Главная / Начальные классы / Предметная неделя "Я и моё имя" (с применением технологии концентрированного обучения)

Предметная неделя "Я и моё имя" (с применением технологии концентрированного обучения)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

п.Пурпе Пуровского района








Предметная неделя «Твоё имя»


(технология концентрированного обучения)



















Автор: Волкова Лидия Викторовна,

учитель начальных классов.










Работая по технологии концентрированного обучения, я использовала метод «погружение в образ», позволяющий учащимся не только овладеть некоторыми знаниями по определённой теме, но и формировать познавательную активность и стремление к расширению кругозора. Для достижения этих целей в течение недели я включала в уроки разнообразный материал по выбранной теме. Это происходило на уроках литературного чтения, русского языка, математики и во внеурочной работе.

Приведу примеры использования технологии концентрированного обучения при «погружении» в тему «Я и моё имя», рассматривающей некоторые вопросы:

Что означают наши имена?

Как родители выбирают имя своему ребенку?

Имя и Ангел-хранитель. Именины.

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом?

«Говорящие» фамилии.


1.Беседа «Твое имя»

- Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? (Имя)

- Есть ли кто-нибудь в классе без имени? А среди ваших друзей и знакомых? Действительно, у каждого из вас есть имя.

- Откуда пришли ваши имена? (Мама с папой придумали). А откуда они их взяли?

- В русском языке есть имена. Например: Владимир, Всеволод, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и др.

- Почему мы сразу поняли, что они русские? (Потому что, если мы послушаем их внимательно, то сразу поймем, что они значат). Всеволод - «владеет всем». А чем владеет Владимир?

Людмила - она какая? Для кого она мила? А что значит имя Светлана?

- А еще в русском языке есть много имен, которые пришли к нам из греческого, древнееврейского и латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значение. Кто-нибудь из вас знает значение своего имени, и откуда оно пришло? Напишите свое имя, а я назову вам его значение и вы его запишете рядом со своим именем. (Учитель диктует значение имен детей.)

- Все ли записали значение своего имени? Почему не все?

- Ваше имя пришло из другого языка. Но я не знаю, из какого языка оно пришло, и что оно значит. Давайте договоримся - вы спросите у родителей и на следующем уроке расскажете нам о своем имени.

2. Беседа «Именины»

- Я загадала слово. Оно обозначает праздник. Этот праздник связан с темой нашего сегодняшнего урока. Попробуйте отгадать это слово, этот праздник. Это праздник вашего имени - ИМЕНИНЫ? Кто знает, когда у него именины?

- Этот праздник есть у тех, кого назвали русскими, а точнее сказать православными именами. Именины - это не день рождения, а день памяти святого, имя которого вы носите. Запишите рядом с вашим именем день и месяц вашего рождения, а я, используя календарь, назову каждому день его именин.

- Значит, вы можете получать поздравления не только в день рождения, но и на именины. Те из вас, кого назвали неправославными именами, должны спросить у взрослых, есть ли праздник у его имени. Если вам интересно, то можете продолжить дома вместе с родителями эту работу. Узнайте у мамы или папы, бабушки или дедушки, сестры или брата, знают ли они значение своего имени, откуда оно пришло, когда их именины. Запишите в тетради месяц и день рождения ваших близких и день праздника их имени.

3.Игра «Русские имена»

Дети по очереди называют русские имена (желательно старинные). Играть можно по принципу выбывания. Последние три человека, назвавшие правильные имена, выигрывают.

(Аналогичным образом можно провести игры, посвященные именам девочек, именам мальчиков, именам, пришедшим из других стран).

4.Подбери считалку, загадку с русскими именами.

Например:

а) Эй, Иван, полезай в стакан!

Отрежь лимон и выйди вон!

б) Тары - бары, растабары!

У Варвары куры стары!

в) Стоит Егорка в красной ермолке;

Кто ни пройдет, всяк поклон отдает.

г) Желтый Антошка вертится на ножке.

Где солнце стоит, туда он и глядит.

5. «Полные и сокращенные имена»

- Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу, являются неполными, сокращенными. А знаете ли вы свое полное имя?

Запишите имена парами: полное и сокращенное. Чье имя осталось без пары? (Яна, Богдан, Алена)

-Ваши имена употребляются только в одной форме, которая хоть и короткая на вид, но -считается полной. Знаете ли вы еще такие имена? У некоторых имен может быть не одна парная форма. Как можно звать Дмитрия, Людмилу? (Дима и Митя; Люда, Люся и Мила)

-А какое полное имя Вовы, Володи, Воли? (Владимир) Приходилось ли вам слышать имя Воля? (Героя произведения Л.Лагина «Старик Хоттабыч» зовут Волъка Костыльков).

6. «Имена мужские и женские»

-Выпишите в один столбик имена девочек, в другой имена мальчиков.

(Предложены имена: Света, Коля, Женя, Петя, Лена).

-Какое слово можно записать в оба столбика? (Женя) Сокращенное имя Женя не указывает нам, о ком идет речь. Может, подскажет полное? Как будут звучать мужское и женское имена? (Евгений, Евгения).

-Чем интересны имена Валя, Саша, Сима? Образуйте от них полные мужские и женские имена.

-Есть ли «женская» пара у мужского имени Федор? Ответить на этот вопрос поможет одно из произведений К.Чуковского (Федора)

7. «Имя - не имя»

-Запишите слова: помидор, картофель, морковь, яблоко» огурец.

-С какой буквы вы написали эти слова, и почему? -Прочтите предложение:

«Однажды бедную окраину собрался посетить сам правитель страны - принц Лимон»

Нет ли тут ошибки?

-Герои произведений какого писателя носят имена - название фруктов и овощей? (Джанни Родари).

-Обычно слова могут быть именами не только в сказках. Сравните слова: Лев и лев.

-Приходилось ли вам слышать такое имя?

-С древности имя в понимании людей было не простым словом, а совершенно особенным, способным определить характер человека, его судьбу. Если родители называли мальчика Львом, то они хотели , чтобы он обладал качествами царя зверей - был храбрым, сильным.

-Подумайте, почему название цветов используется как женское имя? Родители хотят, чтобы их девочки были красивыми и нежными. (Роза, Лилия).


8. «Почему так назвали?»

-Знакома ли вам детская дразнилка:

Тетя Варя всем наварит,

Дядя Валя всех повалит,

Тетя Катя всех прокатит,

Дядя Боря всех поборет...

- Как вы думаете, являются ли родственными слова Варя и варит, Боря и поборет? Действительно, не являются. Когда-то эти имена пришли к нам из других языков и -обозначали следующее: слово Катя - «человек, который никому не причиняет зла», а слово Валя - «здоровый, сильный». Если кого-то это заинтересовало (значение имени), вам поможет книга Э.Успенского «Ты и твое имя».

9. «Суффиксы в именах».

1. Прочитайте стихотворение А.Барто:

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка

Захотели сладкого

Сахарного пряничка.

- Можно ли сказать, что это стишок о тезках? (Да, все это форма одного имени Мария)Как еще можно назвать Марию? (Маша, Маня, Маруся). Сравните их с именами, употребленными в стихотворении. С какими суффиксами употреблены эти имена? Какое значение придают они имени?

2.Спишите стихотворение С.Погореловского:

Маленькая Таня

Маленькой лопаткой

Бережно вскопала

Маленькую грядку.

- Найдите в тексте существительные, а также связанные с ними прилагательные.

- Почему употребляются слова лопатка, грядка, а не лопата, гряда? Какой суффикс передает это значение?

- А почему отсутствует суффикс -к- в слове Таня, ведь она тоже «маленькая»? (Так называть людей невежливо. Значит, в именах людей суффикс -к- не имеет уменьшительно-ласкательного значения). Исключением являются некоторые имена, которые не имеют сокращенной формы, например: Андрейка, Дениска.

10. «Вставь имена»

1.Патоку с имбирем варил дядюшка ...

Тетушка ... кушала - хвалила,

А дядюшка ... пальчики облизал.

(Семен, Арина, Захар, Елизар)

11. Как «рождаются» имена?

1. Послушайте стихотворение.

Чуть слышен шорох мягких лап

Крадется тихо Цап-Царап.

Но зря крадется!

В тот же миг вспорхнул на ветку Чик-Чирик.

-Догадались ли вы, о ком идет речь?

2. Кого так по-разному называют в сказках: вор, разбойник, серый лобишко, Васька, Мурлышка ?

- Когда вы догадались , о ком идет речь? А как кота называют- величают в русских народных сказках? ( Котофей Иванович из сибирских лесов).

3. Прочитайте стихотворение Ю.Черных :

Жили-были дед да баба с маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою называли Жучкой.

А Хохлаткою они звали жеребенка.

А еще была у них Курица Буренка.

А еще у них была Собачонка Мурка,

А еще - два козла Сивка да Бурка!

-Правильно ли даны клички животным? Запишите, кого как нужно называть,

например:

Кошка Мурка, курица...

- Клички животным даются по внешнему виду, повадкам и издаваемым звукам. А как чаще всего называют петуха? Петуха называют по имени человека, такое бывает не только в сказках, а и в жизни. Приведите такие примеры. (Филя и Степашка ...)

- А вот кот Матроскин, герой произведений Э.Успенского, утверждает, что

Матроскин - это его фамилия. Как же правильно: у животных - имена или фамилии?

(Имена и фамилии бывают только у людей, а у животных клички). В сказочных произведениях у животных могут быть имена, фамилии и даже отчества, как у людей.

11. «Объясни имя»

1.Персонажи литературных произведений имеют необычные имена. Вспомни

такие имена.

- Объясни имена героев сказок : Снегурочка, Морозко, Незнайка, Торопыжка,

Мойдодыр, Доктор Айболит.

2. Найдите в колыбельных песнях ненецкого народа (смотри «Северные родники») имена детей, и объясните, что они обозначают.


Во внеурочное время я предлагаю детям использовать разные источники, помогающие «погрузиться» в образ:

  • «Орфографический словарь для младших школьников».

  • «Поздравления на все случаи жизни». ACT - Пресс книга.

  • «Тайна имени». Зима Д. и Н., Москва.

  • «Я познаю мир. История» (детская энциклопедия).






























Обобщающий урок литературного краеведения во 2 классе разработан с целью систематизации знаний, полученных в ходе изучения темы «Имя на карте». Работа с картами района и округа, групповая работа, творческие задания способствуют развитию познавательной активности, формированию креативного мышления. Воспитание интереса к истории родного края происходит через изучение творчества северных поэтов.


Предметная неделя "Я и моё имя" (с применением технологии концентрированного обучения)
  • Начальные классы
Описание:

         Работая по технологии концентрированного обучения, я использовала метод «погружение в образ», позволяющий учащимся не только овладевать некоторыми знаниями по определённой теме, но и формировать познавательную активность и стремление к расширению кругозора. Для достижения этих целей в течение недели я включала в уроки разнообразный материал по теме. Это происходило на уроках литературного чтения, русского языка, математики и во внеурочной работе.

        Приведу материал, использованный мною на различных этапах уроков и во внеурочной деятельности по теме «Я и моё имя».

 

 

 

Автор Волкова Лидия Викторовна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 393
Номер материала 18995
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓