Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Нарушение
письменной речи
у младших школьников
2 слайд
Письменная и устная речь – это две формы
речевой функции
Устная речь
Письменная речь
Звуковое оформление
языка
Графическое оформление
языка
3 слайд
Речедвигательный
анализатор
Зрительный
анализатор
Речеслуховой
анализатор
Двигательный
анализатор
артикулема
фонема
графема
кинема
Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов:
4 слайд
«Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передать информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков.» ( Русский язык: Энциклопедия.)
5 слайд
Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым.
6 слайд
Специфические операции, входящие в процесс письма
Анализ звукового состава слова,
подлежащего записи
2. Уточнение звуков
1.Определение
последовательности и количества
звуков
Перевод фонем в графемы
«Перешифровка» зрительных схем букв в
кинетическую систему последовательных движений
7 слайд
Все эти сложные перешифровки происходят в теменно – затылочно - височной областях головного мозга и окончательно формируется на 10-11-м году жизни.
Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования - этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга.
Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).
8 слайд
Причины возникновения
нарушений письма
Патогенные
факторы
Органические
причины
Функциональные
повреждения головного мозга
внутренние и внешние
Наследственные
факторы
9 слайд
ПРИЧИНЫ:
1. Несформированность всех сторон речи:
фонематического восприятия;
лексико – грамматической стороны;
звукопроизношения
2. Несвоевременное формирование процесса латерализации
3. Несформированность пространственных и временных представлений.
4. Билингвизм.
5. Наследственный фактор; когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость.
6. Несформированность произвольных форм деятельности.
7. Недостаточность высших психических процессов
8. Неустойчивость эмоциональной сферы.
9. Педагогические ошибки.
10 слайд
Неречевые симптомы
Речевые симптомы
Неврологические нарушения, нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно-пространственных ориентировок и т.д.
Ошибки на уровне буквы
Ошибки на уровне предложения
Ошибки на уровне слова
Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма,
проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках,
обусловленных несформированностью высших
психических функций, участвующих в процессах письма.
11 слайд
Какие же ошибки, должны насторожить ?
1. Ошибки связанные с нарушением произношения.
2. Смешение и замены фонем по акустико – артикуляционному сходству.
3. Обозначение мягкости согласных.
4. Пропуски букв и слогов, не дописывание слов.
5. Слитное написание слов, предлогов, раздельное – приставок.
6. Ошибки в оформлении предложения.
7. Ошибки «застревания» (персеверации), предвосхищения, упреждения.
8. Ошибки по оптическому и кинетическому сходству
12 слайд
Артикуляторно-акустическая дисграфия -
это дисграфия на почве растройств устной речи или«косноязычие в письме»
механизмы
Неправильное
произношение
звуков в речи
Несформированность
фонематических
представлений
Нарушение
слуховой
дифференциации
Проявляется
в заменах или
отсутствии звуков
в устной речи
Проявляется в смешениях,
заменах, пропусках букв,
которые соответствуют
смешениям в устной речи
13 слайд
Коррекционная работа
при артикуляторно-акустической дисграфии
Коррекция звукопроизношения
2.Развитие фонетического слуха и фонематического
восприятия
14 слайд
Дисграфия
на основе нарушения
фонемного распознавания или
акустическая дисграфия
механизмы
Неточность
слуховой
дифференциации
звуков
Неточность
кинестетического
анализа
Неточность
в выборе
фонемы
Проявляется в заменах букв,
обозначающих фонетически близкие
звуки (смешиваются: звонкие и
глухие согл., твёрдые и мягкие,
свистящие-шипящие, африкаты
и их компоненты
В нарушениях обозначения
мягкости согласных на письме
(при помощи «ь» и гласных
нижнего ряда
15 слайд
Коррекционная работа
при акустической дисграфии
Развитие фонетического слуха и фонематического
восприятия
16 слайд
Дисграфия
на почве нарушения
языкового анализа и синтеза
Механизмы
Нарушение различных форм
языкового анализа и синтеза
Проявляется в искажениях
структуры: слова (и слога) -
пропуски согласных и
гласных букв, перестановки
букв, вставки букв, пропуски,
добавления, перестановки
слогов
Проявляется в искажениях структуры
предложения – слитное написание
слов (предлоги), раздельное написание
слов (приставки и корни слов),
несоблюдение границ предложения,
написание всех слов
в предложении слитно
17 слайд
Коррекционная работа
при дисграфии на почве нарушения
языкового анализа и синтеза.
1. Развитие языкового анализа и синтеза
2. Развитие слогового анализа и синтеза
3. Развитие фонематического анализа и синтеза
18 слайд
Аграмматическая дисграфия
Механизмы
Несформированность лексико-грамматического строя речи:
морфологических и синтаксических обобщений
Проявляется на уровне
слова: искажение
морфологической
структуры слова,
изменение падеж.
окончаний, пред-
ложных конструкций,
падежа местоимений
Проявляется на уровне
словосочетания:
нарушение
согласования
(сущ.+прил.,
сущ.+числ.)
Проявляется
на уровне
предложения и
текста: нарушение
согласования слов
в предложении.
19 слайд
Коррекционная работа
при аграмматической дисграфии
1. Развитие лексико-грамматического строя речи.
20 слайд
Оптическая дисграфия
Механизмы
Несформированность
зрительно-пространственных функций:
зрительного гнозиса,
зрительного мнезиса, зрительного анализа и
синтеза, пространственных представлений
Проявляется
в искажённом
воспроизведении букв на письме
Проявляется
в заменах и смешениях
графически сходных букв
21 слайд
Коррекционная работа
при оптической дисграфии
Развитие зрительно-пространственных функций:
зрительного гнозиса,
зрительного мнезиса,
зрительного анализа и синтеза,
пространственных представлений.
22 слайд
ВЫВОД:
Нарушения письменной речи имеют место при значительном своеобразии как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координации). Названные функции либо задержаны в своем развитии, либо имеют искаженное развитие. Таким образом, дисграфия есть одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, в одних случаях, речевое развитие ребенка, в других - формирование ряда важных неречевых процессов и функций в ходе онтогенетического развития, либо включающего сочетание тех и других факторов.
23 слайд
ЛИТЕРАТУРА:
1.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
2.Свободина Н.Г. «Начальная школа» 10/2002, с.1-15
3.Грибова О.Е. «Психолог» 23/2005,с.18-19
4.Словарь-логопеда./ Под ред. Селиверстова В.И.
24 слайд
Спасибо
за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В последние годы возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения — одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний детьми. Письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи
6 625 564 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кирсанова Любовь Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Мини-курс
4 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.