наиболее древний тип храма – клетский (от слова «клеть» - прямоугольный сруб, лежащий в основе деревянной избы) с клинчатым покрытием. Примером этого типа служит церковь Святого Георгия в д. Родионово, поставленная на мирские деньги в 1493 году.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 «…Пять веков назад приплыли на Юксовское озеро монахи – мастеровые. Приплыли, чт
Описание слайда:

«…Пять веков назад приплыли на Юксовское озеро монахи – мастеровые. Приплыли, чтобы поставить чудо церковь во славу Иисусу Христу и Православию. А чтобы не спорить и гадать, где ей быть, бросили на воду топорище и стали ждать, к какому берегу прибьет его волна». Так, по легенде, на высоком восточном берегу Юксовского озера появилась Георгиевская церковь, самая старая деревянная церковь в ленинградской области и одна из древнейших в России. Возраст церкви подтверждают такие архитектурные детали, как крохотные волоковые оконца, расположенные в алтаре на северной и южной стенах церкви. Этот уникальный памятник представляет собой столпообразный сруб–четверик с острой клинчатой кровлей на два ската. Верхняя часть сруба расширяется, образуя тройной повал, поддерживающий кровлю с небольшой главкой. два более низких сруба – алтаря и притвора – с такими же кровлями вторят центральному срубу, образуя простой, лаконичный силуэт. В 1937 году церковь была закрыта, а с 1993 г. в ней стали проводиться богослужения. С 2007 года при ней образовано подворье Александро-Свирского монастыря, братия которого проводит в соседней Сретенской зимней церкви (1864 г.) регулярные службы, а по большим православным праздникам устраивает их в Георгиевском храме.

№ слайда 7 Параллельно клетским возводились шатровые храмы, постепенно ставшие преобладающи
Описание слайда:

Параллельно клетским возводились шатровые храмы, постепенно ставшие преобладающими на Севере. Самые древние из них имели форму восьмиугольника. Примером шатрового типа является Никольская церковь в с. Согиницы.

№ слайда 8 Местность, где стоит церковь, называют Северной Швейцарией. Высота церкви 32 м.,
Описание слайда:

Местность, где стоит церковь, называют Северной Швейцарией. Высота церкви 32 м., ее изящный силуэт был хорошо виден с плесов реки, он служил ориентиром для всех, кто плыл по некогда судоходной Важинке. Церковь была срублена в 1696 году.

№ слайда 9 . Памятник представляет собой необычную для подобного типа культовых построек ед
Описание слайда:

. Памятник представляет собой необычную для подобного типа культовых построек единую композицию из восьмигранной церкви с двумя прирубами – алтарем и притвором – и шатровой колокольни, соединенных между собой папертью. На один восьмерик ее сруба поставлен другой. Между ними оформлен пояс из маленьких фронтонов, создающий не только изящество формы, но и защищающий нижние венцы от воды. Никольская церковь уникальна, т.к. является единственным уцелевшим образцом округлого шатрового храма «Прионежской школы». Реставрационные работы здесь проводились в последний раз в 1973 – 1975 гг., через 30 лет Никольская церковь вновь нуждается в реставрации.

№ слайда 10 Весьма интересно противопоставление пятиглавой церкви и отдельно стоящей шатрово
Описание слайда:

Весьма интересно противопоставление пятиглавой церкви и отдельно стоящей шатровой колокольни, вместе создающих выразительный силуэт. При патриархе Никоне шатровая форма храма была признана не православной и запрещена. Предписывалась строить четырехгранный (кубический) храм с 5-ти купольным верхом. Шатровая форма разрешалась лишь для колокольни, которая иногда получалась богаче и краше самого храма. Более поздний тип храмов – многоглавые храмы 18 века. Примером может служить церковь Дмитрия Мироточивого в д. Щелейки, построенная на мирские деньги в 1783 г. Церковь пятиглавая. Четыре главки словно кружат вокруг пятой, самой крупной.

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 Однако, обходя запрет, нередко строили храмы смешанного типа. Кольцо Подпорожски
Описание слайда:

Однако, обходя запрет, нередко строили храмы смешанного типа. Кольцо Подпорожских церквей называют «серебряным». Почему? Если храмы Средней полосы России увенчаны золотыми главками, то деревянные церкви Севера всегда серебристые (старея, древесина светлеет и приобретает благородную «седину»). Срок жизни деревянных зданий обычно недолог, а вот церкви живут долго. Секрет долголетия не прост. Народные мастера – древоделы были очень разборчивы в выборе материала, использовали только отборный лес. Его заготавливали в несколько приемов: сначала для косяков и балок, а потом для основного сруба. И сушили дерево на совесть, и в дело укладывали с умом. Для нижних венцов сруба применяли мелкослойную кондовую сосну, плотную, смолистую. Крышу крыли не досками и песком, который больших трудов стоил. Немало мудрых конструкций создали народные умельцы. Покрытиям придавали такие очертания, что ни одна капля не задерживалась на них. Вода катилась с уступа на уступ, не подпадая в помещение. Мастер знал вред для дерева застойного воздуха и дела в подклетах продухи, никогда не обивал срубы тесом. Не забыли древоделы и о красоте храма. «Рубить высотою, как мера и красота скажут,» - говорилось в наемной записи.

№ слайда 13 Рубились церкви и часовни на народные средства. Плотницкие артели составляли нае
Описание слайда:

Рубились церкви и часовни на народные средства. Плотницкие артели составляли наемные записи – договоры с крестьянами. Миром заготавливали лес, миром доставляли его к месту постройки. А ставили церкви всегда в «красном» (самом красивом месте). Любой труженик, подходивший к деревне, видел прежде всего церковь, красовавшуюся на берегах рек и озер, на поворотах дорог, на возвышенностях, которые назывались «красными горками». В каждой деревне обязательно была своя церковь или часовня, а то и не одна. Церкви обычно ставили в больших деревнях, а в маленьких строили часовенки. Их было очень много. Почему? Убедительно это объясняет М.М. Пришвин в книге «В краю непуганых птиц». «… Часовенки возникали здесь благодаря своеобразным природным условиям. Здесь, в суровом климате, с бесчисленными озерами и реками, лесами и болотами священник не мог вовремя явится для совершения обряда, и народ обходился без священника, выбирая из своей среды благочестивого человека для совершения обряда…»

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Согласно страховым документам за 1910 – 1915 гг., на территории района в 1915 го
Описание слайда:

Согласно страховым документам за 1910 – 1915 гг., на территории района в 1915 году было 51 культовое сооружение: 28 церквей и 23 часовни. К сожалению, многие из этих памятников не сохранились. Многие церкви (более 27) были закрыты и разрушены в 30-е годы, часть разрушена в годы Великой Отечественной войны( церковь Чудотворца Николая (17 в.) в д. Гонгиничи; церковь во имя Вознесения Господня (1764 г.) в д. Вознесенье; церковь Великомученика Георгия Победоносца (1522 г.) в д. Шеменичи; церковь Святого Пророка Илии (1675 г.) в д. Шеменичи; церковь Николая Чудотворца (1844 г.) в д. Пидьма; церковь Рождества Иона Предтечи (1855 г.) в д. Вознесенье; церковь Апостолов Петра и Павла (1911 г.) в д. Пертозеро.

№ слайда 16 . Часть церквей переделаны в клубы, как, например: церковь Успения Пресвятой Бог
Описание слайда:

. Часть церквей переделаны в клубы, как, например: церковь Успения Пресвятой Богородицы (1689 г.) в д. Озера; церковь Великомученика Георгия Победоносца (1717 г.) в д. Ладва; церковь Святого Пророка Илии ( I половина 19 в.) в д. Мягозеро.

№ слайда 17 Сегодня на территории Подпорожского района 19 церквей и 12 часовен. Отрадно, что
Описание слайда:

Сегодня на территории Подпорожского района 19 церквей и 12 часовен. Отрадно, что восстанавливаются старые церкви и часовни, строятся новые

№ слайда 18 Примером могут служить: Преображенский собор в д. Пидьма ( в 2008 году Преображе
Описание слайда:

Примером могут служить: Преображенский собор в д. Пидьма ( в 2008 году Преображенский собор полностью восстановлен)

№ слайда 19 В хорошем состоянии после реставрации остается Рождественская церковь в д. Гимре
Описание слайда:

В хорошем состоянии после реставрации остается Рождественская церковь в д. Гимрека, построенная в 1695 году.

№ слайда 20 Церковь Покрова божьей Матери в д. Чикозеро была освящена в 1685 г. в честь Нико
Описание слайда:

Церковь Покрова божьей Матери в д. Чикозеро была освящена в 1685 г. в честь Николая Чудотворца. Ее перестроили и переосвятили в 1898 г., в 30-е годы она была закрыта. В конце прошлого века от церкви оставались одни руины, сегодня она полностью восстановлена.

№ слайда 21 В хорошем состоянии находятся часовни в д. Сарозеро, Озера, Владимирская часовня
Описание слайда:

В хорошем состоянии находятся часовни в д. Сарозеро, Озера, Владимирская часовня в д. Ладва (2006 г.), часовня Николая Чудотворца в Ярославичах, построенная в 2005 г.

№ слайда 22 Но, к сожалению, еще многие памятники деревянного зодчества посей день находятся
Описание слайда:

Но, к сожалению, еще многие памятники деревянного зодчества посей день находятся в плачевном состоянии и нуждаются в реставрации (церковь Никольская в д. Согиницы (1696 г.); церковь Дмитрия Мироточивого (1783 г.) в д. Щелейки; полуразрушенная деревянная церковь Святого Пророка Елисея в с. Сидозеро;

№ слайда 23 церковь Казанской Божьей Матери (1679 г.) в д. Шустручей; церковь Святого Апосто
Описание слайда:

церковь Казанской Божьей Матери (1679 г.) в д. Шустручей; церковь Святого Апостола Фомы (1873 г.) в д. Красный Бор).

№ слайда 24 Древние памятники деревянного зодчества нашего района ценнейшая часть национальн
Описание слайда:

Древние памятники деревянного зодчества нашего района ценнейшая часть национального архитектурного наследия. Они не только дают возможность по достоинству оценить таланты, изобретательность народных зодчих., но и помогают узнать традиционную народную культуру, раскрывают перед нами духовный мир наших предков. В заключении я хочу назвать литературу из краеведческого ЦРБ, которую мы использовали для подготовки сообщения, и которая поможет вам более полно познакомится с уникальными памятниками деревянного зодчества. 1. Материалы, предоставленные П.А. Васильевым, из путеводителя, подготовленного по заказу Подпорожского филиала ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2. Жуков В.И. Историко-краеведческий очерк «Красота из глубины веков». Подпорожье 2001 г. 55 с. Небольшая по объему книга историка, краеведа Виталия Ивановича Жукова «Красота из глубины веков» заключает в себе труд нескольких десятков лет, за ее строками многие километры поисковых походов, беседы со старожилами, кропотливая работа в краеведческих музеях Подпорожья, Лодейного Поля, С-Петербурга. Собрав по крупицам историю Подпорожского района, автор постарался осветить только самое основное. большая часть очерка посвящена памятникам деревянного зодчества нашего района.

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26 3. Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Сборни
Описание слайда:

3. Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. Сборник. Лениздат. – 1978 г. 165 с. авторы этой книги предлагают несколько маршрутов разного характера и протяженности, на которых можно познакомиться с памятниками народного гражданского и культового строительства XVI – XVIII веков. Это маршруты: «По северу Бокситогорского района», «По Свири» и завершают сборник статьи, знакомящие читателей с интереснейшим памятником XVI в. – Никольской церковью в деревне Сторожно на берегу Ладожского озера и малоизвестными архитектурным ансамблем XVII в. – Зеленецким монастырем, расположенным в Волховского районе. 4. Дока Н.А., Дока К.А. Альбом «Архитектурное наследие Ленинградской земли». Лениздат. – 1983 г. 287 с. Один из 4-х разделов альбома посвящен памятникам деревянного зодчества, в нем рассказывается о культовых сооружениях, находящихся в Юксовичах, Важинах, Согиницах, Гимреке, Щелейках. 5. Гнедовский Б.В. Заповедный Север. Архитектура. Искусство. Ландшафт. М.: 1987 г. 244 с. Прекрасно иллюстрированная книга, знакомит читателя с архитектурой, искусством, ландшафтом прекрасного, обширного края – Русский Север.

№ слайда 27
Описание слайда:

№ слайда 28 6. Голицын Ю.М. памятники архитектуры Ленинградской области. Л.: 1987 г. 298 с.
Описание слайда:

6. Голицын Ю.М. памятники архитектуры Ленинградской области. Л.: 1987 г. 298 с. В основу этого издания положены материалы исследований памятников архитектуры, находящихся в Ленинградской области, разбросанные на огромной территории, они могут быть сгруппированы в три самостоятельные типологические группы: I–я группа: крепостные ансамбли, возникшие, как правило, задолго до основания Петербурга. II-я группа: сооружения гражданской архитектуры. III-я группа: памятники деревянного зодчества, строившиеся неизвестными народными мастерами. 7. помимо книг, в отделе краеведения нашей библиотеки оформлен альбомы-папки «Архитектура Подпорожского района» и «Церкви Присвирья», а также собранные публикации газеты «Свирские огни» за разные годы, содержащие интересные материалы о памятниках деревянного зодчества нашего Подпорожского района.

№ слайда 29
Описание слайда:

№ слайда 30 Исследования провела: студентка Подпорожского политехнического техникума Владими
Описание слайда:

Исследования провела: студентка Подпорожского политехнического техникума Владимирова Елена: группа № 91. Научный руководитель: преподаватель истории Александрова Елена Сергеевна.

№ слайда 31 источники Благодарю за помощь в сборе материала работников Подпорожской централь
Описание слайда:

источники Благодарю за помощь в сборе материала работников Подпорожской центральной библиотеки и рабтников Подпорожского краеведческого музея.

Презентация апо истории региона «Деревянное зодчество Присвирья».
  • История
Описание:

 Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ленинградской области

«Подпорожский политехнический техникум»

 

 

 

    

                         Учебно-исследовательская работа

 

 

Деревянное зодчество Присвирья. Подпорожские Кижи

 

                     

 

 

        Автор: Александрова Е.С. преподаватель истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Подпорожье

                                      

 

                         «Деревянное зодчество   Присвирья».

 

             Полиной славой древнего озерного края стало его неповторимое деревянное зодчество, традиции которого уходят в глубину веков. Рубленые топором церкви и часовни воплощают в себе характерные черты национального русского стиля, его строгость и величавость в соответствии  с окружающим пейзажем. Сложившиеся еще в15  веке традиции строительного мастерства передавались из рода в род. Наибольшим богатством Ленинградской области, где по сей день сохранились уникальные архитектурные памятники деревянного зодчества старины, является Присвирье: Лодейнопольский и Подпорожский районы и территория Прионежья. Этот регион является огромным, своего рода заповедником, который не перестает привлекать к себе внимание  не только жителей рая, но и ученых, писателей, искусствоведов  и просто туристов. Многие постройки уникальны и неповторимы. Они требуют к себе особого внимания, т. к. время не пощадило их. Этим зданиям требуется срочная реставрация. В 21 веке Правительством Ленинградской области принято решение сохранить архитектурную старину края  для увековечивания памяти предков и для развития туристического бизнеса . А  также для сохранения территории, где из глубины веков проживают коренные малочисленные народы «вепсы». Проблема состоит в том, что  деревни разбросаны на территории бездорожья.  До некоторых уникальных строений можно добраться только на лодке. Ведь деревни затерялись среди озер. болот и лесов. Для воссоздания единого архитектурного комплекса, подобно Кижам в Карелии. Нет возможности: сил и средств. Но, надо отметить, что любовь жителей края творит чудеса. Многие храмы отремонтированы  за счет пожертвований или силами смельчаков. Надо отдать должное также и  спонсорам, благодаря которым в крае возрождаются православные традиции  и обретают былую мощь и красоту отреставрированные строения и храмы. Правда еще предстоит многое сделать для возрождения  процветания края.

Автор Александрова Елена Сергеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 813
Номер материала 24172
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓