Главная / Химия / Презентация + конспект урока для 9 класса по теме "Щелочноземельные металлы"

Презентация + конспект урока для 9 класса по теме "Щелочноземельные металлы"

Название документа ЩЗ металлы.doc

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 24» г. Сыктывкара





ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: Щелочноземельные металлы










Выполнила: Малахаева Анна Львовна












СЫКТЫВКАР, 2015

Цель урока:

  1. Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов;

  2. Узнать о применении щелочноземельных металлов и их соединений.

Тип урока - урок освоения нового материала.

Технология критического мышления

Формы организации учебной деятельности – фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения:

  • Частично-поисковый;

  • Межпредметная беседа.

Приемы обучения:

  • самостоятельная /парная/ индивидуальная работа учащихся.

Задачи

I Обучающие:

  • Описывать физические свойства ЩЗ металлов;

  • Знакомство с особенностями химических свойств и областями применения ЩЗ металлов.

II Развивающие:

  • Развитие и обобщение знаний учащихся о практическом использовании ЩЗ металлов;

III Воспитательные:


Оборудование:

  • Мультимедийный проектор

  • для демонстрационных опытов: магний, соляная кислота, ложечки для сжигания веществ, спички, склянки заполненные кислородом, пробирки;

  • инструктивная карточка «Применение ЩЗ металлов и их соединений»

Литература для учителя:

  1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  2. Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.

  3. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 кл.: учебно-метод. Пособие. –М.: Вентана –Граф, 2006.

  4. Г.О. Аствацатуров Технология целеполагания урока. – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Материалы мастерской «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам» АНО «Центр Развития Молодежи» г. Екатеринбург.


Ход урока

I Организационный момент

Приветствие учителя. Готовность к уроку. Что вы видите на картинки. Что их объединяет? (Слайд 1). Металлы.


II Актуализация знаний

Давайте вспомним все то, что знаем о металлах («Знаю»). Металлы располагаются в нижней левой части ПС, обладают металлическим блеском, хорошо проводят электрический ток, а также изучили свойства щелочных металлов (Слайд 2). А что мы еще не изучили? Предполагают, щелочноземельные металлы и подгруппа алюминия. Итак, какова же тема урока сегодня? Щелочноземельные металлы (Слайд 3). Значит, что мы хотим узнать? Физические свойства, химические свойства и применение (Слайд 4). Целью нашего урока будет: 1. Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов; 2. Узнать о применении щелочноземельных металлов (Слайд 5).

Физические свойства ЩЗ металлов. Как вы думаете, какими физическими свойствами будут обладать щелочноземельные металлы? Предполагают: металлический блеск, мягкость (по аналогии со щелочными), невысокая плотность. У вас на столах есть инструктивная карточка. Прочитайте текст. Что общего между ними? Имеют серебристый цвет, и все мягкие, кроме бериллия (Слайд 6).

Что обуславливает химические свойства щелочноземельных металлов? Наличие 2 электронов на внешнем энергетическом уровне. Как вы думаете, с чем будут реагировать щелочноземельные металлы? Могут предположить: с водой, кислотами, кислородом.

Химические свойства ЩЗ металлов.

Давайте рассмотри химические свойства. Для этого разделимся на три группы (по колонкам). Откройте §51 стр.237. I колонка запишет химические свойства с кислородом и с галогеном на примере магния. 2Me + O2 = 2MeO (оксид), 2Mg + O2 = 2MgO. Посмотрим, как сгорает магний (демонстрационный опыт: горение магния (показывает ученик)). Me + Hal2 = MeHal2 (галогениды), Mg + Cl2 = MgCl2.

II колонка – с серой и с азотом на примере кальция. Me + S = MeS (сульфид), Sr + S = SrS; Me + N2 = Me2N3 (нитрид), Sr + N2 = Sr2N3. III колонка – с водородом и с водою на примере кальция. Mе + H2 = MеH2 (гидрид), Ca + H2 = CaH2; Ме + 2Н2О = Mе(OH)2 + H2, Ca + 2Н2О = Ca(OH)2 + H2.

Еще ЩЗ металлы будут взаимодействовать с кислотами. Посмотрим, как магний будет взаимодействовать с соляной кислотой (демонстрационный опыт: взаимодействие магния с кислотой (показывает ученик)). Внимание на слайд! Me + кислоты = соль + H2 (Слайд 7). Какие продукты образовались в результате реакции? Хлорид магния и выделяется водород. Mg + 2HCl = MgCl2 + H2.

Нахождение щелочноземельных металлов в природе и соединения щелочноземельных металлов. Как вы думаете, где в природе можно встретить щелочноземельные металлы в чистом виде? Нигде, т.к. в чистом виде они не встречаются ввиду своей высокой химической активности. У вас на столах лежат листочки. Просмотрите текст глазами (15 секунд). Сейчас я показываю вам картинку, а вы, пользуясь текстом, который лежит у вас на столах, будете рассказывать, где встречается и используется данный металл. Отвечают, используя текст на столах (Слайды 8-9).


III Закрепление

Сегодня мы с вами изучили щелочноземельные металлы. Что вы узнали о них? Достигли ли вы цели, поставленной вами в начале урока? Да, достигли, мы узнали их физические и химические свойства, нахождение их в природе и применение (Слайд 10). А теперь «Заполним пропуски!» (Слайд 11). Домашнее задание. §51; подготовить об истории открытии ЩЗ металлов по вариантам: I вариант – Be, II вариант – Mg, III вариант – Ca, IV вариант – Sr, V вариант – Ba, VI вариант – Ra (Слайд 12).














Инструктивная карточка «Физические свойства, применение и нахождение ЩЗ металлов и их соединений»


Бериллий - твердый металл светло-серого цвета. Встречается в природе в виде минералов: берилла, хризоберилла и их разновидностей: изумруда, аквамарина, александрита – известных как драгоценные камни. Бериллий и его растворимые в воде соединения высокотоксичные (ядовиты). Даже ничтожно малая примесь его в воздухе приводит к тяжёлым заболеваниям. Он находит широкое применение в технике. Добавленный к меди он сильно повышает её твёрдость, прочность, химическую стойкость, делает похожей на сталь. Основной потребитель бериллия – атомная энергетика. Потребность в нём с каждым годом растёт.


Магний - мягкий, серебристо-белый металл. Был впервые получен Деви в 1808 году из белой магнезии (магнезит MgCO3) – минерала, найденного близ греческого города Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому элементу. Сульфат магния (одна из распространённых солей магния) называют ещё горькой солью – она придаёт морской воде горьковатый вкус. Данная соль магния используется в качестве слабительного средства. Сплавы с магнием прочнее, твёрже, легко полируются, обрабатываются и их используют в автомобильной промышленности, авиационной, ракетной технике.

Кальций - мягкий серебристо-белого цвета. Занимает пятое место по распространённости. Так же впервые получен Деви в 1808 году. Название элемента происходит от латинского слова «кальс», что значит, «известь, мягкий камень». Встречается в виде кальцита (кальцит образует залежи мела, мрамора, известняка), а также в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков. Также кальций содержится в костях и зубах человека.


Стронций - мягкий, ковкий и пластичный серебристо-золотого цвета. Встречается реже в виде минерала целестина, что с латинского означает «небесный» - сульфат стронция, образован розово-красными, бледно-голубыми кристаллами. Своё название он (стронций) получил от названия шотландской деревни Стронциан, близ которой в конце XVIII века найден редкий минерал стронцианит SrCO3. Основные области применения стронция и его химических соединений — это радиоэлектронная промышленность, пиротехника, металлургия


Барий - мягкий металл серебристо-белого цвета. Встречается в виде барита BaSO4 («барис»- тяжёлый с латинского). Применяется для изготовления радиоламп, в кожевенном деле (для удаления шерсти), в сахарном производстве, для приготовления фотобумаги, выплавке специальных окон. BaSO4 благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике – баритовая каша.


Радий - блестящий металл серебристо-золотого цвета.

Используют для изготовления светящихся красок постоянного свечения (для разметки циферблатов авиационных и морских приборов, специальных часов и других приборов).



Заполни пропуски!

  1. Ca + … = 2CaO

  2. + … = Be3N2

  3. Mg + … = MgSO4 + …


Название документа ЩЗ металлы.ppt

Знаю Обладают общими физическими свойствами: электропроводностью, металлическ...
Щелочноземельные металлы
Хочу узнать Физические свойства ЩЗ металлов; Химические свойства ЩЗ металлов;...
Цели урока: Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов...
Бериллий Магний Кальций Стронций Барий Радий
Химические свойства Взаимодействуют с кислотами Me + кислоты = соль + H2↑
Узнали Изучили физические свойства: все ЩЗ металлы имеют серебристый цвет, кр...
Заполни пропуски! 1) Ca + … = 2CaO 2) … + … = Be3N2 3) Mg + … = MgSO4 + … O2 ...
Домашнее задание §51 Подготовить об истории открытии ЩЗ металлов по вариантам...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Знаю Обладают общими физическими свойствами: электропроводностью, металлическим
Описание слайда:

Знаю Обладают общими физическими свойствами: электропроводностью, металлическим блеском и т.д. Характерна металлическая связь и металлическая кристаллическая решетка; Свойства щелочных металлов.

№ слайда 3 Щелочноземельные металлы
Описание слайда:

Щелочноземельные металлы

№ слайда 4 Хочу узнать Физические свойства ЩЗ металлов; Химические свойства ЩЗ металлов; Пр
Описание слайда:

Хочу узнать Физические свойства ЩЗ металлов; Химические свойства ЩЗ металлов; Применение.

№ слайда 5 Цели урока: Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов; У
Описание слайда:

Цели урока: Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов; Узнать о применении щелочноземельных металлов и их соединений.

№ слайда 6 Бериллий Магний Кальций Стронций Барий Радий
Описание слайда:

Бериллий Магний Кальций Стронций Барий Радий

№ слайда 7 Химические свойства Взаимодействуют с кислотами Me + кислоты = соль + H2↑
Описание слайда:

Химические свойства Взаимодействуют с кислотами Me + кислоты = соль + H2↑

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Узнали Изучили физические свойства: все ЩЗ металлы имеют серебристый цвет, кроме
Описание слайда:

Узнали Изучили физические свойства: все ЩЗ металлы имеют серебристый цвет, кроме Sr и Ba, и мягкие, кроме Be; Изучили, с чем реагируют ЩЗ металлы: с кислородом, галогенами, водородом, серой, азотом, водою и с кислотами; Узнали о применении ЩЗ металлов и их соединений.

№ слайда 11 Заполни пропуски! 1) Ca + … = 2CaO 2) … + … = Be3N2 3) Mg + … = MgSO4 + … O2 Be
Описание слайда:

Заполни пропуски! 1) Ca + … = 2CaO 2) … + … = Be3N2 3) Mg + … = MgSO4 + … O2 Be N2 H2 2 3 H2SO4

№ слайда 12 Домашнее задание §51 Подготовить об истории открытии ЩЗ металлов по вариантам: I
Описание слайда:

Домашнее задание §51 Подготовить об истории открытии ЩЗ металлов по вариантам: I вариант – Be, II вариант – Mg, III вариант – Ca, IV вариант – Sr, V вариант – Ba, VI вариант - Ra

Презентация + конспект урока для 9 класса по теме "Щелочноземельные металлы"
  • Химия
Описание:

Урок с презентационным сопровождением по теме "Щелочноземельные металлы" по учебнику Н.Е.Кузнецовой.

Цели урока: 1. Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов; 2. Узнать о применении щелочноземельных металлов и их соединений.

Задачи урока: 1. Описывать физические свойства ЩЗ металлов и знакомство с особенностями химических свойств и областями применения ЩЗ металлов; 2.

Развитие и обобщение знаний учащихся о практическом использовании ЩЗ металлов; 3. Экологическая безопасность.

Автор Малахаева Анна Львовна
Дата добавления 27.04.2015
Раздел Химия
Подраздел Презентации
Просмотров 3092
Номер материала 58376
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓