Главная / Начальные классы / Презентация и конспект по литературному чтению на тему "М.М.Пришвин-певец русской природы" (4 класс)

Презентация и конспект по литературному чтению на тему "М.М.Пришвин-певец русской природы" (4 класс)

Рассказы М.М.Пришвина
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Рассказы М.М.Пришвина
Описание слайда:

Рассказы М.М.Пришвина

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:

Презентация и конспект по литературному чтению на тему "М.М.Пришвин-певец русской природы" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Литературное чтение (4 класс)

Тема: «М.М. Пришвин – певец русской природы».

Цель : познакомить детей с жизнью и творчеством М.М. Пришвина , расширить знания детей о природе нашей Родины , прививать любовь к природе.

Подготовка к уроку : дети читают не меньше 5 рассказов М.М.Пришвина, рисуют рисунки к одном из них, учитель готовит жетоны для детей, учитель вывешивает рисунки к рассказам М.М.Пришвина художников- иллюстраторов (Презентация), русские пейзажи разных времен года.

Ход урока.

Сегодня наш урок посвящён М.М.Пришвину . М.М.Пришвина называют певцом русской природы . Как вы думаете почему ? ( М.М. Пришвин умел слушать природу , наслаждаться ею ) . В конце урока мы вернёмся к этому вопросы и дополним наши ответы.

Организационный момент :

Дети делятся на 3 команды любым способом ( из горшочка вытаскивают карточки с номерами 1,2,3 ; или геометрические фигуры трех видов )

1 этап.

В зависимости от уровня детей , команды получают задания:

1 команда : текст с биографией М.М. Пришвина ,портрет , вопросы, отвечая на которые должен получиться рассказ о М.М. Пришвине. ( Приложение 1)

1)Где родился М.М. Пришвин ?

2)Как жилось его семье ?

3)Роман, в котором М.М. Пришвин описывает, как он стал писателем , называется «Кащеева цепь» . Почему ?

4)Легко ли было ему учиться ?

5)Какое образование получил М.М. Пришвин ?

6)Почему М.М. Пришвин решил стать писателем ?

2 команда : текст из воспоминаний М.М. Пришвина с вопросами . (Приложение 2)

1)С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?

2)Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

3)Куда уходил автор после чая?

4)В чём заключалась его охота ?

5)С чем автор сравнивает природу ?

6)К чему призывает нас?

7)Какая главная мысль этого рассказа.

3 команда : показать животных из рассказов М.М. Пришвина .

Подводятся итоги первого этапа, выдаются жетоны.

2 этап.

На доске развешаны иллюстрации из книг М.М. Пришвина художников или учитель показывают Презентацию, подготовленную по рассказам М.М.Пришвина.

Команды должны узнать, к каким рассказам относятся иллюстрации. ( «След барсука», «Вася Весёлкин», «Дедушкины валенки», «О чём шепчутся раки», «Лоси», «Медведь» , «Беличья память», «Землеройка», «Серебряное утро», «Пиковая дама»

За правильный ответ выдаются жетоны.

3 этап.

Те иллюстрации , которые не были отгаданы , дети разбирают и придумывают по ним рассказы по командам. Потом рассказывают , что получилось. Далее детям выдаются тексты тех рассказов , по картинкам которых они придумывали сами. Дети читают, какая история была написана М.М.Пришвиным.

4 этап. Викторина «Знатоки природы» по рассказам М.М.Пришвина.

1) Всем известно ,что есть птицы , которых можно научить говорить . Это всем известные попугаи.

- А можно ли научить говорить грача ? ( да, в рассказе «Говорящий грач» автор рассказывает нам , как долго подкармливал грача гречневой кашкой. Был голодный год. Грач прилетел кокну , а Пришвин спрашивает его : « Кашки хочешь, дурашка?» очень ему хотелось , чтобы грачонок ответил : «Хочу».

Но вот случилась беда : воры обчистили , остатки крупы выгребли . так лег спать голодным. Утром в окошко постучали : прилетел грач… хотел автор его поймать , а он залетел на самую верхушку дерева , смотри сверху и говорит :

-Хочешь каш-ки , ду-ра-шка?)

2) Однажды Михаил Михайлович вздумал немного промять своего Трубача и дать понять ему лисичку или зайца в лесу. В густом ельнике , на перекрестке двух зеленых дорожек , он дал волю Трубачу , и он сразу же ткнулся в куст , вытурил молодого русака и с ужасным ревом погнал его по зелёной дорожке.

Но очень скоро возвратился Трубач очень смущенный , с опущенным хвостом , и на светлых пятнах его была кровь.

-Внимание, вопрос ! Кто же ободрал собаку. ( Трубачу бы только хватить зайца , но вдруг на него из овина вылетает большая черная курица - прямо ему в глаза. И он повертывается назад и бежит. А Пиковая Дама ему на спину – и клюёт, и клюёт его своей пикой.

И вот отчего на светлых пятнах была кровь: гонца расклевала обычная курица)

3) Весной после пробуждения барсук не уходит далеко от норы. Остатки мокрого снега , грязь ,ручейки и лужи воды не располагают аккуратного веря к дальним проулкам . Нор нарыто барсуками множество.

- Внимание , вопрос ! Зачем же им столько нор? ( Все из-за лисы, которая любит селиться в готовых квартирах и неопрятностью своею выживает хозяев- барсуков)

4) - Внимание , вопрос ! По какому признаку можно обнаружить присутствие лисы в норе? (по сильному и неприятному запаху)

5) Обоняние и хороший вкус помогают лисице добывать себе еду ?

- Внимание , вопрос ! Какова основная пища лисы: зайцы или грызуны ? (основная еда- грызуны. Она слышит их даже под снегом . Опустив низко голову , она бежит по полю , прислушиваясь , не пискнет ли полёвка или мышь под снегом. Иногда она охотится за зайцами . Но зайцы бегают быстрее лисицы. На куропаток , тетеревов и рябчиков охота ненадежна)

5 этап. Напишите один день из жизни М.М.Пришвина.

6 этап . Чтение учителем рассказов М.М. Пришвина «Дедушкин Валенок», «Медведь»

7 этап. Выставка детских рисунков .

8 этап . Подведение итогов . Выставление оценок .

9 этап. Организация прогулки в лес или парк с целью наблюдения за жизнью леса.

Приложение 1.

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954)

Родился он 4 февраля в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Отец его был купцом. О том , как он стал писателем , Пришвин М.М. рассказал в романе «Кащеева цепь». Отец рано умер, мама осталась одна с пятью детьми. Мальчик видел , как трудно маме растить детей и давать им образование , видел нужду крестьян , и вот он решает , что все люди находятся в плену у Кащея Бессмертного. В этом мире много зла, а он , мальчик, должен разорвать эту цепь. Но мальчик борется со злым Кащеем не за себя одного , а за счастье всего живого на земле.

Мальчику было трудно учиться . Несмотря на все трудности, М.М.Пришвин окончил университет в Германии ,стал агрономом. Работал агрономом , а также корреспондентом ,учителем в сельской школе , библиотекарем и даже директором школ. Много путешествовал , изучал фольклор народов Севера. Писателем стал уже в зрелом возрасте. М.М.Пришвин очень хотел , чтобы все любили родную природу. Для этого он не жалел своих сил. Каждый год ,с ранней весны и до глубокой осени , он жил и работал среди лесов и полей , писал там свои рассказы. «Я нашел для себя любимое дело ,-говорит Пришвин ,- искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека. Так я и понимаю природу , как зеркало души человека ; и зверю , и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл»

1)Где родился М.М. Пришвин ?

2)Как жилось его семье ?

3)Роман, в котором М.М. Пришвин описывает, как он стал писателем , называется «Кащеева цепь» . Почему ?

4)Легко ли было ему учиться ?

5)Какое образование получил М.М. Пришвин ?

6)Почему М.М. Пришвин решил стать писателем ?

Приложение 2.

Михаил Пришвин

Моя родина

(Из воспоминаний детства)

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.

Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину.

1)С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?

2)Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

3)Куда уходил автор после чая?

4)В чём заключалась его охота ?

5)С чем автор сравнивает природу ?

6)К чему призывает нас?

7)Какая главная мысль этого рассказа.

Автор Смирнова Ольга Николаевна
Дата добавления 11.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Презентации
Просмотров 1561
Номер материала 59182
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓