Главная / Биология / презентация на тему: "Основные направления эволюции"

презентация на тему: "Основные направления эволюции"

Презентация (урок в 11 классе) учителя биологии Габановой З. В.
Задачи урока Закрепить знания о макроэволюционных процессах как надвидовой э...
План урока 1. Макроэволюция – надвидовая эволюция. (Проверка знаний.) 2. Изу...
1. Проверка знаний Сравнительная характеристика этапов эволюционного процесса...
2. Изучение нового материала Характеристика двух главных направлений эволюции...
Идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по ...
А.Н. Северцев (1866-1936) выделил понятия биологического регресса и прогресса...
Представления И.И. Шмальгаузена (1884-1963) о направлениях эволюции. Биологич...
Примеры: серые крысы				- круглые черви насекомые 				- воробьиные птицы
Примеры: вымирание древних папоротников и мхов; истребленные человеком странс...
Примеры: половой процесс многоклеточность цветок и плод Примеры: роющие конеч...
Ароморфоз Ароморфоз ( Арогенез) (от греч. аiro – поднимаю и morphosis – обра...
Фотосинтез – сделал возможным использование солнечной энергии. Половой процес...
Половой процесс Одноклеточная микроскопическая водоросль хлорелла размножаетс...
Редукция полового размножения
Многоклеточность
Крупные ароморфозы у животных Лучевая симметрия Двухслойное тело Двусторонняя...
В процессе дальнейшей эволюции животных из третьего зародышевого листка – мез...
Эволюция Пищеварительной системы Дыхательной системы
Эволюция кровеносной системы
Идиоадаптация Идиоадаптация (Аллогенез) (от греч. Idios – своеобразный и лат....
Примером идиоадаптации на уровне семейства может служить разнообразие дарвин...
Распространение плодов и семян с помощью животных и саморазбрасыванием.
Распространение плодов и семян с помощью ветра.
Опыление растений птицами – колибри
Приспособления к опылению насекомыми. яркая окраска лепестков крупные одиночн...
Приспособления придонных рыб – камбаловых, скатов к жизни на самой поверхност...
Современные амфибии – лягушки, жабы, тритоны – хорошо приспособлены к условия...
Общая дегенерация (Катагенез) (от лат degenero – «вырождаюсь») – морфофизиоло...
Повилика, паразитирующая на клевере, хмеле и других растениях, лишена главног...
У паразитических червей нет кишечника, слабо развита нервная система, почти о...
Соотношение различных направлений эволюции
Ароморфозы как бы приподнимают группу на качественно более высокий уровень ра...
Закрепление знаний Вариант 1 Пути достижения биологического прогресса Вариант...
ЗАДАНИЕ НА ДОМ Изучить § 2.1. учебника Выполнить задания на стр. 94-95 ТЕРМИН...
Список литературы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Основы общей...
1 из 38

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Презентация (урок в 11 классе) учителя биологии Габановой З. В.
Описание слайда:

Презентация (урок в 11 классе) учителя биологии Габановой З. В.

№ слайда 2 Задачи урока Закрепить знания о макроэволюционных процессах как надвидовой эвол
Описание слайда:

Задачи урока Закрепить знания о макроэволюционных процессах как надвидовой эволюции; сформировать четкое представление о современной системе живой природы как результате макроэволюции; формировать понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе; охарактеризовать три основных направления эволюции, позволяющие организмам достичь биологического прогресса; рассмотреть характерные черты каждого из путей достижения биологического прогресса на конкретных примерах из растительного и животного мира; раскрыть взаимосвязь эволюционных преобразований в историческом развитии организмов.

№ слайда 3 План урока 1. Макроэволюция – надвидовая эволюция. (Проверка знаний.) 2. Изучен
Описание слайда:

План урока 1. Макроэволюция – надвидовая эволюция. (Проверка знаний.) 2. Изучение нового материала. Характеристика двух главных направлений эволюции органического мира. (Беседа.) Ароморфоз. (Лекция-беседа с демонстрацией.) Идиоадаптация. (Лекция-беседа с демонстрацией.) Общая дегенерация. (Лекция-беседа с демонстрацией.) Соотношение направлений эволюции и путей их осуществления. (Беседа с демонстрацией.) 3. Закрепление знаний. Тест «Пути достижения биологического прогресса» 4. Задание на дом.  

№ слайда 4 1. Проверка знаний Сравнительная характеристика этапов эволюционного процесса За
Описание слайда:

1. Проверка знаний Сравнительная характеристика этапов эволюционного процесса Задание 1. Заполните таблицу. Этап В каких группах организмов осуществляется Что является материалом для эволюционного процесса Главный эволюционный фактор Результаты Микроэволюция Макроэволюция

№ слайда 5 2. Изучение нового материала Характеристика двух главных направлений эволюции ор
Описание слайда:

2. Изучение нового материала Характеристика двух главных направлений эволюции органического мира. (Беседа.)

№ слайда 6 Идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пут
Описание слайда:

Идея о направленном характере эволюции, идущей по пути прогресса, то есть по пути совершенствования организмов от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим, общепринята. Однако не следует думать, что прогресс является единственным эволюционных изменений, в действительности это лишь одно из возможных направлений. Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах И.И. Шмальгаузена и А.Н. Северцева.

№ слайда 7 А.Н. Северцев (1866-1936) выделил понятия биологического регресса и прогресса в
Описание слайда:

А.Н. Северцев (1866-1936) выделил понятия биологического регресса и прогресса в 1925 г. Биологический прогресс (от лат. progressus - движение вперед) –характеризуется повышением численности особей данного таксона, расширением ареала и распадением на подчиненные систематические группы. Биологический регресс (от лат. regressus - возвращение, движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами; характеризуется уменьшением численности особей в данном таксоне, сужением его ареала и уменьшением числа подчиненных систематических групп, может привести к вымиранию данной группы.

№ слайда 8 Представления И.И. Шмальгаузена (1884-1963) о направлениях эволюции. Биологическ
Описание слайда:

Представления И.И. Шмальгаузена (1884-1963) о направлениях эволюции. Биологический прогресс – процветание, определяемое относительно высокими темпами эволюции, при которых приспособленности организма возрастает. Объективными показателями биологического прогресса являются увеличение численности, ведущее к расселению и расширению ареала Биологический регресс – снижение приспособленности организма. Организм отстает в темпах эволюции и распространения экологически близких форм. Численность вида уменьшается. Вид или группа видов идет навстречу вымиранию. Биологическая стабилизация определяется согласованностью темпов эволюции и изменениями среды, при которых приспособленность организма к изменяющейся среде поддерживается на известном уровне. Объективным показателем стабильности является сохранение ареалов с возможными миграциями, но без значительного расселения.

№ слайда 9 Примеры: серые крысы				- круглые черви насекомые 				- воробьиные птицы
Описание слайда:

Примеры: серые крысы - круглые черви насекомые - воробьиные птицы

№ слайда 10 Примеры: вымирание древних папоротников и мхов; истребленные человеком странству
Описание слайда:

Примеры: вымирание древних папоротников и мхов; истребленные человеком странствующий голубь, дронт и др. ; ныне живущие серый и японский журавль

№ слайда 11 Примеры: половой процесс многоклеточность цветок и плод Примеры: роющие конечнос
Описание слайда:

Примеры: половой процесс многоклеточность цветок и плод Примеры: роющие конечности крота покровительственная окраска у лягушки Примеры: потеря пищеварительного канала у бычьего цепня редукция хорды у взрослой асцидии

№ слайда 12 Ароморфоз Ароморфоз ( Арогенез) (от греч. аiro – поднимаю и morphosis – образец
Описание слайда:

Ароморфоз Ароморфоз ( Арогенез) (от греч. аiro – поднимаю и morphosis – образец, форма) – морфофизиологический прогресс. Повышает общий уровень всех свойств организмов. Ароморфозы дают большие преимущества в борьбе за существование и открывают новые возможности в использовании внешних условий среды. Формирование ароморфоза – очень длительный процесс, происходящий на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. По мнению А. Н. Северцева, ароморфозы обеспечили возникновение новых классов, отделов и типов организмов.

№ слайда 13 Фотосинтез – сделал возможным использование солнечной энергии. Половой процесс –
Описание слайда:

Фотосинтез – сделал возможным использование солнечной энергии. Половой процесс – резко повысил наследственную изменчивость. Многоклеточность – открыла широкие возможности усложнения строения и физиологии. На ранних этапах эволюции органического мира выделяются три крупных ароморфоза:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 Половой процесс Одноклеточная микроскопическая водоросль хлорелла размножается т
Описание слайда:

Половой процесс Одноклеточная микроскопическая водоросль хлорелла размножается только бесполым путем. У хламидомонады два способа размножения – бесполый и половой. Бесполое размножение осуществляется в благоприятных условиях летом. Половое – при наступлении неблагоприятных условий: похолодание, пересыхание водоемов.

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 Редукция полового размножения
Описание слайда:

Редукция полового размножения

№ слайда 18 Многоклеточность
Описание слайда:

Многоклеточность

№ слайда 19 Крупные ароморфозы у животных Лучевая симметрия Двухслойное тело Двусторонняя си
Описание слайда:

Крупные ароморфозы у животных Лучевая симметрия Двухслойное тело Двусторонняя симметрия Трехслойное тело: эктодерма, энтодерма, мезодерма

№ слайда 20 В процессе дальнейшей эволюции животных из третьего зародышевого листка – мезоде
Описание слайда:

В процессе дальнейшей эволюции животных из третьего зародышевого листка – мезодермы развились: стенки кишечника кровеносная система мышцы скелет соединительная ткань органы размножения

№ слайда 21 Эволюция Пищеварительной системы Дыхательной системы
Описание слайда:

Эволюция Пищеварительной системы Дыхательной системы

№ слайда 22 Эволюция кровеносной системы
Описание слайда:

Эволюция кровеносной системы

№ слайда 23 Идиоадаптация Идиоадаптация (Аллогенез) (от греч. Idios – своеобразный и лат. ad
Описание слайда:

Идиоадаптация Идиоадаптация (Аллогенез) (от греч. Idios – своеобразный и лат. adaptatio – приспособление, прилаживание) – частное приспособление организмов к определенному образу жизни в конкретных условиях внешней среды. Идиоадаптации не сопровождаются изменениями основных черт организации, а также общим подъемом уровня организации и интенсивности жизнедеятельности организмов. Идиоадаптация обусловила специфичность признаков таких групп как вид, род, семейство.

№ слайда 24 Примером идиоадаптации на уровне семейства может служить разнообразие дарвиновс
Описание слайда:

Примером идиоадаптации на уровне семейства может служить разнообразие дарвиновских вьюрков, обнаруженных Ч. Дарвином на островах Галапагосского архипелага. Все вьюрки имели сходный уровень организации, но находясь в различных условиях отдельных островов, приобрели совершенно разные свойства в размещении своих укрытий, постройке гнезд и особенно в способах добывания пищи. Одни виды освоили питание плодами растений, другие – семенами, третьи стали насекомоядными, а один вид даже приспособился слизывать кровь у раненых животных. Все эти приспособления повлекли за собой изменения в облике вьюрков (в форме клюва, размера головы, хвоста и всего тела), поведении и общем образе жизни.

№ слайда 25 Распространение плодов и семян с помощью животных и саморазбрасыванием.
Описание слайда:

Распространение плодов и семян с помощью животных и саморазбрасыванием.

№ слайда 26 Распространение плодов и семян с помощью ветра.
Описание слайда:

Распространение плодов и семян с помощью ветра.

№ слайда 27 Опыление растений птицами – колибри
Описание слайда:

Опыление растений птицами – колибри

№ слайда 28 Приспособления к опылению насекомыми. яркая окраска лепестков крупные одиночные
Описание слайда:

Приспособления к опылению насекомыми. яркая окраска лепестков крупные одиночные цветки мелкие цветки собраны в соцветия наличие нектара и аромата крупная, липкая, шероховатая пыльца

№ слайда 29 Приспособления придонных рыб – камбаловых, скатов к жизни на самой поверхности д
Описание слайда:

Приспособления придонных рыб – камбаловых, скатов к жизни на самой поверхности дна (уплощение тела, окраска под цвет грунта) представляют типичные примеры идиоадаптаций

№ слайда 30 Современные амфибии – лягушки, жабы, тритоны – хорошо приспособлены к условиям с
Описание слайда:

Современные амфибии – лягушки, жабы, тритоны – хорошо приспособлены к условиям существования в мелких водоемах и сильно увлажненных местах суши.

№ слайда 31 Общая дегенерация (Катагенез) (от лат degenero – «вырождаюсь») – морфофизиологич
Описание слайда:

Общая дегенерация (Катагенез) (от лат degenero – «вырождаюсь») – морфофизиологический регресс – упрощение организации в ходе эволюции данной группы, сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их органов. Упрощение строения при соответствующем образе жизни организмов часто обеспечивает процветание группы. Благодаря общей дегенерации облегчается вхождение группы в новую адаптацию.

№ слайда 32 Повилика, паразитирующая на клевере, хмеле и других растениях, лишена главного о
Описание слайда:

Повилика, паразитирующая на клевере, хмеле и других растениях, лишена главного органа листа, а вместо корней у нее образуются на стебле присоски, которыми она высасывает питательные вещества из растения хозяина.

№ слайда 33 У паразитических червей нет кишечника, слабо развита нервная система, почти отсу
Описание слайда:

У паразитических червей нет кишечника, слабо развита нервная система, почти отсутствует способность к самостоятельному передвижению. Наряду с упрощением организации, эти животные обладают присосками, крючками, при помощи которых держатся на стенках кишечника своего хозяина. Они имеют сильно развитые органы размножения и отличаются огромной плодовитостью, что обеспечивает сохранение вида и приводит его к биологическому прогрессу.

№ слайда 34 Соотношение различных направлений эволюции
Описание слайда:

Соотношение различных направлений эволюции

№ слайда 35 Ароморфозы как бы приподнимают группу на качественно более высокий уровень разви
Описание слайда:

Ароморфозы как бы приподнимают группу на качественно более высокий уровень развития и вызывают широкий спектр частных приспособлений организмов – идиоадаптаций, иногда и регресса.

№ слайда 36 Закрепление знаний Вариант 1 Пути достижения биологического прогресса Вариант 2
Описание слайда:

Закрепление знаний Вариант 1 Пути достижения биологического прогресса Вариант 2 Пути достижения биологического прогресса Условные обозначения. Ароморфоз – А, идиоадаптация – И, общая дегенерация - Д 1. Возникновение хлорофилла 2. Возникновение ползучего стебля у земляники 3. Появление плода у покрытосеменных. 4. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой систем и околоцветника у ряски 5. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики. 6. Появление семян у голосеменных. 1. Образование позвоночника. 2. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных. 3. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошади). 4. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня). 5. Возникновение теплокровности. 6. Образование цепкого хвоста (у обезьян).

№ слайда 37 ЗАДАНИЕ НА ДОМ Изучить § 2.1. учебника Выполнить задания на стр. 94-95 ТЕРМИНОЛО
Описание слайда:

ЗАДАНИЕ НА ДОМ Изучить § 2.1. учебника Выполнить задания на стр. 94-95 ТЕРМИНОЛОГИЯ РИС.2.10 На стр. 92 Подготовить сообщения о влиянии человеческой деятельности на процессы эволюции видов. (по желанию)

№ слайда 38 Список литературы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Основы общей би
Описание слайда:

Список литературы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Основы общей биологии. Учебник. М. «Вентана-Граф». 2006 г. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Основы общей биологии. Методическое пособие. М. «Вентана-Граф». 2006 г. Энциклопедический словарь юного школьника. М. «Педагогика». 1986 г. От Большого взрыва к Человеку разумному. М. «Терра» 1997 г.

презентация на тему: "Основные направления эволюции"
  • Биология
Описание:

1. Макроэволюция – надвидовая эволюция. (Проверка знаний.)

2. Изучение нового материала.

Характеристика двух главных направлений эволюции органического мира. (Беседа.)

Ароморфоз. (Лекция-беседа с демонстрацией.)

Идиоадаптация. (Лекция-беседа с демонстрацией.)

Общая дегенерация. (Лекция-беседа с демонстрацией.)

Соотношение направлений эволюции и путей их осуществления. (Беседа с демонстрацией.)

3. Закрепление знаний.

Тест «Пути достижения биологического прогресса»

Автор Габанова Залина Владимировна
Дата добавления 18.10.2016
Раздел Биология
Подраздел Презентации
Просмотров 483
Номер материала MA-068016
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓