Главная / Русский язык и литература / Презентация по литературе на тему "Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» М.Горького "(11 класс)

Презентация по литературе на тему "Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» М.Горького "(11 класс)

Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» М. Горький. 1902 год
Словарь: Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности...
Как изображается место действия в пьесе? Место действия описывается в авторск...
«Везде по стенам - нары» Своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом нап...
Третье действие Ранняя весна, вечер на пустыре, «засоренном разным хламом и з...
Четвертое действие Происходят существенные перемены Перегородки бывшей комнат...
Герои пьесы
РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ. Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда...
Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: “молодой”(1...
Обитатели ночлежки Все социальные слои общества: Разорившийся дворянин Барон,...
Взаимосвязь героев пьесы Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого –...
Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изобр...
Экспозиция пьесы В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим...
Что является предметом изображения в пьесе? Предметом изображения в пьесе ста...
Каков конфликт драмы? Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней: Яс...
Какого рода еще конфликты выделяются в пьесе? Есть традиционный любовный конф...
Любовный конфликт в пьесе Экспозиция конфликта – разговор ночлежников Завязка...
Все герои участвуют в конфликте… Горький изображает сознание людей «дна». Сюж...
«Во что веришь – то и есть» Роль Луки в пьесе. Как обитатели ночлежки восприн...
Врет ли ночлежникам Лука? Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки? На ...
Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он ...
Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сде...
Лука. Сложный, противоречивый герой. С одной стороны как бы даёт импульс проб...
Горькому удалось показать одну из самых опасных черт сознания и психологии со...
Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считал Луку. По...
Обсудим: Мнение исследователя: «В основе драмы лежит глубоко религиозная проб...
Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сдел...
«Основной вопрос, который я хотел поставить, это – сто же лучше, истина или с...
Что есть тело (сверхчеловек) без души?
Философский вопрос, который поставил Горький: что лучше – истина или сострад...
На какие группы можно разделить героев пьесы? «верущие»	«неверующие» Анна – в...
истина истина ложь сострадание Как соотносит Горький эти понятия? противопост...
Вопрос о правде
Важнейшая смысловая категория - Правда - ложь Правда - вера правда 2 оппозици...
Правда реальности и правда мечты – две грани проблемы пьесы. Бубнов, Сатин и ...
Что понимают под «правдой» герои? «Частная» правда, которую герои отстаивают ...
Позиция какого персонажа противопоставляется позиции Луки? Позиции Луки, комп...
Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это ...
В ЧЕМ ПРАВДА БУБНОВА? «НА ЧТО МНЕ СОВЕСТЬ? Я – НЕ БОГАТЫЙ!» «ЛЮДИ ВСЕ ЖИВУТ…К...
Каким образом Лука действует на ночлежников? Лука открывает в каждом человеке...
Врал ли ночлежникам Лука? Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в ...
В ЧЕМ ПРАВДА САТИНА? «ВСЁ- В ЧЕЛОВЕКЕ, ВСЁ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ЧЕ...
Монолог Сатина о человеке «Человек – свободен…Он за всё платит сам: за веру, ...
«Сделай так, чтобы работа была мне приятна, я, может быть, буду работать…да!»...
правда Лука. «Во что веришь, то и есть» – Человек – правда. Доброта Луки утеш...
Горький выделяет две правды: «Правду – истину» «правду – мечту» Эти «правды» ...
Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры с...
1 из 48

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» М. Горький. 1902 год
Описание слайда:

Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» М. Горький. 1902 год

№ слайда 2 Словарь: Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности. Л
Описание слайда:

Словарь: Концепция – система взглядов на те или иные явления действительности. Лейтмотив – основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая.

№ слайда 3 Как изображается место действия в пьесе? Место действия описывается в авторских
Описание слайда:

Как изображается место действия в пьесе? Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окна, как будто ищет среди подвальных обитателей людей

№ слайда 4 «Везде по стенам - нары» Своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напока
Описание слайда:

«Везде по стенам - нары» Своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ Укромное место только у Анны Везде грязь

№ слайда 5 Третье действие Ранняя весна, вечер на пустыре, «засоренном разным хламом и заро
Описание слайда:

Третье действие Ранняя весна, вечер на пустыре, «засоренном разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте» Темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек

№ слайда 6 Четвертое действие Происходят существенные перемены Перегородки бывшей комнаты П
Описание слайда:

Четвертое действие Происходят существенные перемены Перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Но последний «акт» драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер

№ слайда 7 Герои пьесы
Описание слайда:

Герои пьесы

№ слайда 8 РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ. Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда бу
Описание слайда:

РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ. Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда будет понятен лейтмотив действия: почему автор представил своих героев именно так, а не по- другому, что сказано о героях? Попробуем проанализировать и сравнить афиши пьес: Островского “Гроза”, Чехова ”Вишнёвый сад”, Горького ”На дне”.

№ слайда 9 Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: “молодой”(17-
Описание слайда:

Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: “молодой”(17- 20). Борис – сословие не указано, молодой человек, живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника. Чехов: Сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане – 17 лет, Фирсу – 87. заря имена, отчества – у всех? Горький: Названы возраст каждого, его социальное положение (род занятий). Почему? Имя, Отчество есть только у Костылёва, ему положено – хозяин, у Клеща – всё-таки рабочий человек; у других только прозвища. Почему?

№ слайда 10 Обитатели ночлежки Все социальные слои общества: Разорившийся дворянин Барон, Со
Описание слайда:

Обитатели ночлежки Все социальные слои общества: Разорившийся дворянин Барон, Содержатель ночлежки Костылев, Полицейский Медведев, Торговка Квашня, Слесарь Клещ, Картузник Бубнов, Шулер Сатин, Вор Пепел, Проститутка Настя - люди, опустившиеся на дно жизни.

№ слайда 11 Взаимосвязь героев пьесы Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого – то
Описание слайда:

Взаимосвязь героев пьесы Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого – только собственная жизнь. Реплики разбросаны, действующие лица обмениваются репликами далеко не мирного характера. Единого разговора не ведётся, поскольку они не интересуются друг другом, каждый интересуется только собой.

№ слайда 12 Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображе
Описание слайда:

Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображения). Задание: 1. Детали “внешности” ночлежки. 2. Описание света. 3. Описание звуков. Вопрос: что должен понять о героях читатель, знакомясь с физическими условиями их жизни? Быт героев ужасен – общество бросило их на произвол судьбы; выстраивается цепочка: быт – общество – социальные проблемы – философия жизни отдельного человека, помещённого в определённые социальные условия. Философский вопрос: как и зачем жить?

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Экспозиция пьесы В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим ун
Описание слайда:

Экспозиция пьесы В экспозиции мы видим людей, в сущности смирившихся со своим унизительным положением. Люди ощущают себя «бывшими» («я был…»). Только один Клещ не смирился ещё со своей участью.

№ слайда 15 Что является предметом изображения в пьесе? Предметом изображения в пьесе станов
Описание слайда:

Что является предметом изображения в пьесе? Предметом изображения в пьесе становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на «дно» жизни

№ слайда 16 Каков конфликт драмы? Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней: Ясно
Описание слайда:

Каков конфликт драмы? Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней: Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт никак не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.

№ слайда 17 Какого рода еще конфликты выделяются в пьесе? Есть традиционный любовный конфлик
Описание слайда:

Какого рода еще конфликты выделяются в пьесе? Есть традиционный любовный конфликт. Он становится гранью социального конфликта, показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает его, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние наблюдатели.

№ слайда 18 Любовный конфликт в пьесе Экспозиция конфликта – разговор ночлежников Завязка ко
Описание слайда:

Любовный конфликт в пьесе Экспозиция конфликта – разговор ночлежников Завязка конфликта – появление в ночлежке Наташи. Развитие любовного конфликта – отношения с Наташей возрождают Пепла. Кульминация конфликта – вынесена за сцену: в конце третьего действия из слов Квашни узнаём о расправе Василисы над Наташей. Вывод: любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведёт к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге.

№ слайда 19 Все герои участвуют в конфликте… Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет
Описание слайда:

Все герои участвуют в конфликте… Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обычной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переносится в внесобытийный ряд. Это характерно для философской драмы. Жанр пьесы – социально-философская драма

№ слайда 20 «Во что веришь – то и есть» Роль Луки в пьесе. Как обитатели ночлежки воспринима
Описание слайда:

«Во что веришь – то и есть» Роль Луки в пьесе. Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки? Какая сцена является завязкой конфликта? Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки? Что мы знаем о Луке? Каким образом Лука действует на ночлежников?

№ слайда 21 Врет ли ночлежникам Лука? Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки? На как
Описание слайда:

Врет ли ночлежникам Лука? Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки? На какие группы можно разделить героев пьесы? В чем сакральный смысл имени «Лука»? Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников? В чем выражается авторская позиция по отношению к Луке?

№ слайда 22 Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он и н
Описание слайда:

Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он и не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь всё зависит от них самих. Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, с исчезновением Луки надежда гаснет… ПОЧЕМУ?

№ слайда 23 Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделат
Описание слайда:

Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворённость реальностью сочетается с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность Лука же объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому они так потянулись к Луке и так разочаровались, лишившись внешней опоры с его уходом.

№ слайда 24 Лука. Сложный, противоречивый герой. С одной стороны как бы даёт импульс пробужд
Описание слайда:

Лука. Сложный, противоречивый герой. С одной стороны как бы даёт импульс пробуждающемуся сознанию Сатина, С другой – его доброта, снисходительность, желание помочь могут обернуться роковыми последствиями для слабых духом. Правда, вина за это падает на них самих. Лука утешает людей, прибегая ко лжи. Он просто не очерствел душою, творит реальное, деятельное добро, не просто утешает, а философски обосновывает свою позицию: «Человека может спасти и научить добру не насилие, не тюрьма, а только добро».

№ слайда 25 Горькому удалось показать одну из самых опасных черт сознания и психологии социа
Описание слайда:

Горькому удалось показать одну из самых опасных черт сознания и психологии социальных низов России: Неудовлетворённость реальностью; Анархический критицизм этой реальности; Вместе с тем зависимость от внешней помощи; Вера в «чудесное» спасение; Неготовность к самостоятельному жизненному творчеству

№ слайда 26 Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считал Луку. По мн
Описание слайда:

Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считал Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

№ слайда 27 Обсудим: Мнение исследователя: «В основе драмы лежит глубоко религиозная проблем
Описание слайда:

Обсудим: Мнение исследователя: «В основе драмы лежит глубоко религиозная проблема. Понятие «дно» имеет не только социальное, но и духовно-нравственное содержание». Вопросы: Может ли человек жить без веры? Утверждение: «Ради правды нужно жертвовать всем». Цитату: Из книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»:

№ слайда 28 Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали
Описание слайда:

Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли! Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет. Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие, от которых устала земля: пусть же исчезнут они! Прежде хула на Бога была величайшей хулой; но Бог умер, и вместе с ним умерли и эти хулители. Теперь хулить землю — самое ужасное преступление, так же как чтить сущность непостижимого выше, чем смысл земли! Некогда смотрела душа на тело с презрением: и тогда не было ничего выше, чем это презрение, — она хотела видеть тело тощим, отвратительным и голодным. Так думала она бежать от тела и от земли. О, эта душа сама была еще тощей, отвратительной и голодной; и жестокость была вожделением этой души! Но и теперь еще, братья мои, скажите мне: что говорит ваше тело о вашей душе? Разве ваша душа не есть бедность и грязь и жалкое довольство собою? Поистине, человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он — это море, где может потонуть ваше великое презрение.

№ слайда 29 «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – сто же лучше, истина или сост
Описание слайда:

«Основной вопрос, который я хотел поставить, это – сто же лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский».

№ слайда 30 Что есть тело (сверхчеловек) без души?
Описание слайда:

Что есть тело (сверхчеловек) без души?

№ слайда 31 Философский вопрос, который поставил Горький: что лучше – истина или сострадани
Описание слайда:

Философский вопрос, который поставил Горький: что лучше – истина или сострадание. Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по – своему, имея всё-таки в виду некую окончательную высшую правду. Посмотрим, как соотносятся правда и ложь в драме «На дне»

№ слайда 32 На какие группы можно разделить героев пьесы? «верущие»	«неверующие» Анна – в Бо
Описание слайда:

На какие группы можно разделить героев пьесы? «верущие» «неверующие» Анна – в Бога Татарин – в Аллаха Настя – в любовь Барон – в своё прошлое Клещ – ни во что не верит Бубнов – никогда и никому не верил

№ слайда 33 истина истина ложь сострадание Как соотносит Горький эти понятия? противопоставл
Описание слайда:

истина истина ложь сострадание Как соотносит Горький эти понятия? противопоставляет

№ слайда 34 Вопрос о правде
Описание слайда:

Вопрос о правде

№ слайда 35 Важнейшая смысловая категория - Правда - ложь Правда - вера правда 2 оппозиции:
Описание слайда:

Важнейшая смысловая категория - Правда - ложь Правда - вера правда 2 оппозиции: Разное понимание правды и разное отношение к вере определяет позицию и место каждого из ночлежников (а не их социальная биография) Вера объединяет Актёра, Анну, Наташу, Настю, близки к ним Васька Пепел и Клещ. Их вера (пусть и иллюзорная) поддерживает их жизнь. Эта ВЕРА и есть для них ПРАВДА Бубнов, Барон, Сатин

№ слайда 36 Правда реальности и правда мечты – две грани проблемы пьесы. Бубнов, Сатин и Акт
Описание слайда:

Правда реальности и правда мечты – две грани проблемы пьесы. Бубнов, Сатин и Актёр далеки от иллюзий. Они им не нужны. Для Актёра, Наташи, Насти, Анны и других ВЕРА важнее ПРАВДЫ. Поэтому так горячо откликнулись на реплику Луки: «Во что веришь, то и есть».

№ слайда 37 Что понимают под «правдой» герои? «Частная» правда, которую герои отстаивают для
Описание слайда:

Что понимают под «правдой» герои? «Частная» правда, которую герои отстаивают для «себя» Настя уверяет всех в существовании чистой любви Барон – в существовании своего благополучного прошлого Клещ - свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены Для Василисы «правда» в том, что она «надоела» Ваське Пеплу Такая частная правда находится на уровне факта: было- не было Другой уровень «правды» - мировоззренческий – в репликах Луки. «Правда» Луки и его «ложь» выражаются формулой: «Во что веришь – то и есть» А нужна ли вообще правда?

№ слайда 38 Позиция какого персонажа противопоставляется позиции Луки? Позиции Луки, компром
Описание слайда:

Позиция какого персонажа противопоставляется позиции Луки? Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Он вступает в спор неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие (полилог) пьесы. Найдите реплики, характеризующие мировоззрение Бубнова, прокомментируйте их. Какие ремарки характеризуют Бубнова?

№ слайда 39 Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наи
Описание слайда:

Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. БУБНОВ ЛУКА

№ слайда 40 В ЧЕМ ПРАВДА БУБНОВА? «НА ЧТО МНЕ СОВЕСТЬ? Я – НЕ БОГАТЫЙ!» «ЛЮДИ ВСЕ ЖИВУТ…КАК
Описание слайда:

В ЧЕМ ПРАВДА БУБНОВА? «НА ЧТО МНЕ СОВЕСТЬ? Я – НЕ БОГАТЫЙ!» «ЛЮДИ ВСЕ ЖИВУТ…КАК ЩЕПКИ ПО РЕКЕ ПЛЫВУТ…» «ВСЕ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ ЛИШНИЕ…» «ВСЁ СКАЗКИ…» «ВСЕ ТАК: РОДЯТСЯ, ПОЖИВУТ, УМИРАЮТ. И Я ПОМРУ…И ТЫ…» НИКИТА ТОЛУБЕЕВ В РОЛИ БУБНОВА Он относится к жизни со злым пессимизмом

№ слайда 41 Каким образом Лука действует на ночлежников? Лука открывает в каждом человеке хо
Описание слайда:

Каким образом Лука действует на ночлежников? Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее. всем «Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о-ой!.». Алёшке « Эх, парень, запутался ты…» Анне «Разве можно человека эдак бросать?» «Ничего, милая! Ты -0 надейся…Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно…ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, спокой – лежи себе!» Медведеву Умело льстит Медведеву, называя его «ундером», и тот тут же ловится на эту удочку. Актёру Даёт надежду на излечение от алкоголизма. «Человек – всё может, лишь бы захотел…» вору Ваське Советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь

№ слайда 42 Врал ли ночлежникам Лука? Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них
Описание слайда:

Врал ли ночлежникам Лука? Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь – «золотая сторона»

№ слайда 43 В ЧЕМ ПРАВДА САТИНА? «ВСЁ- В ЧЕЛОВЕКЕ, ВСЁ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ЧЕЛОВ
Описание слайда:

В ЧЕМ ПРАВДА САТИНА? «ВСЁ- В ЧЕЛОВЕКЕ, ВСЁ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК. ВСЕ ЖЕ ОСТАЛЬНОЕ – ДЕЛО ЕГО РУК И МОЗГА! ЧЕ-ЛО-ВЕК – ЭТО ВЕЛИКОЛЕПНО! ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО! НАДО УВАЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА! НЕ ЖАЛЕТЬ, НЕ УНИЖАТЬ ЕГО ЖАЛОСТЬЮ…» «ЧТО ТАКОЕ ПРАВДА? ЧЕЛОВЕК – ВОТ ПРАВДА!» «ЛОЖЬ – РЕЛИГИЯ РАБОВ И ХОЗЯЕВ… ПРАВДА – БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА!» ДМИТРИЙ НАЗАРОВ В РОЛИ САТИНА «Правда» Сатина – в человеке

№ слайда 44 Монолог Сатина о человеке «Человек – свободен…Он за всё платит сам: за веру, за
Описание слайда:

Монолог Сатина о человеке «Человек – свободен…Он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за всё платит сам, и потому он свободен!.. Человек – вот правда!»

№ слайда 45 «Сделай так, чтобы работа была мне приятна, я, может быть, буду работать…да!» «Ч
Описание слайда:

«Сделай так, чтобы работа была мне приятна, я, может быть, буду работать…да!» «Что такое правда? Человек – вот правда!» «Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!» Ложь Луки не устраивает Сатина. «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!

№ слайда 46 правда Лука. «Во что веришь, то и есть» – Человек – правда. Доброта Луки утешающ
Описание слайда:

правда Лука. «Во что веришь, то и есть» – Человек – правда. Доброта Луки утешающая.он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи, Неподделен его интерес к людям. Он нужен «страдальцам», т.к. ободряет и утешает их, поддерживая уже сложившуюся мечту, не предлагая своих рецептов. Даёт веру, надежду, согревает сочувствием души людей слабых. Бубнов Человек зависит от среды. Правда «злая»,не одушевлённая добром. Сатин Человеку нужна мечта, НО Двигаться к ней он ДОЛЖЕН САМ! Ему нужна деятельная любовь, уважение вместо жалости. «Человек – вот правда» ВЫВОД: Правда текучая, подвижная. Тонки переходы добра в равнодушное бессилие, правды – в ложь.

№ слайда 47 Горький выделяет две правды: «Правду – истину» «правду – мечту» Эти «правды» не
Описание слайда:

Горький выделяет две правды: «Правду – истину» «правду – мечту» Эти «правды» не совпадают, даже враждебны друг другу. Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку, человеку – мечте. В этом проявляются взгляды самого Горького.

№ слайда 48 Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры само
Описание слайда:

Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого писателя. Пьеса «На дне» отразила переломный момент в судьбе самого автора. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастет в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х, был назван «социалистическим реализмом»

Презентация по литературе на тему "Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» М.Горького "(11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Образы людей, лишенных солнечного тепла, прослеживаются и в социально-философской пьесе «На дне», по сюжету все они являлись обитателями ночлежного дома для неимущих. Максим Горький незаметно вводит читателя в гадкий мир, опустившихся «на дно» жизни людей. У всех жильцов ночлежки есть общая недосягаемая цель – вернуться в мир «настоящих» людей.
Философскую направленность пьесе задают романтизированные герои, живущие пустыми мечтами, в противовес им стоят лишь картузник Бубнов и безработный Сатин.

Автор Дронова Наталья Александровна
Дата добавления 15.10.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 162
Номер материала MA-067980
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓