Инфоурок Начальные классы ПрезентацииПрезентация по окружающему миру 3 класс на тему "Создание Московского государства. Грозный царь"

Презентация по окружающему миру 3 класс на тему "Создание Московского государства. Грозный царь"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок окр. мира_3 класс_Московская Русь.doc

КОНСПЕКТ УРОКА

 

Тема: Создание Московского государства. Грозный царь                    Класс: 3          Учитель: Котова Н.Б.

 

Тип урока:

- урок первичного предъявления новых знаний

Дата проведения:

Цель создать оптимальные условия для формирования у учащихся представления о важнейшем событии в русской истории – образовании Московского государства, об Иване IV Грозном как первом русском царе.

Задачи:

Образовательные: формирование представления учащихся о причинах возникновения и усиления Москвы как столицы государства, о значении образования Московского государства в русской истории, о личности первого русского царя – Ивана IV Грозного.

Развивающие: развивать устную монологическую речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать и систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к прошлому своей страны, к истории как науке.

УУД:

Личностные:  учить соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание сопричастности обучающихся к стране, в которой они живут;

Регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; умение находить нужную информацию из различных источников, умение обобщать данную информацию, задавать и отвечать на вопросы, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Познавательные: воспитывать интерес к исследовательской деятельности, учить искать и выделять нужную информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: развивать умение точно выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, слушать и слышать своих товарищей.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание учащимися сопричастности к стране, в которой они живут, умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, положительное отношение к учебной деятельности.

Предметные:

- знать что такое государство, основные причины и значение образования Московского государства, кто был первым русским царем.

- уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, работать с исторической картой.

Метапредметные: учащиеся научатся выделять из темы урока известные знания и умения, находить нужную информацию из различных источников, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке, включаться в диалог с учителем и сверстниками.

Основные понятия: Древняя Русь, Киевская Русь, Московская Русь, столица, государство, царь, венчание.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

 

Ресурсы:

- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: 3 класс

- Презентация в Microsoft Power Point

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Организационный момент.

 

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 

Время: 2 мин.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

 

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

Настраиваются на работу.

Прозвенел звонок. (Слайд 1)

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинаем мы опять                                                                      

По истории шагать.                       

Путь нелегкий предстоит,

Вдаль дорога побежит,

Мы промчимся чрез века,

Через многие года,

Пронесемся над лесами

И окажемся мы с вами…

Далеко за много лет…

В том истории секрет.

Создание положительного настроя на урок и внутренней потребности включения обучающихся в учебную деятельность.

Актуализация знаний

 

Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний

 

Время: 5-6 мин.

Организует повторение  изученного  материала,

и  выявление  затруднений  в  индивидуальной  деятельности  каждого

учащегося.

 

 

 

 

 

 

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отвечают на вопросы учителя с опорой на Ленту времени Российской истории и портреты князей.

 

 

 

 

 

Работают с картой, находят нужные географические объекты.

Высказывают свое мнение.

Делают вывод о причинах усиления Киева.

- Но для начала вспомним, что вы запомнили из наших прошлых путешествий. Перед вами Лента времени Российской истории. (Слайд 2)

- Какие периоды истории нашей страны вам уже известны? Назовите временные рамки данных периодов.

- Что представляла собой Древняя Русь? Каких первых русских князей вы знаете?

- Назовите великих князей Киевской Руси. Расскажите, что  вы знаете о Владимире Красное Солнышко. (о Ярославе Мудром, о Владимире Мономахе)

- Откройте учебник на стр. 10. Перед вами карта Древнерусского государства в конце IX века. Найдите и назовите столицу Руси. Перечислите города Киевской Руси. С какими городами и странами граничило наше государство в древности?

- Почему именно Киев в те далекие времена стал центром Руси?

Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний.

 

 

 

 

 

 

 

Развитие навыка работы с исторической картой.

 

 

Уметь делать выводы, высказывать сове мнение.

Постановка цели и задач урока.

 

Формулирование темы и задач урока учащимися.

Время: 2 мин.

Создание проблемной ситуации.

 

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

 

 

 

 

 

Побуждает учащихся к самостоятельному открытию и формулировке тему урока, задач работы на уроке.

 

 

 

 

Отгадывают шараду (Мос + ква = Москва).

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно формулируют тему урока (Московская Русь), задачи урока (Выяснить, почему Москва стала столицей нашего государства).

- Продолжим путешествие по ленте времени Российской истории. Итак, мы знакомы с двумя периодами Российской истории – Древняя Русь, Киевская Русь.

- Следующий период истории нашей страны неразрывно связан с одним из городов, название которого зашифровано в данной шараде… (Слайд 3)

Часть первая – мост,

Но без буквы конечной.

Вторая – звучит

На болоте беспечно.

А целое – местность,

Любимая пламенно,

Которую люди

Зовут Белокаменной.

- (Слайд 4) Догадайтесь, как будет называться следующий период истории нашей страны на ленте времени? Объясните, почему вы так думаете.

- Итак, тема нашего урока … (Слайд 5)

- Какова задача нашего урока?

Умение формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

Изучение нового материала

 

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

 

Время: 10 мин.

 

Проводит параллель с изученным материалом, активизирует знания, необходимые для открытия нового знания.

 

Побуждает к высказыванию своего мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ставит проблемный вопрос, побуждает к анализу и синтезу на основе имеющихся знаний.

 

 

Организует работу со статьей учебника, затем с картой, осуществляет фронтальный контроль.

 

 

Формулирует задание, напоминает правила работы в паре.

Высказывают свое мнение.

 

Опираясь на репродукции картин, вспоминают, как строилась Москва.

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения, на основе имеющихся знаний.

Учащиеся работают со статьей учебника, выделяют факторы, способствовавшие формированию Москвы, как столицы Русского государства:

 а) решительные, умные, ловкие правители;

б) центральное положение по отношению к другим княжествам;

 в) транспортно-географическое положение;

 г) территория мало пригодна для развития земледелия, поэтому

 развивались ремесла и промыслы.

Работают в парах.

Работают с картой. Высказывают свое мнение.

- Объясните, как вы понимаете пословицу «Москва не сразу строилась»?

- Русский художник, мастер исторической живописи Апполинарий Васнецов написал несколько картин, посвященных истории Москвы. Глядя на репродукции его картин, вспомним, как строилась Москва.

- Каким был Кремль в XII веке? (Слайд 6) (Деревянный. Сосновый. Потому что вокруг леса.)

Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церквушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов.

-Как изменился Кремль в начале XIV века? Почему? (Дуб – самое прочное дерево.) (Слайд 7)

Вот прошло немало лет
И на старом пепелище,
На Кремлёвском городище
Вырастают снова срубы
С крепостной стеной из дуба.
За стеною - терема,
И амбары и дома.

- Как изменился Кремль в конце XIV века? (Кремль стал белокаменным.) (Слайд 8)

И прошло 130 лет,
Прежде чем увидел свет
Кремль московский, только новый –
Не дубовый, не сосновый.
Дмитрий – князь, Ивана – внук,
Переделал всё вокруг.
Для Кремля с каменоломни
Возят камни целый год.
И былой стене на смену
Строят каменную стену
.

-Почему Дмитрий Донской перестроил Кремль?

- Как видите, у городов, как и у людей, бывает детство, потом они взрослеют, становятся больше и мощнее. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда-то маленькой и никому неизвестной.

«И почему было Москве царством быть? И кто то знал, что Москве государством слыть?» - удивлялся автор XVII столетия. И в самом деле, как случилось так, что именно Москва, маленький городок Владимиро-Суздальской земли, стала столицей огромной Российской державы? Какие условия тому способствовали? Выскажите свои предположения.

- Сравним ваши ответы со статьей учебника, стр. 14.

- Прочитайте название статьи. На какой вопрос мы должны ответить? (Работа со статьей учебника) (Слайд 9)

- стр. 15 Найдите на карте Москву. Каким цветом показана территория Московского государства? Назовите города, которые вошли в ее состав.

 

Работа в парах. «Собери пословицу»

- У вас на партах лежат конверты. Достаньте листочки и составьте пословицу. Работаем в парах. Кто составил, поднимите руку.  Зачитайте.  (Москва – всем русским городам мать.) (Слайд 9)

 - Как вы понимаете значение этой пословицы?  (Москва столица нашей родины.)

- Согласны ли Вы с выводом: «Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?» Объясните свой ответ.

- Москва в это время расширялась, перестраивалась. Князь Иван III приказал белокаменные стены заменить на красный обожженный кирпич. С этого времени Московский Кремль начинает приобретать более знакомое нам обличье. (Слайд 10)

Умение строить высказывание на заданную тему, устанавливать причинно-следственные связи.

 

У учащихся будет сформировано представление о причинах возникновения и усиления Москвы как столицы государства.

 

Учащиеся научатся включаться в диалог с учителем и сверстниками, работать в парах.

Физминутка

 

Время: 2 мин.

 

Выполняют действия вместе с героем «Суперфизминутки»

- А сейчас я предлагаю вам немного передохнуть и затем продолжим шагать по истории нашей страны. «Суперфизминутка»

Релаксация, создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Изучение нового материала

 

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

 

Время: 15 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует поисковую работу, работу с историческими документами. Каждый ряд получает на парту по одному первоисточнику (в приложении).

 

Осуществляет проверку выполненной поисковой работы, слушает высказывания учащихся,  дополняет, конкретизирует ответы учащихся, подтверждает примерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в парах (ответы на вопросы

 

Учащиеся 1 ряда составляют характеристику черт характера Ивана IV, строят высказывания по данному вопросу.

 

Рассматривают репродукции картин, высказывают свое отношение к изображенному на полотнах.

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся 2 ряда выделяют из текста информацию о его реформах, строят высказывания.

 

 

Учащиеся 3 ряда – строят высказывания о венчании Ивана IV на царство.

 

 

 

 

 

-Итак, продолжаем шагать по истории нашей страны и сейчас мы с вами перенесемся в далекий 1530 год. (Слайд 11) В летнюю ночь 1530 года над Москвой разразилась страшная буря. Сверкала молния, гремел гром, от сильного ветра раскачивались колокола церквей, издавая леденящие душу звуки. Переглядывались, перешептывались люди: «Наступает недоброе время, быть беде!» В ту страшную ночь родился будущий первый русский царь – Иван IV Грозный.

 

Грозным звал царя народ

И поныне так зовет…

Царь грозе уподоблялся,

И народ его боялся,

И боялся, и любил!

- Что за человек был первый русский царь? Чем он заслужил такое прозвище в народе? (Слайд 12) Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в парах с фрагментами исторических документов и осуществить поиск информации об этом правителе.  

- Давайте поделимся своими открытиями. Сначала учащиеся первого ряда, затем второго и третьего.

- Рассмотрите картину И.С.Глазунова «Иван Грозный». (Слайд 13) Какие чувства вызывает у вас этот портрет?

- На картине И.Репина  (Слайд 14) изображен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар железным наконечником скипетра своему сыну. 

- Память о злодействах И. Грозного хранит самый красивый храм России. (Слайд 15) В честь победы над Казанью, решил царь построить собор, краше которого нигде нет, об этом народ сложил легенду.

В честь победы над Казанью
Двум умелым мастерам
Царь велел построить храм.
И воздвигли люди эти
небывалый в целом свете,
Пестрый, сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.

Храм Василия Блаженного —
Это чудо красоты,
Это зодчества бесценного
Древнерусские черты.
Двое зодчих –
Постник с Бармой —
Создавали этот храм.                                                                                           
Москвичи им благодарны,
Этим древним мастерам.

- Сохранилось народное предание. Увидел Иван Грозный воздвигнутый храм и ахнул от небывалой красоты. Спросил он мастеров, могут ли они построить собор ещё лучше этого. Зодчие ответили: “Прикажи, государь, и построим!”. И тогда повелел грозный царь ослепить мастеров, чтобы никто и никогда не смог создать подобного чуда.

 

- И вместе с тем, Иван Грозный, правивший без малого 50 лет, внес немалый вклад в укрепление и процветание нашей страны. Что вы узнали о времени правления Ивана Грозного?

 

- Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Что это значит, нам расскажут учащиеся 3 ряда. (Слайды 16-18)

 

- Итак, венчание Ивана IV на царство произошло в 16 веке. (Слайд 19) С этого момента Русь стали называть Московским царством, а Москву считать главным городом русского государства, т.е. столицей.

У учащихся будет сформировано представление о значении образования Московского государства в русской истории, о личности первого русского царя – Ивана IV Грозного.

 

Интерес учащихся к прошлому своей страны, к истории как науке.

 

 

Умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.

 

Учащиеся получат возможность научиться проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, работать с исторической картой, находить нужную информацию из различных источников.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Рефлексия учебной деятельности.

Время: 2 мин.

 

Организует работу по подведению итогов урока и рефлексию работы учащихся на уроке.

Осознание  учащимися  своей учебной  деятельности,  самооценка

результатов деятельности своей и всего класса.

- Наше путешествие по Ленте Российской истории подходит к концу. Давайте подведем итог нашему путешествию и оценим свою работу на уроке. (Я узнал, я запомнил, я смог и т.д.)

 

 

 

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке.

Домашнее

задание

Время: 1 мин.

Комментирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник.

- По учебнику стр. 68-71 пересказ, по желанию подготовить дополнительную информацию о времени правления Ивана IV Грозного.

 

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Спасибо вам, ребята за работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация по окружающему миру 3 класс на тему "Создание Московского государства. Грозный царь""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Урок окр. мира_3 класс_Московская Русь.odp

Скачать материал "Презентация по окружающему миру 3 класс на тему "Создание Московского государства. Грозный царь""

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок окружающего мира3 классАвтор: учитель начальных классов
МОУ «Борисовс...

    1 слайд

    Урок
    окружающего мира

    3 класс
    Автор: учитель начальных классов
    МОУ «Борисовская СОШ», село Борисово,
    Можайского района, Московской области
    Котова Нина Борисовна

  • Лента времени Российской историиДревняя РусьКиевская РусьVIII – IX вв.X - XII...

    2 слайд

    Лента времени Российской истории
    Древняя Русь
    Киевская Русь
    VIII – IX вв.
    X - XIII вв.

  • Ква-а-а!Москва

    3 слайд

    Ква-а-а!
    Москва

  • Лента времени Российской историиДревняя РусьКиевская РусьVIII – IX вв.X - XII...

    4 слайд

    Лента времени Российской истории
    Древняя Русь
    Киевская Русь
    VIII – IX вв.
    X - XIII вв.
    ?
    Московская Русь

  • Московская Русь

    5 слайд

    Московская Русь

  • А.Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля. XII век»

    6 слайд

    А.Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля. XII век»

  • А.Васнецов «Московский Кремль при Иване Калите»

    7 слайд

    А.Васнецов «Московский Кремль при Иване Калите»

  • А.Васнецов «Московский Кремль при Дмитрии Донском»

    8 слайд

    А.Васнецов «Московский Кремль при Дмитрии Донском»

  • Как  Москва  стала столицей?Москва – всем русским городам мать.

    9 слайд

    Как Москва стала столицей?
    Москва – всем русским городам мать.

  • А.Васнецов «Московский Кремль при Иване III»

    10 слайд

    А.Васнецов «Московский Кремль при Иване III»

  • 1530 год

    11 слайд

    1530 год

  • Иван IV Грозный

    12 слайд

    Иван IV Грозный

  • И.С.Глазунов «Иван Грозный»

    13 слайд

    И.С.Глазунов «Иван Грозный»

  • И.Репин «Иван Грозный убивает своего сына»

    14 слайд

    И.Репин «Иван Грозный убивает своего сына»

  • Храм Василия Блаженного

    15 слайд

    Храм Василия Блаженного

  • Успенский Собор Московского Кремля

    16 слайд

    Успенский Собор Московского Кремля

  • Шапка Мономаха (венец)

    17 слайд

    Шапка Мономаха (венец)

  • Символы царской власти
(скипетр, венец, держава)

    18 слайд

    Символы царской власти
    (скипетр, венец, держава)

  • Лента времени Российской историиКиевская РусьМосковская РусьМосковское царств...

    19 слайд

    Лента времени Российской истории
    Киевская Русь
    Московская Русь
    Московское царство
    X - XIII вв.
    XIV - XV вв.
    с XVI в.

  • Домашнее задание:

Стр. 14-17 пересказ.

Дополнительно: информацию о времени...

    20 слайд

    Домашнее задание:

    Стр. 14-17 пересказ.

    Дополнительно: информацию о времени правления Ивана IV Грозного.

  • Интернет-ресурсы: http://pedsovet.su/load/321-1-0-22459 - шаблон презентации...

    21 слайд

    Интернет-ресурсы:
    http://pedsovet.su/load/321-1-0-22459 - шаблон презентации
    http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/82/Rurik_titularnik.jpg - портрет князя Рюрика
    http://kremlion.ru/praviteli/igor - портрет князя Игоря
    http://kremlion.ru/praviteli/oleg - портрет князя Олега
    http://cyberland.ws/36-kievskaya-rus-knyaz-oleg-svyatoslav-i-hrabryy.html - портрет княгини Ольги
    http://oldru.com/hronology/05.html - портрет князя Владимира Красное Солнышко
    http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/manuscripts_russian/tituljarnik/yaroslav1_1.html - портрет князя Ярослава Мудрого
    http://rusarchives.ru/statehood/drevnerusskoe-gosudarstvo.shtml - портрет князя Владимира Мономаха
    http://moi-zvuki.ru/images/avasnetsov/av_02.jpg - А.Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля. XII век»
    http://moi-zvuki.ru/images/avasnetsov/av_04.jpg - А.Васнецов «Московский Кремль при Иване Калите»
    http://moi-zvuki.ru/images/avasnetsov/av_05.jpg - А.Васнецов «Московский Кроемль при Дмитрии Донском»

  • http://moi-zvuki.ru/images/avasnetsov/av_07.jpg - А.Васнецов «Московский Крем...

    22 слайд

    http://moi-zvuki.ru/images/avasnetsov/av_07.jpg - А.Васнецов «Московский Кремль при Иване III»
    http://dob.1september.ru/2001/05/1.htm - мостик
    http://www.stihi.ru/pics/2012/01/28/7905.jpg - лягушонок
    http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E - суперфизминутка
    http://get-tune.net/?a=music&q=%E4%EE%E6%E4%FC+%F1+%E3%F0%EE%EC%EE%EC+%E7%E2%F3%EA%E8+%EF%F0%E8%F0%EE%E4%FB – звук дождя с громом и молнией
    http://viewy.ru/search/гроза/page/2/53905787 - молния на сером небе
    http://www.klass39.ru/internet-urok-po-okruzhayushhemu-miru_5-pervyj-russkij-car-ivan-groznyj/#more-11932 – портрет Ивана IV Грозного
    http://biography.sgu.ru/art1.php?art=36449 – И.С.Глазунов «Иван Грозный»
    http://commons.wikimedia.org/wiki/File:REPIN_Ivan_Terrible%26Ivan.jpg?uselang=ru – И.Репин «Иван Грозный убивает своего сына»
    http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2012/12/75751491984a.png - шапка Мономаха
    file://localhost/C:/Users/user/Desktop/Урок%20окр.%20мира_3%20В_Московская%20Русь/6-xram-vasilia-blazennogo-1.gif - Храм Василия Блаженного

  • http://кирпич-черепица.рф/images/docs/11727.jpg - Успенский Собор Московского...

    23 слайд

    http://кирпич-черепица.рф/images/docs/11727.jpg - Успенский Собор Московского Кремля
    http://lib.rus.ec/i/76/119276/pic_22.png - символы царской власти

  • 1 группа.
«От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насм...

    24 слайд

    1 группа.
    «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства рос среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».
    Он сам вспоминал после, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.
    Вечно тревожный и подозрительный, он рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную склонность –
    высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть
    козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон».

  • 2 группа.
      Иван IV Грозный был одним из самых образованных людей своего...

    25 слайд

    2 группа.
    Иван IV Грозный был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью. Он много времени проводил в библиотеке, читая труды великих. Он был обладателем крупнейшей библиотеки в Европе.
    Благодаря ему на Руси были открыты школы и люди начали обучаться грамоте, строились города и церкви. Царь активно способствовал организации книгопечатания и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. В Москве стал действовать Печатный двор – первая русская типография.
    Появилось стрелецкое войско. Стрельцы несли государеву службу, за что получали жалование. Создание стрелецкого войска усиливало государство.

  • 3 группа.

Великий князь Иван IV Грозный стал первым русским царем. Его венча...

    26 слайд

    3 группа.

    Великий князь Иван IV Грозный стал первым русским царем. Его венчали на царство ( «венчать» - от слова «венец») в 1547 году в Успенском Соборе Московского Кремля. Ему тогда было 17 лет. Глава русской церкви надел на голову молодого царя шапку Мономаха. Это головной убор, отороченный дорогим мехом, увенчанный крестом, украшенным золотом и драгоценными камнями. В руки молодому царю дали символы власти: державу – шар, опоясанный драгоценными камнями и бриллиантами, и скипетр – богато украшенный посох. С этого времени все правители Руси стали именоваться царями.

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

КОНСПЕКТ УРОКАТема: Создание Московского государства. Грозный царь Класс: 3 Учитель: Котова Н.Б. Тип урока:- урок первичного предъявления новых знаний Дата проведения: Цель создать оптимальные условия для формирования у учащихся представления о важнейшем событии в русской истории – образовании Московского государства, об Иване IV Грозном как первом русском царе. Задачи: Образовательные: формирование представления учащихся о причинах возникновения и усиления Москвы как столицы государства, о значении образования Московского государства в русской истории, о личности первого русского царя – Ивана IV Грозного.Развивающие: развивать устную монологическую речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать и систематизировать полученную информацию, делать выводы.Воспитательные: воспитывать интерес к прошлому своей страны, к истории как науке. УУД:Личностные: учить соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осознание сопричастности обучающихся к стране, в которой они живут; Регулятивные: развивать умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; умение находить нужную информацию из различных источников, умение обобщать данную информацию, задавать и отвечать на вопросы, осуществлять рефлексию своей деятельности.Познавательные: воспитывать интерес к исследовательской деятельности, учить искать и выделять нужную информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи.Коммуникативные: развивать умение точно выражать свои мысли, аргументировать свой ответ, слушать и слышать своих товарищей. Планируемые результаты:Личностные: осознание учащимися сопричастности к стране, в которой они живут, умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, положительное отношение к учебной деятельности.Предметные:- знать что такое государство, основные причины и значение образования Московского государства, кто был первым русским царем.- уметь проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, работать с исторической картой.Метапредметные: учащиеся научатся выделять из темы урока известные знания и умения, находить нужную информацию из различных источников, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке, включаться в диалог с учителем и сверстниками. Основные понятия: Древняя Русь, Киевская Русь, Московская Русь, столица, государство, царь, венчание. Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная. Ресурсы: - Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: 3 класс- Презентация в Microsoft Power Point Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельностиВремя: 2 мин. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. Прозвенел звонок. (Слайд 1)Проверь, дружок,Ты готов начать урок?Всё ль на месте,Всё в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?Начинаем мы опять По истории шагать. Путь нелегкий предстоит, Вдаль дорога побежит, Мы промчимся чрез века, Через многие года, Пронесемся над лесами И окажемся мы с вами… Далеко за много лет… В том истории секрет. Создание положительного настроя на урок и внутренней потребности включения обучающихся в учебную деятельность. Актуализация знанийАктивизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знанийВремя: 5-6 мин. Организует повторение изученного материала,и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.Побуждает к высказыванию своего мнения. Отвечают на вопросы учителя с опорой на Ленту времени Российской истории и портреты князей.Работают с картой, находят нужные географические объекты.Высказывают свое мнение.Делают вывод о причинах усиления Киева. - Но для начала вспомним, что вы запомнили из наших прошлых путешествий. Перед вами Лента времени Российской истории. (Слайд 2) - Какие периоды истории нашей страны вам уже известны? Назовите временные рамки данных периодов.- Что представляла собой Древняя Русь? Каких первых русских князей вы знаете?- Назовите великих князей Киевской Руси. Расскажите, что вы знаете о Владимире Красное Солнышко. (о Ярославе Мудром, о Владимире Мономахе)- Откройте учебник на стр. 10. Перед вами карта Древнерусского государства в конце IX века. Найдите и назовите столицу Руси. Перечислите города Киевской Руси. С какими городами и странами граничило наше государство в древности?- Почему именно Киев в те далекие времена стал центром Руси? Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний.Развитие навыка работы с исторической картой.Уметь делать выводы, высказывать сове мнение. Постановка цели и задач урока. Формулирование темы и задач урока учащимися.Время: 2 мин. Создание проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Побуждает учащихся к самостоятельному открытию и формулировке тему урока, задач работы на уроке. Отгадывают шараду (Мос + ква = Москва).Самостоятельно формулируют тему урока (Московская Русь), задачи урока (Выяснить, почему Москва стала столицей нашего государства). - Продолжим путешествие по ленте времени Российской истории. Итак, мы знакомы с двумя периодами Российской истории – Древняя Русь, Киевская Русь. - Следующий период истории нашей страны неразрывно связан с одним из городов, название которого зашифровано в данной шараде… (Слайд 3)Часть первая – мост,Но без буквы конечной.Вторая – звучит На болоте беспечно.А целое – местность,Любимая пламенно,Которую людиЗовут Белокаменной.- (Слайд 4) Догадайтесь, как будет называться следующий период истории нашей страны на ленте времени? Объясните, почему вы так думаете.- Итак, тема нашего урока … (Слайд 5)- Какова задача нашего урока? Умение формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно. Изучение нового материалаОбеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Время: 10 мин. Проводит параллель с изученным материалом, активизирует знания, необходимые для открытия нового знания.Побуждает к высказыванию своего мнения.Ставит проблемный вопрос, побуждает к анализу и синтезу на основе имеющихся знаний.Организует работу со статьей учебника, затем с картой, осуществляет фронтальный контроль. Формулирует задание, напоминает правила работы в паре. Высказывают свое мнение.Опираясь на репродукции картин, вспоминают, как строилась Москва.Слушают учителя.Высказывают свои предположения, на основе имеющихся знаний. Учащиеся работают со статьей учебника, выделяют факторы, способствовавшие формированию Москвы, как столицы Русского государства: а) решительные, умные, ловкие правители;б) центральное положение по отношению к другим княжествам; в) транспортно-географическое положение; г) территория мало пригодна для развития земледелия, поэтому развивались ремесла и промыслы.Работают в парах.Работают с картой. Высказывают свое мнение. - Объясните, как вы понимаете пословицу «Москва не сразу строилась»?- Русский художник, мастер исторической живописи Апполинарий Васнецов написал несколько картин, посвященных истории Москвы. Глядя на репродукции его картин, вспомним, как строилась Москва.- Каким был Кремль в XII веке? (Слайд 6) (Деревянный. Сосновый. Потому что вокруг леса.)Вот он, первый Кремль сосновый, За бревенчатой стеной. Так родился город новый И назвался он Москвой. Да не город – деревушка, На пригорке – церквушка, Кучка княжьих теремов, Да десятка два домов. -Как изменился Кремль в начале XIV века? Почему? (Дуб – самое прочное дерево.) (Слайд 7)Вот прошло немало лет И на старом пепелище, На Кремлёвском городище Вырастают снова срубы С крепостной стеной из дуба. За стеною - терема, И амбары и дома.- Как изменился Кремль в конце XIV века? (Кремль стал белокаменным.) (Слайд 8)И прошло 130 лет, Прежде чем увидел свет Кремль московский, только новый – Не дубовый, не сосновый. Дмитрий – князь, Ивана – внук, Переделал всё вокруг. Для Кремля с каменоломни Возят камни целый год. И былой стене на смену Строят каменную стену. -Почему Дмитрий Донской перестроил Кремль?- Как видите, у городов, как и у людей, бывает детство, потом они взрослеют, становятся больше и мощнее. Вот и наша огромная и прекрасная столица была когда-то маленькой и никому неизвестной. «И почему было Москве царством быть? И кто то знал, что Москве государством слыть?» - удивлялся автор XVII столетия. И в самом деле, как случилось так, что именно Москва, маленький городок Владимиро-Суздальской земли, стала столицей огромной Российской державы? Какие условия тому способствовали? Выскажите свои предположения.- Сравним ваши ответы со статьей учебника, стр. 14. - Прочитайте название статьи. На какой вопрос мы должны ответить? (Работа со статьей учебника) (Слайд 9)- стр. 15 Найдите на карте Москву. Каким цветом показана территория Московского государства? Назовите города, которые вошли в ее состав. Работа в парах. «Собери пословицу»- У вас на партах лежат конверты. Достаньте листочки и составьте пословицу. Работаем в парах. Кто составил, поднимите руку. Зачитайте. (Москва – всем русским городам мать.) (Слайд 9) - Как вы понимаете значение этой пословицы? (Москва столица нашей родины.) - Согласны ли Вы с выводом: «Образование Московского государства – важнейшее событие в истории нашей страны?» Объясните свой ответ.- Москва в это время расширялась, перестраивалась. Князь Иван III приказал белокаменные стены заменить на красный обожженный кирпич. С этого времени Московский Кремль начинает приобретать более знакомое нам обличье. (Слайд 10) Умение строить высказывание на заданную тему, устанавливать причинно-следственные связи. У учащихся будет сформировано представление о причинах возникновения и усиления Москвы как столицы государства.Учащиеся научатся включаться в диалог с учителем и сверстниками, работать в парах. ФизминуткаВремя: 2 мин. Выполняют действия вместе с героем «Суперфизминутки» - А сейчас я предлагаю вам немного передохнуть и затем продолжим шагать по истории нашей страны. «Суперфизминутка» Релаксация, создание положительного настроя на дальнейшую работу. Изучение нового материалаОбеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Время: 15 мин. Организует поисковую работу, работу с историческими документами. Каждый ряд получает на парту по одному первоисточнику (в приложении). Осуществляет проверку выполненной поисковой работы, слушает высказывания учащихся, дополняет, конкретизирует ответы учащихся, подтверждает примерами. Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. Учащиеся работают в парах (ответы на вопросы Учащиеся 1 ряда составляют характеристику черт характера Ивана IV, строят высказывания по данному вопросу.Рассматривают репродукции картин, высказывают свое отношение к изображенному на полотнах. Слушают учителя. Учащиеся 2 ряда выделяют из текста информацию о его реформах, строят высказывания. Учащиеся 3 ряда – строят высказывания о венчании Ивана IV на царство. -Итак, продолжаем шагать по истории нашей страны и сейчас мы с вами перенесемся в далекий 1530 год. (Слайд 11) В летнюю ночь 1530 года над Москвой разразилась страшная буря. Сверкала молния, гремел гром, от сильного ветра раскачивались колокола церквей, издавая леденящие душу звуки. Переглядывались, перешептывались люди: «Наступает недоброе время, быть беде!» В ту страшную ночь родился будущий первый русский царь – Иван IV Грозный. Грозным звал царя народИ поныне так зовет…Царь грозе уподоблялся,И народ его боялся, И боялся, и любил!- Что за человек был первый русский царь? Чем он заслужил такое прозвище в народе? (Слайд 12) Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в парах с фрагментами исторических документов и осуществить поиск информации об этом правителе. - Давайте поделимся своими открытиями. Сначала учащиеся первого ряда, затем второго и третьего.- Рассмотрите картину И.С.Глазунова «Иван Грозный». (Слайд 13) Какие чувства вызывает у вас этот портрет? - На картине И.Репина (Слайд 14) изображен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар железным наконечником скипетра своему сыну. - Память о злодействах И. Грозного хранит самый красивый храм России. (Слайд 15) В честь победы над Казанью, решил царь построить собор, краше которого нигде нет, об этом народ сложил легенду. В честь победы над Казанью Двум умелым мастерам Царь велел построить храм. И воздвигли люди эти небывалый в целом свете, Пестрый, сказочный собор, Что стоит и до сих пор. Храм Василия Блаженного — Это чудо красоты, Это зодчества бесценного Древнерусские черты. Двое зодчих – Постник с Бармой — Создавали этот храм. Москвичи им благодарны, Этим древним мастерам. - Сохранилось народное предание. Увидел Иван Грозный воздвигнутый храм и ахнул от небывалой красоты. Спросил он мастеров, могут ли они построить собор ещё лучше этого. Зодчие ответили: “Прикажи, государь, и построим!”. И тогда повелел грозный царь ослепить мастеров, чтобы никто и никогда не смог создать подобного чуда.- И вместе с тем, Иван Грозный, правивший без малого 50 лет, внес немалый вклад в укрепление и процветание нашей страны. Что вы узнали о времени правления Ивана Грозного?- Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Что это значит, нам расскажут учащиеся 3 ряда. (Слайды 16-18) - Итак, венчание Ивана IV на царство произошло в 16 веке. (Слайд 19) С этого момента Русь стали называть Московским царством, а Москву считать главным городом русского государства, т.е. столицей. У учащихся будет сформировано представление о значении образования Московского государства в русской истории, о личности первого русского царя – Ивана IV Грозного. Интерес учащихся к прошлому своей страны, к истории как науке. Умение соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения. Учащиеся получат возможность научиться проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы, работать с исторической картой, находить нужную информацию из различных источников. Рефлексия (подведение итогов урока)Рефлексия учебной деятельности.Время: 2 мин. Организует работу по подведению итогов урока и рефлексию работы учащихся на уроке. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. - Наше путешествие по Ленте Российской истории подходит к концу. Давайте подведем итог нашему путешествию и оценим свою работу на уроке. (Я узнал, я запомнил, я смог и т.д.) Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности на уроке. Домашнее заданиеВремя: 1 мин. Комментирует домашнее задание. Записывают домашнее задание в дневник. - По учебнику стр. 68-71 пересказ, по желанию подготовить дополнительную информацию о времени правления Ивана IV Грозного. Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Спасибо вам, ребята за работу.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 574 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.11.2020 1308
    • RAR 11.9 мбайт
    • 110 скачиваний
    • Рейтинг: 4 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мороз Юлия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мороз Юлия Викторовна
    Мороз Юлия Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 109216
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 303 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе