Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Тема:
„Развитие речи младшего школьника через создание творческих работ в жанре загадки на уроках русского языка.“
2 слайд
Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.
В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока и во внеклассные мероприятия
3 слайд
Сочиняя загадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как личность, развивают свою речь, как устную, так и письменную. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение также развивает речь и способствует формированию коммуникативных способностей. Загадка – это гимнастика для ума.
4 слайд
Учитель должен определить для себя систему работы над загадкой:
знать исторические корни и происхождение загадок, их педагогическую ценность;
видеть художественную ценность в загадке и учить этому детей;
включать в уроки русского языка загадки в различных формах и видах на разных этапах урока;
учить самостоятельно составлять загадки, т.к. они вызывают интерес и желание изучать русскую речь, развивают творческие способности и повышают грамотность.
5 слайд
Работа над составлением загадок проводится в несколько этапов:
1. Отгадывание загадок.
6 слайд
2. Наблюдение.
7 слайд
3. Сочинение загадок, сначала коллективное, затем самостоятельное.
Модель 1. "Какой? - Что бывает таким же?".
8 слайд
Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз.
9 слайд
Модель 2. "Что делает? Что (кто) делает так же?"
10 слайд
Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить.
11 слайд
Модель 3. "На что похоже? Чем отличается?"
12 слайд
Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке.
13 слайд
Ласковая, как мама, улыбается, да не прижмешь. (солнце).
Гладкое, как яйцо, катится, да не разбить (яблоко).
Примеры загадок сочиненных детьми и их родителями .
14 слайд
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевают образной системой языка.
15 слайд
Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Загадка – это всегда образ, в основе которого лежит метафора, метонимия, олицетворение, перифраз. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи. Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места, в согласии с действительными качествами загадываемого предмета. Сочинение таких «поэтических описаний» полезно и посильно детям. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. И еще одно достоинство загадки – это так называемая малая форма словесного поэтического творчества, т.е. это всегда короткое произведение, что весьма существенно для младшего школьника.
6 676 886 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Никульшина Надежда Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.