Принято
Утверждено
Педагогическим
советом Приказ №______
МОУ ДОД «Турочакский
ЦДТ» от «___»______2015г
Протокол
№_____
Директор МОУ ДОД
От «__»______________2015г
«Турочакский ЦДТ»:
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юный инспектор движения»
модифицированная
(адаптированная)
Для
детей 10-12 лет, 1- го года обучения
Составитель:
педагог дополнительного образования
Попов
Александр Фёдорович
Турочак 2015г
Пояснительная
записка
Проблема
аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее время в
связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры
потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении,
недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности
дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие у
детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Анализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования
указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному
поведению на дороге и улице необходимо внедрение в учебно-образовательный
процесс школы целостной системы непрерывного обучения детей безопасному
поведению на дороге и улице.
Содержание программы основывается на современной концепции
безопасности дорожного движения с учетом системообразующих связей всех
элементов дорожно-транспортного процесса.
Что способствует формированию сознательного отношения к
вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного
движения, системы знаний и практических навыков безопасного поведения на
дорогах.
Образовательная программа строится на основе принципов
концентричности, повторности и постепенного усложнения, знаний о безопасности
поведения на улицах и дорогах. Это позволяет на каждом этапе обучения
формировать целостную систему безопасности дорожного движения, обеспечивать
преобразование знаний в прочные умения и навыки в этой области, а также
постепенно углублять межпредметные связи содержания курса.
Дорожные ситуации – процесс динамичный, все эти этапы должны
укладывать в промежуток времени. Поэтому очень важно уметь предвидитесь
развитие ситуации и своевременно выбрать нужный вариант решения дорожной
задачи. Этому нужно школьников учить, рассматривая и детализируя разнообразные
ситуации. Для успешной реализации этого подхода использовать активные методы
обучения:
–
игра,
–
мозговой
штурм,
–
групповая
дискуссия,
–
анализ
потенциально опасных ситуаций,
–
другие.
Для успешной реализации программы необходимо обновить и
оборудовать кабинеты по безопасности движения, транспортные площадки, наглядный
материал, пополнить содержание кабинетов новыми методическими разработками
уроков и внеклассных мероприятий.
Классификация программы – рабочая.
Уровень освоения программы – углубленный.
Это уровень компетенции обучающихся в отдельной области,
сформированных навыков, умений на уровне практического применения. Конечный
результат предполагает расширение базового компонента.
Тип программы – ориентированная.
Основное назначение связано с формированием личностных
ориентаций обучающихся в сфере дорожного движения.
Программа актуальна, она направлена на создание в детском
коллективе психологически комфортной атмосферы занятий и подготовку детей к
социальной адаптации, самоутверждению их в микросоциуме.
Основные формы работы; беседа, диалог, учебная игра, конкурс,
викторина, соревнование.
Технологии обучения:
Развивающее обучение имеет целью разностороннее, свободное и
творческое развитие ребенка и обеспечивает:
1) развитие различных сторон психики человека и его
личностных качеств: внимания, памяти, воображения, умения выделять главное;
2) развитие личности – общие умственные способности, которые
проявляются не только в успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими;
воля; эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства; познавательные
потребности; общая культура;
3) развитие целостной личности как индивидуальности, как
субъекта своего познания и своей жизни, умеющего принимать собственные решения
и брать ответственность на себя, испытывающего потребность в самореализации
своих способностей, склонностей, в творческой деятельности.
Способы, методы, средства обучения: объяснительно-иллюстративные:
проблемного обучения; диалогические; игровые; творческие.
Основная
цель программы:
–
формирование
навыков безопасного поведения на дороге;
–
развитие
умений, навыков, способностей быстро реагировать в сложных, экстремальных ситуациях
на дороге;
–
формирование
бережного, уважительного отношения к окружающим, к участникам дорожного
движения;
–
знакомство
с историей развития ПДД, историей регулирования дорожного движения, историей
развития дорог, транспорта в стране, в регионе, за рубежом;
–
приобщение
к музыкально-эстетической деятельности.
Прогнозируемые результаты
Знатоки правил дорожного движения к концу обучения должны
знать:
–
правила
дорожного движения, основы безопасного поведения на дороге;
–
основные
термины и понятия, используемые в ПДД;
–
историю
развития ПДД, регулирования дорог, развития дорог, транспорта в стране, в
регионе, за рубежом.
Владеть:
–
навыками
оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
–
навыками
безопасного поведения на дороге. Умение быстро ориентироваться в сложных, экстремальных
дорожных ситуациях.
–
обладать
навыками и умениями коллективного и индивидуального исполнения.
Программа рассчитана на 144 часа в год. Занятия проводятся в
течение 9 месяцев с сентября по май с периодичностью 4 часа в неделю.
Учебно-тематический план
занятий
с юными инспекторами движения
№ занятия
|
Наименование разделов, тем
|
Всего часов
|
Теория
|
Практика
|
1.
|
Введение
|
4
|
4
|
|
2.
|
Правила дорожного движения
Правила дорожного движения – законы улиц и дорог. Для чего
нужно соблюдать ПДД. История возникновения ПДД.
|
4
|
4
|
|
3.
|
Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. Разбор ситуаций-ловушек.
|
4
|
4
|
|
4.
|
Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика.
|
4
|
2
|
2
|
5.
|
Дорожные знаки. Дорожная разметка.
|
8
|
4
|
4
|
6.
|
Обязанности водителей. Движение велосипедистов.
|
4
|
4
|
|
7.
|
Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных
средств.
|
2
|
|
2
|
8.
|
Маневрирование, обгон.
|
6
|
3
|
3
|
9.
|
Проезд перекрестков.
|
9
|
5
|
4
|
10.
|
Движение через ж/д переезды, в жилых зонах. Приоритет
маршрутных транспортных средств.
|
4
|
2
|
2
|
11.
|
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми
сигналами, применение спецсигналов.
|
4
|
2
|
2
|
12.
|
Буксировка, перевозка людей и грузов.
|
4
|
4
|
|
13.
|
Решение задач, повторение изученного.
|
8
|
2
|
6
|
14.
|
Зачет.
|
4
|
4
|
|
15.
|
Основы доврачебной помощи
Травмы: ушибы, переломы, вывихи.
|
4
|
2
|
2
|
16.
|
Раны и кровотечения.
|
4
|
4
|
|
17.
|
Ожоги.
|
4
|
4
|
|
18.
|
Комплектация индивидуальной аптечки.
|
4
|
4
|
|
19.
|
Обморок, стресс.
|
4
|
4
|
|
20.
|
Алгоритм оказания помощи при ДТП. Сердечно-легочная
реанимация.
|
4
|
2
|
2
|
21.
|
Отравление.
|
4
|
4
|
|
22.
|
Устройство и вождение велосипеда
Общее устройство велосипеда.
|
4
|
4
|
|
23.
|
Учебная езда. Вводный инструктаж.
|
4
|
2
|
2
|
24.
|
Фигурное вождение велосипеда.
|
16
|
|
16
|
25.
|
Творческая деятельность.
Подготовка к выступлению на конкурсе-фестивале «Безопасное
колесо». Подготовка этапа «Визитная карточка».
|
12
|
|
12
|
26.
|
Участие в соревнованиях «Безопасное колесо»
|
7
|
|
7
|
|
Итого:
|
144ч
|
78ч
|
66ч
|
Занятия организуются школьным инструктором
по безопасности дорожного движения. Привлекаются в помощь
работники ГИБДД, Дружинники, актив родителей, члены
общества BOА, врачи.
Занятие
№ 1 Введение. Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Выборы
командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза,
разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии,
печатного органа отряда. Задание: изготовить и вывесить в школе многоцветный
плакат о целях и задачах ЮИД. Приобрести брошюры с текстом Правил дорожного
движения, форму для
ЮИД, рабочие тетради.
Занятие
№ 2 Правила дорожного движения. История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила
дорожного движения, их
история. Задание: прочтение пособия М.Л. Форштат
«Учись быть пешеходом», энциклопедия из серии «Я познаю мир» – «Автомобили» и
др. Сфотографировать на улицах города или села автомобили различных марок и
видов. Поместить фотографии автомобилей в рабочие тетради или на стенд. Провести с учащимися 1 – 2-х классов
беседы по истории советских и российских
автомобилей, сопроводить беседы
фотоснимками.
Знакомство
с Правилами дорожного движения. Основные термины и понятия: участник дорожного
движения, дорога, проезжая часть, тротуар, обочина (п. 1 ПДД).
Занятие № 3 Обязанности пешеходов.
Пешеходные переходы и остановка маршрутных средств. Движение пешеходов.
Движение организованных пеших колонн (п. 4 ПДД). Обязанности пассажиров (п. 5
ПДД). Возможные опасные ситуации, возникающие при переходе дороги. Разбор
ситуаций-ловушек: «Обзор закрыт», «Внимание отвлечено», «Середина проезжей
части», «Пустынная улица» и др. (Использование плакатов или стендов «Кажется
безопасно? Нет – опасно!», плакатов «Улица без опасности» – изд. «Третий Рим»).
Занятие
№ 4
Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика. Светофорное
регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора (п.
5 ПДД). Предложить темы доклада, реферата, беседы, сообщения по правилам
дорожного движения для детей. Тема определяется учителем в соответствии с
желанием ребенка. С разработками учащиеся выступают перед школьниками младших
классов и сверстниками. Выступления проходят в период подготовки к школьным
каникулам в ходе «Недели безопасности дорожного движения».
Изготовить
макет светофора и продемонстрировать его работу в младших классах и детском
саду. Написать рассказ или стихотворение о светофоре.
Предупредительные
сигналы автомобиля.
Задание:
изучение и тренировка подачи сигналов регулировщика Наблюдение за работой
регулировщика.
Патрулирование отряда ЮИД
по улицам микрорайона. Посещение ГИБДД и присутствие на разводе инспекторского
состава.
Занятие № 5 Дорожные знаки.
Классификация дорожных знаков: Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие,
предписывающие, информационные, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки
дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. Разметка дороги
(проезжей части).
Занятие № 6 Обязанности водителей (п. 2
ПДД). Правила движения велосипедистов, требования к управлению велосипедом,
мопедом, возраст, разрешающий движение по проезжей части, движение колонн
велосипедистов (п. 24 ПДД).
Занятие № 7 Пешеходные переходы и
остановки маршрутных транспортных средств (П. 14 ПДД). Виды пешеходных
переходов. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Задание:
начертить перекресток с пешеходными переходами и изучить с детьми Правила
перехода дороги. Сфотографировать пешеходов, пользующихся подземными
переходами, придумать под этим снимком интересную подпись. Сфотографировать
пешеходов, нарушающих ПДД, и придумать под снимками интересные подписи. Из
картона изготовить макет перекрестка с разметкой проезжей части, дорожными
знаками, использовать макет при проведении занятий и игр с учащимися младших
классов по безопасности движения.
Занятие № 8 Маневрирование, обгон.
Начало движения. Сигналы велосипедиста при поворотах, разворотах и остановке.
Перестроение (п. 8 ПДД). Расположение транспортных средств на проезжей части.
Особенности движения по узкой проезжей части, многополосной дороге, дороге с
тремя полосами движения (п. 9 ПДД). Обгон, встречный разъезд (п. 11 ПДД).
Занятие № 9 Перекрестки и их виды. Проезд
перекрестков (п. 13 ПДД). Задание: изучить разметку проезжей части. Начертить
схемы перекрестков различных видов. Сфотографировать движение на одном из
перекрестков. Придумать и провести в подшефном классе игру «Наш перекресток».
Написать в школьную газету заметку под названием «На перекрестке».
Занятие № 10 Движение через ж/д
переезды (п. 15 ПДД), в жилых зонах (п. 17 ПДД). Приоритет маршрутных
транспортных средств (п. 18 ПДД).
Занятие № 11 Пользование внешними
световыми приборами и звуковыми сигналами (п. 19 ПДД), применение спецсигналов
(п. 3 ПДД).
Занятие № 12 Буксировка, перевозка людей
и грузов (п. 24).
Занятие № 13 Решение задач, повторение
изученного (решение тестов, представленных в методическом пособии «Подготовка к
конкурсу-фестивалю ЮИД «Безопасное колесо»: методическое пособие для
руководителей отрядов ЮИД/Авт.-сост. Хамитова Э.А., Митрофанова О.Н. – Самара,
2007).
Занятие № 14 Зачет.
Занятие
№ 15 Основы
доврачебной помощи. Травмы (открытые, закрытые): ушибы, переломы,
вывихи. Первая помощь при переломах. Транспортная иммобилизация (наложение
шин), правила ее проведения, особенности иммобилизации при различных
повреждениях. Правила переноски пострадавшего. Задание: наложение шин.
Занятие № 16 Раны и кровотечения. Виды
ран. Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Способы остановки
кровотечения. Наложение повязок. Правила бинтования, виды повязок. Задание:
наложить различные виды повязок.
Занятие № 17 Ожоги. Виды ожогов. Степени
поражения при термических ожогах. Первая помощь при ожогах.
Занятие № 18 Комплектация индивидуальной
аптечки.
Занятие № 19 Обморок, стресс. Тепловой и
солнечный удары. Холодовая травма.
Занятие № 20 Алгоритм оказания помощи при
ДТП. Оценка тяжести состояния пострадавшего. Сердечно-легочная реанимация.
Проведение искусственного дыхания и наружного массажа сердца.
Занятие № 21 Отравление. Первая
медицинская помощь при отравлении.
Занятие
№ 22 Устройство и вождение велосипеда. Общее устройство велосипеда.
Классификация велосипедов. Основные части велосипеда, их назначение,
расположение. Техническое обслуживание, регулировка, мелкий ремонт велосипеда.
Занятие № 23 Учебная езда. Вводный
инструктаж. Ознакомление с условиями соревнований «Безопасное колесо» (трассой,
системой штрафов).
Занятие № 24 Фигурное вождение
велосипеда. Установка трассы для фигурной езды на велосипеде. Ускорение,
замедление. Правила вождения велосипеда по пересеченной местности. Вождение
велосипеда в автогородке. Отработка упражнений «Змейка», «Качели», «Узкий
проезд», «Габаритные ворота», «Проезд по ребристой доске», «Проезд через песок»
и др.
Занятие
№ 25 Творческая
деятельность. Подготовка выступления для этапа «Визитная карточка» конкурса-фестиваля
«Безопасное колесо».
Занятие № 26 Участие в соревнованиях
«Безопасное колесо».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.