Главная / Биология / Преподавание предмета "Экология и автомобиль"

Преподавание предмета "Экология и автомобиль"

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЭКОЛОГИЯ И АВТОМОБИЛЬ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Автор: Пуляева Г. М.

Место работы: ГБОУ НПО ПУ №19 г. Усть-Кута


На современном этапе развития цивилизации возникла настоятельная потребность в выработке основ правильного экологического сознания и элементов правильного поведения каждой конкретной личности в среде своего обитания. Основную роль в этом играет изучение наиболее важных закономерностей и понятий экологии и природоохранной деятельности. Проблемы экологической безопасности автомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом.

В системе начального профессионального образования экологическая грамотность приобретает еще большую значимость, так как выпускники учреждений начального профессионального образования, не владеющие основами знаний по проблемам экологии и природоохранной деятельности, реализуя свою профессиональную деятельность, могут нанести непоправимый ущерб окружающей среде.

Мы считаем, что выпускник НПО в современных условиях должен обладать знаниями наиболее важных закономерностей экологии и охраны природы не только вообще, но и для конкретной области деятельности в той сфере, где он будет трудиться. Поэтому в нашем училище с целью повышения качества экологической подготовки обучающихся по профессии НПО 190631.01 Автомеханик была введена учебная дисциплина «Экология и автомобиль». Данная дисциплина введена за счет вариативной части от общеобразовательной подготовки. Необходимость введения учебной дисциплины «Экология и автомобиль» обусловлена тем, что обучающиеся получают квалификацию «Оператор заправочных станций».

Образовательная программа составлена так, чтобы обучающиеся получили объем знаний по проблемам экологии, природоохранной деятельности и влиянию автотранспорта на окружающую среду, в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Знание экологических проблем, возникающих в процессе производства, эксплуатации и утилизации автомобиля является фундаментом для реализации производственной деятельности каждого экологически грамотного выпускника НПО.

Изучение предмета «Экология и автомобиль» необходимо обучающимся НПО для формирования экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния загрязнения автомобилем окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами при работе автомобильного транспорта; критической оценки достоверности экологической информации, поступающей из разных источников.

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся получают знания о роли экологии в современном обществе;

учатся правильно понимать основные прикладные задачи экологии: прогнозирование и оценку возможных негативных последствий деятельности человека (в том числе от автомобилизации) для окружающей среды; улучшение качества окружающей среды; оптимизацию инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития государства;

учатся применять в своей будущей профессиональной деятельности основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования;

узнают о важнейших нормативно-правовых актах по охране окружающей среды РФ; международных правовых актах по защите окружающей среды;

учатся экологически грамотному поведению в окружающей среде;

учатся безопасному обращению с горючими и токсичными веществами.

Перечисленные задачи призвана решить учебная дисциплина «Экология и автомобиль», при этом происходит формирование экологической культуры и экологической компетенции, знаний, установок, личностных ориентиров, норм поведения и опыта экологического образа жизни, обеспечивающих сохранение человека в окружающей природе как одного из ценностных составляющих всего мира, способствующих достижению планируемых результатов освоения на ступени НПО.

Переход на новый ФГОС в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира призван заложить фундамент для достижения стратегических целей и последующих этапов экологического образования и воспитания человека. Стандарт дает возможность образовательному учреждению создать условия для самостоятельной деятельности участников образовательного процесса. Их инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами.

Программа учебной дисциплины «Экология и автомобиль» направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

В основу программы учебной дисциплины «Экология и автомобиль» положены следующие принципы: актуальности; доступности; положительного ориентирования и идентификации; совместного решения личностно и общественно значимых проблем; системной деятельности; преемственности; сознательности и активности.

В основе реализации программы учебной дисциплины «Экология и автомобиль» в соответствии с ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход.

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

- компетентность в области общественно-политической деятельности;

- компетентность в социально-производственной сфере;

- компетентность в учебно-познавательной деятельности;

- компетентность в эколого-практической деятельности.

В рамках реализации программы учебной дисциплины «Экология и автомобиль» в соответствии с ФГОС нового поколения большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся. В процессе изучения каждой темы программой определены разнообразные виды самостоятельной работы обучающихся. К программе прилагается карта самостоятельной работы обучающегося, где определено учебное задание, дата выполнения, вид контроля и форма отчетности. Организация эффективной самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Говоря о формировании у обучающихся самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в обучении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством к получению глубоких и прочных знаний обучающихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Поэтому организация самостоятельной работы - важный элемент педагогического процесса, направленной деятельности обучающихся. Обучающиеся не только выполняют определенные задания, но и самостоятельно изучают дополнительную литературу, работают со справочниками и другими источниками.

По итогам самостоятельной работы преподавателем подводятся краткие итоги, отмечаются положительные стороны и недостатки в работе, оценивается выполненное задание. Необходимо широко использовать самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку, вооружать обучащиюхся правильными приемами учебного труда. Для этого нужна систематическая педагогическая работа.

Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, отслеживающих как процесс, так и результативность сформированности экологической культуры и экологической компетенции обучающихся. Для эффективного управления работы преподавателя осуществляется входное и контрольное анкетирование обучающихся. На первом уроке проводится исследование с целью выявления уровня мотивации обучающихся по данному предмету. Обучающимся предлагается анкета, которая состоит из вопросов, соответствующих трём уровням мотивации: высокому, среднему и низкому.

Для оценки уровня сформированности экологического самосознания у обучающихся подобную анкету предлагаем на окончание изучения учебной дисциплины. По результатам анкетирования видно, что происходит повышение экологической грамотности обучающихся.

По итогам изучения дисциплины оценка уровня сформированности экологического самосознания обучающихся проводится по следующим направлениям:

1. Статистика вовлеченности обучающихся в деятельность экологического содержания (урочная и внеурочная деятельность) – увеличение доли обучающихся.

2. Повышение мотивации у обучающихся.

3. Анкетирование обучающихся.

4.Информирование всех участников образовательного процесса о результатах мониторинга.

5.Динамика участия обучающихся в экологических проектах, конкурсах.

6.Практическая включенность детей в экологическую деятельность училища.

7.Самооценка и рефлексия (отзывы обучающихся, общественности)

8. Разные формы оценивания (опросные, оценочные листы, анкеты, тестовые задания, зачет по предмету)

Экологическое образование в рамках изучения учебной дисциплины «Экология и автомобиль» имеет особую важность, поскольку связано с применением полученных знаний в будущей профессиональной деятельности обучающихся.. Поэтому, в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, оно должно иметь практическую направленность: формировать стратегии и технологии экологически целесообразного поведения, собственное отношение к проблемам окружающей среды. Необходимой базой для этого является комплекс экологических знаний. Учебная дисциплина «Экология и автомобиль» позволяет передать обучающимся такие знания, поскольку с изучением каждой темы связана целая совокупность вопросов экологического содержания. Таким образом, данная дисциплина имеет значительный потенциал для экологизации образовательного процесса. К тому же в условиях существенного воздействия автомобилизации на окружающую среду можно воспитать экологически грамотного специалиста только вооружив его современными знаниями.

Список литературы.

  1. Графкина М. В., Михайлов В. А. Экология и автомобиль. М.: Академия. 2010.

  2. Смагин А. В. Учебник водителя. М.: Академия. 2007.

  3. Голицын А. Н. Основы промышленной экологии. М.: Академия. 2007.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897

  5. [http://www.gia3.ru/publ/opyt_i_praktika/trebovanija_k_sovremennomu_uroku_v_uslovijakh_vvedenija_fgos/4-1-0-4]

  6. [http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/novyy-tip-uroka-v-usloviyah-realizacii-fgos]



Преподавание предмета "Экология и автомобиль"
  • Биология
Описание:

Мы считаем, что выпускник НПО в современных условиях должен обладать знаниями наиболее важных закономерностей экологии и охраны природы не только вообще, но и для конкретной области деятельности в той сфере, где он будет трудиться. Поэтому в нашем училище с целью повышения качества экологической подготовки обучающихся  по профессии  НПО 190631.01  Автомеханик была введена учебная дисциплина «Экология и автомобиль».  Данная дисциплина введена за счет вариативной части от общеобразовательной подготовки. Необходимость введения учебной дисциплины «Экология и автомобиль» обусловлена тем, что обучающиеся получают квалификацию «Оператор заправочных станций».

Автор Пуляева Галина Михайловна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 499
Номер материала 10675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓