Главная / История / Предметное пособие для учителей по истории Казахстана «Задания повышенной трудности для самостоятельных работ» 6 класс.

Предметное пособие для учителей по истории Казахстана «Задания повышенной трудности для самостоятельных работ» 6 класс.

hello_html_33b6f7c2.gif
hello_html_1ed68ce9.gif
hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m76516bb4.gif
hello_html_3bbc6ae4.gif
hello_html_m7ac419c8.gifhello_html_m17e4171a.gifhello_html_66f46930.gifhello_html_m7ac419c8.gifhello_html_m7889b11a.gifhello_html_11a4c6a4.gifhello_html_m17e4171a.gifhello_html_m7ac419c8.gifhello_html_m1c92c6ad.gifhello_html_m7ac419c8.gif
hello_html_19f1156f.gif
hello_html_65ce2000.gifhello_html_1b6d4641.gif
hello_html_65ce2000.gifhello_html_30d9e0d1.gifhello_html_m97b1baa.gif

Предметное пособие для учителей по истории Казахстана

«Задания повышенной трудности для самостоятельных работ»

6 класс.





Автор:

Затеева Е.Д.





Пояснительная записка.

Материал пособия организован в соответствии с событийно хронологическими и проблемно тематическими принципами. По изложению пособие представляет задания по закреплению исторических знаний курса 6-го класса и адресовано учителям и учащимся

Для учителей это приёмы работы на уроках истории Казахстана, включающие работу с текстом учебника, хрестоматии с письменными источниками, с наглядностью, датами.

Для ученика материалы пособия представляют возможность находить эффективные решения, как в процессе самостоятельной работы на уроках, так и в процессе самообразования и самопроверке своих знаний и навыков дома.

При выполнении заданий учащиеся овладевают такими познавательными умениями как: локализация исторических событий и процессов во времени; определение понятий; обоснованное оперирование фактами исторических событий и процессов во времени, воссоздание исторических образов, выявление причинно следственных связей.

В ходе работы над заданиями предполагается использование дополнительного материала из хрестоматии «История Средневекового Казахстана», так как в повторяемый материал включены новые факты, представлены новые стороны и связи, но не на уровне простого воспроизведения. При этом материал содержит образы главных фактов и теоретических сведений и не повторяет то, что изучалось в тематическом разделе.

В пособии учтен опыт и новации педагогической практики исторического образования.

Уникальность заданий в том, что выполнять их можно пользуясь текстом учебника, преломляя через логическое и креативное мышление. Задания призваны войти в систему методики преподавания истории Казахстана в школе и научить школьника рассматривать исторический процесс в причинно- следственной целостности.





Задания повышенной трудности для самостоятельных работ по Истории Казахстана (6 класс).

Тема

Эпоха камня на территории Казахстана.

Параграф 1

Ранний палеолит.

Задание 1:

Сохранив закономерность, продолжи цепь событий:

  • Палеолит ранний палеолит-поздний палеолит-неолит…

  • Охота- собирательство-скотоводство…

Задание 2:

  1. Верно расставьте цифры:

  2. Питекантроп

  3. Синантроп

  4. Австралопитек

  5. Кроманьонец

  6. Неандерталец



Задание 3:

Реши проблему:

В первобытное время было очень много животных, а люди часто недоедали. Почему такое было возможно?

На территории Казахстана пока не обнаружены костные останки палеонтологического человека, хотя имеются многочисленные стоянки того времени. Почему подобные находки не обнаружены (ситуация предположения).

Археологами была сделана находка погребения неолитического человека без руки. Что помогло ему выжить в трудных ситуациях (ситуация выбора и неопределённости)



Параграф 2.

Мустьерский период раннего палеолита.

Задание 1.

Представьте себе:

Что вы открываете музей археологических находок каменного века

А) Вставьте и запишите пять атрибутов каменного века;

Б) Одежды древних людей;

В) Предметов быта древних людей.

Параграф 3-4.

Поздний палеолит. Мезолит.

Задание 1.

  • Кто из особей «человеческого рода» обладал следующими характеристиками:

  • Прямохождение

  • Изготовление орудий труда

  • Наличие большого словарного запаса

  • Мышление

  • Стремление к изобразительному искусству

Задание 2.

Почему в родовой общине старейшины не превратились в эксплуататоров, какого атрибута им не хватало для этого?

Задание 3.

Памятников эпохи мезолита сохранилось значительно меньше чем палеолитической эпохи. Почему? Приведите значимые аргументы

Параграф 5-6

Ново каменный век. Неолит. Энеолит.



Задание 1.

Представьте себе:

Что вы открываете музей археологических находок ново каменного века:

А) Представьте орудия труда и охоты;

Б) Предметы искусства и быта;

В) Наименования одежды.

Задание 2.

Что и как сделано?

  • По новому стали обрабатывать камни….

  • Из костей рогов и оленей стали делать…

  • Посуду стали делать….

  • Столики эпохи располагались…

Задание 3.

Дай определения религиозных представлений древних людей:

  • Земля

  • Река

  • Небо

  • Солнце

Задание 4.

Схематически изобрази данные понятия





Тема 2.Эпоха бронзы

Параграф 8.

Особенности эпохи бронзы.

Задание 1.

А теперь продолжи…

Сохранив закономерность продолжи цепь событий

Освоение полиметаллов и золота-успехи в развитии скотоводства-успешное развитие промышленного земледелия……

Задание 2

В эпохе бронзы центрального Казахстана выделены: Фёдоровский-Алакульский-… периоды

Задание 3

Расставьте слоги в правильном порядке:



























Задание 4

Что из чего сделано:

Учащиеся должны указать материал из которого сделаны предметы и указать состав той или иной сущности:

  • В эпоху железа орудия труда были сделаны из…

  • В эпоху бронзы орудия труда были сделаны из…

  • В эпоху неолита орудия труда были сделаны из…

  • Первобытное стадо состояло из…

  • Первобытная община состояла из…

  • Пища первобытных людей состояла из…

  • Успехи первобытных людей состояли из…

Параграф 9-10.

Особенности эпохи бронзы, общественная и культурная жизнь.

Задание 1



Завершить предложение:

  • Археологи проводили раскопки на Земле Западной Сибири, возле города Ачинск близ села….

  • Людей которые жилив эпоху Андроновской культуры называли…

  • Большинство стойбищ андроновцев располагались по берегам рек…

  • Основным занятиям андроновцев было…

  • Наскальные рисунки андроновцев назывались….

Задание 2

Перевёртыши:

1Производительные силы- период всемирной истории;

2. Эпоха –форма объединения людей для совместной деятельности;

3.Родовая община –люди и средства, орудия их труда.

Задание 3

Головоломка на букву «Б»

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Назвать названия предметов, название местностей, животных начинающихся на букву «Б», связанных с эпохой бронзы.

Задание 4

Реши кроссворд:



















1 4 8







  1. Украшения из бронзы

  2. Сплав меди и олова

  3. Местность эпохи бронзы, где обнаружены рисунки на камнях

  4. Название племени эпохи бронзы

  5. Название двугорбого верблюда

  6. Место стойбища людей в Восточном Казахстане



Тема 3. Казахстан в эпоху раннего железа.

Параграф 11-12.

Особенности эпохи железа. Формирование и развитие кочевого скотоводства.

Задание 1

Назовите применение железа в эпоху с 8 века до нашей эры до 3 века нашей эры

А) в гуманных целях;

В) не гуманных целях.

Задание 2

Назовите как можно больше современных профессий, прообразом которых стали:

А) занятия металлургического способа сырого дутья;

В) кочевое пастушество.

Задание 3

Представьте, что железо живое. Перевоплотитесь в него, погрузитесь в его мир, ощутите его характер и расскажите, как оно появилось, как живёт, что чувствует.





Параграф 13.

Основы жизнеобеспечения кочевого скотоводства.

Задание 1

Существует понятие скотоводческая культура. Какие составляющие образуют это понятие. Отобрази данные составляющие. Например:

  • 4 вида кочевий

  • Особенности кочевания в различных регионах

Задание 2

Обоснуй необходимость возведения юрт в степи. Почему юрта имеет именно округлую форму?

Задание 3.

  • Как уважение кочевников к очагу отражается в современной культуре?

  • Назови обряд, где находит применение уважительное отношение к очагу.



Параграф 14.

Хозяйственная жизнь в эпоху железа. Расселение саков. Сакс кое общество.

Задание 1

Опишите последствия: Что произошло когда…

В природе стала высыхать вода

Лошади размножились

Пастбища уменьшились

Задание 2

Дорисуйте различные предметы или образы, вызванные этими изображениями:













Параграф 15-17 Южный Казахстан в эпоху раннего железа



Задание 1

Почему данные пословицы можно отнести именно к этому региону?

  • Если серп острый, без хлеба не будешь

  • Пахарь как мать свою землю любит, земля как сына пахаря любит

  • Цветок лишь на своей поляне –цветы, человек лишь на родине человек.

Задание 2

Расшифруйте аббревиатуры:

ЭХ, БГ, АК, ОКК, ЖК , ККК



Задание 3 Найдите ошибки в правописании слов

Каратау, кангюи, массаигиты, отрар, канглы, караултобе , эфталиты-хиониты, хореизм

Параграф 18 Восточный Казахстан в эпоху железа

Задание 1

«Наши генеалогические корни». Предварительное домашнее задание, работа с картой с целью выяснения проживания родственников.

Родственники проживают в степных районах?

В горных районах?

Кого больше степняков или горняков?

Задание 2

По содержанию текста нужно определить о каком сооружении идёт речь и доказать словами из текста

А) «Грандиозность и высота птичьего полёта этих сооружений говорят о том, что мои предки были сказочно богаты и вызывали зависть соседей. При жизни они могли дать достойный отпор. Меня просто переполняет гордость, что они смогли сделать своими руками вещи, одни из которых поражают своим величием, а другие золотым изяществом»

В) «В этих сооружениях дух предков защитит меня от лихого человека, зноя и непогоды, умиротворит мою душу, заставит задуматься о вечности. Даже простой человек может укрыться в этих небольших и многочисленных сооружениях удивится, какими же были умельцами люди, жившие в тот период: гончарами, скотоводами ювелирами, медиками».

Задание 3

Нарисуйте максимальное количество предметов, которые включают вот такие фигуры:





Параграф 19.

Центральный Казахстан в эпоху раннего железа.

Задание 1

Объясните термины и нарисуйте на них запоминающиеся карикатуры:

«Сары арка»

«Курганы с усами»

Задание 2

Определите назначение современных вещей для современного употребления и их современные названия:

  • Акинаки

  • Каменные блюда

  • Наждачные камни

  • Бронзовые зеркала

  • Трубки

  • Загубники

  • Керамика

Чем из этих предметов пользуетесь Вы?



Параграф 20.

Северный Казахстан в эпоху раннего железа



Задание 1

Изобразите пословицы с помощью рисунков, в которых каждое слово отображается определённым символом:

Горы красивы ручьями –озёра тростниками

Гора, что видна –недалека

За выпасами ухаживать –всегда молоку быть

Жизнь без труда –тощая зола.

Задание 2

Используя дополнительный материал, приготовьте обед для сакской семьи на основании знаний о занятии и образе жизни, потребностей саков

Параграф 21.

История Уйсунов их расселение.

Задание1

Уйсуны в первом веке до нашей эры мели войско 30 тысяч человек, но при необходимости могли выставить 180 тысячное конное войско. За счёт кого и как формировался резерв. Своё мнение обоснуйте.

Задание 2

На основании ваших знаний и представлений о раскопках и захоронениях близ реки ЧУ, Предгорьях Кыргызского Улутау и станции Луговая расскажите о быте и занятиях уйсунов.



Параграф 22.

Общественный строй, хозяйство и быт уйсунов.

Задание 1.

«И посреди хищников и образа смерти находится изображение человека с цветком» Вариант который предлагает учебник: «Ювелир через эту сцену показывает, какие бы трудности не встретились, человек всё равно окажется победителем…»

Придумайте и обоснуйте какие были мотивы изготовления такого изделия у мастера.

Задание 2.

Конфликты и междоусобицы

Изобразить в виде лепестков, что привело к имущественному неравенству у уйсунов

Собственность на землю



Межплеменной обмен





Собственность на скот

Движимое имущество







Задание 3.

  1. Было ли мировоззрение уйсунов научным?

  2. Проанализируйте предметы найденные в захоронениях уйсунов, какие факторы гуманны и антигуманны на ваш взгляд, обоснуйте ответ



Параграф 23.

Канглы. Общественный строй, хозяйство и быт.

Задание 1.

О чём свидетельствуют источники:

  1. Китайские

  2. Казахские

  3. Какие источники на Ваш взгляд более правдоподобны и почему?

Задание 2.

А) Изобразите план городища Актобе;

Б) Изобразите план городища Отрар;

Задание 3.

Выделите характерные черты:

  1. Кауншинской

  2. Отрар Каратаусской

  3. Жетыасарской культур

Составьте понятийные характеристики

Задание 4.

Важное место в жизни канглы занимала охота. По найденным сетям, острогам, крючкам, рыбьим костям и чешуе можно сделать вывод, что канглы занимались рыболовством…

Если рыбная ловля не являлась основным занятием приведите доводы о занятиях канглы:

  • Земледелием

  • Скотоводством

  • Ремеслом

  • Торговлей

Задание 5.

Во втором пятом веках канглы полностью обеспечивали себя всеми необходимыми продуктами, сырьём и ремесленными изделиями. Приведите факты которые свидетельствуют о том, что

  • У канглов была развита внешняя торговля

  • Что способствовало развитию внешней торговли?

Задание 6.

Составьте схему управления канлинским обществом по вертикали

Например:

ХАН











ЗАМЕСТИТЕЛИ

Параграф 24-25.

Гунны: хозяйство, быт, расселение.

Задание 1.

Если бы не существовало такой личности как Атилла какие для гуннов и стран Евразии это имело бы последствия?

Задание 2.

Докажите, что гунны являются предками казахского народа.

Задание 3.

Что объединяло трио:

Гунны





Атилла Европа







Задание 4.

Придумайте свою легенду о полководце Атилла (опираясь на научный материал).

Задание 5.

Аммиан Марулен много писал о гуннах

  • Каково отношение автора к гуннам?

  • Что в его очерке Вам кажется правдоподобны, а что нет?

  • Обоснуйте свой ответ приводя важные аргументы

Задание 6.

На основании терминов дайте свои ассоциации по теме гунны:

  • Шаньюй

  • Военное дело

  • Главная сила

  • Главное оружие

  • Изюминка



Параграф 26-27

Великое переселение народов. Хозяйство и культура гуннов.

Задание 1.

Докажите, что с завоевательными действиями Атиллы начинается период средневековья.

Задание 2

Прииск характеризовал гуннов как мирный народ. Как это возможно, учитывая великий завоевательный поход. Что имел в виду римский писатель?

Задание 3.

  • Зернь

  • Скань

Продолжи приёмы полихромного стиля, дай им определения.

Параграф 28.

Расселение и общественный строй сарматских племён

Сарматы: Из истории сарматов, археологические памятники.

Задание 1.

Проанализируйте сообщения о сарматах:

А) Отца истории Геродота;

Б) Чем подтверждаются предположения Геродота.

Задание 2.

Объяснить цифровые данные

Выделить причинно - следственные связи:

6-4 век до нашей эры-10 тысяч

Третий- второй век до нашей эры -20 тысяч

Первый век до нашей эры -5-7 тысяч

Задание 2.

На основании предложенных понятий выделить особенности ранней сарматской культуры:

  • Огонь

  • Солнце

  • Володарские курганы

  • Прохоровский период

  • Диагональ

  • Оружие

  • Параграф 29

Параграф 29.

Хозяйство и быт сарматов

Задание 1.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей. Какие факторы позволяют отдать приоритет материальным ценностям у сарматов?

Задание 2.

В чём проявилось имущественное неравенство у сарматов. Схематично изобразите этот факт. Например:



Имущественное неравенство

?

Дифференциация

курганов



Задание 3.

Как расходится понятие современного толка с понятием демократия у сарматов?





Параграф 30.

Культура Древнего Казахстана

Задание 1.

На основании предложенных понятий составить рассказ о культуре кочевников:

  • Серебряная чаша

  • Штаны

  • Стремена

  • Юрта

  • Изогнутый меч

  • Просвещённые китайцы

Задание 2.

На городище Чирик- Рабат обнаружены доспехи сакского воина. В Европе такие доспехи появились только в средние века. О чём это может свидетельствовать?

Параграф 31.

Обычаи и верования кочевников.

Задание 1.

В эпоху бронзы кочевники поклонялись силам природы, огню, небу. Объясните поклонение каждому атрибуту, приведите аргументированные доводы.

Задание 2.

  • Докажите, что в эпоху железа верования древних кочевников были сплавом анимизма, тотемизма, магии.

  • Были ли верования кочевников лишены самобытности?



Параграф 32.

Внешний облик людей древней эпохи.

Задание 1.

  • Как связаны история и антропология?

  • В чём проявляется их связь?

  • Отражает ли сущность антропологии внутренний мир человека?

Задание 2.

Назвать три понятия схематично характеризующих андроновскую культуру. Например:

Ачинск Бронза

Европеоид



Задание 3.

Андроновская культура, её типаж обусловлены:

А) Общностью местожительства

Б) Однотипностью историко –архитектурных памятников.

Предметное пособие для учителей по истории Казахстана «Задания повышенной трудности для самостоятельных работ» 6 класс.
  • История
Описание:

        Пояснительная записка.

Материал пособия организован в соответствии с событийно хронологическими и проблемно тематическими принципами. По изложению пособие представляет задания по закреплению исторических знаний курса 6-го класса и адресовано учителям и учащимся

           Для учителей это приёмы работы на уроках истории Казахстана, включающие работу с текстом учебника, хрестоматии с письменными источниками, с наглядностью, датами.

 

         Для ученика материалы пособия представляют возможность находить эффективные решения, как в процессе самостоятельной работы на уроках, так и в процессе самообразования и самопроверке своих знаний и навыков дома.

Автор Затеева Елена Дмитриевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 780
Номер материала 44716
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓