Инфоурок Литература ПрезентацииПрезентация по русской литературе языку на тему "Остромирово Евангелие"

Презентация по русской литературе языку на тему "Остромирово Евангелие"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по русской литературе языку на тему "Остромирово Евангелие""

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Остромирово ЕвангелиеМайя Пихлак
SKVOM - 2

    1 слайд

    Остромирово Евангелие
    Майя Пихлак
    SKVOM - 2

  • Остроми́рово Ева́нгелие — древнейший точно датированный рукописный памятник,...

    2 слайд

    Остроми́рово Ева́нгелие — древнейший точно датированный рукописный памятник, созданный на Руси. До обнаружения в 2000 году Новгородского кодекса считалась древнейшей книгой, созданной на Руси. До появления книгопечатания на Руси, каждая книга была драгоценностью, настоящим произведением искусства.
    В фундаментальной «Истории русской словесности», вышедшей в 1900 году, ее автор Н.П. Полевой писал: «В этой драгоценной рукописи мы обладаем величайшим сокровищем: как в смысле древности, так и в смысле внешней красоты памятника: это замечательный образец письменного искусства наших предков. Никому из славян, кроме нас, русских, не выпало на долю счастье сохранить подобный памятник от своей рукописной старины».

  • Рукопись написана дьяконом Григорием в 1056—1057 гг. для новгородского посадн...

    3 слайд

    Рукопись написана дьяконом Григорием в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира.
    Остромир — посадник Великого Новгорода в 1054—1057 годах. В первой Софийской летописи упоминается за 1054 год о «посажении» Остромира князем Изяславом в Новгороде и о его гибели в войне с чудью. Выдающийся историк Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» процитировал «Послесловие» диакона Григория и указал на ошибочность даты гибели Остромира, заказчика Евангелия, которая приводится в поздних русских летописях. Свидетельство Остромирова Евангелия Н.М. Карамзин считал «всего достовернее».

  • В конце рукописи дьякон  Григорий подробно рассказал об обстоятельствах ее из...

    4 слайд

    В конце рукописи дьякон Григорий подробно рассказал об обстоятельствах ее изготовления и о времени работы над ней.

  • Слава Тебе, Господи Царь Небесный, за то, что удостоил меня написать это Еван...

    5 слайд

    Слава Тебе, Господи Царь Небесный, за то, что удостоил меня написать это Евангелие. Начал же я его писать в году 6564-м (1056 г. от Р.Х.), а окончил в 6565-м (1057 от Р.Х.). Написал же я Евангелие для раба Божия, названного в крещении Иосиф, а по-мирскому Остромир, который был свойственником князя Изяслава. Князь же Изяслав тогда владел обеими областями — отца своего Ярослава и брата своего Владимира. Сам князь Изяслав управлял престолом отца своего Ярослава в Киеве, а престол своего брата он поручил управлять своему свойственнику Остромиру в Новгороде. Дай же, Боже, многие годы жизни давшему средства на это Евангелие для утешения многих христианских душ. Дай ему, Господь, благословение святых Евангелистов Иоанна, Матфея, Луки, Марка и святых праотцев Авраама, Исаака и Иакова — ему самому и его супруге Феофане, и их детям с супругами. Живите благополучно многие годы, управляя тем, что поручено вам. Аминь.
    Я, диакон Григорий, написал это Евангелие. Тот же, кто лучше меня напишет, — не осуждай меня, грешного. Начал же писать месяца октября 21-го в день памяти святого Илариона, а окончил 12 мая в день памяти святого Епифана. Прошу же всех, которые будут читать, — не осуждайте, а исправляйте и читайте. Так и святой апостол Павел говорит: благословите, а не осуждайте. Аминь.
    Остромирово Евангелие. Запись диакона Григория в конце книги. Перевод Н.Н. Розова

  • Остромирово Евангелие хранилось, очевидно, в новгородском Софийском соборе, з...

    6 слайд

    Остромирово Евангелие хранилось, очевидно, в новгородском Софийском соборе, затем оказалось в Москве в одной из кремлевских церквей. В 1720, согласно указу Петра I о собирании и списывании «исторических рукописных книг», Остромирово Евангелие было отправлено в Петербург.
    После кончины Екатерины II в ее покоях рукопись нашел служивший при императрице Я. А. Дружинин, который в 1806 г. поднёс ее в дар Александру I. Император распорядился передать книгу на хранение в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург), где она хранится и поныне.

  • Остромирово Евангелие является кратким апракосом, т. е. разновидность Евангел...

    7 слайд

    Остромирово Евангелие является кратким апракосом, т. е. разновидность Евангелия, в котором текст организован не в каноническом порядке, а календарно. По содержанию и структуре основная часть текста содержит ежедневные евангельские чтения от Пасхи до Пятидесятницы, а также субботние и воскресные чтения на последующие недели. Вторая часть включает евангельские чтения по месяцеслову, начиная с сентября, а также ряд дополнительных чтений на разные случаи (на освящение церкви, за болящих и др.)
    Это рукопись на пергамене, содержит в себе 294 листа красивого уставного письма, написана кириллицей. Размер букв постепенно возрастает к концу книги (от 5 мм до 7 мм). Текст написан в два столбца по 18 строк на площади около 20×24 см.

  • В «Остромировом Евангелии» наблюдается правильная передача редуцированных гла...

    8 слайд

    В «Остромировом Евангелии» наблюдается правильная передача редуцированных гласных звуков буквами ъ, ь. «Остромирово Евангелие» рассматривают как один из первых памятников старославянского языка русской редакции. В Евангельском тексте Григорий последовательно передаёт старославянские неполногласные формы слов: глава, гласъ и др. В тексте также встречаются русизмы (древнерусские полногласные формы слов: въ новѣгородѣ, володимиръ; русизмы с ж роженыи вместо рожденыи). Особенно часто в памятнике встречаются древнерусские окончания глаголов третьего лица единственного и множественного числа -ть: дасть вместо дастъ, бысть вместо быстъ и др. В тексте имеются случаи I и III палатализации (подружию, князь).
    Пространными полями и многочисленными узорами, следует в целом византийской традиции. Рукопись украшена тремя миниатюрами с изображениями евангелистов Иоанна, Луки и Марка. Кроме миниатюр, рукопись украшают орнаменты разного назначения: красочные заставки, разделители текста и множество инициалов ( больше двухсот), размещенных на листах в начале чтений и имеющих крупный размер, гораздо больший, чем обычно бывает в византийских рукописях.

  • Еще одной редкой особенностью рукописи является наличие экфонетических знаков...

    9 слайд

    Еще одной редкой особенностью рукописи является наличие экфонетических знаков, указывающих на то, как должен звучать текст на богослужении. Экфонетические знаки отмечают акценты, долготу звуков, определяя их певучесть, а также указывают на членение текста на фразы.

  • Как ценнейший памятник церковнославянского языка, Остромирово Евангелие начал...

    10 слайд

    Как ценнейший памятник церковнославянского языка, Остромирово Евангелие начали издавать крупнейшие российские ученые XIX–XX веков. Хранитель Отдела рукописей Императорской Публичной библиотеки А. Х. Востоков (1781–1864). В 1843 году вышло в свет подготовленное А.Х. Востоковым научное издание Остромирова Евангелия под названием: «Остромирово Евангелие 1056–1057 года. С приложением греческого текста Евангелий и с грамматическими объяснениями».
    Публикация Остромирова Евангелия вызвала живой отклик славистов многих стран. Рецензии и отклики на это издание печатались на чешском, болгарском, польском и сербском языках.
    Академик Федор Иванович Буслаев (1818–1897) ввел Остромирово Евангелие в курс преподавания истории русского языка. Его диссертация «О влиянии христианства на славянский язык» (1848) имела подзаголовок: «Опыт истории языка по Остромирову Евангелию».

  • В 1957 году Государственная Публичная библиотека торжественно отмечала 900-л...

    11 слайд


    В 1957 году Государственная Публичная библиотека торжественно отмечала 900-летие Остромирова Евангелия. К этой дате уникальная рукописная книга была капитально отреставрирована. Работа длилась более полугода. Опытнейшие реставраторы решили не переплетать рукопись: листы были сшиты хирургическим шелком, и этот величайший памятник православной культуры России был положен в специально изготовленный футляр из старого дуба.
    В XX веке Остромирово Евангелие изучали не только историки, слависты, языковеды, литературоведы, книговеды, искусствоведы, но и музыковеды, поскольку Остромирово Евангелие предназначалось для чтения в храме на богослужении.
    В 2012 году Остромирово Евангелие включено ЮНЕСКО в реестр "Память мира".

  • Вопросы:
Кем и когда было написано Остромирово Евангелие? 
Что означает в пе...

    12 слайд


    Вопросы:
    Кем и когда было написано Остромирово Евангелие?
    Что означает в переводе с греческого «Евангелие»?
    Буквы какого алфавита использовались при написании Остромирова Евангелия?
    Где оно хранится в настоящее время?
    Какое значение имел текст Остромирова Евангелия для российской историко-филологической науки?

  • Сам Афанасий рассматривал путь в Индию как продолжение горестных событий. «А...

    13 слайд

    Сам Афанасий рассматривал путь в Индию как продолжение горестных событий. «Аз же от многия беды поидох до Индея, занеже ми на Русь пойти не с чем, не осталось у меня товару ничего».
    Русский купец еще не знал, да и не мог знать, что беды принесут ему невиданную славу. Потому что ему, незадачливому, пришла на ум счастливая мысль описать, что он видел, что чувствовал, описать и оправдаться. Мотив оправдания, мотив жалоб - самый что ни на есть исторический, он так или иначе направлен на возможного читателя.

  • Чтобы выгодно продать коня, Афанасий в 1471 году отплыл из Ормуза и пересёк А...

    14 слайд

    Чтобы выгодно продать коня, Афанасий в 1471 году отплыл из Ормуза и пересёк Аравийское море. Первым индийским городом, где он остановился, был Камбей. "Камбей — пристань всего Индийского моря. Делают тут на продажу ткани, да краску синюю, да родится тут сердолик, да соль". "И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку."

  • Что делать, если человек лишен возможности правильно выразить свою веру как п...

    15 слайд

    Что делать, если человек лишен возможности правильно выразить свою веру как причастность к истине? Вот актуальный вопрос для средневекового читателя. Афанасий опять зашифровал ответ: «А промежу есми вер (т.е. между вер) я молю Бога, чтобы он хранил меня. Боже Господи, Боже истинный, Боже, ты Бог милосердный, Бог творец, ты Господь еси, Бог един, ты царь славы, творец неба и земли, Бог един, везде ты Бог и на разных языках».

  • Он не дошел до Твери и умер в 1475 году, под Смоленском. Семь лет его скитани...

    16 слайд

    Он не дошел до Твери и умер в 1475 году, под Смоленском. Семь лет его скитаний не искоренили в нем желания вернуться на родину. Вопрос только в том, кем он возвращался. Об этом он ничего не написал, но можно уверенно сказать, что возвращался другим, совсем другим человеком.

  • В 1997 г., тиражом (7500 экз.) выпущена серебряная монета «525 лет путешеств...

    17 слайд


    В 1997 г., тиражом (7500 экз.) выпущена серебряная монета «525 лет путешествию Афанасия Никитина в Индию»
    Открыты памятники Афанасию Никитину в Твери в 1955 и Феодосии в 2008 году.

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Остроми рово Ева нгелие — древнейший точно датированный рукописный памятник, созданный на Руси. До обнаружения в 2000 году Новгородского кодекса считалась древнейшей книгой, созданной на Руси. До появления книгопечатания на Руси, каждая книга была драгоценностью, настоящим произведением искусства.В фундаментальной «Истории русской словесности», вышедшей в 1900 году, ее автор Н.П. Полевой писал: «В этой драгоценной рукописи мы обладаем величайшим сокровищем: как в смысле древности, так и в смысле внешней красоты памятника: это замечательный образец письменного искусства наших предков. Никому из славян, кроме нас, русских, не выпало на долю счастье сохранить подобный памятник от своей рукописной старины».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 536 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2020 634
    • PPTX 2.3 мбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шевченко Анастасия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шевченко Анастасия Сергеевна
    Шевченко Анастасия Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72730
    • Всего материалов: 199

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека