Главная / Химия / Преемственность по химии в старших классах

Преемственность по химии в старших классах

Л.С. Биндарева

Учитель химии, биологии

МБОУ Устюжская СОШ


Преемственность по химии в старших классах.


«Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю»

Конфуций.


Предмет химия начинают изучать в среднем звене с восьмого класса. здесь учащиеся получают основные знания химических процессов и явлений. Очень важно учитывать психологические особенности детей этого возраста. Нельзя давать им знания в «готом» виде. Надо привлечь их к познанию явлений физических и химических, а также химических процессов через действия, к которым, в первую очередь, можно отнести эксперимент. Ребята должны доказывать методом проб и ошибок тот или иной факт.

В старшей школе понятия о закономерностях протекания реакций и строении вещества, конкретные химические знания о веществах, полученные в основной школе, закрепляются и развиваются.

Поэтому курс химии для старших классов базируется на материале, изучавшемся в основной школе. При этом некоторые, преимущественно теоретические темы, рассматриваются в старшей школе на более высоком, расширенном и углубленном уровне с целью формирования единой целостной картины мира, для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения. Содержание курса химии строится на основе системы вводимых и выводимых понятий, которые подлежат усвоению, и их четкого разделения. Вводимые — это понятия, которые предлагаются учащемуся как постулат. Фактически это какие-то знания о рассматриваемом явлении или объекте, которые даются в готовом виде. При этом они опираются на имеющиеся знания, хотя и не могут быть из них выведены. Каждое вводимое понятие исчерпывается (в пределах программы) с помощью выводимых понятий и обобщается. Вводимые понятия должны быть фундаментальными. Понятия, нужные для объяснения частного факта, которые потом окажутся невостребованными, просто не вводятся.

В учебниках минимальное число вводимых специфических химических понятий и терминов. При этом новое понятие вводится тогда, когда дальнейшее изложение предмета без него становится невозможным, когда мы не можем объяснить описываемое явление на основе имеющегося знания. Новое понятие вводится лишь в том объеме, в котором будет немедленно использоваться; его расширение происходит по мере возникновения необходимости в этом.

Изложение материала построено таким образом, чтобы уменьшить необходимость запоминания нового, так как это “новое” представлено как новое применение введенного понятия и, после указания на последнее, становится очевидным для учащегося.

Ученику предоставляется возможность самостоятельного приобретения нового знания в процессе собственной деятельности, главным образом в процессе выполнения заданий к каждой теме. Задания в конце каждого параграфа исчерпывают тему. Поэтому на их основе может проводиться контроль усвоения материала. При этом задания не ограничиваются исключительно материалом этого параграфа, а опираются на весь предыдущий материал, требуют его использования. Такой подход направлен на активизацию работы учащихся с учебником.

Курс органической химии начинается с рассмотрения теоретических основ предмета, которые затем закрепляются и развиваются на обширном фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. Изучение классов органических соединений строится в порядке усложнения: от более простых (углеводородов) до наиболее сложных (биополимеров). Завершает курс органической химии тема “Биологически активные вещества. Витамины, ферменты, гормоны, лекарства”. Практико-ориентированная логика курса позволяет раскрыть его прикладное значение и обеспечивает положительную мотивацию учащихся.

Заключительный курс общей химии (последний год обучения) решает задачу интеграции знаний учащихся по органической и неорганической химии на основе общих законов, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических соединений и закономерностей протекания химических реакций между ними. Такая логика позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений, к восприятию не только химической, но и целостной естественнонаучной картины мира.

Практика показывает, что в массовой общеобразовательной школе в одновозрастном классе встречаются дети разного уровня подготовленности и развития. Поэтому в условиях классно – поурочной системы более высокий темп обучения способствует торможению других, менее подготовленных. Если же учитель будет приспосабливаться к учащимся со средним уровнем подготовленности, то это будет означать сдерживание в развитии наиболее даровитых и понукании слабых.

Основное средство самореализации ученика в массовой общеобразовательной школе и его защиты – личностно ориентированное обучение. В этом случае при отборе учебного материала учитываются его развивающие возможности.

Работая не один год в школе, с каждым годом убеждаюсь, что уровень знаний школьников неуклонно снижается. Все чаще оказывается, что учащиеся не могут отличить кислоту от основания, понятия не имеют, как пишутся ионные уравнения реакций, с трудом могут вспомнить 4 – 5 химических формул органических соединений. Особую трудность у учащихся вызывает изучение органической химии. А в современных условиях к качеству знаний выпускников предъявляются все более высокие требования (способность применить знания на практике, успешная сдача ЕГЭ и т.д.). Эти и другие причины побудили меня искать такие приемы и методы обучения химии, которые позволили бы школьникам независимо от их уровня обученности, научиться составлять любые уравнения химических реакций, запомнить какое вещество и с какой целью использует человек. На помощь пришла педагогическая технология ИОСО, которая ориентирована именно на способности ребенка. При этом каждый ученик чувствует себя успешным в меру своих способностей, а, главное, усваивает стандарт по предмету. Возможность проследить за развитием умений на уроках предоставляется каждому ученику при помощи листа достижений, в котором указываются умения, развивающиеся на уроке. Таким образом, в ходе изучения темы, из урока в урок ребята самостоятельно учитывают, что им удалось, а что еще требует дальнейшего изучения. Такая система дает возможность слабым ученикам подниматься до более высоких результатов. Пробелы автоматически ликвидируются, так как работая в паре или группе восстанавливается вся картина раннее изученного материала.

В своей работе использую следующие составляющие:

  • минимизация материала;

  • схематизация материала;

  • проведение эксперимента;

  • использование обучающих алгоритмов;

  • контроль.

Принцип минимума. В содержании предмета химии выбираю основополагающие понятия: валентность, свойства веществ, классификация веществ, уравнения реакций и другие, с которыми постоянно работаем. При этом упор делаю на кодификатор, который составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования. Также я считаю, необходимо донести сведения, без которых современный человек не может обойтись. Можно, например, не знать формулу какого – либо углеводорода, но необходимо знать о том, что более опасно для человека вдыхание паров бензина, чем сам бензин.

Схематизация материала. Схемы, которые применяются на уроке, призваны облегчить учащимся процесс овладения материалом, снять различного рода сложности, обеспечить преодоление нарастающих трудностей, сконцентрировать внимание на главном, сформировать прочные навыки и умения.

Схемы можно применять для реализации самых разных целей: введение и закрепление материала, для обучения при решении задач. Главное – научить школьников связно высказываться и оперировать изучаемым материалом. Поскольку принципы построения схем одинаковы во всех структурах, то, учащиеся однажды ознакомившись с ними, обычно не испытывают в дальнейшем трудностей. Принцип построения схем довольно прост: основные темы записываются последовательно, и между ними при помощи стрелок устанавливается взаимосвязь. Используя такие схемы, можно логично излагать материал, добавляя смысловые связки из слов или словосочетаний.

Схемы позволяют развивать наглядно – образное мышление у школьников, умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они способствуют постепенному развитию памяти, восприятия и воображения. Внимание становится более устойчивым, а процесс запоминания более эффективным, если одновременно с восприятием речевых образцов дети работают по схемам.

Проведение эксперимента. Для того, чтобы знания учащихся не были формальными, я обязательно включаю в уроки химический эксперимент, при выполнении которого учащиеся работают в паре или группах. Это дает возможность наглядно доказать химические свойства веществ или классов веществ. Эксперимент можно использовать и при изучении нового материала, и при закреплении изученного материала, и для проверки знаний учащихся. В ходе эксперимента работа организуется по инструктивным карточкам. Работа носит исследовательский характер, что повышает интерес к предмету, а также требует более глубокого изучения материала.

Использование обучающих алгоритмов. Обучающие алгоритмы, используемые в моей работе, позволяют научиться составлять формулы веществ по валентности, степени окисления, определять свойства веществ, составлять уравнения реакций, решать задачи. Постепенно, усложняя работу, предлагаю учащимся выбрать наиболее приемлемый алгоритм из предложенных вариантов, а затем и самостоятельно составлять алгоритмы, которые можно использовать при дальнейшем изучении материала. Работа, построенная таким образом, позволяет вырабатывать четкость при выполнении заданий, уметь определять последовательность действий.

Контроль. Контроль знаний необходимо проводить регулярно. Если контролирующие задания минимальны, то контроль становится посильным, занимает немного времени, а эффективность его значительна. Благодаря систематическому контролю появляется возможность выявления уровня знаний учащихся, а также развития умений по предмету. Причем, составляя задания для контроля, «прокручиваю» например одно и то же понятия в разных заданиях. Это позволяет четко определить, на какой ступени познания находится ученик.

Успешное управление познавательной деятельностью учащихся во многом зависит также от отбора учебной информации и способа организации ее изучения. Излагаемый материал должен содержать возможное количество информации, но не свыше того объема, который может быть переработан учеником. А также познавательную деятельность учащихся нужно строить с учетом их познавательных способностей и обеспечивать постепенный переход от репродуктивной деятельности к исследовательской.



5


Преемственность по химии в старших классах
  • Химия
Описание:

     Предмет  химия  начинают  изучать  в  среднем  звене  с  восьмого  класса.  здесь  учащиеся  получают  основные  знания  химических  процессов  и  явлений.  Очень   важно  учитывать  психологические  особенности  детей  этого  возраста.  Нельзя  давать  им  знания  в  «готом»  виде.  Надо  привлечь  их  к  познанию  явлений  физических  и  химических,  а  также  химических  процессов  через  действия,  к  которым,  в  первую  очередь,  можно  отнести  эксперимент.  Ребята  должны  доказывать  методом  проб  и  ошибок  тот  или  иной  факт. 

Автор Биндарева Людмила Станиславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 479
Номер материала 24805
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓