Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Дыхание
Разработала и выполнила:
Субботина Лариса Петровна
Учитель биологии, высшая квалификационная категория
МОУ «СОШ №5 УИМ»
2014г.
г.Магнитогорск
2 слайд
Оглавление
Цель
Задачи
Метод опорного конспекта
Дидактические принципы опорных сигналов
Функции опорных сигналов
Строение и функции органов дыхания
3 слайд
Цель:
Активизация познавательной деятельности школьников по стимулированию у них учебной активности на уроках биологии, посредством опорных конспектов.
4 слайд
Задачи:
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия – о строении и функциях органов дыхания, газообмене в лёгких и тканях, дыхательных движениях, жизненной ёмкости лёгких, гигиене органов дыхания.
Продолжать развивать у школьников общебиологические понятия о клеточном строении, об обмене веществ и связи организма со средой (обмен газов в лёгких и тканях), о взаимосвязи строения и функции органов ( дыхания).
Развивать творческое мышление учащихся при работе с учебником, составлению опорных конспектов, проблемных вопросов и решению логических задач.
5 слайд
Опорный конспект
Опорный конспект – система логически взаимосвязанных опорных сигналов учебного материала одного урока.
Опорный конспект состоит из 300-600 топографических знаков (включая рисунки, стрелки и т. п.) на одном слайде или тетрадном листе.
Опорный конспект идеально использовать на уроках ИКТ.
6 слайд
Дидактические принципы опорных сигналов
Опорный сигнал – это графический символ, замещающий смысл какой-то информации, одной или нескольких фраз в тексте учебника.
Лаконичность (300-600 печатных знаков);
Структурность (логические блоки, рамки, отделение одного блока от другого);
Автономность (каждый из блоков должны быть самостоятельными);
Доступность – цветовая наглядность и образность.
7 слайд
Функции опорных сигналов
Служат наглядным пособием при объяснении учителя.
Упрощают и ускоряют процесс подготовки учащихся к уроку.
Позволяют увеличить объём изучаемого материала на уроке.
Полностью снимают проблему накопляемости отметок.
Развивают творческое мышление и познавательные силы учащихся, активизируют сам процесс обучения, если применяются в системе.
8 слайд
Дыхание
Это совокупность процессов обеспечивающие поступление кислорода в организм, для окисления питательных веществ и удаления продуктов метаболизма ( углекислого газа). В результате окисления выделяется энергия необходимая для жизнедеятельности организма.
9 слайд
Схема окисления
Питательные вещества
БЕЛКИ
ЖИРЫ
УГЛЕВОДЫ
Кислород
Энергия АТФ
Продукты метаболизма
Углекислый газ
Вода
10 слайд
Основные этапы газообмена у человека
1.Обмен газов между воздушной средой и легкими.
2.Обмен газов между легкими и кровью.
3.Транспортировка газов кровью.
4.Газообмен в тканях.
Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь. Различают легочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками.
11 слайд
Беспозвоночные
а) поверхностью тела(диффузия) – амеба;
б) жабрами – ракообразные;
в) воздушными мешками и трахеями – паукообразные;
г) трахеями – насекомые;
Позвоночные
а) жабрами – ланцетник, рыбы, морские земноводные;
б) легкими и кожей(20%) – земноводные;
в) ячеистыми легкими – пресмыкающиеся;
г) легкими (легочные мешки) – птицы;
д) легкими (диафрагма) – млекопитающие;
Эволюция дыхательной системы у животных
12 слайд
13 слайд
Органы дыхания человека
Полость носа
Носоглотка
Глотка
Гортань
Трахея
Бронхи
Легкие
Верхние дыхательные пути
Нижние дыхательные пути
Покрыты плеврой
Выстланы изнутри мерцательным эпителием
14 слайд
15 слайд
Схема строения полости носа
Полость носа
перегородка
Две носовые раковины
Три носовых хода
Три носовых хода
нижний
нижний
Открываются слезные
протоки
средний
средний
верхний
верхний
Чувствительные обонятельные
клетки
Орган обоняния
16 слайд
17 слайд
Схема строения и функции слизистой носа
Слизистая оболочка
железы
кровеносные
сосуды
мерцательный
эпителий
Выделяют слизь
Увлажняют
Согревают кровь, при сужении капилляров
Очищение воздуха от пыли и микроорганизмов. Имеет большое количество лейкоцитов и антител.
полость носа
18 слайд
Схема строения носоглотки
Носоглотка
Твердое нёбо
(кости)
Мягкое нёбо
(хрящи)
Слизистая оболочка
19 слайд
Функции носоглотки и глотки
Воздух из носовой полости попадает в носоглотку, а затем в ротовую и гортанную часть глотки, куда открывается отверстие гортани.
В области глотки происходит перекрест пищеварительного и дыхательного путей.
Воздух может попасть в глотку также через рот.
20 слайд
21 слайд
Строение гортани
Гортань – это полый орган воронкообразной формы, располагается в области шеи на уровне 4-5 шейных позвонков.
Гортань у мужчин особенно хорошо выражена - «адамово яблоко».
Сзади от гортани располагается глотка, внизу переходит в дыхательное горло- трахею, спереди от нее лежат мышцы шеи.
22 слайд
Схема строения гортани
Гортань
хрящи
связки
мышцы
2 черпаловидных
щитовидный
перстневидный
надгортанник
Голосовые связки
голосообразование
Закрывает вход в гортань во время приема пищи
23 слайд
Строение трахеи
Трахея
Гладкая мускулатура
Хрящи
Задняя стенка – плотная волокнистая ткань,
к которой прилегает пищевод
Слизистая оболочка
16 хрящевых
полуколец
На уровне пятого грудного позвонка трахея разделяется на левый и правый главный бронх. Правый бронх короче и шире левого.
24 слайд
Строение лёгких
Легкие занимают почти всю грудную полость. Правое легкое больше по объёму и состоит из трёх долей, левое – из двух. Каждое лёгкое имеет верхушку и основание. На внутренней поверхности лёгких находятся ворота лёгких, через которые в них входят бронхи, нервы и сосуды, а выходят две лёгочные вены. Снаружи покрыты плеврой, которая состоит из двух листков: наружного – пристеночного, выстилающего грудную клетку изнутри, и внутреннего, покрывающего всё лёгкое. Между листками находится плевральная полость, в которой имеется плевральная жидкость.
25 слайд
26 слайд
Схема бронхиального древа
Главный бронх
Бронх 1-го порядка
Бронх 2-го порядка
Бронх 8-го порядка
. . .
Концевые бронхиолы
Дыхательные бронхиолы
Альвеолярные ходы
Альвеолярные мешочки
Альвеолы
Ацинус
структурная единица
легкого
Ацинус(1,2,3….)
дольки
сегменты
доли
легкие
27 слайд
Газообмен в легких
28 слайд
Межклеточная жидкость
Клетка
Артериальный капилляр
Питательные вещества
Кислород
Венозный капилляр
Продукты метаболизма
Углекислый
газ
Газообмен в тканях
29 слайд
Воздушная среда
30 слайд
31 слайд
Схема вдоха
Акт вдоха
воздух
Лёгкие
Межрёберные мышцы
Межрёберные мышцы
Давление ниже атмосферного воздуха
диафрагма
Объём воздуха увеличивается на 250 – 300 мл
Продолговатый мозг центр вдоха
Спинной мозг
32 слайд
Схема выдоха
Акт выдоха
воздух
Лёгкие
Межрёберные мышцы
Межрёберные мышцы
Давление выше атмосферного воздуха
диафрагма
Объём воздуха уменьшается на 250 – 300 мл
Продолговатый мозг центр выдоха
Спинной мозг
33 слайд
Борьба с загрязнением воздуха
Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но, главное , пыль в воздухе вредна для здоровья человека. В крупных промышленных городах ежегодно на 1км2 оседает до 1500 т пыли. Особенно вредна производственная пыль.
«Нельзя человека закупорить в ящик. Жилище проветривай лучше и чаще». В.Маяковский.
Вреден для организма спёртый воздух душных помещений: в нём может быть много ядовитых газов- аммиака, сероводорода, радона, углекислого газа.
34 слайд
Жизненная ёмкость лёгких
ЖЕЛ – важный показатель дыхания, зависит от возраста, пола, роста, а также от степени тренированности человека. Измеряется спирометром.
35 слайд
Регуляция дыхательных движений
Рефлекторно
Гуморально
Дыхательный центр
(продолговатый мозг)
рецепторы
дыхательные мышцы
импульсы
импульсы
сокращение
расслабление
СО2 кровь
дыхательные мышцы
импульсы
дышим чаще, глубже
или
реже, поверхностнее
36 слайд
Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей
Воспаление гайморовых пазух – гайморит
Воспаление лобной пазухи – фронтит
Воспаление миндалин – тонзиллит
Опухолевое разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку – аденоиды
Инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путём: Грипп, ОРЗ, ангина.
Возбудитель дифтерии – дифтерийная палочка, выделяет ядовитое вещество – дифтерийный токсин, поражает сердечную мышцу.
Возбудитель туберкулёза – палочка Коха, поражает лёгкие.
Рак лёгкого – эпителиальная ткань бронхов перерождается и начинает разрастаться, опухоль оказывает угнетающее влияние на жизнедеятельность организма, ведет к его истощению, а затем к смерти.
37 слайд
Оказание первой помощи
1.Освободить ротовую полость от ила и песка, а лёгкие от воды.
2.Больного положить на твёрдую поверхность, нос и рот накрыть марлей и энергично вдувать воздух(16 раз в 1 мин).
3.Искусственное дыхание сочетают с массажем сердца, ритмическим надавливанием на грудину(60 раз в 1 мин)
4.Через каждые 5-6 надавливаний производят вдувание воздуха, периодически проверяя пульс.
38 слайд
Клиническая и биологическая смерть
Смерть наступает не сразу после прекращения дыхания и остановки сердца.
Пока жив мозг, можно восстановить угасающие функции организма.
Первая фаза, пока ещё обратимая, называется клинической смертью. Приёмы возвращения к жизни называются реанимацией. Клиническая смерть длится сравнительно недолго – всего несколько минут.
Биологическая смерть связана со смертью мозга. Она необратима.
39 слайд
Спасибо за внимание
Использовалась литература:
1. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ авт.- Н.И.Сонин, М. Р. Сапин. - 2 –е изд., стереотип. М.: «Дрофа», 2010. – 287, [1] с.
2. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек» Н.Б. Ренева, Н.И.Сонин. – 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008.
3. Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек» / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. (Современный урок) Издательство: - М., Дрофа,2008.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: «Дыхание».Тип учебного занятия:1 урок – лекция, 2,3 урок - решения ключевых задач, 4 урок – консультация, 5 урок – зачётный.Цели: Активизация познавательной деятельности школьников по стимулированию у них учебной активности на уроках биологии посредством опорных конспектов.Задачи:1.Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия. 2.Развивать гигиенические понятия и умение составлять опорные сигналы и конспекты. 3.Воспитывать у учащихся положительную роль физического труда и физкультуры.Межпредметные связи: химия, гигиена, экология, медицина.Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук. Сегодня хочется поделиться опытом работы по методу опорного конспекта. Это очень актуально на сегодняшний день, так как позволяет учащимся, на уроке биологии, творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности, прививает навыки работы с учебником и развивает логическое мышление, а это хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в ВУЗ. Самое главное при работе с опорными схемами, таблицами, рисунками – это создать ситуацию успеха на уроке, чтобы учащиеся свободно решали поставленные задачи и не боялись ошибаться.Многоэтапная структура урока с опорными сигналами выглядит так: 1. Мобилизующее начало (10-20 мин) – письменное воспроизведение по памяти опорных сигналов по предыдущей теме всеми учащимися на оценку. В это же время – тихий устный опрос некоторых учащихся с опорными конспектами в руках или громкий ответ учащегося по опорному плакату предыдущей темы. 2. Запись на доске и в предметных тетрадях новой темы, обоснование целей урока (1-2 мин). 3. Первичное объяснение (сжато) только основного нового материала с использованием ИКТ, но без опорных сигналов. 4. Вторичное объяснение нового материала (чтобы поняли и слабые) по узловым вопросам темы с демонстрацией опорного плаката (на двукратное объяснение нового материала отводится не менее 20 мин). 5. Переписывание учащимися опорных сигналов (с экрана , опорного плаката или под диктовку учителя). Иногда эта работа сливается с вторичным объяснением нового материала. 6. Закрепление – самостоятельное чтение учебника или дополнительной литературы. 7. Задание на дом (изучить в учебнике нужный параграф и опорные сигналы, упражняться в их воспроизведении, уметь устно объяснять каждый сигнал).
6 625 843 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Быкова Надежда Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.