Главная / Начальные классы / Презентация и конспект по литературному чтению на тему "С.А.Есенин. Лебёдушка" (4 класс)

Презентация и конспект по литературному чтению на тему "С.А.Есенин. Лебёдушка" (4 класс)

Лебеди
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»
 С.А. Есенин «Лебёдушка» «Лебединая дружба»
Г.Я.Снегирёв «Слон»
Л.Н.Толстой «Лебеди»
Татьяна Маврина Лебеди.
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Лебеди
Описание слайда:

Лебеди

№ слайда 2 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Описание слайда:

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

№ слайда 3 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Описание слайда:

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

№ слайда 4 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Описание слайда:

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

№ слайда 5 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Описание слайда:

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

№ слайда 6 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Описание слайда:

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

№ слайда 7 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Описание слайда:

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

№ слайда 8 Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»
Описание слайда:

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

№ слайда 9 Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»
Описание слайда:

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

№ слайда 10 Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»
Описание слайда:

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

№ слайда 11  С.А. Есенин «Лебёдушка» «Лебединая дружба»
Описание слайда:

С.А. Есенин «Лебёдушка» «Лебединая дружба»

№ слайда 12 Г.Я.Снегирёв «Слон»
Описание слайда:

Г.Я.Снегирёв «Слон»

№ слайда 13 Л.Н.Толстой «Лебеди»
Описание слайда:

Л.Н.Толстой «Лебеди»

№ слайда 14 Татьяна Маврина Лебеди.
Описание слайда:

Татьяна Маврина Лебеди.

Презентация и конспект по литературному чтению на тему "С.А.Есенин. Лебёдушка" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Литературное чтение (4 класс)

Тема: С.А.Есенин «Лебёдушка»

Цель : познакомить с новым произведением С.Есенина, показать связь поэзии С.Есенина с русским народным творчеством ; обогащать словарный запас; обучать правильному выразительному чтению; раскрыть красоту поэтического произведения; развивать память, речь, воображение.

1.Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

Дети , для того чтобы узнать и понять стихи поэта, о котором сегодня пойдет речь, давайте вспомнить и споём русские народные песни.

Учитель предлагает детям спеть заклички, веснянки:

Жаворонки, прилетите!

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето тёплое,

Унесите от нас

Зиму холодную.

Учитель направляет детей на постановку целей урока (Стихи какого поэта, так любящего русские народные частушки, сказки, похожи на эти песни ? Ответы детей: стихи С.А. Есенина)

Совсем недавно вы учители стихотворение С.А.Есенина «Бабушкины сказки». Давайте его вспомним.

Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели...

Но, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело —

Говори да говори.

А что вы помните из биографии С.А.Есенина?

В 170 км южнее Москвы начинается древняя рязанская земля - « страна березового ситца». Родина великого русского поэта Сергея Есенина -старинное село Константиново.

Оно расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязань.

Село утопало в зелени. С высокого берега открывался прекрасный вид на величавую реку Оку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея.

"Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.»

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи

«Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ».

Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением С.А.Есенина.

  • 2.Работа по теме урока
  • - Чтение стихотворения на с.120-125 учебника.
  • - Какие чувства вы испытали? (жалости,сострадания)
  • - Почему эти чувства возникли ? Связаны ли эти с чувства с чувствами нашего русского народа к сироткам, матерям, ко всем страждущим и больным?
  • -Напомнило ли это стихотворению песню ? Какое оно? (Плавное, медленное)
  • -Какие выражения вам напомнили народную песню или сказку?! (лебежатушки, детки малые, покрывала златотканные, белоснежная лебедушка ,из-за леса темного)
  • 3. У С.А.Есенина есть еще одно стихотворение, которое очень похоже на русскую народную сказку . Это стихотворение вызовет у вас те же чувства, что и стихотворение «Лебёдушка».

С.А. Есенин

Сиротка

(Русская сказка)

Маша — круглая сиротка.
Плохо, плохо Маше жить,
Злая мачеха сердито
Без вины ее бранит.

Неродимая сестрица
Маше места не дает.
Плачет Маша втихомолку
И украдкой слезы льет.

Не перечит Маша брани,
Не теряет дерзких слов,
А коварная сестрица
Отбивает женихов.

Злая мачеха у Маши
Отняла ее наряд,
Ходит Маша без наряда,
И ребята не глядят.

Ходит Маша в сарафане,
Сарафан весь из заплат,
А на мачехиной дочке
Бусы с серьгами гремят.

Сшила Маша на подачки
Сарафан себе другой
И на голову надела
Полушалок голубой.

Хочет Маша понарядней
В церковь Божию ходить
И у мачехи сердитой
Просит бусы ей купить.

Злая мачеха на Машу
Засучила рукава,
На устах у бедной Маши
Так и замерли слова.

Вышла Маша, зарыдала,
Только некуда идти,
Побежала б на кладбище,
Да могилки не найти.

Замела седая вьюга
Поле снежным полотном,
По дороженькам ухабы,
И сугробы под окном.

Вышла Маша на крылечко,
Стало больно ей невмочь.
А кругом лишь воет ветер,
А кругом лишь только ночь.

Плачет Маша у крылечка,
Притаившись за углом,
И заплаканные глазки
Утирает рукавом.

Плачет Маша, крепнет стужа,
Злится Дедушка Мороз,
А из глаз ее, как жемчуг,
Вытекают капли слез.

Вышел месяц из-за тучек,
Ярким светом заиграл.
Видит Маша — на приступке
Кто-то бисер разметал.

От нечаянного счастья
Маша глазки подняла
И застывшими руками
Крупный жемчуг собрала.

Только Маша за колечко
Отворяет дверь рукой, —
А с высокого сугроба
К ней бежит старик седой:

«Эй, красавица, постой-ка,
Замела совсем пурга!
Где-то здесь вот на крылечке
Позабыл я жемчуга».

Маша с тайною тревогой
Робко глазки повела
И сказала, запинаясь:
«Я их в фартук собрала»

И из фартука стыдливо,
Заслонив рукой лицо,
Маша высыпала жемчуг
На обмерзшее крыльцо.

«Стой, дитя, не сыпь, не надо,—
Говорит старик седой,—
Это бисер ведь на бусы,
Это жемчуг, Маша, твой».

Маша с радости смеется,
Закраснелася, стоит,
А старик, склонясь над нею,
Так ей нежно говорит:

«О дитя, я видел, видел,
Сколько слез ты пролила
И как мачеха лихая
Из избы тебя гнала.

А в избе твоя сестрица
Любовалася собой
И, расчесывая косы,
Хохотала над тобой.

Ты рыдала у крылечка,
А кругом мела пурга,
Я в награду твои слезы
Заморозил в жемчуга.

За тебя, моя родная,
Стало больно мне невмочь
И озлобленным дыханьем
Застудил я мать и дочь.

Вот и вся моя награда
За твои потоки слез...
Я ведь, Маша, очень добрый,
Я ведь Дедушка Мороз».

И исчез мороз трескучий...
Маша жемчуг собрала
И, прислушиваясь к вьюге,
Постояла и ушла.

Утром Маша рано-рано
Шла могилушку копать.
В это время царедворцы
Шли красавицу искать.

Приказал король им строго
Обойти свою страну
И красавицу собою
Отыскать себе жену.

Увидали они Машу,
Стали Маше говорить,
Только Маша порешила
Прежде мертвых схоронить.

Тихо справили поминки,
На душе утихла боль,
И на Маше, на сиротке,
Повенчался сам король.

-Понравилось вам стихотворение? Какие чувства вы испытали ?

  • 4.Как вы думаете, почему С.А.Есенин решил написать стихотворение о лебеде?
  • Учитель сообщает детям, что со времен глубокой древности лебедь- одна из самых крупных и сильных птиц-служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.
  • Презентация. Лебеди в произведениях русских и зарубежных писателей.
  • 5.Рефлексия.
  • -Чем вас поразил урок?
  • -О чем заставил задуматься?
  • -Чему вы научились на уроке?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке?
  • 6.Подведение итогов урока.
  • - Как вы думаете, почему Сергей Есенин так завершил стихотворение, ведь он не любил истории с плохим концом?
  • -Что хотел показать автор? (Что в жизни всегда много боли и скорбей ,и всегда есть место состраданию и любви к ближним и несчастным)
Автор Смирнова Ольга Николаевна
Дата добавления 06.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Презентации
Просмотров 1555
Номер материала 58982
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы