Главная / Начальные классы / «Преодоление неуспешности в обучении средствами театральной педагогики».

«Преодоление неуспешности в обучении средствами театральной педагогики».

МБОУ « Звонаревокутская СОШ




«Преодоление неуспешности

в обучении средствами театральной педагогики».

J:\всё для марафона\театр\DSCI2892.JPG





Гербер Полина Викторовна

учитель начальных классов

2012г.



«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». (Руссо)

В последние годы особо остро в стране и в наших школах стоит вопрос детского здоровье сбережения. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н.А.Семашко, в России сегодня около 40% детей можно считать условно здоровыми.

По данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровы лишь 11– 12% детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. По данным Института возрастной физиологии РАО за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения.

Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи–практики отмечают нарушение интеллектуального, эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.

Изучив мониторинг заболеваемости детей своего 1А класса, мною было выявлено, что в классе нет практически здоровых детей. У половины детей имеется по 2-3, а то и более заболеваний. Наряду с общими заболеваниями выявились ещё ряд проблем. У многих детей моего класса проблемы в развитии речи и выражены в разной степени отклонения в развитии движений пальцев рук. Мною совместно с психологом школы в сентябре был проведён мониторинг развития мелкой моторики.

В.М. Бехтерев писал, что движение руки тесно связаны с речью и её развитием. В.А.Гиляровский отмечал, что» запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

Это побудило меня начать активную работу по развитию речи детей. Ведь управлять куклами, изготавливать костюмы и декорации –всё это развивает мелкую моторику пальцев рук, а значит, влияет на развитие речи. А чем и как я могу хоть немного помочь моим ученикам? И когда мне предложили взять 2 часа внеурочной деятельности, то я решила взяться за свой любимый кукольный театр.

Кукольный театр - один из видов деятельности, который интересен детям, развивает точность и координацию движений, воздействуют на интеллектуальное развитие.

Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука - это своего рода внешний мозг».

Эти наблюдения обязывают педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук .

Не только теоретические предположения, но и практические исследования подтверждают важность работы по развитию мелкой моторики. По мнению М.М. Кольцовой уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Мне, как педагогу хочется надеяться, что овладение детьми умению водить куклу, изготавливать их поможет им в преодолении трудностей развития речи и приведёт в комплексе с другими приёмами воздействия к качественным изменениям, т.е. развитию ребёнка. Изготовление кукол своими руками полезно для детей не только в плане развития мелкой моторики рук, но также развивает фантазию, образное мышление, формирует умение выражать характер, способность тонко чувствовать окружающих и происходящее вокруг, способность концентрировать внимание.

В течение цикла занятий дети должны изготовить куклы из папье-маше, сшить для них костюмы, а также изготовить декорации и бутафорию к спектаклю. Все эти действия предполагают тренировку мелкой моторики рук, требуют точных и скоординированных движений.

И все же более полной жизнью театральная кукла живет в своем мире по имени “кукольный театр”.

Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами театрального уголка, развивает творческие способности и психические процессы. Дети любят своих героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из окружающей жизни. Ребята бережно относятся к куклам, которых изготовили сами, проявляют инициативу, если требуется ремонт или замена героя.

Помимо приобретенных умений и навыков, дети осваивают театральную игру. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром, при этом ребенок вживается, перевоплощаются в образ. Игра – оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного язык, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам.

Я как и многие учителя начальных классов наблюдаю, что учащиеся часто испытывают серьезные проблемы с овладением навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Именно поэтому разработанные занятия главным образом направлены на развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же на развитие памяти, воображения, произвольного внимания, формирование четкой, грамотной речи через кукольную театральную деятельность, то есть через ведущую деятельность ребёнка – игру.

Кукла играет важную роль в жизни ребенка, хотя до сих пор ее возможности до конца не изучены. К ней время от времени обращаются психологи и педагоги, психотерапевты и логопеды. Известно использование куклотерапии как формы психокоррекции детей. Профессиональные психологи И.Медведева и Т.Шишова используют методику драматической психоэлевации – комплексное воздействие на детей–невротиков с помощью разнообразных театральных приемов. Весьма интересны и показательны в этом отношении исследования логопеда В.П.Добридень и педагога А.Н.Белоноговой (Москва). Они обратили внимание, что игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи.

Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы . И это находит отражение в самых разных программах развивающего обучения. На помощь педагогу приходит то Незнайка, который тоже хочет научиться считать, то Буратино, который никак не может справиться с грамматикой. Уютно здесь чувствует себя и Лесовичок: он познакомит с богатством природы родного края и других стран. Кукла – дергунчик приучит малышей заниматься зарядкой, а маленькая кукла Капелька в нежно-голубом платье расскажет о бесконечном путешествии воды в природе.

ЦЕЛЬ: оказание помощи детям по преодолению неуспешности в обучении средствами театральной педагогики.

ЗАДАЧИ:

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать четкую, грамотную речь.

Развивать коммуникативные навыки.

Развивать произвольное внимание.

Развивать память.

Воспитывать зрительскую культуру.

Развивать творческие способности.

Программа ориентированна на детей начальной школы, испытывающих трудности в обучении.

Учебный курс рассчитан на 66 часов, занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа.

Концепция программы опирается на следующие теоретические положения психологии и педагогики:

Образование и учение – не есть воздействие учителя на ученика, старшего на младшего, но есть совместный труд в процессе познания. Преподавание в рамках нашей программы призвано инициировать вопросы учеников в процессе практической деятельности. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений. Педагог строит обучение таким образом, чтобы сумма вопросов в целом давала систематическое представление об изучаемом предмете.

Для получения целостного представления о мире и его законах не следует накапливать большое количество разнородных примеров или фактов, подтверждающих каждый закон в отдельности, бывает достаточным подробно рассмотреть одно явление природы или искусства, но рассмотреть его во всем разнообразии связей с другими. В предлагаемой программе постановка кукольного спектакля рассматривается не только с точки зрения знаний и навыков, приобретенных в рамках конкретного практического дела. Но это конкретное дело включено, во-первых, в контекст мировой культуры, во-вторых, в контекст национальной культуры, и, в-третьих, в многообразные связи с циклами естественнонаучных и гуманитарных дисциплин общеобразовательной школы.

В силу особенностей детского мышления и восприятия, преобладания индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным, современная педагогика предлагает ориентироваться при обучении детей прежде всего на их эмоциональный интерес к предмету обучения. В нашем курсе эмоциональный интерес к избранному виду деятельности формируется и поддерживается, прежде всего, разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий и получаемых изделий. С другой стороны, продукт труда обладает собственными “потребительскими свойствами”, собственной эстетической или функциональной ценностью, что придает процессу обучения смысл в глазах ученика и сообщает дополнительную позитивную эмоциональную окраску процессу обучения.

Для осуществления личностно – ориентированного подхода необходимо соблюдение следующих условий:

  • Возможность выбора ребенком куклы в соответствии с его особенностями и возможностями (по характеру куклы и сложности ее изготовления).

  • Предоставление ребенку выбора вида деятельности при изготовлении реквизита (рисование, раскрашивание, конструирование и т.д.), исходя из того, что является наиболее привлекательным для ребенка.

Каждый из этих видов деятельности решает поставленные в программе задачи, а возможность выбора способствует сохранению и поддержанию у детей интереса к процессу деятельности.

Выбранная театральная постановка должна соответствовать возрастным возможностям детей, быть понятной, интересной, обогащать жизненный опыт, пробуждать интерес к знаниям, расширять творческие возможности ребёнка.

Педагог определяет речевые и актерские возможности детей, помогает выбрать роль в пьесе.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Повышение успеваемости.

  • Повышение уровня развития мелкой моторики.

  • Формирование четкой, грамотной речи.

  • Развитие творческих способностей.

  • Формирование самостоятельности.

  • Формирование навыков эффективного общения.

  • Улучшение способности к концентрации внимания.

  • Улучшение памяти.

  • Формирование навыков зрительской культуры.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗАНЯТИЙ

Каждое занятие включает в себя:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие речевого аппарата, активизирует подвижность губ и языка. Занятия начинаются с разминки, которая может включать следующие игры-упражнения.

РАЗРАБОТКА ТЕМБРАЛЬНОГО ДИАПАЗОНА.

Сначала используются так называемые “кричалки”. Работа с ними требует соблюдения основных правил гигиены голоса. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикуляционными упражнениями, сразу включать максимальную громкость. Это приведет к срыву голоса. Дети расходятся по разным концам комнаты. Во время произнесения “кричалки” верхнее небо должно приобретать форму купола, что обеспечит хорошую звучность.

РАБОТА НАД МИМИКОЙ И ЖЕСТОМ.

Мимика и жесты говорящего — дополнительное средство воздействия на зрителя. Это естественная способность человека проявлять внутреннее состояние, с помощью жестов досказать то, что невозможно объяснить словами. Работа над выразительностью мимики и жестов предполагает различные игры, упражнения и этюды.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются “пальчиковые игры”. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

Все эти упражнения не только способствуют развитию четкой дикции и умению правильно распределять дыхание, но и помогают отработать интонацию — самую важную и самую сложную составляющую речи актера. Чем контрастнее по содержанию текст, тем разнообразнее его интонации. Не стоит забывать, что кукла не способна передавать настроение мимикой или жестами. Эту роль выполняет речь маленького актера.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ С КУКЛАМИ.

Самое главное при постановке пьесы – движение. Без него куклы безжизненны, действие замирает. Поэтому перед исполнителями стоит задача по освоению навыков кукловождения в условиях спектакля. Для начала кукловод осваивает простейшие движения с куклой: выход, уход, приседание, наклоны, повороты… Этот тренаж позволяет понять возможности своего персонажа. Занятия лучше всего проводить вначале у зеркала (так как трудно увидеть себя со стороны), а затем перейти за ширму.

Первые шаги кукольника довольно сложны: устают руки, непривычно место действия, да и работа по созданию образа достаточно сложна и кропотлива. Это может привести к потере интереса и превращению роли в механическое произнесение текста. Избежать проблем поможет введение разнообразных игровых моментов, интересных этюдов, предоставление возможности свободного поиска выразительных средств.

ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Прикладное творчество включает в себя поэтапное изготовление перчаточной куклы, декораций и бутафории к спектаклю. Данный компонент составляет основную часть занятия, так как непосредственно способствует достижению поставленной цели через ручной труд: вырезание, лепку из папье-маше, аппликацию, рисование цветными карандашами и красками, оригами, конструирование, раскрашивание, раскрой, выполнение различных швов и стежков.

РЕПЕТИЦИЯ.

Этот компонент включает в себя первичные навыки произнесения сценического текста и изображение слова действием и действия словом, поиск наиболее оптимальной формы выражения сценического образа куклы через речь и действия актера.

Анализ результатов развития мелкой моторики

2011-2012 учебный год.

В группу поступили 12 человек. Все дети на 1 учебный год, в сентябре 2011 г. пошли в школу. Обследование в сентябре 2011 г. выявило слабое развитие мелкой моторики у всех детей. Обследование в марте 2012г. выявило – все дети улучшили свои результаты. Наибольшую динамику дали Гильгенберг Власта,Даценко Юрий,Синикин Денис,Петрова Карина. Другие дети тоже дали положительную динамику развития мелкой моторики.

Критерии эффективности.

В качестве критериев оценки качества обучения используются диагностические методики на определение уровня развития мелкой моторики (тест Куглера, методика “дорожки” по Л.А.Венгеру, методика рисования простых узоров) и развития речи, анализ рабочих тетрадей учащихся, отзывы учителей и родителей.

И в заключение вспомним о самом главном. Здоровый образ жизни школьника напрямую зависит от его морального состояния. Не стоит лишний раз говорить, насколько важны моральное спокойствие, позитивное настроение дома и в учебном заведении и психологическая стабильность.

Здоровый образ жизни школьника — это то, что позволит ему в будущем многого достичь, стать по-настоящему успешным и главное — здоровым человеком.













«Преодоление неуспешности в обучении средствами театральной педагогики».
  • Начальные классы
Описание:

     Движение руки тесно связаны с речью и её развитием. Запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики.     

 

     Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: «Рука - это своего рода   внешний мозг».

Автор Гербер Полина Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 356
Номер материала 32171
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓