Творчество как способ положительной мотивации учения.
Современный период
развития России чётко обозначил необходимость обновления приоритетов в области
образования в соответствии с мировыми тенденциями. Ведущий из приоритетов –
качество образования – нашёл своё выражение в национальной доктрине Российского
образования. Это обстоятельство продиктовано наличием основного противоречия
между современными требованиями к качеству образования, обеспечиваемому
образовательными учреждениями и ограниченностью применяемых методик и
технологий в процессе.
Анализ
состояния проблемы указывает и на причины её происхождения в новых
социокультурных условиях нашего общества. Это кризис прежних систем ценностей и
приоритетов, формирование новой философии общества, построенной на
общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионализации
и муниципализации образовательных систем; развитие рынка образовательных услуг;
неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи,
расслоение общества на богатых и бедных; появление и применение в практике
работы образовательных учреждений международных стандартов качества.
В целом
качество образования – это есть равнодействующая следующих составляющих:
потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного
процесса и результата (стандарта). Системообразующим началом при этом,
бесспорно, будут потребности. И менно они, будучи осознанными, рождают мотив, а
затем с учётом принципа свободного выбора формируют приоритетные цели, как
личности, так и общества.
Мотивация учения
складывается из многих изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с
другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы,
цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое
взращивание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за
ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений,
установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.
Методы стимулирования:
1.поощрение;
2.порицание;
3.учебно-познавательные
игры;
4.создание ярких
наглядно-образных представлений;
5.создание ситуаций
успеха;
6.свободный выбор
заданий;
7.стимулирующее
оценивание;
8.удовлетворение
желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации:
1.опора на жизненный
опыт;
2.познавательный
интерес;
3.создание проблемной
ситуации;
4.побуждение к поиску
альтернативных решений;
5.выполнение
творческих заданий.
Волевые методы мотивации:
1.представление
учебных требований;
2.информирование об
обязательных результатах обучения;
3.формирования
ответственного отношения к учению;
4.познавательные
затруднения;
5.самооценка
деятельности и коррекция;
6.прогнозирование
будущей деятельности.
Социальные методы мотивации:
1.развитие желания
быть полезным Отечеству;
2.побуждение
подражать сильной личности;
3.создание ситуации
взаимопомощи;
4.поиск контактов и
сотрудничества;
5.заинтересованность
в результатах коллективной работы;
6.взаимопроверка;
7.рецензирование.
Формированию
познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного
процесса, обновление содержания и укрепление межпредметных связей,
совершенствование методов обучения, разработка и применение методов
проблемно-развивающего характера, модернизация структуры урока, расширение форм
самостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности школьников на
уроке, система работы по воспитанию приёмов самообразования.
Приёмы самостоятельной работы школьника:
·
приёмы смысловой переработки
текста, выделение в тексте исходных целей, принципов, законов, осознание
обобщённых способов решения задач; приёмы культуры чтения (например, так
называемого « динамического чтения » крупными синтагмами) и культуры слушания,
·
приёмы краткой и наиболее
рациональной записи (выписки, тезис, конспект, план, аннотация, реферат,
рецензия, общие приёмы с книгой); общие приёмы запоминания (структурирование
учебного материала, использование приёмов с опорой на образную и слуховую
память);
·
приёмы сосредоточения внимания,
опирающиеся на использование школьниками разных видов самоконтроля, выделение «
единицы » проверки, порядка проверки; общие приёмы поиска дополнительной
информации (работа с библиографическими справочниками, каталогами, словарями,
энциклопедиями) и её хранение в домашней библиотеке;
·
приёмы подготовки к
экзаменам, зачётам, семинарам, лабораторным работам; приёмы рациональной
организации времени, учёта затрат времени, разумного чередования труда и
отдыха, трудных и лёгких, устных и письменных заданий, общие правила гигиены
труда (режим, прогулки, порядок на рабочем месте, освещение рабочего места).
Постановка целей – это характеристика специфически
человеческого поведения. В жизни школьник практически научается ставить те или
иные цели. Но цели целям рознь. Цели различаются по своему содержанию, ученик
может самостоятельно ставить и реализовать цели, но сами эти цели могут не
соответствовать нашим представлениям о нравственной личности. Цели школьника по
своему содержанию должны вытекать из идеалов, ценностей человеческого общества.
Цель - это
направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную
деятельность.
Пути формирования мотивации
Можно считать, что
в мотивационной сфере наступили необходимые качественные изменения, если
выпускника школы удаётся воспитать как активную личность, у которой доминируют
социально-значимые мотивы; личность, которая может реализовать эти мотивы через
самостоятельную постановку гибких, перспективных целей и их достижение;
личность, умеющую осознанно совершенствовать самого себя, принять на себя всю
меру ответственности за свои поступки. Эти особенности присущи зрелой личности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.