Главная / География / Предметно о проблемном обучении в географии

Предметно о проблемном обучении в географии

Проблемное обучение в географии на примере некоторых тем

Согласно философскому изречению «Не мыслям надо учить, а мыслить» сегодня все актуальнее становится вопрос активизации учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы.

Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно – познавательных задач. Методические приемы создания проблемных ситуаций: 
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; 
- сталкивает противоречия практической деятельности; 
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; 
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); 
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог); 
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); 
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские); 
- формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.).

География 7 класс. Тема: «Природа Антарктиды»

Проблемный вопрос учащимся «Почему Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца?»

1этап. Ученики вскрывают противоречия, заложенные в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей.

Они знают, что морозы на материке существуют круглый год, что здесь находится полюс холода Земли (-89),знают почему. А почему же Солнце жестоко? Рассуждают:

причина

Следствие

Долгая полярная ночь

Сильное выхолаживание материка

Поднятие материка из-за льда на 2км

Чем выше, тем холоднее

Льды и снег ,покрывающие материк

Отражение лучей от поверхности

Если Солнце высоко над горизонтом

Жарко

Над Антарктидой солнце низко

Солнце жестокое(в чем это проявляется? Случаи ожогов)

Так ученики выявляют противоречия между сложившимися противоречиями и новыми фактами. Это противоречие может быть решено с помощью гипотезы. Итак, первый этап решения проблемы- формирование гипотезы.

Звучит примерно так: низкое солнце над горизонтом в Антарктиде не должно обжигать кожу лица. Видимо , Антарктида получает много тепла.

2 этап -формулировка проблемы

3 этап- решение проблемы

Доказательство гипотезы. Учащиеся используют знания полученные ранее. Они знают, что полярный день длится долго, значит тепла материк должен получить много, воздух здесь чистый ,прозрачный, высота материка 2км, а кое-где выше 4 км, значит ,солнечные лучи проходят меньший слой воздуха, материк лежит как бы «ближе к Солнцу».Вывод из сказанного во время дискуссии.

4 этап Вывод : «Да, Солнце может обжигать кожу лица и других частей тела»


Исследовательский метод в развитии творческого мышления (наглядно-действенного, причинного и эвристического)чаще применяю в старших классах, где предлагается учащимся самостоятельно решить проблему. Через ролевую игру, работая в группах ученики ищут решение проблемы- «Где бы вы построили алюминиевый завод? Почему?» при изучении «Западно-Сибирского экономического района». Геологи определяют и рассчитывают ресурсообеспеченность, на сколько лет хватит запасов месторождений. Экологи составляют прогноз на возможное загрязнение окружающей среды. Проектировщики выбирают место строительства завода с учетом факторов размещения. В процессе дискуссии

определили место строительства завода около Сургута:

- есть тепловая электростанция, работающая на газе;

-есть железная дорога, по которой можно завозить сырье из Восточной Сибири, летом можно использовать речной транспорт;

- экологическая обстановка относительно благоприятная, хорошо проветривается воздушная оболочка.

Аллюминий должен получится недорогим.


Изучая краеведение серьезное внимание уделяем решению экономических и экологических проблем через проектно–исследователь-скую деятельность( эвристическое, причинное-следственное)

9 класс. Социально экономическая география России. Промышленные центры Оренбургской области.

Задание : « Вы глава города Новотроицка. Развитию, какого вида транспорта отдали бы предпочтение и почему?»

Город Новотроицк экологически «грязный»город(химические предприятия, увеличение автотранспорта, уменьшение площадей лесов), нужно использовать экологически чистый вид транспорта транспорт-электронный,

а это троллейбусы и метро. Троллейбусы можно закупить у соседей в Саратовской области- г.Энгельс. Метро необходимо строить между районами города, чтобы не было автомобильных «пробок» в часы пик. Дети предложили ввести в городе экологический день- воскресенье, когда все жители пользуются только городским экологически «чистым» транспортом, личный транспорт только в будни.

В 11 классе было предложено открыть свое дело за рубежом. «Где и какое дело вы откроете?». Предложений поступило много. Вот одно из них:

-Ученик хотел бы открыть свое дело в Австралии и вложить средства в разведение овец. На юго-западе закупить земли. Здесь саванна, есть корм для животных, проходит железная дорога, можно вывозить и завозить все необходимое. Район слабо заселен –меньше будет конкурентов. Шерсть- одна из статей экспорта государства, спрос будет всегда. Дело должно процветать.

Технология ТРИЗ.

Ребенок, который обучается по репродуктивно-информационному типу,

получает много информации, которую не в силах не только усвоить, но и применить. И перед самыми простыми задачками дети пасуют.

Поэтому моя цель- вооружить ученика знанием методов, подходов, алгоритмов для решения задач разного уровня сложности и находящихся на стыке разных наук. Используя подобный подход, обучение становится процессом, который приносит удовольствие, ориентирует ученика на успех.

Технология задач ТРИЗ такова: учитель читает текст задачи(задание),а

ученики задают вопросы, на которые учитель может ответить «да» или «нет»

Важно научить задавать вопросы, отсекающие большие куски информации для поиска ответа. При этом дети учатся приемам систематизации, обобщения, повторяют пройденное, видят ,как можно использовать изученный материал для решения практических задач.

Не всегда эти задачи изобретательские, но могут быть исследовательскими,

а также на объяснение причин, явлений окружающего мира. Для их решения нужно иметь определенные знания, которые даю им на уроках, только тогда появляется шанс применить их в ситуации, имитирующей реальную.

При работе над задачами ТРИЗ готовые решения будут выходить не сразу.

Но уже сама возможность генерировать идеи, преодолеть инерцию мышления позволяет настроить учеников на творчество.

Уроки с использованием ТРИЗ. 6 класс. Тема «Ледники»

Известно, что айсберги- это огромные куски льда, которые

откалываются от ледяных полей и дрейфуют в океане.

Существует реальная опасность столкновения судов с ними.

Так, в 1912 году один из самых надежных судов того времени

«Титаник», потерпел крушение из-за столкновения с айсбергам

Ученые стали изучать миграцию гигантских льдин, чтобы

Обеспечить безопасность мореплавателей. Как это можно

сделать?

7 класс. Тема «Атлантический океан»

Во время плавания на Ра Тур Хейердал был поражен, как сильно

загрязнен Атлантический океан. В океан попадает ежегодно

несколько миллионов тонн нефти. Нефтяные пятна пытаются

сжигать, собирать огромными губками. Что предложите вы?

8 класс. Тема «Внутренние воды»

Почему в Якутии дома строят на сваях?

11 класс. Тема « Китай»

В Китае остро стоит проблема защиты земельных и водных

угодий от губительных пустынных бурь. С ноября по апрель

тучи песка,на 90% состоящие из мелкозернистых частиц

извести, обрушиваются

на южные районы страны, нанося огромный ущерб хозяйству.

Ураганы здесь случаются 80 раз в год.

Как защитить пашню от бурь?

Учащиеся учатся составлять конкретные вопросы, выявлять причины и

последствия, отбирают наиболее важные признаки, обобщают и делают вывод. Иногда приходится помогать и подсказывать детям. Принимаются все предложенные варианты, что приводит к фантазии, творческому подходу в решении проблем.


Предметно о проблемном обучении в географии
  • География
Описание:

Применение проблемного обучения на уроках географии иногда вызывает определенные трудности. это связано с тем, что преподаватель недостаточно владеет методами использования данной технологии.   В классах, где большую часть составляют ученики, имеющие глубокие прочные знания по предмету, использую чаще всего частично – поисковый и исследовательский метод. Проблемные ситуации, возникающие в учебной деятельности, в сильных классах вызывают состояние эмоционального подъёма, активности, повышение интереса к обучению.В классах, где большую часть составляют слабые ученики, применение проблемных вопросов и ситуаций в большей степени вызывает состояние неудовлетворённости, напряжения, отрицательного отношения к уроку. Но нельзя отказываться от применения проблемных вопросов и ситуаций в слабых классах, т. к. среди таких учеников есть ребята, которые имеют прочные знания по предмету и проявляют к нему интерес. В данной ситуации необходимо применять дифференцированный подход к обучению – разноуровневые вопросы, в том числе проблемные.А для того чтобы с первых уроков пробудить интерес учеников к географии как науке и сформировать позитивное отношение к данному предмету необходимо применять проблемное обучение начиная с начального курса.Большую роль играет отбор приёмов учебной работы связанных с умственной деятельностью. На уроках географии часто применяю такие приёмы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей, чтение карты, схемы, работа с различными наглядными пособиями. Это весьма эффективные пути в познании явлений природы и их сущности.

Автор Неверова Ольга Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1202
Номер материала 52950
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓