Главная / Начальные классы / Презентация "Нуобъятный мир северного фольклора"

Презентация "Нуобъятный мир северного фольклора"

«Необъятный мир северного фольклора» Составитель: Фархутдинова Е.А. 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ Мифы, легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэн...
План презентации: 1. Коренные народы Крайнего Севера. 2. Из истории. Мифологи...
Народы Крайнего Севера - это народы численностью менее 50 тысяч человек, прож...
История Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного лед...
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от гр.mythos — предание) — жанр изобразительного искусст...
Мифы народов севера:
В северной мифологии существует такое понятие, как Валгалла, рай для героев....
Легенды северных народов так же суровы и восхитительны, как тот край, где они...
Интерес к этим легендам заключается в их схожести с легендами других стран. З...
Герой в легендах проходит через множество испытаний и каждое принимает с лико...
Герои сказаний, легенд и мифов народов Севера Беовульф— герой северного и анг...
Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое уст...
Сказки северных народов делятся на: Волшебные сказки Мифологические сказки Со...
В заключении хочется сказать: Научно доказан тот факт, что первые знания о з...
Легенды о полярном сиянии Жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них ...
Золотой топор Глупый мужик пошёл на берег строить дом. Когда он строил дом, т...
http://www.edu.severodvinsk.ru/after_schol/nit/2012/polyanin/mifs.html http:...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «Необъятный мир северного фольклора» Составитель: Фархутдинова Е.А. 2015 г.
Описание слайда:

«Необъятный мир северного фольклора» Составитель: Фархутдинова Е.А. 2015 г.

№ слайда 2 ВВЕДЕНИЕ Мифы, легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэнтез
Описание слайда:

ВВЕДЕНИЕ Мифы, легенды, былины, сказки - всё это один жанр - своеобразная фэнтези наших предков. Записывали: не было бумаги - вырубали на скалах; не умели еще писать - пели под гусли, или передавали рассказами из поколения в поколение. Вот так всё это до нас и дошло. Цель презентации: показать, как переплетается северный фольклор с жизнью и появлением народов.

№ слайда 3 План презентации: 1. Коренные народы Крайнего Севера. 2. Из истории. Мифологичес
Описание слайда:

План презентации: 1. Коренные народы Крайнего Севера. 2. Из истории. Мифологический жанр. Легенды северных народов. Сказки народов севера.

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5 Народы Крайнего Севера - это народы численностью менее 50 тысяч человек, прожива
Описание слайда:

Народы Крайнего Севера - это народы численностью менее 50 тысяч человек, проживающие в северных районах России, в Сибири и на российском Дальнем Востоке на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

№ слайда 6 История Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного ледови
Описание слайда:

История Первые представители Homo sapiens проникли на побережье Северного ледовитого океана около 30 000 лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей в долине р. Усы «Мамонтовая курья» (Республика Коми) и в устье р. Яна «Берелех» (Республика Саха (Якутия)). Проникновение и освоение древними людьми высоких широт существенно повысили адаптивные возможности Homo sapiens как вида. В условиях постоянной борьбы с холодом и стихией формировались северные адаптивные типы популяций человека. В результате таких адаптивных изменений со временем произошла мутация гена меланина, что привело к улучшению выживаемости индивида в данных условиях. Побуждающими факторами мутации послужила низкая интенсивность ультрафиолетового излучения, что характерно для районов севера. Внешнее проявление мутации — светлая кожа. Наверное, народ саами является самым древним народом в Арктике. Можно сказать с уверенностью, что этот народ населяет северную часть Скандинавии, Финляндию и Кольский полуостров в России в течение почти 8 тысяч лет. Кроме этого, саами является первым из коренных народов Арктики, описанных в истории. В 550 г до н.э. византийский историк Прокопиус описал их как диких животных, не имеющих ни одежды, ни обуви, только выделанные шкуры животных; по его словам, они не были знакомы с сельским хозяйством, жили только охотой и не пили вина.

№ слайда 7 МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от гр.mythos — предание) — жанр изобразительного искусства,
Описание слайда:

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР (от гр.mythos — предание) — жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Этот жанр очень украшает художественное творчество, вносит в него таинственность и загадочность. Со сказкой мы не расстаёмся с детства. Она вносит в нашу жизнь красоту, волшебство и доброту!

№ слайда 8 Мифы народов севера:
Описание слайда:

Мифы народов севера:

№ слайда 9 В северной мифологии существует такое понятие, как Валгалла, рай для героев. Ту
Описание слайда:

В северной мифологии существует такое понятие, как Валгалла, рай для героев. Туда не попадают умершие от болезней или старости, но только те, кто погиб в бою. Валькирии, богини войны, опьяняют людей жаждой смерти, а затем забирают павших с поля битвы. Они приводят их в крепость Асгард, крыша которой сделана из шлемов и щитов. Там героев встречает сам бог Вотан. Бог Один объясняет умершим воинам, что теперь они продолжат начатую на земле битву здесь, в Асгарде. Воины Валгаллы сражаются с утра до вечера, умирают и вновь воскресают, чтобы снова биться, пока не раздастся звон колокола, возвещающего о начале вечернего пира, во время которого воины рассказывают друг другу о своих дневных подвигах. Чтобы восстановить силы, они пьют молоко козы Хейдрун, едят мясо кабана Сэхримнира и занимаются любовью с валькириями, которые подливают пиво в их кубки. Во время этих пиров Один ничего не ест, а только пьет и кормит своих волков-убийц. Однако он не забывает напоминать воинам, что все, чем они заняты в Валгалле, – это всего лишь подготовка к последней битве, Рагнареку. Тогда, выйдя из пятисот сорока дверей Асгарда воины Валгаллы встретятся с Локи, богом огня, и его армией. В ее рядах будет волк Фенрир, змей Ермунганд и множество других демонических порождений. Если воины Валгаллы будут побеждены, тогда мир погибнет, и Локи разразится торжествующим хохотом.

№ слайда 10 Легенды северных народов так же суровы и восхитительны, как тот край, где они во
Описание слайда:

Легенды северных народов так же суровы и восхитительны, как тот край, где они возникли. Их боги поступали не всегда достойно. Высшей добродетелью считалась отвага, иногда в ущерб морали. Это объясняет нам причины, по которым христианство вытеснило древние верования скандинавов. Истина заключается в том, что истории этих богов едва ли более моральны, чем сказка о герое, жестоко обманывающем короля, с целью завладеть принцессой. Такие легенды способствуют нашему пониманию духовной жизни этого времени, будят смелость и воображение, которое всегда было необходимо нации первопроходцев, исследователей и искателей приключений. Хотя герои саг и легенд далеки от совершенства, их истории очень увлекательны. Сам Шекспир, любивший страстные истории, позаимствовал сюжет «Гамлета» из древней скандинавской саги.

№ слайда 11 Интерес к этим легендам заключается в их схожести с легендами других стран. Заме
Описание слайда:

Интерес к этим легендам заключается в их схожести с легендами других стран. Замерзшие реки и ядовитый иней, созданные Имиром до создания Солнца и Земли, напоминают нам воды из Библии, над которыми витал во тьме Божий дух. Греческие боги в человеческом обличье сражались с титанами, а греческие герои побеждали чудовищ. Суровая история северных народов и условия их жизни сформировали глубоко индивидуальный дух мифов и легенд. Боги Асгарда, как и люди, в них верившие, находились в постоянной борьбе добра и зла, света и тьмы, тепла и холода. Их бурный темперамент противостоял темным силам, от которых Земле суждено было в конце концов погибнуть в Судный день. Мир наводняли великаны и удивительные монстры. Голодные «волки тьмы» преследовали на небесах Солнце и Луну.

№ слайда 12 Герой в легендах проходит через множество испытаний и каждое принимает с ликован
Описание слайда:

Герой в легендах проходит через множество испытаний и каждое принимает с ликованием, хотя его жизнь коротка и счастливые развязки редки. Древние легенды, исполненные суровым духом Севера, всегда новы и восхитительны. Они позволяют нам глубже понять верования древних скандинавских народов и возникшую на их основе литературу.

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Герои сказаний, легенд и мифов народов Севера Беовульф— герой северного и англос
Описание слайда:

Герои сказаний, легенд и мифов народов Севера Беовульф— герой северного и англосаксонского эпоса, одолевший двух ужасных чудовищ -Гренделяв королевстведанови дракона королевствагаутов. Брунхильд— героиняскандинаво-германскоймифологии, самая воинственная и самая прекрасная валькирия, бросившая вызов самому Одину. Вяйнямейнен— главный герой карело-финского эпоса, сын богини-демиургаЛуоннотар. Этот мудрый старец, маг и чародей, был одарен сверхъестественными способностями, но ему на протяжении всей жизни фатально не везло в любви. Кримхильда— героиня германского эпоса "Песнь оНибелунгах", женаЗигфрида, после смерти героя ставшая женой гуннского короля Аттилы. Известна совершенной красотой, которая побуждала на подвиги и обрекала на смерть доблестных воинов. Нибелунги— в германо-скандинавской мифологии и эпосе — все владельцы золотого клада (сокровищ и магического кольца силы)карлика-цвергаАндвари, который ранее украл проклятое золото у Рейнских дев. Сигурд— вскандинаво-германскоймифологии и эпосе великий герой, сынСигмундаиСиглинд, воспитанник колдуна-кузнеца Регина, брата драконаФафнира, стерегущего проклятый золотой клад карликаАндвари. Старкад— герой скандинавской мифологии, безжалостный и жестокий воин-викинг, с именем которого связано огромное количество подвигов. Представлял собой уродливого великана с клыками, выступающими изо рта, и с шестью руками. Хаддинг— сын датского короляГрама. Герой воспитывался в Швеции среди великанов, где его обучили искусству магии.Хаддингупокровительствовал бог Один, являвшийся герою в облике одноглазого великана. Хегни— герой германо-скандинавской мифологии. Имеет противоречивые черты.Эддическиепесни изображаютХёгнибезупречным героем. В саге оТидрекеи в "Песни онибелунгах"Хёгниприобретает отрицательные черты. Он предательски убил великогоЗигфрида(Сигурда), а затем спрятал золотой кладнибелунговна дне реки. Хельги— герой скандинавской мифологии. ИмяХельгиможно перевести с древнеисландского как "посвященный" или "священный".Хельгипокровительствовали девы-воительницы, которых называли валькириями.

№ слайда 15 Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное
Описание слайда:

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках. Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы. В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление. Большое место в фольклоре народов Севера и Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

№ слайда 16 Сказки северных народов делятся на: Волшебные сказки Мифологические сказки Социа
Описание слайда:

Сказки северных народов делятся на: Волшебные сказки Мифологические сказки Социально-бытовые сказки «Блуждающие» («бродячие») сказки Кумулятивные сказки Сказки- песни Историко-героические сказки Сказки –бывальщины Сказки о животных

№ слайда 17 В заключении хочется сказать: Научно доказан тот факт, что первые знания о зако
Описание слайда:

В заключении хочется сказать: Научно доказан тот факт, что первые знания о законах и явлениях жизни человек получает из сказок, притч, легенд и мифов. Однако информация, заложенная в них, носит неконкретный характер. Иносказательная форма информирования побуждает слушателя к собственным размышлениям, формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности.

№ слайда 18 Легенды о полярном сиянии Жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них соб
Описание слайда:

Легенды о полярном сиянии Жили некогда в тундре дедушка и внук. И была у них собака по кличке Айя, которая помогала охотиться и пасти оленей. Однажды дед вернулся с охоты опечаленный - в тундре на него напал волк. Собака спасла хозяина от волка, но была ранена. И пока дед волка прогонял, Айя куда-то пропала. Тем временем в тундре стемнело - не найти уже потерявшуюся собаку. Мальчик горько заплакал, но тут подлетел к нему сокол и велел поджечь ветку в костре. Взял сокол ветку в клюв и взмыл высоко-высоко в небо. И расступилась тьма, а сокол всё летал над тундрой кругами, пока внук с дедушкой искали собаку. Айя нашлась, когда ветка уже догорала. Сокол улетел, а в северном небе с тех пор часто загорается костёр, чтобы осветить путь тем, кто хочет совершить доброе дело.

№ слайда 19 Золотой топор Глупый мужик пошёл на берег строить дом. Когда он строил дом, топо
Описание слайда:

Золотой топор Глупый мужик пошёл на берег строить дом. Когда он строил дом, топор в воду уронил. Глупый мужик сидит и не знает, как топор достать. Вдруг из воды водяной показался и спросил: -О чём, мужик, плачешь? Глупый мужик сказал: — Я топор в воду уронил. Водяной скрылся и принёс золотой топор. — Твой топор?— сказал он. Мужик ответил: — Нет, это не мой топор. Водяной серебряный топор принёс и сказал: — Это твой топор? Мужик ответил: — Нет, это не мой топор. Водяной принёс простой топор. Мужик сказал: — Это мой топор. Водяной подарил мужику три топора — золотой, серебряный и простой. Пришёл мужик домой и рассказал деревенским друзьям: — Мне водяной подарил три топора. Один его друг говорит: — Я тоже пойду, может, и мне водяной три топора подарит. Вот пошёл он на берег и стал рубить дерево. Рубил-рубил и нарочно топор бросил в воду. Потом сидит, плачет. Не может достать топор. Наконец водяной к нему вышел и спросил: — Что ты плачешь? Мужик сказал: — Я топор в воду уронил. Водяной принёс золотой топор и спросил: — Это твой топор? Мужик отвечает: — Это мой топор. Давай сюда. — Это не твой топор,— сказал водяной и ушёл под воду. Мужик возле берега до вечера сидел, только водяной больше не появился. Тогда мужик, плача, домой пошёл.

№ слайда 20 http://www.edu.severodvinsk.ru/after_schol/nit/2012/polyanin/mifs.html http://w
Описание слайда:

http://www.edu.severodvinsk.ru/after_schol/nit/2012/polyanin/mifs.html http://www.bibliotekar.ru/rossia/index.htm http://clubs.ya.ru/4611686018427439581 http://godsbay.ru/vikings/norse_heroes.html http://sokrnarmira.ru/index/0-3779 http://www.astroguide.ru/neobyasnimoe/severnoe-siyanie-pravda-i-mify.html http://valtasar.ru/psila/polarnoe_siyanie.html http://www.likebook.ru/books/view/169172/ http://ckazka.com/index.php?option=com_sobi2&sobi2Task=sobi2Details&catid=8&sobi2Id=3354&Itemid http://magicschool2.chat.ru/project/unnamed.1/myth.htm http://u-uk.ru/collections-series/210-mify-narodov-mira-v-30-tomah.html Список использованных информационных ресурсов:

Презентация "Нуобъятный мир северного фольклора"
  • Начальные классы
Описание:

Научно доказан тот факт, что первые знания о законах и явлениях жизни человек получает из сказок, притч, легенд и мифов. Однако информация, заложенная в них, носит неконкретный характер. Иносказательная форма информирования побуждает слушателя к собственным размышлениям, формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности.

Автор Фархутдинова Елена Александровна
Дата добавления 23.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Презентации
Просмотров 621
Номер материала MA-061616
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓