Предварительное прогнозирование результатов обучения
как критерий проверки результатов работы по повышению
качества химического образования школьников
Для
учета конкретных условий работы и выбора критериев для проверки результатов, мы
используем предварительное прогнозирование результатов обучения. Идея этой
работы возникла при попытке разрешить проблемы, возникающие, очевидно, перед
каждым учителем.
Дифференцированный
подход к обучению предполагает изучение индивидуальных особенностей учащихся, их
способностей к изучению предмета. Информацию по этому вопросу желательно иметь
уже при первом знакомстве с классом, в котором предстоит работать учителю. В
идеальном варианте ее можно получить из результатов обследования классного
коллектива психологом. К сожалению, эта работа проводится не во всех классах и,
по объективным причинам, не всегда возможна. Решить эту проблему стараемся
самостоятельно. Для этого мы берем данные по успеваемости каждого учащегося за
прошлый учебный год. Наиболее важные основы для изучения химии закладываются на
уроках алгебры, геометрии и физики и биологии. Исходя из данных успеваемости по
этим предметам, мы выставляем средний балл - прогноз результата обучения. Таким
образом, в специальном журнале появляются данные на каждого учащегося в виде
таблицы следующего содержания:
ПИСОК
КЛАССА
|
алгебра
|
Геомет-рия
|
Физии-ка
|
Био-логия
|
Прогноз
|
1 ч.
|
2 ч.
|
3 ч.
|
4 ч.
|
Итог
|
Баркин Э.
|
3
|
4
|
4
|
4
|
4
|
|
|
|
|
|
Веренин Д.
|
3
|
3
|
3
|
4
|
3
|
|
|
|
|
|
Додонов А
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
|
|
|
|
|
Средний балл Средний балл
Качество зн. Качество зн.
Для
класса в целом рассчитывается предполагаемый средний балл и предполагаемый
процент качества знаний, которые в конце учебного года сопоставляются с
аналогичными данными по полученным результатам. Эта работа дает нам
информацию о возможностях учащегося, о том багаже знаний, с которым он пришел
к началу изучения предмета. Итоги каждой четверти дают информацию нам о том,
как мы использовали потенциальные возможности учащихся. Несовпадение
прогнозируемого и полученного результата заставляет серьезно задуматься о
причинах происходящего. Где мы не сработали, если ученик, имеющий и
возможности, и способности к изучению предмета не вышел на желаемый результат?
Подобные данные позволяют ставить перед собой реальные цели в отношении каждого
учащегося.
Это
не так просто, как кажется. Даже удержаться на уровне прогноза достаточно
сложно. Сказываются две причины: 1) переходный возраст учащихся, при котором
они начинают изучение химии, и все проблемы связанные с ним; 2)сложности
изучаемого предмета (не только новый пласт знаний, умений, навыков, но и новый
язык, формы записи, необходимость умения абстрактно мыслить и т.д.). Результаты
обучения более высокие, чем прогнозируемые, говорят нам о том, что мы не только
использовали потенциальные возможности учащихся, но и смогли поднять их на
более высокий уровень.
В
течение многих лет работы в городе Иркутске и Ярославле, я использую данную
информацию для определения критериев своей работы и борюсь за каждого ученика,
за каждые доли процента повышения результата обучения.
Эти
данные позволяют придти к разрешению еще одной проблемы. Критерии, которыми
пользуются в школе для оценки уровня работы учителя, не совсем объективны. Не
секрет, что разные классы имеют разные уровни и способностей и обученности.
Если в «сильном» классе учитель без особых проблем может иметь высокие
результаты, то «слабые» классы и при кропотливой работе не могут порадовать
своими итогами. Кроме того, нельзя сравнивать результаты обучения по таким
предметам, как алгебра, физика, химия (т.е. с наиболее сложными в школьной
программе) с результатами более доступных для изучения предметов. Сравнение
исходных и полученных данных позволяет оценить деятельность учителя более
объективно.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.