Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Слово и
его лексическое
значение
2 слайд
«ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
3 слайд
Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.”
К.Г. Паустовский
4 слайд
Лексика – это словарный состав языка.
Лексика изучается в специальном разделе науки о языке – лексикологии.
5 слайд
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру пол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Все прыгает и скачет -
Плим, плим, плим!
И ничего не значит -
Плим, плим, плим.
Удалось ли мальчику придумать» новое слово?
Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение?
6 слайд
Определите разными способами лексическое значение слова играть в этих словосочетаниях:
играть в мяч;
играть на скрипке;
играть в спектакле;
играть в солнечных лучах.
7 слайд
Гимнастика
для глаз
8 слайд
9 слайд
10 слайд
Прочитайте отрывок из стихотворения А.Прокофьева.
Закат налился тёмной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!
Назовите слова, лексическое значение которых вам не совсем ясно.
11 слайд
Влади́мир Ива́нович Даль
(1801 -1872)
русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
Сергей Иванович Ожегов
(1900—1964) лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор.
Дмитрий Николаевич Ушаков
(1873– 1942)
русский языковед
12 слайд
БИРЮЗА - бирюза, бирюз′а, -ы, ж. Матовый драгоценный камень голубого или зеленоватого цвета. прил. бирюзовый, -ая, -ое.
Строение словарной статьи:
1. заголовочное слово;
2. грамматические пометы;
3. толкование лексического значения;
4. пример употребления слова в речи.
13 слайд
Составьте словосочетания с каждым из прилагательных, выбрав необходимое слово из скобок:
- цветастый, цветной (телевизор, платок);
- сытый, сытный (человек, обед);
- благодатный, благодарный (человек, взгляд).
14 слайд
Лексикон
15 слайд
Значение слова
Лексическое
Грамматическое
16 слайд
17 слайд
Материал полностью усвоен мною.
Материал урока не понят мною
У меня есть отдельные затруднения в овладении новым материалом
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация к уроку русского языка "Слов и его лексическое значение" предназначена для учащихся 5 класса. Это первый урок по разделу "Лексика". Урок содержит 9 этапов:1. Мотивация к учебной деятельности ( слайд №2)2. Актуализация и пробное учебное действие (проверка домашнего задания)3. Выявление места и причины затруднения (взаимопроверка дом.зад)4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (слайд №3)5. Творческая практическая деятельность ( слайды №№4-6). Физминутка (слайды 7,8,9)6.Первичное закрепление с комментированием ( слайды №10)7. Самостоятельная работа с самопроверкой (слайды №№11,12,13)8. Включение в систему знаний и повторение (слайды №№14,15,16)9. Рефлексия учебной деятельности (слайд№17)
6 656 178 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Шаймиева Анфиса Рафаиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.