Пояснительная записка
Тема: «Дыхание», по учебной программе рассматривается в учебнике для 8
класса общеобразовательных учреждений.
Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений/ Н.И.Сонин, М.Р. Сапин., - М.: Дрофа, 2011г.
По учебному плану на эту тему отводится – 5 часов.
Конспекты учебных занятий с использованием ЦОР.
Город Магнитогорск
МОУ СОШ № 5
Учитель Субботина
Л.П.
Класс 8
Предмет: Биология.
Тема: «Дыхание».
Тип учебного занятия:1 урок – лекция, 2,3 урок - решения ключевых
задач, 4 урок – консультация, 5 урок – зачётный.
Цели: Активизация познавательной деятельности школьников по
стимулированию у них учебной активности на уроках биологии посредством опорных
конспектов.
Задачи:
1.
Формировать у учащихся
новые анатомо-физиологические понятия.
2.
Развивать гигиенические
понятия и умение составлять опорные сигналы и конспекты.
3.
Воспитывать у учащихся
положительную роль физического труда и физкультуры.
Межпредметные связи: химия, гигиена, экология, медицина.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Сегодня хочется поделиться опытом работы по методу опорного конспекта.
Это очень актуально на сегодняшний день, так как позволяет учащимся, на уроке
биологии, творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности,
прививает навыки работы с учебником и развивает логическое мышление, а это
хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в ВУЗ. Самое главное при
работе с опорными схемами, таблицами, рисунками – это создать ситуацию успеха
на уроке, чтобы учащиеся свободно решали поставленные задачи и не боялись
ошибаться.
Многоэтапная структура урока с опорными сигналами выглядит так: 1.
Мобилизующее начало (10-20 мин) – письменное воспроизведение по памяти опорных
сигналов по предыдущей теме всеми учащимися на оценку. В это же время – тихий
устный опрос некоторых учащихся с опорными конспектами в руках или громкий
ответ учащегося по опорному плакату предыдущей темы.
2. Запись на доске и в предметных тетрадях новой темы,
обоснование целей урока (1-2 мин).
3. Первичное объяснение (сжато) только основного нового
материала с использованием ИКТ, но без опорных сигналов.
4. Вторичное объяснение нового материала (чтобы поняли и
слабые) по узловым вопросам темы с демонстрацией опорного плаката (на
двукратное объяснение нового материала отводится не менее 20 мин).
5. Переписывание учащимися опорных сигналов (с экрана ,
опорного плаката или под диктовку учителя). Иногда эта работа сливается с
вторичным объяснением нового материала.
6. Закрепление – самостоятельное чтение учебника или
дополнительной литературы.
7. Задание на дом (изучить в учебнике нужный параграф и
опорные сигналы, упражняться в их воспроизведении, уметь устно объяснять
каждый сигнал).
Детально изучив по программе содержание материала, составила опорные
конспекты для конкретных уроков по теме: «Дыхание».
Для темы урока: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы;
дыхательные пути, голосообразование», использовала следующие опорные конспекты
в презентации:
Определение процессу дыхание – 8 слайд;
Схема окисления питательных веществ – 9 слайд;
Основные этапы газообмена у человека – 10 слайд;
Эволюция дыхательной системы у животных – 11 слайд;
Рис. Система органов дыхания у человека – 12 слайд;
Органы дыхания у человека – 13 слайд;
Рис. Верхние дыхательные пути – 14 слайд;
Строение полости носа – 15 слайд;
Рис. Полость носа – 16 слайд;
Схема строения и функции слизистой носа – 17 слайд;
Схема строения носоглотки – 18 слайд;
Функции носоглотки и глотки – 19 слайд;
Рис. Строение гортани – 20 слайд;
Строение гортани – 21 слайд;
Схема строения гортани – 22 слайд;
Строение трахеи – 23 слайд;
Для темы урока: «Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание», использовала
следующие опорные конспекты в презентации:
Строение лёгких – 24 слайд;
Рис. Строение лёгких – 25 слайд;
Строение бронхиального древа – 26 слайд;
Рис. Газообмен в лёгких – 27 слайд;
Газообмен в тканях – 28 слайд;
Для темы урока: «Механизмы вдоха и выдоха. Охрана воздушной среды»,
использовала следующие опорные конспекты в презентации:
Воздушная среда – 29 слайд
Рис. Акт вдоха и выдоха – 30 слайд;
Схема вдоха – 31 слайд;
Схема выдоха – 32 слайд;
Борьба с загрязнением воздуха – 33 слайд;
Жизненная ёмкость лёгких – 34 слайд;
Для темы урока: «Регуляция дыхания», использовала следующие опорные
конспекты в презентации:
Регуляция дыхательных движений – 35 слайд;
Для темы урока: « Инфекционные и хронические заболевания органов
дыхания. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы
реанимации», использовала следующие опорные конспекты в презентации:
Заболевание дыхательных путей – 36 слайд;
Оказание 1-ой помощи – 37 слайд
Клиническая и биологическая смерть – 38 слайд;
Таким образом, учебная работа учащихся с одними и теми же опорными
сигналами осуществляется несколько раз:
1) при вторичном объяснении нового материала (учитель на экране устно
расшифровывает, объясняет смысл опорных сигналов);
2) при закреплении нового материала на уроке;
3) при выполнении домашнего задания;
4) при письменном воспроизведении сигналов в начале следующего урока;
5) при устном ответе учащихся по опорному конспекту;
Домашняя подготовка учащихся к уроку занимает всего 10-15 мин,
восстановлению в памяти пройденного материала помогают опорные сигналы.
По моему мнению, систематическая работа с опорными сигналами повышает
интерес к биологии и учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и
прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся,
способствует воспитанию честности, прилежного и добросовестного отношения к учебному
труду (приходится готовиться к каждому уроку).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.