Главная / География / Презентация на тему "Роль интегрированных уроков в обучении географии"

Презентация на тему "Роль интегрированных уроков в обучении географии"

Роль интегрированных уроков в обучении географии


Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

 В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот  некоторые из таких задач:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач

В чем преимущества интегрированных уроков?

 Преимущества интегрированных  уроков

  • Являются мощным стимулятором мыслительной деятельности;

  • На уроках можно научить применению теоретических знаний в практической жизни:

  • Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни;

  • На уроках дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.

Интеграция-это чрезвычайно привлекательная форма для ребенка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой непривычный ход урока побуждает интерес и стимулирует активность.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В-четвертых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей

Структура интегрированных уроков отличается:

  1. четкостью,

  2. компактностью,

  3. сжатостью,

  4. логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока,

  5. большой информативной емкостью материала.

Каждый из этих уроков ведут два и более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения "деятельных сил" ребенка, данных ему от природы. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная

Закономерности интегрированного урока:

  1. весь урок подчинен авторскому замыслу;

  2. урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

  3. урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого;

  4. этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;

  5. отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

  6. цепочка сведений организована как "данное" и "новое" и отражает не только структурную, но и смысловую связанность;

  7. связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором - выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Проблемы интеграции в процессе обучения

Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения: во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире; во-вторых, это нахождение общего в предметных знаниях.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях.

В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки географии с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых

Интегрировать можно все предметы.

Признаки интегрированного урока:

1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

б) повышения интереса учащихся к предметам;

в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

г) экономии учебного времени и т. п.;

3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся.

1. Синтезированность знаний. Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.

2. Углублённость изучения. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

3. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы. Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.

4. Альтернативность решения. Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.

5. Доказательность решения. Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.

Процесс формирования познавательного интереса к обучению происходит под влиянием многих факторов, учителю необходимо выявлять наиболее существенные из них.

Одним из которых является развитие межпредметных связей – важнейший принцип обучения в современной школе. Учителю географии важно реализовывать на практике принцип взаимосвязи естественнонаучного и общественно-гуманитарного цикла.

Интегрированный урок чаще всего проводится с целью заинтересовать учащихся к обучению, так как данные уроки представляются в необычной, более интересной форме. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки сопряжения и глубоко в большем объеме преподнести содержание дисциплин.

В современной школе выявляют несколько направлений и уровней интеграции:

1) появление новых курсов, циклов уроков, объединяющих материал ряда предметов с сохранением их независимость существования в системе обязательных предметов (например: Искусство).

2) появление разовых «для встряски» интегрированных уроков разного уровня и более эффективного характера(например: география + биология + химия + математика + информатика + и т.д.).

Подготовка всех типов уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей:

1) постановка общих целей и задач

2) тщательный отбор материала всем педагогическим коллективом, готовящим интегрированный урок

3) конструктивная совместная разработка уроков

4) разработка своих предыдущих уроков в соответствии с общими планами.

В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает «желанное пробуждение мысли», что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение географии создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами.

Вывод: Одна из удивительных сторон преподаваемого нами предмета заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько учитель сможет подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.

Роль межпредметных связей в повышении качества знаний учащимся выяснилась при усвоении представлений, при усвоении закономерных связей между явлениями и объектами природы. В этом случае главная задача учителя – опираться на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес, помочь им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах от этого зависит успех ученика и реализация своих возможностей.





Презентация на тему "Роль интегрированных уроков в обучении географии"
  • География
Описание:

Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Автор Носкова Светлана Аркадьенва
Дата добавления 24.09.2015
Раздел География
Подраздел Презентации
Просмотров 1157
Номер материала MA-060890
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓