Главная / Музыка / Презентация по музыке на тему: "Краски симфонического оркестра".

Презентация по музыке на тему: "Краски симфонического оркестра".

Урок музыки в 4 классе.

Тема урока:  В МИРЕ КРАСОК СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

Цель урока: 
Закрепить и обобщить знания учащихся о красках симфонического оркестра.
 

Тип урока: Комбинированный урок 

Используемое оборудование: 
·        Презентация;
·        Карточки с заданиями
·        Тексты песен
Учебники 4 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

·        Аудиозаписи:

- фрагменты - примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;

В.А Моцарт Симфония №40, соль минор

- Й. Гайдн. Детская симфония.

Л.В. Бетховен. «Пасторальная симфония»

П.И. Чайковский. Увертюра к балету «Щелкунчик»
- Песня А.Ермолова «Музыка рисует дождь»

План урока:

1. Орг. Момент, приветствие.
 
2. Объявление темы и задач урока.
 
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
 
4. Обобщение материала с использованием презентации.
 
5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
6. Подведение итогов.

Ход урока:

1.Организация начала урока

Начинается урок, звучит симфония Моцарта № 40 ( слайд №1).

Музыкальное приветствие( «Добрый день»)

2. Постановка цели занятия перед учащимися.(Музыка Моцарта)

- Добрый день ребята! Мы сегодня с вами совершим путешествие в удивительную страну - «Симфоническую музыку». В начале урока прозвучало уже знакомое нам произведение, назовите его. (-симфония В.А.Моцарта № 40).( слайд №1)

- Кто исполнил это музыкальное произведение? (Оркестр.)

- На основе опорных слов, которые вы видите на слайде, поставьте самостоятельно цели и задачи сегодняшнего урока.(Ответы детей)

( слайд №2)
-  Урок сегодня мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре, сравним его звучание со звучанием других оркестров, узнаем многие секреты яркого, красочного звучания симфонического оркестра.

- Как мы назовём этот урок? (Ответы детей)
- Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так:

«Музыкальная выразительность симфонического оркестра» ( слайд №2) 
- Скажите, что означало слово «орхестра» в древней Греции?( слайд №3)

(Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты, танцоры и хор.)

-Как сейчас выглядит оркестр? (Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов (12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.)

-Что нового внес в звучание оркестра венский композитор Й. Гайдн? (Разделил инструменты по группам и тембру.)

Вспомните, что такое тембр?(ответы)

- Назовите основные группы инструментов? (Ответы детей) - Чтобы определить краски симфонического оркестра нам необходимо выполнить ряд практических заданий. После каждого задания мы будем подводить итог - оценивать свои ответы баллами в оценочных листах . Каждый правильный ответ оцениваем одним баллом. Работаем парами.

- А теперь подробнее рассмотрим внешний вид симфонического оркестра. Вот так расположил инструменты оркестра Й.Гайдн.

http://cl.mmv.ru/img/rassadka.jpg

1. Подпишите, к какой группе по тембру принадлежат следующие инструменты оркестра (слайд№9)


скрипка, альт, виолончель, контрабас.
  струнная

флейта, кларнет, гобой, фагот.
  деревянная духовая
 
труба, тромбон, валторна, туба.
  медная духовая

треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон. ударная


фортепиано, орган, арфа, челеста. дополнительная

Проверка на слайде.

Выставляем баллы в оценочный лист в графу «Определить группу инструментов» .

-Верно, ребята. Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. (слайд№5) Ему было известно, что многие англичане ходят на концерты не столько послушать музыку, сколько по традиции. Некоторые лондонские посетители концертных залов приобрели привычку засыпать в своих удобных креслах во время исполнения.

Это очень огорчало композитора, и он решил проучить равнодушных слушателей.

Месть была остроумной. Специально Гайдн написал новую симфонию, в которой кроме уже привычных инструментов оркестра в ней используются обычные детские игрушки — кукушка, барабан, трещотка, труба. - -

- Догадайтесь, какое название дал композитор этой симфонии. («Детская») –- Верно – это «Детская симфония» или ` «Симфония игрушек» (слайд№6) - оригинальное шуточное произведение. Наверняка, Гайдн просто не хотел, чтобы слушатели засыпали на его концертах. (звучит «Детская симфония»).


2  Игра «Третий лишний». (слайд№10)

Найти третий лишний инструмент:
У. - Из ряда инструментов нужно зачеркнуть инструмент, не соответствующий остальным по тембру:

  • Труба, валторна, флейта 

  • Литавры, арфа, тарелки 

  • Скрипка, контрабас, треугольник .

  • Барабан, альт, тарелки.

- Проверяем: не соответствуют по тембру: флейта, арфа и саксофон, альт. – За каждый правильный ответ добавляем еще по одному баллу.

- Итак: по тембру между собой отличаются не только инструменты и их группы, но и целые оркестры.

- Какие существуют виды оркестров? (Ответы).

3. У. - А теперь небольшая «Звучащая викторина».(слайд №8)

-Сейчас вы услышите несколько фрагментов, по которым вам нужно будет определить какой оркестр звучит? Какой оркестр звучит под №1?(ставим цифру).

эстрадный оркестр

военный(духовой )оркестр

камерный оркестр,

оркестр народных инструментов

ударный оркестр

симфонический оркестр

Проверяем, 1- ударный оркестр,2- камерный,3- симфонический, 4- народный, 5-эстрадный,6- военный.

Итак, оцениваем данное задание от 1-5 баллов.

Отмечаем результат в оценочном листе в графе «Определить вид оркестра на слух»-

4.Перед вами таблица(слайд№) «Определить вид оркестра по описанию», в которой перечислены группы инструментов. Нам с вами необходимо определить, какому оркестру принадлежит этот состав инструментов. Внизу вы можете найти ответ с помощью слов-подсказок.


Название оркестра

Состав оркестра

Симфонический оркестр

1. Струнные смычковые
2. Арфа (как дополнительный инструмент)
3. Духовые (деревянные, медные)
4. Ударные

Эстрадный оркестр

1.Струнные смычковые (контрабас звучит без смычка, пиццикато)
2. Духовые (медные, деревянные)
3. Ударные (основа оркестра) 4.Электроинструменты

Военный (духовой)

1. Духовые медные
2. Духовые деревянные
3. Ударные

Джазовый оркестр

1.Духовые (медные, деревянные)
2. Ударные
3. Фортепиано

4. Контрабас( пиццикато)



Камерный

Струнные смычковые

Оркестр народных инструментов

1. Струнные
2. Духовые
3. Ударные

4. Язычковые

Ударный оркестр

Ударные

СЛОВА ПОМОЩНИКИ: симфонический оркестр, военный оркестр,

эстрадный оркестр ,военный(духовой )оркестр, камерный оркестр, оркестр народных инструментов, ударный оркестр.

Подводим итог этому заданию от 1до7 баллов.

Отмечаем количество набранных баллов в оценочном листе «Определить вид оркестра по описанию».

5.Ударный оркестр». Сейчас мы с вами будем выступать в роли ударного оркестра. Музыканты очень ловко играют с различными ритмами и очень тонко их чувствуют. Будьте внимательны, сейчас я буду играть на фортепиано джазовую пьесу, а вы будете ударным аккомпанементом. Я буду делать остановки. Вам необходимо заполнить паузу ударами в ладоши, ну а сколько ударов попробуйте просто почувствовать. За такое исполнение можно смело добавить еще один балл.
Слайд №11)

6. И вопрос от знатоков: какой духовой инструмент оркестра настраивает всех музыкантов?

Слова –помощники:

Скрипка, труба, гобой.

Проверяем. Правильно- гобой. И в наш оценочный лист вносим еще один балл.
У. – Итак, гобой  играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты.
Вдруг наступает тишина и все и приветствуют человека, входящего на сцену.

ДИРИЖЕР
У. –.Правильно .Дирижер всегда идёт из глубины сцены через весь оркестр и как бы говорит:"Я не откуда-то со стороны,- я выхожу к вам, уважаемые слушатели, я буду говорить с вами от имени всех этих музыкантов"."Я буду играть на оркестре".

Если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. (Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»)

7. Продолжите следующую фразу: «Дирижер управляет оркестром…(Слайд №13):

  1. с помощью палочки, партитуры, движений рук?

  2. с помощью жестов, палочки, мимики?

  3. с помощью дирижерской палочки, жестов, мимики и взгляда.

Правильным будет последний ответ и мы добавляем еще один балл в наши листы оценивания.
У. - А сейчас послушайте:

-.Слышны отдаленные раскаты грома. Вот он гремит все сильнее и сильнее, сверкают молнии, начинается ливень, шум дождя все усиливается. Начинается гроза. А теперь посмотрите на картну художника… Какими средствами пользуется художник , чтобы изобразить грозу?(Ответы)
   - А теперь прислушайтесь! Гром изображают литавры. Шум дождя передают контрабасы и виолончели. Скрипки и флейты
 играют так, что кажется, будто бешено завывает ветер. Напряжение в музыке достигается звучанием всего оркестра, которое называется- «тутти».

Звучит Симфония №6 , Л.В. Бетховена.(слайд №14)

(Слайд №15)

8.Перечислите средства музыкальной выразительности, которые помогли нарисовать эту музыкальную картину?
1.Темп, динамика, тутти.

2. Мелодия, тембр, темп, ритм.

3. Мелодия, тембр, темп, ритм, динамика, тутти.

Правильный третий ответ и мы добавляем еще один балл в последнюю графу.

Подведение итогов. Нужно подсчитать общее количество баллов и подвести итог совместной работе. Результаты можно выставить по следующей шкале в листе оценивания. (звучит симфония Моцарта № 40 ( слайд №16).

23-25 баллов- оценка 5;

20-22 балла- оценка 4;

17-19 баллов- оценка-3.

Лист оценивания- (Слайд №17), шкала баллов(Слайд №18).

Итак, что мы с вами узнали, какие средства музыкальной выразительности делают оркестр ярким?(-Тембр, динамика, темп, тутти –Слайд № ) ; закрепили знания о симфоническом оркестре.

научились – отличать инструменты и виды оркестров по тембру.

Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Симфоническая музыка настраивает на размышления, будит фантазию, делает нас чище и добрее.

Представим, что мы в Древней Греции и наш класс это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор. И завершим урок красивой песней «МУЗЫКА рисует дождь».


(Слайд № 19)

А Ермолов «Музыка рисует дождь»

Закрыто небо тучами с утра,

Не слышно ветра – где-то он гуляет.

Как на картине летняя пора:

Чуть струны тронь – и музыка играет.

Как на картине летняя пора:

Чуть струны тронь – и музыка играет.


Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь,

Палитру красок подобрав,

Раскроет музыкальный нрав.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь,

Палитру красок подобрав,

Раскроет музыкальный нрав.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь.


Так, говорят, перед грозой бывает

Безветренная, тихая погода:

По небу молний зарево сверкает,

И гром ворчит, и ждёт дождя природа.

По небу молний зарево сверкает,

И гром ворчит, и ждёт дождя природа.


Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь,

Палитру красок подобрав,

Раскроет музыкальный нрав.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь,

Палитру красок подобрав,

Раскроет музыкальный нрав.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь.


Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь,

Палитру красок подобрав,

Раскроет музыкальный нрав.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь,

Палитру красок подобрав,

Раскроет музыкальный нрав.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь.


Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь.












Открытый урок музыки "Симфонический оркестр", 4-й класс

Стеценко Т.А. , учитель музыки

________________________________________

Цель урока: обобщение и закрепление полученных знаний о взаимосвязи народной и композиторской музыки, знакомство с составом симфонического оркестра и с тембрами струнно-смычковой группы, закрепление вокально-хоровых навыков.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок с использованием интерактивной доски

Задачи:

• Образовательная:

o совершенствование музыкального образования учащихся, приобретение навыков к анализу музыкальных произведений.

• Развивающая:

o развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.

• Воспитательная:

o воспитание эмоционального восприятия содержания музыкального произведения, развитие художественного вкуса.

Музыкальный материал:

• Музыкальные попевки: "Здравствуйте” – начало урока; "До свидания” – окончание урока.

• Видео симфонического оркестра.

• Звучание скрипки.

• Звучание флейты.

• Звучание трубы.

• Звучание барабанов.

В.А.Моцарт. Симфония №40, 1 часть. Фрагмент.

Песня «Новый день». Слова и музыка А. Ермолова.

ТСО: интерактивная доска, проектор, презентация урока на компьютере, видеомагнитофон, аудиозаписи, СD-диски.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Музыкальные инструменты:фортепиано.


ХОД УРОКА:

I. Организационная часть урока

Ребята заходят в кабинет под музыку симфонического оркестра. Класс поделен на четыре группы (1группа – струнно-смычковая, 2 группа – деревянно-духовая, 3 группа – медно-духовая, 4 группа - ударная.) На доске висят рисунки ребят (музыкальные инструменты разных народов).

1. Музыкальное приветствие

Учитель аккомпанирует приветствие: "Здравствуйте”.

- Здравствуйте ребята (пропевает учитель),

- Здравствуйте учитель (пропевают ученики).

2. Вспоминаем, повторяем.

В течение первого полугодия мы с вами, ребята, изучали особенности музыкальной культуры разных народов, изучали их обычаи и обряды, слушали легенды, знакомились с народными инструментами, а так же с композиторами разных национальностей. Каждый урок для нас был как новый не изученный день, приносящий что-то новое и необычное, как наша песня, которую мы с вами учили на прошлом уроке.


Исполнение песни: «Новый день» Ермолова


На наших с вами уроках мы узнали о разнообразном мире народных музыкальных инструментах. (Ребята приводят примеры) Многие из перечисленных вами инструментов есть на нашей выставке рисунков, которые вы выполнили в дома. Какие-то из этих инструментов струнные, какие-то ударные, духовые. И сегодня речь тоже пойдет о музыкальных инструментах, но не какого-то народа, а об инструментах симфонического оркестра. И тема нашего сегодняшнего урока «Симфонический оркестр». (Дети записывают в тетрадь тему урока).

СЛАЙД


Многие композиторы использовали в своем творчестве народную музыку. Попав в «руки» талантливого музыканта, она заново оживает во многих музыкальных жанрах: в опере, симфонии, в вариации, в оратории, в симфонической поэме.


Цель нашего урока познакомиться со строением симфонического оркестра, узнать на какие группы он делится.

II. Основная часть урока

1.Симфонический оркестр

Начиная с первого класса, мы неоднократно слушали разные музыкальные произведения, разных композиторов. Одни из них исполнялись отдельными инструментами, другие – оркестром. Ребята, кто-нибудь из вас сможет разъяснить, что такое оркестр? (Дети высказывают свои ответы).

СЛАЙД

Учащиеся записывают правило в словарь музыкальных терминов

Оркестр – большой, слаженный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах


Существуют разные виды оркестров: народные (казахский, русский), оркестр баянистов или духовой, джазовый и т.д.

СЛАЙДЫ


Но особую роль, конечно же, занимает симфонический оркестр.

СЛАЙД


А кто же в оркестре занимает главную роль? (Дети высказывают свои ответы).

Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит дирижеру.


Видео: П.И.Чайковский. Концерта для фортепиано с оркестром. (Отрывок)

В составе симфонического оркестра огромное количество разных музыкальных инструментов, но все они делятся на четыре группы, точно также как разделен наш класс. Каждая группа в симфоническом оркестре имеет своё название.

СЛАЙД


Попробуйте разделить эти музыкальные инструменты по группам и найдите свою группу музыкальных инструментов. (Детям раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Под звучание симфонической музыки они должны разделить их на четыре группы.)

СЛАЙД таблица


Обсуждение проделанной работы.

(Представитель из каждой команды демонстрирует свою группу инструментов)

• Первая группа симфонического оркестра - эта струнно-смычковая. В эту группу входят: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

СЛАЙД

Работа с учебником

Струнно-смычковые музыкальные инструменты — это группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведения смычка по натянутым струнам.

Источник звука у всех инструментов — струны, которые резонируют с корпусом инструмента и передают колебания по воздуху до слушателя. Звукоизвлечение производится смычком или пальцами.

Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра. В нее входят: скрипка, альт, виолончель, контрабас.


Запись в тетрадь

Слушание скрипки


Вторая группа – деревянно-духовая. В эту группу входят: флейта, гобой, кларнет, фагот.

СЛАЙД

Работа с учебником

Деревянные духовые инструменты — это группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга.

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.

К деревянным духовым инструментам симфонического оркестра относятся: флейта, гобой, кларнет, фагот.


Запись в тетрадь

Слушание флейты


Третья группу – медно-духовая. В эту группу входят: труба, валторна тромбон, туба.

СЛАЙД

Работа с учебником

Ме́дно-духовы́е инструменты — это группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков, путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ.

Наименование «медные» исторически восходит к материалу, из которого изготавливались эти инструменты, в наше время для их изготовления помимо меди нередко используется латунь, реже серебро. К медным духовым инструментам симфонического оркестра относятся: валторна, труба, тромбон, туба.


Запись в тетрадь

Слушание флейты


• В четвертую входят инструменты ударной группы: треугольник, литавры, барабаны, ксилофон и др.

СЛАЙД

Работа с учебником

Ударные музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Это самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Ударные инструменты бывают с определённой высотой звучания, которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и ряд других;

Ударные инструменты бывают с неопределённой высотой звучания, которые не имеют настройки на определённые звуки. Среди этих инструментов — большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие.


Запись в тетрадь

Слушание флейты


Вот так выглядит строение симфонического оркестра.

СЛАЙД


ФИЗМИНУТКА - разминка для глаз

СЛАЙД


Но есть еще в симфоническом оркестре такие инструменты, которые не входят ни в одну из перечисленных групп. Это орган, арфа, рояль. Эти инструменты в оркестре играют солирующие роли. Для них композиторы пишут концерты.

СЛАЙД

Теперь, ребята, послушайте, какую роль выделяет В.А.Моцарт струнно-смычковой группе в своей Симфонии № 40. (Ребята работают с дневником музыкальных наблюдений)

СЛАЙД

Звучит Симфония № 40 В.А.Моцарта

3.Этапы вокально-хоровой работы

Учитель исполняет песню на слова и музыка С.Смирнова «Семь весёлых нот».

• вспомнить и пропеть хором музыкальную попевку «ма – мо – му».

• разбор песни.

III. Обобщающая часть урока

Ребята, цель нашего урока была познакомиться со строением симфонического оркестра, узнать на какие группы он делится и послушать звучание некоторых инструментов симфонического оркестра. Мы достигли нашей цели? (Да) Так давайте же вспомним основные моменты нашего урока.


(Учащимся предлагается разгадать кроссворд)

СЛАЙД

Кроссворд


в и О л о н ч е л ь

д и Р и ж ё р

с К р и п к а

ч Е т ы р е

С м ы ч о к

а л ь Т

к о н т Р а б а с


1. Этот инструмент принадлежит к числу «ножных» инструментов струнно-смычковой группы: исполнитель ставит его между коленями, упирая металлическим шпилем в пол.

2. Большому составу участников оркестра для согласованной игры необходимо умелое руководство. Кому принадлежит роль?

3. Это - самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. За все свои качества этот инструменту издавна играет ведущую роль среди солирующих концертных инструментов.

4. На сколько групп делится симфонический оркестр?

5. Как называется специальный прибор для извлечения звуков у смычковой группы?

6. Внешний вид этого инструмента и способ игры на нем очень напоминает скрипку, так, что если не заметить разницу в размерах, то их легко можно перепутать.

7. Этот инструмент намного превосходит своих собратьев струнно-смычковой группы и по размерам, и по объёму низкого регистра. Инструмент так велик, что исполнитель играет на нем стоя или присев на высокий табурет.

8. Ребята, дайте определение главному слову в кроссворде «оркестр».


IV. Итог урока

• Совместные выводы учителя и учащихся

• Анализ работы учащихся

Музыкальная попевка: Учитель аккомпанирует попевку «До свидания»

- До свидания, ребята, буду встречи очень ждать! (пропевает учитель),

- До свидания, учитель, мы вас то же будем ждать! (пропевают ученики).

Категория: Музыка | Добавил: pomagaeva

Просмотров: 665 | Загрузок: 6 Спасибо!

+0

Презентация по музыке на тему: "Краски симфонического оркестра".
  • Музыка
Описание:

Урок музыки в 4 классе.

Тема урока:В МИРЕ КРАСОК СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА

Цель урока:
Закрепить и обобщить знания учащихся о красках симфонического оркестра.

Тип урока: Комбинированный урок

Используемое оборудование:
Презентация;
Карточки с заданиями
Тексты песен
Учебники 4 класс Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Аудиозаписи:

- фрагменты - примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;

В.А Моцарт Симфония №40, соль минор

- Й. Гайдн. Детская симфония.

Л.В. Бетховен. «Пасторальная симфония»

П.И. Чайковский. Увертюра к балету «Щелкунчик»
- Песня А.Ермолова «Музыка рисует дождь»

План урока:

1. Орг. Момент, приветствие.
2. Объявление темы и задач урока.
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
4. Обобщение материала с использованием презентации.
5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
6. Подведение итогов.

Ход урока:

1.Организация начала урока

Начинается урок, звучит симфония Моцарта № 40 ( слайд №1).

Музыкальное приветствие( «Добрый день»)

2. Постановка цели занятия перед учащимися.(Музыка Моцарта)

- Добрый день ребята! Мы сегодня с вами совершим путешествие в удивительную страну - «Симфоническую музыку». В начале урока прозвучало уже знакомое нам произведение, назовите его. (-симфония В.А.Моцарта № 40).( слайд №1)

- Кто исполнил это музыкальное произведение? (Оркестр.)

- На основе опорных слов, которые вы видите на слайде, поставьте самостоятельно цели и задачи сегодняшнего урока.(Ответы детей)

( слайд №2)
- Урок сегодня мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре, сравним его звучание со звучанием других оркестров, узнаем многие секреты яркого, красочного звучания симфонического оркестра.

- Как мы назовём этот урок? (Ответы детей)
- Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так:

«Музыкальная выразительность симфонического оркестра» ( слайд №2)
- Скажите, что означало слово «орхестра» в древней Греции?( слайд №3)

(Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты, танцоры и хор.)

-Как сейчас выглядит оркестр? (Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов (12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.)

 -Что нового внес в звучание оркестра венский композитор Й. Гайдн? (Разделил инструменты по группам и тембру.)
Вспомните, что такое тембр?(ответы)

- Назовите основные группы инструментов? (Ответы детей) - Чтобы определить краски симфонического оркестра нам необходимо выполнить ряд практических заданий. После каждого задания мы будем подводить итог - оценивать свои ответы баллами в оценочных листах . Каждый правильный ответ оцениваем одним баллом. Работаем парами.

-А теперь подробнее рассмотрим внешний вид симфонического оркестра. Вот так расположил инструменты оркестра Й.Гайдн.

1. Подпишите, к какой группе по тембру принадлежат следующие инструменты оркестра (слайд№9)


скрипка, альт, виолончель, контрабас. струнная

флейта, кларнет, гобой, фагот. деревянная духовая

труба, тромбон, валторна, туба. медная духовая

треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон. ударная


фортепиано, орган, арфа, челеста. дополнительная

Проверка на слайде.

Выставляем баллы в оценочный лист в графу «Определить группу инструментов» .

 -Верно, ребята. Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. (слайд№5) Ему было известно, что многие англичане ходят на концерты не столько послушать музыку, сколько по традиции. Некоторые лондонские посетители концертных залов приобрели привычку засыпать в своих удобных креслах во время исполнения.

Это очень огорчало композитора, и он решил проучить равнодушных слушателей.

Месть была остроумной. Специально Гайдн написал новую симфонию, в которой кроме уже привычных инструментов оркестра в ней используются обычные детские игрушки — кукушка, барабан, трещотка, труба. - -

- Догадайтесь, какое название дал композитор этой симфонии. («Детская») –- Верно – это «Детская симфония» или ` «Симфония игрушек» (слайд№6) - оригинальное шуточное произведение. Наверняка, Гайдн просто не хотел, чтобы слушатели засыпали на его концертах. (звучит «Детская симфония»).

2 Игра «Третий лишний». (слайд№10)

Найти третий лишний инструмент:
У. - Из ряда инструментов нужно зачеркнуть инструмент, не соответствующий остальным по тембру:

  • Труба, валторна, флейта
  • Литавры, арфа, тарелки
  • Скрипка, контрабас, треугольник .
  • Барабан, альт, тарелки.

- Проверяем: не соответствуют по тембру: флейта, арфа и саксофон, альт. – За каждый правильный ответ добавляем еще по одному баллу.

- Итак: по тембру между собой отличаются не только инструменты и их группы, но и целые оркестры.

- Какие существуют виды оркестров? (Ответы).

3. У.- А теперь небольшая «Звучащая викторина».(слайд №8)

-Сейчас вы услышите несколько фрагментов, по которым вам нужно будет определить какой оркестр звучит? Какой оркестр звучит под №1?(ставим цифру).

эстрадный оркестр

военный(духовой )оркестр

камерный оркестр,

оркестр народных инструментов

ударный оркестр

симфонический оркестр

Проверяем, 1- ударный оркестр,2- камерный,3- симфонический, 4- народный, 5-эстрадный,6- военный.

Итак, оцениваем данное задание от 1-5 баллов.

Отмечаем результат в оценочном листе в графе «Определить вид оркестра на слух»-

4.Перед вами таблица(слайд№) «Определить вид оркестра по описанию», в которой перечислены группы инструментов. Нам с вами необходимо определить, какому оркестру принадлежит этот состав инструментов. Внизу вы можете найти ответ с помощью слов-подсказок.

Название оркестра

Состав оркестра

Симфонический оркестр

1. Струнные смычковые
2. Арфа (как дополнительный инструмент)
3. Духовые (деревянные, медные)
4. Ударные

Эстрадный оркестр

1.Струнные смычковые (контрабас звучит без смычка, пиццикато)
2. Духовые (медные, деревянные)
3. Ударные (основа оркестра) 4.Электроинструменты

Военный (духовой)

1. Духовые медные
2. Духовые деревянные
3. Ударные

Джазовый оркестр

1.Духовые (медные, деревянные)
2. Ударные
3. Фортепиано

4. Контрабас( пиццикато)

Камерный

Струнные смычковые

Оркестр народных инструментов

1. Струнные
2. Духовые
3. Ударные

4. Язычковые

Ударный оркестр

Ударные

СЛОВА ПОМОЩНИКИ: симфонический оркестр, военный оркестр,

эстрадный оркестр ,военный(духовой )оркестр, камерный оркестр, оркестр народных инструментов, ударный оркестр.

Подводим итог этому заданию от 1до7 баллов.

Отмечаем количество набранных баллов в оценочном листе «Определить вид оркестра по описанию».

5.Ударный оркестр». Сейчас мы с вами будем выступать в роли ударного оркестра. Музыканты очень ловко играют с различными ритмами и очень тонко их чувствуют. Будьте внимательны, сейчас я буду играть на фортепиано джазовую пьесу, а вы будете ударным аккомпанементом. Я буду делать остановки. Вам необходимо заполнить паузу ударами в ладоши, ну а сколько ударов попробуйте просто почувствовать. За такое исполнение можно смело добавить еще один балл.
Слайд №11)

6. И вопрос от знатоков: какой духовой инструмент оркестра настраивает всех музыкантов?

Слова –помощники:

Скрипка, труба, гобой.

Проверяем. Правильно- гобой. И в наш оценочный лист вносим еще один балл.
У. – Итак, гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты.
Вдруг наступает тишина и все и приветствуют человека, входящего на сцену.

ДИРИЖЕР
У. –.Правильно .Дирижер всегда идёт из глубины сцены через весь оркестр и как бы говорит:"Я не откуда-то со стороны,- я выхожу к вам, уважаемые слушатели, я буду говорить с вами от имени всех этих музыкантов"."Я буду играть на оркестре".

Если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. (Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»)

7. Продолжите следующую фразу: «Дирижер управляет оркестром…(Слайд №13):

  • 1.…с помощью палочки, партитуры, движений рук?
  • 2.…с помощью жестов, палочки, мимики?
  • 3.…с помощью дирижерской палочки, жестов, мимики и взгляда.

Правильным будет последний ответ и мы добавляем еще один балл в наши листы оценивания.
У. - А сейчас послушайте:

-.Слышны отдаленные раскаты грома. Вот он гремит все сильнее и сильнее, сверкают молнии, начинается ливень, шум дождя все усиливается. Начинается гроза. А теперь посмотрите на картну художника… Какими средствами пользуется художник , чтобы изобразить грозу?(Ответы)
- А теперь прислушайтесь! Гром изображают литавры. Шум дождя передают контрабасы и виолончели. Скрипки и флейты играюттак, что кажется, будто бешено завывает ветер. Напряжение в музыке достигается звучанием всего оркестра, которое называется- «тутти».

Звучит Симфония №6 , Л.В. Бетховена.(слайд №14)

(Слайд №15)

8.Перечислите средства музыкальной выразительности, которые помогли нарисовать эту музыкальную картину?
1.Темп, динамика, тутти.

2. Мелодия, тембр, темп, ритм.

3. Мелодия, тембр, темп, ритм, динамика, тутти.

Правильный третий ответ и мы добавляем еще один балл в последнюю графу.

Подведение итогов. Нужно подсчитать общее количество баллов и подвести итог совместной работе. Результаты можно выставить по следующей шкале в листе оценивания. (звучит симфония Моцарта № 40 ( слайд №16).

23-25 баллов- оценка 5;

20-22 балла- оценка 4;

17-19 баллов- оценка-3.

Лист оценивания- (Слайд №17), шкала баллов(Слайд №18).

Итак, что мы с вами узнали, какие средства музыкальной выразительности делают оркестр ярким?(-Тембр, динамика, темп, тутти –Слайд № ) ; закрепили знания о симфоническом оркестре.

научились – отличать инструменты и виды оркестров по тембру.

Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Симфоническая музыка настраивает на размышления, будит фантазию, делает нас чище и добрее.

Представим, что мы в Древней Греции и наш класс это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор. И завершим урок красивой песней «МУЗЫКА рисует дождь».

(Слайд № 19)

А Ермолов «Музыка рисует дождь»

Закрыто небо тучами с утра,

Не слышно ветра – где-то он гуляет.

Как на картине летняя пора:

Чуть струны тронь – и музыка играет.

Как на картине летняя пора:

Чуть струны тронь – и музыка играет.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь,

Палитру красок подобрав,

Раскроет музыкальный нрав.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь,

Палитру красок подобрав,

Раскроет музыкальный нрав.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь.

Так, говорят, перед грозой бывает

Безветренная, тихая погода:

По небу молний зарево сверкает,

И гром ворчит, и ждёт дождя природа.

По небу молний зарево сверкает,

И гром ворчит, и ждёт дождя природа.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь,

Палитру красок подобрав,

Раскроет музыкальный нрав.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь,

Палитру красок подобрав,

Раскроет музыкальный нрав.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь,

Палитру красок подобрав,

Раскроет музыкальный нрав.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь,

Палитру красок подобрав,

Раскроет музыкальный нрав.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь.

Прислушайся, и ты поймёшь,

Как музыка рисует дождь.

Автор Стеценко Татьяна Александровна
Дата добавления 21.11.2015
Раздел Музыка
Подраздел Презентации
Просмотров 1619
Номер материала MA-062499
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓