Мастер-класс.
Первоклассник
приходит в школу, достигнув определённой ступени развития.
«Школьное
обучение не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой определённую
стадию детского развития, проделанную ребёнком до поступления в школу» - писал
Л.С.Выготский.
Ведущей
целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольников качеств,
необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности,
самостоятельности, творческого самовыражения. Необходимо особо позаботиться о
психологической готовности детей к обучению в школе, сформированности качеств
характера, которые помогут найти контакт с учителем и одноклассниками.
Существует
определённый процент детей, которые приходят в школу не подготовленными даже на
уровне элементарной информированности об окружающем мире, с общим недоразвитием
речи и отставанием в развитии двигательной сферы. Обращает на себя внимание и
плохая моторика пальцев рук, что даёт низкие результаты при выполнении таких
заданий, как «Обведи фигуру», «Нарисуй по образцу». Известно, что недостаточное
развитие мелкой моторики пальцев отрицательно сказывается на развитии речи.
Предлагаю
несколько упражнений на развитие мелкой моторики пальцев.
1.Можешь
пальцы сосчитать?
Один,
два, три, четыре, пять. (Ученики последовательно разжимают пальцы из кулачка.)
2.Мы
руки поднимаем,
Мы
руки опускаем,
Мы
руки подаём
И бегаем
кругом.
3.Один,
два, три, четыре, пять –
Мы
грибы идём искать.
Этот
пальчик в лес пошёл,
Этот
пальчик гриб нашёл,
Этот
пальчик вдруг устал,
Этот
пальчик чистить стал,
Этот
пальчик всё съел –
Оттого
и потолстел!
Занятия
с дошкольниками должны быть разнообразны по форме и интересны по содержанию, в
них должны использоваться дидактические игры, игровые ситуации,
физкультминутки, наглядность.
Особенность
функционирования групп предшкольной подготовки заключается в том, что на этом
этапе жизни ребёнка игра как ведущая деятельность сменяется учебной
деятельностью. Плавный переход от игры к учёбе предполагает выстроенность
содержания занятий в целостную систему.
Успех
предшкольной подготовки во многом зависит от согласованной работы педагога с
семьёй. После каждого занятия желательно проводить с родителями
беседы-консультации, на которых учитель может поделиться наблюдениями, как
занимается ребёнок, общается с другими детьми, а родители познакомятся с
доступными методическими приёмами, которые могут быть использованы в домашних
условиях. Взаимное доверительное общение взрослых и детей обогащает всех
участников опытом воспитания.
«Волк
и козлята» (общеразвивающее
занятие)
Цели
и задачи:
-
пополнять словарный запас учащихся;
-
развивать память, речь, мышление;
-
ознакомить с толковым словарём С.И.Ожегова;
-
развивать мелкую моторику пальцев рук;
-
закрепить умение считать предметы и сравнивать их кол-во;
-
закрепить умение работать в группах, в парах;
-
закрепить умение работать с бумагой, клеем, ножницами, пластилином;
-
развивать творчество, композиционное мышление;
-
воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества
Оборудование:
м/ф
«Волк и козлята», компьютерная игра в пазлы, геометрические фигуры, шаблоны
героев сказки «Волк и козлята», фломастеры, скоч, цветная бумага, клей,
ножницы, нитки, пластилин, конверты с сюрпризами, музыкальное сопровождение.
Методы:
беседа, рассказ, самостоятельная работа, игра.
Ход
занятий.
1.Организационный
момент.
Чтите
науки, любите искусства,
Без
сожаленья беритесь за труд.
Дети!
Тогда благородные чувства
В
вас благородную почву найдут!
2.Беседа:
-
Любите ли вы сказки? (Да.)
- А
какие сказки знаете? ( «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка» и т. д.)
- Из
какой сказки пришли к нам эти герои?
Загадка:
На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
-
Как называется наша сказка? (Мы не знаем. Волк есть во многих сказках.)
Описание
козы.
«У
неё длинные рога, короткий хвостик, на ногах копыта, она даёт мягкий пух – из
которого можно получить тёплые пушистые вещи. А молоко у неё вкусное и очень
полезное.» (Это коза.)
-
Догадались о какой сказке идёт речь? (Это «Волк и козлята».)
- А
сколько козлят было у козы? (Семеро.)
- О
всех ли героях сказки мы вспомнили? Кто помог волку обрести тоненький голосок?
(Кузнец.)
-
Да, это кузнец. Волк пел толстым голосом.
Козлята
ему отвечали:
-
Слышим, слышим, да не матушкин это голосок! Наша матушка поёт тонюсеньким
голосом и не так причитывает.
Волку
делать нечего. Пошёл он к кузнецу и велел себе горло перековать, чтоб петь
тонюсеньким голосом.
-
Когда нам будут встречаться непонятные слова в русском языке, мы будем
обращаться к «Толковому словарю русского языка» под редакцией С.И.Ожегова.
Находим
нужное слово и читаем его объяснение.
3.
Практическая работа.
- А
сейчас мы своими руками смастерим героев этой сказки. Будем работать в группах
и в парах.
1-я
группа «Дизайнеров». Работает у доски.
-
«Дизайнеры-строители получают задание, «построить» домик в котором жила коза с
козлятами.
- В
сказке у козы избушка старая ветхая. А мы ей «построим» новый красивый домик.
Вот вам конверт, в котором находятся геометрические фигуры. Из них вы соберёте
домик.
- «Дизайнеры-оформители»
тоже работают с геометрическими фигурами.
- Вы
должны изобразить лес. Постарайтесь как можно больше собрать деревьев из фигур
которые находятся в этом конверте.
2-я
группа «Мастеров».
-
Вы, будете работать над героями сказки. Вот шаблон фигуры козы и одежда для
неё. Подумайте, во что вы её оденете, что ей подойдёт и что останется лишним.
-
Вы, будете одевать волка. Подумайте, какая одежда подойдёт ему, а что останется
лишним.
- У
нас 7 козлят.
2
козлёнка - аппликация из ниток.
-
Нитки нарезаем кусочками. Шаблон смазываем клеем и посыпаем нитками, слегка
прижимаем, дорисуем недостающие элементы.
2
козлёнка – обрывная аппликация из бумаги.
-
Бумагу рвём мелкими кусочками. Наносим клей на кусочек бумаги и накладываем на
шаблон фигуры козлёнка. Заполняем всю фигуру. Дорисуем недостающие элементы.
2
козлёнка – аппликация из ваты.
- На
шаблон фигуры козлёнка нанесите клей и маленькими кусочками выкладываем вату.
Дорисуем недостающие элементы.
1
козлёнок – аппликация из шарикового пластилина.
Остальным
предлагаю компьютерную игру в пазлы – «Собери картинку».
-
Приступаем к работе.
(Музыкальное
сопровождение.)
Из
готовых работ составляем композицию на доске.
- И
вот наша композиция готова. Сосчитаем героев сказки. (Один, два, три, …,
десять.)
-
Сколько больших ёлочек у нас?
- Сколько
маленьких?
-
Сколько всего ёлочек?
-
Сколько всего берёзок?
-
Чего больше?
-
Чего меньше? И т.д.
4.Подведение
итогов.
- У
меня для вас приготовлены поощрительные призы.
Группа
«Дизайнеров» в конверте получает солнышко и облака.
-
Это солнышко и облака – за вашу хорошую работу. Молодцы!
-
Коза и волк тоже получились - на загляденье! А козлята, как живые!
- В
этих конвертах ваши поощрительные призы.
Группа
«Мастеров» получает конверты с разноцветными цветами.
-
Давайте ваши поощрительные призы добавим в нашу композицию. Композиция
получилась ещё красочнее!
-
Все – молодцы!
-
Давайте посмотрим один из вариантов сказки «Волк и козлята». (Просмотр м/ф
«Волк и козлята».)
-
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.