Главная / Начальные классы / Презентация. Литературное чтение. Обобщение опыта работы по теме " Работа с дневником читателя как средство формирования мотивации читательской деятельности"(1-2 класс)

Презентация. Литературное чтение. Обобщение опыта работы по теме " Работа с дневником читателя как средство формирования мотивации читательской деятельности"(1-2 класс)

Название документа Работа с дневником читателя как средство формирования мотивации читательской деятельности.docx

Работа с дневником читателя как средство формирования мотивации читательской деятельности.



Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 46 г. Тверь

Ершова Татьяна Николаевна.



Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Родители не только подростков, но и младших школьников жалуются, что дети перестали читать. Школьные учителя ломают копья о компьютерный щит и подсчитывают потери в бою за приобщение к классической (и не только!) литературе и - увы! – проигрывают бой за боем. Родители и учителя, отчаявшиеся в попытках усадить детей за книги, уже иногда допускают и такие мысли, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо – ведь с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, настал другой век, где всё должно совершаться по – другому, по – скоростному и деловому. То есть так, чтобы не тратить время на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна.

Если вы спросите: « А без чтения, что жить нельзя?»

Наверно, можно. Можно жить без книг, заменив их «информацией», можно жить без счастья, заменив его благополучием…

Но тогда у человека не сформируется, то самое образование, которое нельзя увидеть, но можно почувствовать:

- оно болит, когда вокруг горе;

- оно радуется и делает дыхание лёгким, когда случается хорошее;

- оно умеет предвидеть горе и счастье, умеет чувствовать, надеяться, мечтать.

Это то, что отличает человека от всего прочего живого мира.

Это – душа.

С первого класса начинается работа по формированию у первоклассников индивидуального опыта самостоятельного чтения. Знакомлю детей с требованиями к навыку чтения, показываю им далёкие цели, правила работы с книгой и некоторые приёмы чтения. К работе привлекаются родители. Для них проводится консультация по работе с дневником читателя. Дневник предусматривает ежедневное чтение, которое находится под постоянным контролем родителей, учителя, так как взрослые могут оказать своевременную помощь и поддержку в овладении чтением. Особое внимание уделяется рубрике «Научись меня читать», в которой предлагается целенаправленная методика работы с книгой.

«Читательский дневник» ведётся со второй недели сентября первого класса. Дома дети ежедневно читают: кто-то, несколько страниц, кто-то несколько строк, слов и даже слогов. Родители записывают количество прочитанного и ставят подпись. Каждый день дети готовят рекламу своей книги, рассказывая, как появилась у них эта книга, называют автора, название, зачитывают наиболее понравившиеся отрывки или в трёх – четырёх предложениях рассказывают, о чём эта книга. Объединившись небольшими группами, дети инсценируют отрывки из прочитанных книг. Проводится конкурс рисунков на темы: «Любимый герой», «Любимая книга», «По дорогам сказок» и другие. Дети с удовольствием создают свои книги. Закончив Азбуку, каждый урок начинаем с пятиминутного жужжащего чтения. Обязательно посещаем школьную библиотеку и Детскую Заволжскую; совместно с библиотекарями проводим библиотечные уроки.

Во втором классе продолжается работа, начатая в первом классе. Ученики уже имеют навыки самостоятельного чтения. Наряду со знакомыми заданиями и советами введена рубрика «Учись читать правильно», включающая краткие литературные сведения, также задания на развитие устной речи. Рефлексия направлена не только на чтение вслух, но и на чтение «про себя». На этапе рефлексии вводится самозамер скорости чтения.

Наряду с чтением детям предлагается занимательный материал и творческие задания. Дети заполняют «Читательский паспорт», в котором пишут: почему они читают, как читают, рассказывают, где и когда они любят читать, какую библиотеку посещают, с кем обсуждают прочитанные книги.

Ребята рассказывают в читательских дневниках о своих любимых авторах; размещают их портреты, биографические данные; учатся ориентироваться в мире книг, знакомясь с творчеством детских писателей.

Чтение – это труд. Надо не только прочитать произведение, но и понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Дети учатся анализировать произведение, выделять основную мысль. Они выступают в роли языковедов, критиков, авторов, составляют толковые словарики, записывая значения слов и делая иллюстрации, что обогащает словарный запас детей. Записывая автора произведения, главных героев, ребёнок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, то при проведении конкурсов, викторин, ребёнок, пролистав свой «Читательский дневник», легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание в «Читательский дневник», ребёнок тренирует не только навыки письма, но и развивает читательские навыки, культуру читателя. В своих дневниках дети рисуют героев произведений; сочиняют свои сказки, стихи, рассказы.

Главная цель «Читательского дневника» - не нагрузить ребёнка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Родители, контролируя ведение «Читательского дневника», могут легко отследить интересы ребёнка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребёнка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ему книги другого жанра.







Список литературы.

1.Т. Г. Галактионова, С. О. Саввинова, Я. Г. Назарова, С. Г. Жук «Учимся успешному чтению». Портфель читателя. (1 – 4 кл.) Издательство «Просвещение», 2012г.

2.В. Г. Ермолаева «Дневник юного читателя». Издательство «Ювента», 2008г.

3.Г. Л. Мишакина, Н. Е. Алдошина «Читательский дневник». Издательство «Ювента», 2007г.

Название документа Работа с дневником читателя как средство формирования мотивации.pptx

Работа с дневником читателя как средство формирования мотивации читательской ...
«А без чтения что, нельзя жить?»
Памятки юных читателей Дорогой первоклассник! Хочешь как можно скорее научить...
Работа с читательскими дневниками 1 класс «Ни дня без строчки».
Работа с читательскими дневниками 1 класс Реклама книги.
Работа с читательскими дневниками 1 класс «Живая книга».
Работа с читательскими дневниками 1 класс Конкурс рисунков.
Работа с читательскими дневниками 1 класс Книжки-малышки.
Работа с читательскими дневниками 1 класс Пятиминутки чтения.
Работа с читательскими дневниками 1 класс Посещение библиотеки.
Работа с читательскими дневниками “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО” Следи, чтобы глаза...
Ты + книга = ? Если, оглянувшись по сторонам, ты неожиданно подумал: «Я бы лу...
Ты + книга = ? Нас ждут удивительные открытия и сюрпризы!
Ты + книга + радость = ? Ты познакомишься с замечательными детскими писателям...
Ты + книга + радость = ? Ты научишься не только радоваться хорошему концу кни...
Ты + книга + радость + труд = ? Прочитать и понять произведение – большой труд!
Ты + книга + радость + труд = ? Пока это требует от тебя усилий и времени, ка...
Ты + книга + радость + труд = ? Когда ты вырастешь, ты уже не сможешь жить бе...
Ты + книга + радость + труд + творчество = чтение Возможно, прочитав книгу, т...
Ты + книга + радость + труд + творчество = чтение Это и есть начало собственн...
Ты + книга + радость + труд + творчество = чтение Хорошее время читать уже на...
Все дороги ведут к чтению У нас есть серьёзное дело – расти и строить свой ми...
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Работа с дневником читателя как средство формирования мотивации читательской дея
Описание слайда:

Работа с дневником читателя как средство формирования мотивации читательской деятельности Ершова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 46

№ слайда 2 «А без чтения что, нельзя жить?»
Описание слайда:

«А без чтения что, нельзя жить?»

№ слайда 3 Памятки юных читателей Дорогой первоклассник! Хочешь как можно скорее научиться
Описание слайда:

Памятки юных читателей Дорогой первоклассник! Хочешь как можно скорее научиться очень хорошо читать? Да? В этом ты можешь помочь себе сам, а предлагаемый дневник призван стать твоим помощником в овладении чтением. В нём ты найдёшь несколько советов по чтению, а также список книг, читая которые, ты будешь тренироваться. Выбрав книгу, старайся её читать вслух. Возвращайся к её чтению несколько раз в день. Заканчивай день чтением перед сном. Желаем тебе успеха! Уважаемые родители! Ребёнку, который не умеет читать, очень трудно выполнять домашние задания. Ему не интересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Уважаемые взрослые, чаще читайте ребёнку. Беседуйте по содержанию книги. Просьба книги: Научись меня читать: Прочитай заглавие, имя, фамилию автора. Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации. Предположи, о чём я тебе расскажу. Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения. Подумай, почему у меня такое название. Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

№ слайда 4 Работа с читательскими дневниками 1 класс «Ни дня без строчки».
Описание слайда:

Работа с читательскими дневниками 1 класс «Ни дня без строчки».

№ слайда 5 Работа с читательскими дневниками 1 класс Реклама книги.
Описание слайда:

Работа с читательскими дневниками 1 класс Реклама книги.

№ слайда 6 Работа с читательскими дневниками 1 класс «Живая книга».
Описание слайда:

Работа с читательскими дневниками 1 класс «Живая книга».

№ слайда 7 Работа с читательскими дневниками 1 класс Конкурс рисунков.
Описание слайда:

Работа с читательскими дневниками 1 класс Конкурс рисунков.

№ слайда 8 Работа с читательскими дневниками 1 класс Книжки-малышки.
Описание слайда:

Работа с читательскими дневниками 1 класс Книжки-малышки.

№ слайда 9 Работа с читательскими дневниками 1 класс Пятиминутки чтения.
Описание слайда:

Работа с читательскими дневниками 1 класс Пятиминутки чтения.

№ слайда 10 Работа с читательскими дневниками 1 класс Посещение библиотеки.
Описание слайда:

Работа с читательскими дневниками 1 класс Посещение библиотеки.

№ слайда 11 Работа с читательскими дневниками “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО” Следи, чтобы глаза дв
Описание слайда:

Работа с читательскими дневниками “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО” Следи, чтобы глаза двигались по строчке. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. При чтении будь внимателен к каждому слову. Старайся понять, о чём читаешь. Читай ежедневно: · вслух · “про себя”

№ слайда 12 Ты + книга = ? Если, оглянувшись по сторонам, ты неожиданно подумал: «Я бы лучше
Описание слайда:

Ты + книга = ? Если, оглянувшись по сторонам, ты неожиданно подумал: «Я бы лучше почитал, чем …», значит, хорошее время читать уже началось!

№ слайда 13 Ты + книга = ? Нас ждут удивительные открытия и сюрпризы!
Описание слайда:

Ты + книга = ? Нас ждут удивительные открытия и сюрпризы!

№ слайда 14 Ты + книга + радость = ? Ты познакомишься с замечательными детскими писателями,
Описание слайда:

Ты + книга + радость = ? Ты познакомишься с замечательными детскими писателями, которых очень любят дети и уважают взрослые!

№ слайда 15 Ты + книга + радость = ? Ты научишься не только радоваться хорошему концу книги,
Описание слайда:

Ты + книга + радость = ? Ты научишься не только радоваться хорошему концу книги, но и восхищаться красивым языком, которым она написана!

№ слайда 16 Ты + книга + радость + труд = ? Прочитать и понять произведение – большой труд!
Описание слайда:

Ты + книга + радость + труд = ? Прочитать и понять произведение – большой труд!

№ слайда 17 Ты + книга + радость + труд = ? Пока это требует от тебя усилий и времени, как н
Описание слайда:

Ты + книга + радость + труд = ? Пока это требует от тебя усилий и времени, как настоящая работа!

№ слайда 18 Ты + книга + радость + труд = ? Когда ты вырастешь, ты уже не сможешь жить без к
Описание слайда:

Ты + книга + радость + труд = ? Когда ты вырастешь, ты уже не сможешь жить без книг. Это будет так же необходимо, как есть, пить, дышать!

№ слайда 19 Ты + книга + радость + труд + творчество = чтение Возможно, прочитав книгу, ты з
Описание слайда:

Ты + книга + радость + труд + творчество = чтение Возможно, прочитав книгу, ты захочешь нарисовать её героев или записать свои мысли, придумать продолжение или поспорить с автором.

№ слайда 20 Ты + книга + радость + труд + творчество = чтение Это и есть начало собственного
Описание слайда:

Ты + книга + радость + труд + творчество = чтение Это и есть начало собственного творчества!

№ слайда 21 Ты + книга + радость + труд + творчество = чтение Хорошее время читать уже начин
Описание слайда:

Ты + книга + радость + труд + творчество = чтение Хорошее время читать уже начинается!

№ слайда 22 Все дороги ведут к чтению У нас есть серьёзное дело – расти и строить свой мир.
Описание слайда:

Все дороги ведут к чтению У нас есть серьёзное дело – расти и строить свой мир. В этом мире будут и праздники, и будни, встречи и расставания, интересные фильмы, мультфильмы, компьютерные игры, любимые песни и ещё много-много другого. Но очень важно, чтобы там обязательно были хорошие книги!

Презентация. Литературное чтение. Обобщение опыта работы по теме " Работа с дневником читателя как средство формирования мотивации читательской деятельности"(1-2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 

    В данной презентации представлена система  совместной деятельности учителя, детей и  родителей. Обобщена работа по формированию  у учеников 1-2 класса индивидуального опыта самостоятельного чтения. Представлена  работа с дневником читателя, с рубриками  «Ни дня без строчки», «Реклама книги», «Живая книга», «Читательский паспорт», «Учись читать правильно»,

       Главная цель «Читательского дневника» - научить делать выводы и развивать культуру читателя. Родители, могут легко отследить интересы ребёнка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребёнка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ему книги другого жанра. 

 

 

 

Автор Ершова Татьяна Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Презентации
Просмотров 1091
Номер материала 2069
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓