Главная / Русский язык и литература / Презентация по русской литературе языку на тему "Остромирово Евангелие"

Презентация по русской литературе языку на тему "Остромирово Евангелие"

Остромирово Евангелие Майя Пихлак SKVOM - 2
Остроми́рово Ева́нгелие — древнейший точно датированный рукописный памятник, ...
Рукопись написана дьяконом Григорием в 1056—1057 гг. для новгородского посадн...
В конце рукописи дьякон Григорий подробно рассказал об обстоятельствах ее изг...
Слава Тебе, Господи Царь Небесный, за то, что удостоил меня написать это Еван...
Остромирово Евангелие хранилось, очевидно, в новгородском Софийском соборе, з...
Остромирово Евангелие является кратким апракосом, т. е. разновидность Евангел...
В «Остромировом Евангелии» наблюдается правильная передача редуцированных гла...
Еще одной редкой особенностью рукописи является наличие экфонетических знаков...
Как ценнейший памятник церковнославянского языка, Остромирово Евангелие начал...
В 1957 году Государственная Публичная библиотека торжественно отмечала 900-л...
Вопросы: Кем и когда было написано Остромирово Евангелие? Что означает в пер...
Сам Афанасий рассматривал путь в Индию как продолжение горестных событий. «А...
Чтобы выгодно продать коня, Афанасий в 1471 году отплыл из Ормуза и пересёк А...
Что делать, если человек лишен возможности правильно выразить свою веру как п...
Он не дошел до Твери и умер в 1475 году, под Смоленском. Семь лет его скитани...
В 1997 г., тиражом (7500 экз.) выпущена серебряная монета «525 лет путешеств...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Остромирово Евангелие Майя Пихлак SKVOM - 2
Описание слайда:

Остромирово Евангелие Майя Пихлак SKVOM - 2

№ слайда 2 Остроми́рово Ева́нгелие — древнейший точно датированный рукописный памятник, соз
Описание слайда:

Остроми́рово Ева́нгелие — древнейший точно датированный рукописный памятник, созданный на Руси. До обнаружения в 2000 году Новгородского кодекса считалась древнейшей книгой, созданной на Руси. До появления книгопечатания на Руси, каждая книга была драгоценностью, настоящим произведением искусства. В фундаментальной «Истории русской словесности», вышедшей в 1900 году, ее автор Н.П. Полевой писал: «В этой драгоценной рукописи мы обладаем величайшим сокровищем: как в смысле древности, так и в смысле внешней красоты памятника: это замечательный образец письменного искусства наших предков. Никому из славян, кроме нас, русских, не выпало на долю счастье сохранить подобный памятник от своей рукописной старины».

№ слайда 3 Рукопись написана дьяконом Григорием в 1056—1057 гг. для новгородского посадника
Описание слайда:

Рукопись написана дьяконом Григорием в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира. Остромир — посадник Великого Новгорода в 1054—1057 годах. В первой Софийской летописи упоминается за 1054 год о «посажении» Остромира князем Изяславом в Новгороде и о его гибели в войне с чудью. Выдающийся историк Н.М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» процитировал «Послесловие» диакона Григория и указал на ошибочность даты гибели Остромира, заказчика Евангелия, которая приводится в поздних русских летописях. Свидетельство Остромирова Евангелия Н.М. Карамзин считал «всего достовернее».

№ слайда 4 В конце рукописи дьякон Григорий подробно рассказал об обстоятельствах ее изгото
Описание слайда:

В конце рукописи дьякон Григорий подробно рассказал об обстоятельствах ее изготовления и о времени работы над ней.

№ слайда 5 Слава Тебе, Господи Царь Небесный, за то, что удостоил меня написать это Евангел
Описание слайда:

Слава Тебе, Господи Царь Небесный, за то, что удостоил меня написать это Евангелие. Начал же я его писать в году 6564-м (1056 г. от Р.Х.), а окончил в 6565-м (1057 от Р.Х.). Написал же я Евангелие для раба Божия, названного в крещении Иосиф, а по-мирскому Остромир, который был свойственником князя Изяслава. Князь же Изяслав тогда владел обеими областями — отца своего Ярослава и брата своего Владимира. Сам князь Изяслав управлял престолом отца своего Ярослава в Киеве, а престол своего брата он поручил управлять своему свойственнику Остромиру в Новгороде. Дай же, Боже, многие годы жизни давшему средства на это Евангелие для утешения многих христианских душ. Дай ему, Господь, благословение святых Евангелистов Иоанна, Матфея, Луки, Марка и святых праотцев Авраама, Исаака и Иакова — ему самому и его супруге Феофане, и их детям с супругами. Живите благополучно многие годы, управляя тем, что поручено вам. Аминь. Я, диакон Григорий, написал это Евангелие. Тот же, кто лучше меня напишет, — не осуждай меня, грешного. Начал же писать месяца октября 21-го в день памяти святого Илариона, а окончил 12 мая в день памяти святого Епифана. Прошу же всех, которые будут читать, — не осуждайте, а исправляйте и читайте. Так и святой апостол Павел говорит: благословите, а не осуждайте. Аминь. Остромирово Евангелие. Запись диакона Григория в конце книги. Перевод Н.Н. Розова

№ слайда 6 Остромирово Евангелие хранилось, очевидно, в новгородском Софийском соборе, зате
Описание слайда:

Остромирово Евангелие хранилось, очевидно, в новгородском Софийском соборе, затем оказалось в Москве в одной из кремлевских церквей. В 1720, согласно указу Петра I о собирании и списывании «исторических рукописных книг», Остромирово Евангелие было отправлено в Петербург. После кончины Екатерины II в ее покоях рукопись нашел служивший при императрице Я. А. Дружинин, который в 1806 г. поднёс ее в дар Александру I. Император распорядился передать книгу на хранение в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург), где она хранится и поныне.

№ слайда 7 Остромирово Евангелие является кратким апракосом, т. е. разновидность Евангелия,
Описание слайда:

Остромирово Евангелие является кратким апракосом, т. е. разновидность Евангелия, в котором текст организован не в каноническом порядке, а календарно. По содержанию и структуре основная часть текста содержит ежедневные евангельские чтения от Пасхи до Пятидесятницы, а также субботние и воскресные чтения на последующие недели. Вторая часть включает евангельские чтения по месяцеслову, начиная с сентября, а также ряд дополнительных чтений на разные случаи (на освящение церкви, за болящих и др.) Это рукопись на пергамене, содержит в себе 294 листа красивого уставного письма, написана кириллицей. Размер букв постепенно возрастает к концу книги (от 5 мм до 7 мм). Текст написан в два столбца по 18 строк на площади около 20×24 см.

№ слайда 8 В «Остромировом Евангелии» наблюдается правильная передача редуцированных гласны
Описание слайда:

В «Остромировом Евангелии» наблюдается правильная передача редуцированных гласных звуков буквами ъ, ь. «Остромирово Евангелие» рассматривают как один из первых памятников старославянского языка русской редакции. В Евангельском тексте Григорий последовательно передаёт старославянские неполногласные формы слов: глава, гласъ и др. В тексте также встречаются русизмы (древнерусские полногласные формы слов: въ новѣгородѣ, володимиръ; русизмы с ж роженыи вместо рожденыи). Особенно часто в памятнике встречаются древнерусские окончания глаголов третьего лица единственного и множественного числа -ть: дасть вместо дастъ, бысть вместо быстъ и др. В тексте имеются случаи I и III палатализации (подружию, князь). Пространными полями и многочисленными узорами, следует в целом византийской традиции. Рукопись украшена тремя миниатюрами с изображениями евангелистов Иоанна, Луки и Марка. Кроме миниатюр, рукопись украшают орнаменты разного назначения: красочные заставки, разделители текста и множество инициалов ( больше двухсот), размещенных на листах в начале чтений и имеющих крупный размер, гораздо больший, чем обычно бывает в византийских рукописях.

№ слайда 9 Еще одной редкой особенностью рукописи является наличие экфонетических знаков, у
Описание слайда:

Еще одной редкой особенностью рукописи является наличие экфонетических знаков, указывающих на то, как должен звучать текст на богослужении. Экфонетические знаки отмечают акценты, долготу звуков, определяя их певучесть, а также указывают на членение текста на фразы.

№ слайда 10 Как ценнейший памятник церковнославянского языка, Остромирово Евангелие начали и
Описание слайда:

Как ценнейший памятник церковнославянского языка, Остромирово Евангелие начали издавать крупнейшие российские ученые XIX–XX веков. Хранитель Отдела рукописей Императорской Публичной библиотеки А. Х. Востоков (1781–1864). В 1843 году вышло в свет подготовленное А.Х. Востоковым научное издание Остромирова Евангелия под названием: «Остромирово Евангелие 1056–1057 года. С приложением греческого текста Евангелий и с грамматическими объяснениями». Публикация Остромирова Евангелия вызвала живой отклик славистов многих стран. Рецензии и отклики на это издание печатались на чешском, болгарском, польском и сербском языках. Академик Федор Иванович Буслаев (1818–1897) ввел Остромирово Евангелие в курс преподавания истории русского языка. Его диссертация «О влиянии христианства на славянский язык» (1848) имела подзаголовок: «Опыт истории языка по Остромирову Евангелию».

№ слайда 11 В 1957 году Государственная Публичная библиотека торжественно отмечала 900-лети
Описание слайда:

В 1957 году Государственная Публичная библиотека торжественно отмечала 900-летие Остромирова Евангелия. К этой дате уникальная рукописная книга была капитально отреставрирована. Работа длилась более полугода. Опытнейшие реставраторы решили не переплетать рукопись: листы были сшиты хирургическим шелком, и этот величайший памятник православной культуры России был положен в специально изготовленный футляр из старого дуба. В XX веке Остромирово Евангелие изучали не только историки, слависты, языковеды, литературоведы, книговеды, искусствоведы, но и музыковеды, поскольку Остромирово Евангелие предназначалось для чтения в храме на богослужении. В 2012 году Остромирово Евангелие включено ЮНЕСКО в реестр "Память мира".

№ слайда 12 Вопросы: Кем и когда было написано Остромирово Евангелие? Что означает в перево
Описание слайда:

Вопросы: Кем и когда было написано Остромирово Евангелие? Что означает в переводе с греческого «Евангелие»? Буквы какого алфавита использовались при написании Остромирова Евангелия? Где оно хранится в настоящее время? Какое значение имел текст Остромирова Евангелия для российской историко-филологической науки?

№ слайда 13 Сам Афанасий рассматривал путь в Индию как продолжение горестных событий. «Аз ж
Описание слайда:

Сам Афанасий рассматривал путь в Индию как продолжение горестных событий. «Аз же от многия беды поидох до Индея, занеже ми на Русь пойти не с чем, не осталось у меня товару ничего». Русский купец еще не знал, да и не мог знать, что беды принесут ему невиданную славу. Потому что ему, незадачливому, пришла на ум счастливая мысль описать, что он видел, что чувствовал, описать и оправдаться. Мотив оправдания, мотив жалоб - самый что ни на есть исторический, он так или иначе направлен на возможного читателя.

№ слайда 14 Чтобы выгодно продать коня, Афанасий в 1471 году отплыл из Ормуза и пересёк Арав
Описание слайда:

Чтобы выгодно продать коня, Афанасий в 1471 году отплыл из Ормуза и пересёк Аравийское море. Первым индийским городом, где он остановился, был Камбей. "Камбей — пристань всего Индийского моря. Делают тут на продажу ткани, да краску синюю, да родится тут сердолик, да соль". "И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку."

№ слайда 15 Что делать, если человек лишен возможности правильно выразить свою веру как прич
Описание слайда:

Что делать, если человек лишен возможности правильно выразить свою веру как причастность к истине? Вот актуальный вопрос для средневекового читателя. Афанасий опять зашифровал ответ: «А промежу есми вер (т.е. между вер) я молю Бога, чтобы он хранил меня. Боже Господи, Боже истинный, Боже, ты Бог милосердный, Бог творец, ты Господь еси, Бог един, ты царь славы, творец неба и земли, Бог един, везде ты Бог и на разных языках».

№ слайда 16 Он не дошел до Твери и умер в 1475 году, под Смоленском. Семь лет его скитаний н
Описание слайда:

Он не дошел до Твери и умер в 1475 году, под Смоленском. Семь лет его скитаний не искоренили в нем желания вернуться на родину. Вопрос только в том, кем он возвращался. Об этом он ничего не написал, но можно уверенно сказать, что возвращался другим, совсем другим человеком.

№ слайда 17 В 1997 г., тиражом (7500 экз.) выпущена серебряная монета «525 лет путешествию
Описание слайда:

В 1997 г., тиражом (7500 экз.) выпущена серебряная монета «525 лет путешествию Афанасия Никитина в Индию» Открыты памятники Афанасию Никитину в Твери в 1955 и Феодосии в 2008 году.

Презентация по русской литературе языку на тему "Остромирово Евангелие"
  • Русский язык и литература
Описание:

Остроми́рово Ева́нгелие — древнейший точно датированный рукописный памятник, созданный на Руси. До обнаружения в 2000 году Новгородского кодекса считалась древнейшей книгой, созданной на Руси. До появления книгопечатания на Руси, каждая книга была драгоценностью, настоящим произведением искусства.
В фундаментальной «Истории русской словесности», вышедшей в 1900 году, ее автор Н.П. Полевой писал: «В этой драгоценной рукописи мы обладаем величайшим сокровищем: как в смысле древности, так и в смысле внешней красоты памятника: это замечательный образец письменного искусства наших предков. Никому из славян, кроме нас, русских, не выпало на долю счастье сохранить подобный памятник от своей рукописной старины».

Автор Майя Пихлак
Дата добавления 14.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 405
Номер материала MA-062279
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓