Главная / Физика / Предметная неделя физики в школе

Предметная неделя физики в школе

hello_html_m2cb234f.gif








Методическая разработка


«Декада физики

в общеобразовательной

школе»



Автор:

ФИО: Старостина Галина Геннадьевна

Должность: учитель физики

Место работы: МБОУ СОШ имени М. И Калинина










2014



2. Методическая разработка «Декада физики в общеобразовательной школе»



Цели:

1. Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся.

2. Развитие навыков общения, умения работать в команде.

3. Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества.

4. Повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения.

5. Расширение кругозора в результате организованного общения.



Задачи

1. Сделать школьную жизнь интересной, насыщенной, запоминающейся.

2. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли учителя.



Человеческие ресурсы:

1. Учитель физики и классные руководители.

2. Учащиеся школы с 6 по 11 классы



Временной ресурс: две учебные недели (7-19 апреля)













Содержание

1.Познавательная игра к Дню Космонавтики « Звёздные дали» 11б класс 2.Конкурсы:

Конкурс на лучшую «шпаргалку» по физике, на любую тему.


Конкурс на лучшую рабочую тетрадь по физике.


Конкурс на лучший ребус, чайнворд, кроссворд и т.д.


Конкурс на лучшую загадку, стихотворение, частушку, песню о физике и по

физике.


Конкурс «Хочу все знать» - лучший, оригинальный, актуальный вопрос по физике. 7-11 классы

3. Игра «Что? Где? Когда?» 10а класс

4. Путешествие « Здравствуй физика» 6 классы

5. Путешествие в страну любознательных физиков 7-8 классы

6. Конкурс тематических стенных газет. Подведение итогов.









Обобщенная план-сетка

мероприятий





Класс

понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1.

7-11


Конкуры





2.

6




Путешествие «Здравствуй физика»



3.

7-8





Путешествие в страну любознательных физиков


4.

10



Игра «Что? Где? Когда?




5.

11

Своя игра «Звёздные дали»






6.

7-11






Конкурс газет

Подведение итогов





















1.Познавательная игра к Дню Космонавтики « Звёздные дали»

12 апреля Всемирный день авиации космонавтики.

Человечество не останется вечно на Земле, оно в погоне за светом и

пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем

завоюет себе все околосолнечное пространство

К.Э.Циолковский



































2.Конкурсы:

1.Конкурс на лучшую «шпаргалку» по физике, на любую тему. ( Юртаева К, ФараховаЛ. )


2.Конкурс на лучшую рабочую тетрадь по физике. ( Деревяшкина М, Волженская Н.)


3.Конкурс на лучший ребус, чайнворд, кроссворд и т.д. ( Макарычев А., Терентьев О.)


4.Конкурс на лучшую загадку, стихотворение, частушку, песню о физике и по физике.( Хегай В., Зубаирова А.)


5.Конкурс «Хочу все знать» - лучший, оригинальный, актуальный вопрос по физике. 7-11 классы (Гусаков Д., Голощапов С.)

( В кабинете физики имеется ящик для вопросов, загадок, ребусов, шпаргалок и т.д. )























3. Игра «Что? Где? Когда?»

Цели и задачи мероприятия: обобщение и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания, выявление интеллектуально одарённых детей.

Образовательная:

  • Повторить, систематизировать знания учащихся;

  • Расширять кругозор учащихся по предмету;

  • Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.

Воспитательная:

  • Воспитать умение и навыки работы в команде;

  • Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;hello_html_m289c0f2b.png

  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.

  • Воспитывать инициативность и активность,

  • Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающая:

  • В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;

  • Развить способности логического мышления учащихся;

  • Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;

  • Развивать память, внимание

  • Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.

Игра представлена в виде мультимедийной презентации

Ход игры:

Ведущий приглашает команду “знатоков” занять места за столом. В игре принимают участие 6 человек. Команда садится за игровой стол и выбирает капитана команды.







Оглашаются правила игры. На экране появляется презентация. Капитан выбирает вопрос. На экране появляется вопрос. Ведущий формулирует вопрос и даёт соответствующие указания. На обсуждение даётся две минуты. Время фиксируется с помощью песочных часов.

Условие игры:

  • Игра ведётся до шести очков;

  • На обдумывание вопроса даётся две минуты (время фиксируется с помощью песочных часов);

  • После того как время обсуждения завершилось, капитан команды выбирает игрока, который даёт ответ на вопрос или отвечает сам;

  • Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнять вопрос может только ведущий;

  • За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами команде защитывается поражение в данном раунде;

  • Если команда досрочно даёт ответ на вопрос, то она сохраняет дополнительные минуты для обсужде6ния, которые можно использовать в следующих раундах.

Вопросы

Вопрос №1.

Зачем в 1960-е годы судьи по бегу на короткие дистанции стали оснащать стартовые пистолеты лампой-вспышкой. (Звук проходит 100 м за 0,2 сек. Иначе спортсмены, услышав выстрел, устремятся вперёд, а хронометристы, стоящие на финише, опоздают включить секундомеры.)

Вопрос №2

.«Осторожно-листопад!» Почему дорожные щиты с такой надписью иногда можно увидеть близ трамвайных путей. ( Когда колёса трамвая раздавливают опавшие листья, то их сок смачивает рельсы. От этого рельсы и колёса становятся скользкими. Сила трения уменьшается, и колёса трамвая начинают скользить по рельсам)

Вопрос №3.Предшественница электрической лампочки – керосиновая лампа – временами коптила, поэтому над ней на потолке образовывалось чёрное пятно. Но и над светильником с электрической лампой иногда возникает чёрное пятно на потолке. Неужели электрические лампы коптят? Почему возникает такая ситуация? (Электрическая лампочка нагревает окружающий воздух. Возникает конвекционный поток вверх, содержащиеся в воздухе пылинки прилипают к потолку, образуя пятно над лампой).



Вопрос №4.

Почему в сильные морозы деревья трещат? (В сильный холод замерзают соки в деревьях. При замерзании сок, как и вода, расширяется и разрывает при этом древесину, - трещат сучья раскалываются стволы).

Вопрос №5.

Почему подъёмная сила воздушного шара зависит от времени суток и днём является наибольшей? (Солнечные лучи нагревают газ в стратостате, поэтому увеличивается его объем и подъемная сила).

Вопрос №6.

Отчего даже в пасмурные, но не дождливые дни трава, скошенная на лугу, высыхает быстрее чем трава, скошенная в лесу? (В лесу ветер разбивается деревьями на отдельные потоки и в значительной мере теряет свою силу. Поэтому даже в пасмурный день испарение влаги там происходит менее интенсивно, чем на лугу, и трава в лесу сохнет медленнее).

Музыкальная пауза

Вопрос №7.

Почему нельзя точно установить высоту Эйфелевой башни? (В жаркий день вершина Эйфелевой башни поднимается выше, чем в холодный. Ведь высота столь огромного железного сооружения не может быть одинакова при всякой температуре. В теплую солнечную погоду железный материал башни может нагреться в Париже градусов до +40, между тем как в холодный, дождливый день температура его падает до +10°. а зимою до 0°, даже до – 10° (большие морозы в Париже редки). Как видим, колебания температуры доходят до 40 и более градусов. При этом высота Эйфелевой башни может колебаться на 12 см).

Вопрос №8.

Почему в реке над очень глубоким местом уровень воды слегка приподнимается? (Вода над глубоким местом течёт медленнее, чем на мелководьем. А так как, согласно принципу Бернулли, при уменьшении скорости течения жидкости увеличивается давление, то уровень воды над глубоким местом слегка приподнимается).

Вопрос №9.Почему у человека волосы, ресницы, в морозный день покрываются инеем? (Выдыхаемые пары, соприкасаясь с холодными предметами, конденсируются на них).





Вопрос №10.

Почему ночью звуки мы слышим лучше, чем днём? (Всё дело в неравномерном нагревании воздуха. ( Днём солнце сильнее нагревает тёмный лес, чем пруд и речку. От леса нагревается воздух над деревьями, а тёплый воздух менее плотный, чем холодный. Звук проходит через разные слои воздуха – более и менее плотные. При этом звук меняет своё направление – то уходит, вверх, то ударяется о землю. Ночью, когда температура воздуха равномерна, звуки идут по прямой линии).

Вопрос №11. Блиц.

  • Кого из ученых А.С. Пушкин назвал «Первым русским университетом»? (Ломоносов М.В.).

  • Какой учёный с помощью линз и зеркал потопил римский военный флот? (Архимед).

  • В 1600 г. В Англии вышла книга У. Гильберта «О магните, магнитных телах и о большом магните». Что Гильберт назвал большим магнитом? (Нашу планету Земля).

Вопрос №12.

У артиллеристов есть правило: при стрельбе из орудия открывать рот. На чём основано это странное на первый взгляд правило? (От выстрела орудия воздух начинает сильно колебаться и давить на барабанную перепонку. Это давление может порвать её, и тогда человек оглохнет. Но если открыть рот, воздух из открытого рта попадает через евстрахиеву трубу в среднее ухо. Давление воздуха на барабанную перепонку снаружи и изнутри станет одинаковым, и она не порвётся.

Подведение итогов. Награждение участников.













4. Физические путешествия

Путешествие «Здравствуй, физика» (6 класс)

Цели мероприятия:

  • создать представление о первичных понятиях в физике (тело, вещество, явление), определить круг изучаемых явлений;

  • пояснить связь физики с другими науками и техникой;

  • ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений;

  • пробудить у детей интерес к изучению физики развить любознательность.


На доске, плакатах высказывания ученых, поэтов

Царство науки не знает предела

Всюду следы её вечных побед,

Разума слово и дело,

Сила и свет.

Русский поэт XIX века, Яков Петрович Полонский


Для того чтобы усовершенствовать ум,

Надо больше размышлять, чем заучивать.

Французский философ Гельвеций


В мероприятии участвуют учащиеся 6 классов. Ведущие – учащиеся 10 класса.

Путешествие сопровождается мультимедийной презентацией .


Ход мероприятия:


Ведущий 1: Науку все глубже постигнуть стремись,

познанием вечною жаждой томись

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь, предела для знания нет

Фирдоуси (персидско-таджикский поэт 940–1030 г.г.)


Ведущий 2:Дорогие ребята, сегодня мы познакомим вас с удивительным миром физики. Это предмет, который вы начнете изучить в более старших классах.

Появляются 2 девочки (знайки)


Ведущий 1: Ох, какая скука физика – наука!

Ведущий 2: Кто-то яблоню трясет, вот сорвался с ветки плод –

Вкусное творение! Сила тяготения.

Ведущий 1: Хорошо, что был Ньютон,

что открыл закон нам он

Яблоко о нем узнало, с ветки в тот же миг упало.



Ведущий 2: До Ньютона как на грех подало то вниз, то вверх.

Ведущий 1: За тобой погнался пес, еле ноги ты унес

Это без сомнения, было ускорение!

Ведущий 2: Пес про сей закон не знал, потому и не догнал.

Ведущий 1: Не поднять с земли бревно, уф тяжёлое оно.

Видно, что-то тут не так, надо применить рычаг!

А не знал бы про рычаг, день пыхтел бы, как дурак.

Ведущий 1: Сегодня мы с вами ребята лишь краешком прикоснемся к этой

удивительной науке.

Ведущий 2: Итак, встречайте «Физика»!


Выходит «Физика» (слайд 1)


Физика: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости! Очень рада видеть вас в этом зале!

Слово «физика» произошло от греческого слова «phуsis»

Так ее назвал древнегреческий ученый Аристотель.

Что значит природа.

Физика – это наука о природе,

Она изучает простейшие и вместе с тем сложнейшие

свойства окружающего нас мира.

С открытиями этой науки связаны самые важные достижения других естественных наук - химии, астрономии, географии, биологии, археологии, геологии.

Современный уровень развития техники достигнут именно благодаря физике.

Можно сказать, что классическая физика «стоит на трех китах» - трех разделах: (показывает на схему на экране и говорит, перечисляя разделы) (слайд 2)


hello_html_21cb19c1.png

МЕХАНИКА

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА


ТЕРМОДИНАМИКА




Итак, Механика! (слайд 3)


Ведущий 1: Механика! Хвалу тебе пою.

Ты в корне изменила жизнь мою,



Ведущий 2: Механика! Ты мой навек кумир!

Конспекты все зачитаны до дыр,

Ведущий 1: Все рычаги я знаю наизусть.

Подвесы все, пружины и катки…

Поставлю лучше сразу многоточие,

Ведущий 2: Ведь все перечислять не хватит строк,

А физика теперь любимый мой урок.

Ведущий 1: Движенье повсюду, движенье везде.

И в воздухе птица, и рыба в воде.

Ведущий 2: И в жизни нигде без движения нет

И солнце летит в хороводе планет.

Ведущий 1: Вот листья по воздуху долго кружат,

А падает камень быстрее стократ.

Ведущий 2: Быстрее ль то падает, что тяжелей?

И это проверить решил. . . Галилей. (слайд 4)


Физика: (слайд 5)

О сколько нам открытий чудных, готовит просвещенье дух

И опыт сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг

А.С.Пушкин


Сейчас наши фокусники продемонстрируют опыты, связанные с Механикой, а вы ребята попробуйте их объяснить. Кто это сделает правильно, тот получит волшебный жетон.


За демонстрационный стол проходят 2 учащихся, которые демонстрируют и поясняют опыты по теме «Механика» (слайды 6, 7)



1) Падение тел в воздухе (два листка одинаковых по массе, но разных по форме).

2) Инерция (стакан с водой, монетка и открытка).

3) Плавание тел (картофелина в обыкновенной и соленой воде).

4) Плавание тел (свеча и стакан с водой).


Ведущий 1: Спасибо нашим ученым – старшеклассникам за такие интересные фокусы, которые в физике называют опытами.

Ведущий 2: Сегодня в роли фокусников для вас были (имена. . . . . ) Давайте ребята им поаплодируем.

Звучат аплодисменты.


Ведущий 1: А сейчас – встречаем наших веселых загадочников! Аплодисменты!


Появляются загадочники


Ведущий 1: Привет, ребятишки!


Ведущий 2: Девчонки и мальчишки!

Ведущий 1: Хорошо ли поживаете?

Ведущий 2: Пятерки получаете ли?

Ведущий 1: Вот сейчас мы вас проверим!

Ведущий 2: Ваши знания оценим!

Ведущий 1: Мы вам загадки.

Ведущий 2: А вы нам отгадки.

Ведущий 1: Так что кто знает ответ –поднимает руку и в случае

правильного ответа получает жетон.

Ведущий 2: В конце нашего представления по количеству жетонов мы определим победителя – лучшего физика 5-6 классов.

Ведущий 1: По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.

(Волна)

Ведущий 2: На всякий зов дает ответ, а ни души, ни тела нет.

(Эхо)

Ведущий 1: Что с земли не поднимешь?

(Тень)

Ведущий 2: В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке,

Не торопится меньшая, но зато спешит старшая.

(Стрелки часов)

Ведущий 1: Кружится – жужжит, а падает – молчит.

(Юла)

Ведущий 2: День и ночь кричит, а голос не устает.

(Водопад)

Ведущий 1: Две сестры качались, правды добивались,

А когда добились, то остановились.

(Весы)


Ведущий 2: Молодцы! Хорошо загадки отгадываете!

Ведущий 1: А мы с вами еще не прощаемся, но на время покидаем

Ведущий 1: У нас загадки закончились, пойдем еще приготовим.


Физика: Чтобы физику понять

Надо много наблюдать

Ставить опыты простые

Зрить явления любые

А осмыслишь суть - вот он

Твой физический закон.


Многие законы были открыты великими учеными в необычных ситуациях. Пример тому - открытие закона Архимеда.





Сценка Закон Архимеда


Жил в Сиракузах мудрец Архимед,

Был другом царя Гиерона.

Какой для царя самый

Важный предмет?

Вы все догадались - корона!

Захотелось Гиерону

Сделать новую корону.

Золота отмерил строго.

Взял немало и немного.

Сколько нужно, в самый раз.

Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону

Ювелир принес корону.

Взял корону Гиерон,

Оглядел со всех сторон.

Чистым золотом сверкает…

Но ведь всякое бывает,

И добавить серебро

Можно к золоту хитро,

А того и хуже – медь

(Если совесть не иметь)…

И царю узнать охота:

Честно ль сделана работа?

Не желал терпеть урон Гиерон.

И позвал он Архимеда…

Началась у них беседа.

Гиерон: Вот корона, Архимед.

Золотая или нет?

Архимед: Чистым золотом сверкает…

Гиерон: Но, ты знаешь, все бывает!

И добавить серебро

Можно к золоту хитро.

А того и хуже – медь,

Если совесть не иметь.

Сомневаться стал я что-то.

Честно ль сделана работа?

Можно ль это, ты скажи,

Определить?

Но корону не царапать, не пилить…

И задумался ученый:

Что известно? Вес короны.

Ну а как найти ОБЪЕМ?


Думал ночью, думал днем.

И однажды, в ванне моясь,

Погрузился он по пояс.

На пол вылилась вода –

Догадался он тогда,

Как найти ОБЪЕМ короны,

И помчался к Гиерону,

Не обут и не одет…

А народ кричал вослед:

Что случилось, Архимед?

Может быть, землетрясенье

Или в городе пожар?

Всполошился весь базар!

Закрывали лавки даже.

Шум и крики, и смятенье!

Он промчался мимо стражи.

Архимед: Эврика! Нашел решенье! –

Во дворец примчался он.

Я придумал, Гиерон!


(Во дворце.)

Архимед: Эврика! Раскрыл секрет!

Гиерон: Ты оденься, Архимед!

Вот сандалии, хитон.

А расскажешь все потом!

Архимед: Пусть весы сюда несут

И с водой большой сосуд…

Все доставить Гиерону!

(Слуги все приносят)

На весы кладем корону,

И теперь такой же ровно

Ищем слиток золотой…

(Находят кусок золота, по весу ровный короне)

Гиерон. Все понятно!

Архимед: Нет, постой!

Мы теперь корону нашу

Отпускаем в эту чашу.

Гиерон! Смотри сюда –

В чаше поднялась вода!

Ставлю черточку по краю.

Гиерон: А корону?

Архимед: Вынимаю.

В воду золото опустим.

Гиерон: В воду – золото? Допустим…

Архимед: Поднялась опять вода,


Метку ставлю я.

Гиерон: Куда?

Архимед: Ну, конечно же, по краю.

Гиерон: Ничего не понимаю…

Лишь две черточки я вижу.

Эта – выше, эта – ниже.

Но какой же вывод главный?

Архимед: Равный вес.

Объем не равный!

Понимаешь, Гиерон,

Я сейчас открыл закон.

Тот закон совсем простой.

Тело вытеснит…

Гиерон: Постой!

Говоришь, объем не равный?

Мастер мой – мошенник явный!

За фальшивую корону

Он ответит по закону!

А ты за разгадку

Получишь дары!


На этом прервалась беседа…

Немало воды утекло с той поры,

Но помнят закон Архимеда!


Физика: Про теплоту начнем рассказ

Все вспомним, обобщим сейчас (слайд 8)

Появляются ведущие


Ведущий 1: Энергия! Работа до кипения!

Чтоб лени наблюдалось испарение!

Ведущий 2: Мозги не доведем мы до плавления

Их тренируем до изнеможения!

Ведущий 1: В учении проявим мы старание,

Идей научных видя обаяние!

Ведущий 2: Задачу мы любую одолеем,

И другу подсобить всегда сумеем!

Ведущий 1: Историю науки изучаем

И Ломоносова великим почитаем!

Ведущий 2: И проявляем мы себя в труде,

Как двигатель с высоким КПД

Ведущий 1: Но как же жизнь бывает непроста

Стой долей, что зовется: «теплота».



За демонстративный стол проходят 2 учащихся, которые демонстрируют и поясняют опыты по теме «Термодинамика» (слайд 9)


  1. Примораживание кастрюли к столику.

  2. Давление (яйцо и бутылка).

  3. Давление (достать монетку сухой из воды).

  4. Почему гаснет бумага, если бутылку в которой она находится закрыть рукой?


Ведущий 1: Дорогие ребята, наши фокусники (имена. . . .) очень старались при демонстрации опытов. Они хотели, чтобы вам было интересно.

Ведущий 2: Поэтому давайте поблагодарим их аплодисментами.


Звучат аплодисменты.

И в это время появляются загадочники.


Ведущий 1: А теперь мы опять будем вам загадывать загадки.

Ведущий 2: А вы отгадывать!

Ведущий 1: А как только отгадал - за жетоном прибежал

Ведущий 2: Вокруг носа вьется, в руки не дается

(Запах)

Ведущий 1: Летит-молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет.

(Снег)

Ведущий 2: Внутри горит, кругом бурлит, вода кипит, пить чай велит,

вверх пар валит.

( Самовар)

Ведущий 1: Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает.

(Роса)

Ведущий 2: Всем поведает хоть и без языка, когда будет ясно, а когда - облака.

(Барометр)

Ведущий 1: В печь положить - вымокнет, в воду положить – высохнет.

(Свеча)

Ведущий 2: Без рук, без ног не мал клочок, к верху ползет.

(Пар)

Ведущий 1: Ну-ка, в горсть ее схвати – не удержится в горсти

(Вода)

Ведущий 2: Крупно, дробно зачастил, всю землю напоил

(Дождь)

Ведущий 1: Чистит и ясен, как алмаз, дорог не бывает,

Он от матери рожден, сам ее рождает.

( Лед)

Ведущий 2: Ой, а у меня жетоны закончились!


Ведущий 1: Ну так пойдем еще наберем, а ребята еще уму разума наберутся.


Физика: А теперь поиграем! Нужно составить новое слово, если к имеющемуся слову добавить (или отнять) букву (слайд 10).


Например: Топка + и=Оптика



Ряд + о = ядро

Алмаз + п =

Динар + а =

Марк + е =

Изба + с =

Катер + г =

Статор + е =

Горн + а =

Алиса – а =

Астра + с =

Кузов – о =

Метро + е =

Томат – т =

Блок + а =

Балкон – н =

Табор + а =

Нуклон – н =

Лапа + м =



Ну а теперь отгадайте, про какое явление идет речь


1. Это мы не видим, но он греет. Этого нет в человеке, но есть в некоторых животных и растениях.

2. Если с ним неправильно обращаться, то он может убить.

3. Если он проходит в каком – либо приборе, то становится электрическим.

(Электрический ток)


Появляются ведущие

(слайд 11)

Ведущий 1: Электричество кругом полон им завод и дом

Везде заряды: там и тут, в любом атоме живут.

Ведущий 2: А если вдруг они бегут, то тут же токи создают

Нам токи очень помогают, жизнь кардинально облегчают.

Ведущий 1: Удивительно оно на благо нам обращено,

Всех проводов «величество» зовется «электричество»


За демонстративный стол проходят 2 учащихся, которые демонстрируют и поясняют опыты по теме «Электричество» (слайд 12).


1) Наэлектризованные шарики.

2) Отклонение струйки воды эбонитовой палочкой.

3) Взаимодействие заряженных тел (эбонитовой и плексигласовая палочки).

4) Опыт с султанчиками.

5) Электрометр.

6) Человек – проводник электричества.


Ведущий 1: Ох и умные у нас старшеклассники.

Ведущий 2: Сразу видно, что на пятерки учатся.


Появляются загадочники


Ведущий 1: А вот и мы! А вот и мы!

Ведущий 2: Приготовили загадки, и жетоны припасли!

Ведущий 1: Ну, а также постарались и дипломы принесли.

Ведущий 2: Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно.

Ведущий 1: Загадаем вам загадки очень занимательно.

Ведущий 2: Летит огневая стрелка, никто ее не поймает: ни царь, ни

царица, ни красная девица.

(Молния)

Ведущий 1: Сверкнет, мигнет, кого - то позовет.

(Гроза)

Ведущий 2: Привела я солнце за свое оконце, к потолку повесила, стало дома весело.

(Электрическая лампа)

Ведущий 1: Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела.

(Радиоволна)

Ведущий 2: К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это …(Электричество)

Ведущий 1: День и ночь стоит на крыше этот чудо - постовой

Все увидит, все услышит, всем поделится со мной.

(Антенна)

Ведущий 2: Видать глазами, да не взять руками.

(Тень)

Ведущий 1: Всем поведает, хоть и без языка,

Когда будет ясно, а когда – облака

(Барометр)

Ведущий 2: А сейчас ребята мы предлагаем вам принять участие в блицтурнире.

Ведущий 1: И вы увидите, что физику можно изучать с улыбкой.

Ведущий 2: А сейчас приготовьтесь, блицтурнир проводит сама физика.


Появляется физика.

Загадочники отдают им жетоны.


Физика:

  1. Что в физике и химии на втором и четвертом местах? (буква «И»)

  2. Бумажный летательный аппарат …(Змей)

  3. Ближайшая звезда… (Солнце)

  4. Что идет не двигаясь с места (Время)

  5. Что легче, пуд ваты или пуд железа? (Равны)

  6. Его задача просто вертеться (Волчок)

  7. Что есть и у фотоаппарата и у автомата? (Затвор)

  8. Кому на кухне постоянно отворачивают «голову»? (Кран)

  9. Какие «посудины» можно найти в скелете (Таз, чашечка)

  10. Что можно приготовить, но нельзя съесть. (Уроки)

  11. Ученый Альберт (Эйнштейн)

  12. Что такое млечный путь? (Галактика)

  13. Как называется воздушная оболочка земли? (Атмосфера)

  14. Прибор для получения капель жидкости? (Пипетка)

  15. Самый экологический вид транспорт? (Велосипед)

  16. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)

  17. Как может брошенное яйцо пролететь на 3 метра и не разбиться?

(нужно бросить яйцо дальше, чем на 3 метра, и тогда первые 3 метра оно пролетит целым)


Ведущий 1: Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу рации,

Вентилятору на столе.


Ведущий 2: Самолеты летят сквозь тучи,

Мчатся по морю корабли.

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди смогли?


Ведущий 1: Как придумать могли такое,

Что пластинка песню поет,

Что на кнопку нажмешь рукою,

И средь ночи день настает?


Ведущий 2: Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам,

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам…


Ведущий 1: Кино, радио, телевидение, телеграф, телефон - без них невозможно.

Ведущий 2: Но каждое чудо современной техники имеет длинную историю. Природа просто так не раскрывает свои тайны. Приблизиться к ним нам помогает физика!

Выходят знайки

Ведущий 1: А сейчас мы посмотрим как хорошо вы знаете технику.

Ведущий 2:Узнаете ли вы в этих загадках вещи с которыми часто встречаетесь.

Ведущий 1: В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед. (Утюг)

Ведущий 2: Я в Москве, он в Ленинграде.

В разных комнатах сидим

Далеко, а будто рядом,

Разговариваем с ним. (Телефон)

Ведущий 1: Два соседних колеса, собирают голоса.

Друг от друга тянут сами поясочки с голосами. (Магнитофон)

Ведущий 2: Ежедневно в семь утра

Я трещу: «Вставать пора!» (Будильник)

Ведущий 1: Музыкант, певец, рассказчик,

А всего – труба да ящик. (Граммофон)


Ведущий 2: В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо- птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно? (Телевизор)

Ведущий 1: Я вдыхаю много пыли,

Чтобы вы здоровы были. ( Пылесос)

Ведущий 2: В белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундучище - холодище. (Холодильник)


Физика: (показывает на экран)

«Найди лишнее» (слайд 13).

Физические величины

Скорость, длина, вес, газ, давление, мощность.

Физические приборы.

Термометр, спидометр, линейка, весы, сила, барометр.

Физические явления.

Молния, движение, формула, нагревание, радуга, плавление.


Подсчет жетонов. Награждение.


Ведущий 1: Ученые великие, открыв законы новые,

Чтоб не пропасть им создали науку для людей.

Ведущий 2: Нашли названье – физика и до сих пор живет она, как целое собрание открытий и идей.

Ведущий 1: Спасибо Архимеду, Копернику, Амперу, Ньютону Ломоносову, да всех не перечесть.

Ведущий 2: За то, что объяснили нам многие явления,

Большая благодарность им, почет, любовь и честь!

Ведущий 1: Как много интересного мы на уроках физики

Узнали от учителя, и выучить смогли.

Ведущий 2: Про силы тяготения, диффузию, конвекцию,

А сколько интересного узнаем впереди!

Физика:

Почему вскипает чайник?

Нагревается утюг?

А бутылка на морозе

Ночью лопается вдруг?

Чтобы это все понять

И пятерки получать

Надо физику любить на уроки все ходить

Вас там встретят и приветят

Наш учитель физики …………………


Заключительное слово учителя


Учитель:

Законы физики - это законы мира, в котором мы живем. Они сопровождают нас на каждом шагу.

И человек познает их с самого рождения, обнаруживая закономерности окружающего его мира, может быть, поэтому физика - самая древняя из всех наук о природе.

Кем бы вы не стали в будущем, вам понадобятся элементарные знания этой науки, ведь для того, чтобы жить в согласии с окружающим тебя миром, надо знать его законы.

Скоро мы начнем вместе изучать эту удивительную, такую привычную и неожиданную, простую и необыкновенно глубокую науку – физику.

Успехов вам на этом пути!


Любят физики предмет,

Интересней его нет.

Ведь в основе мирозданья

Все физические знанья! (слайд 14).

5 «Путешествие в страну любознательных физиков»

(7-8 класс)

Продолжительность – 1час

Подготовка: за неделю до проведения мероприятия в школах вывешивается красочно оформленное объявление следующего содержания:

Внимание!18492559

Любознательные физики 7-8 класса – объединяйтесь!

11 апреля в школе для вас

проводится путешествие в страну любознательных физиков

Условия участия:

группа путешественников – 6 чел. (3 - из 7кл., 3 - из 8кл.)

группа спасателей – 6 чел. (3 - из 7 кл., 3 – из 8 кл.)

С собой принести знания, хорошее настроение, умение слышать и слушать других. Желаем удачи!

Проводят учащиеся старших классов.

Жюри: учителя физики, старшеклассники.

План путешествия

1) Выступление ведущих

2) Путешествие по городам


Сценарий внеклассного мероприятия

(проводится во внеурочное время)

Начало путешествия. На сцену выходят 2 ведущих.

Ведущий 1: Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землятресение,

Трудно было ему жить.

Ведущий 2: И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться,

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко «физикой» назвал

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.

Ведущий 1: Физика - какая емкость слова!

Физика для нас не просто звук

Физика-опора и основа

Всех без исключения наук!

Ведущий 2: Физика основа техники, и ее знание необходимо каждому современному человеку. Изучение физики дисциплинирует ум, развивает логическое мышление.

Физики - очень любознательные люди.

Ведущий 1: Сегодня, я надеюсь, здесь собрались именно такие физики. Мы отправимся с вами путешествовать по «городам физики». Наша цель – попасть в столицу – «Город эксперимента»

Ведущий 2: На пути нам встретятся другие города, так что продолжить путешествие мы сможем, если только преодолеем все препятствия в этих городах.

Ведущий 1: Помогать любознательным физикам будут спасатели. (Они сразу получают свой пакет заданий.) Сдают в жюри по мере выполнения. Если верно выполнили задание – своей группе приносят 0,5 балла.

Ведущий 2: Нашим любознательным физикам за 2 мин нужно найти правильную дорогу. Получите карту – «Найди правильную дорогу». Приглашаются от каждой группы главный любознательный путешественник.


«Найди правильную дорогу»

1-й конверт

Объем, масса, плотность, сила, скорость, механическая работа, вес, газ, длина, время, давление, мощность.

2-й конверт

Весы, динамометр, блок, барометр, спидометр, термометр, жидкость, мензурка, рычаг.

3-й конверт

Молния, инерции, радуга, падение тел, тяготение, движение, момент силы, нагревание, трение.

Количество баллов - 3

Что лишнее в этом слове?

Почему вы так считаете?

На обдумывание 2 минуты. Если вы готовы, поднимите сигнальную карту, которая лежит на каждом столе.

Участники отвечают устно на это задание.


Ведущий 1

Наше жюри проставляет оценки, а мы двигаемся дальше!

Ведущий 2

Приглашаются от каждой группы главные любознательные путешественники.

Получают конверты с заданием и отправляются в город « Театральный»

Город «Театральный»

1-й конверт

Изобразите деформацию

2-конверт

Изобразите процесс кипения жидкости

3-й конверт

Изобразите ситуацию: воздушный шарик надули, а завязать не успели - он вырвался.

(Спасатели каждой группы должны отгадать что изображают их товарищи)

Количество баллов - 3

Ведущий 2

Ну что ж наше путешествие продолжается. Пойдем в город «Теоретиков».

Опять выдаются конверты с заданием, для этого приглашаются главные любознательные путешественники. Время для обдумывания 3мин.


Город «Теоретиков»

1-й конверт

Когда коньки и сани скользят лучше: в обычный зимний день со средней температурой от –5 до -100С или в большой мороз? Объясните почему?

(Ответ: в обычный зимний день, когда мороз небольшой, снег под полозьями легко тает, уменьшая водой, как смазкой, трение.)

2-й конверт

Почему в сильный мороз слышан треск стен деревянного дома? Объяснить.

(Ответ: вода, содержащаяся в волокнах бревен, на морозе замерзает. Лед, расширяясь, разрывает волокна и создает этим треск)

3-й конверт

Шерсть собак очень теплая, потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап), а собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Что делают собаки, чтобы охладить себя? Объясните, почему они так делают?

(Ответ: чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюсти и небе начинает интенсивно испарятся, и температура тела понижается до нормальной)

Количество баллов-3

Ведущий 1

Давайте немного отдохнем и сделаем привал. Во время привала мы расскажем интересные истории, которые случались с вами на уроках физики.

Физические истории на привале

(На обдумывание 3мин, могут помогать спасатели)

Количество баллов-3

Ведущий 2

А сейчас нам предстоит отправиться в город « Тайн». (Ведущие выносят черный ящик, в котором лежат приборы. Ведущие загадывают загадки)


Город «Тайн»

1

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В нее бумагу можно класть,

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (Ножницы)

2

Две сестрицы качались,

Правды добивались,

А когда добились- остановились. (Весы)

3

К низу лежит капельками

А к верху - невидимкою. (Вода)

Количество баллов -3

Ведущий 1

Чтобы попасть в главный город надо пройти «Загадочное поле», на котором нас ждут коварные вопросы. Но мы же учимся хорошо и без труда ответим на них! Вперед!

Вопросы (по 4 для каждой команды):

1) Прибор для измерения силы. (Динамометр)

2) Давление измеряется в…(Паскалях)

3) Единица измерения количества теплоты. (Джоуль)

4) То, из чего состоит физическое тело. (Вещество)

5) Сила, которая действует на опору или подвес. (Вес)

6) Атмосферное давление впервые измерил… (Торричелли)

7) Источники тока в проводниках создают и поддерживают. (Электрическое поле)

8) Мельчайшая частица вещества. (Молекула)

9) Тело заряжено отрицательно, если на нём избыток… (Электронов)

10) Переход вещества из газообразного состояния в жидкое состояние (Конденсация)

11) Частица с наименьшим отрицательным зарядом. (Электрон).

12) Сила, которая возникает при деформации. (Сила упругости)

Спасатели могут помочь ответить на 2 вопроса из представленных команде.

Количество баллов - 4


Ведущий 2

Наконец мы попали в главный город любознательных путешественников – Город «Эксперимента». Приглашаются главные любознательные путешественники от каждой группы для получения конвертов с заданием. (Отдельно на столе стоят приборы, которые должны взять сами учащиеся после того, как получат задание в конверте)

Город «Эксперимента»

1

Определить архимедову силу, действующую на груз.

Приборы: стакан без делений, динамометр, груз.

2

Определить плотность деревянного бруска.

Приборы: брусок, линейка, весы.

3

Определите диаметр проволоки.

Приборы: проволока, карандаш, линейка.


Эксперимент:

1) Рассказать о технике безопасности при проведении эксперимента.

2) Перечислить взятые приборы

3) Назвать цель эксперимента

4) Если использовали измерительные приборы, найти цену деления

5) Затем рассказать что измеряли, как измеряли и получить результат


Задание для спасателей

Нужно составить как можно больше слов из букв данного вам слова. Все слова-имена существительные в единственном числе, в именительном падеже.

Например – Механизация (мех, заяц, мина, мах, замена, низ, мания, яма, хан, зима, замах, химия и т.д.). Задание оценивается по количеству составленных слов.
























6. Конкурс тематических стенных газет. ( Пацюк А., Куляшкина И.) Подведение итогов.



































Оборудование

« Путешествие в страну любознательных физиков».


1. Конверт « Найди правильную дорогу». ( 3 штуки)

2. Конверт город «Театральный». ) 3 штуки)

3. Конверт город « Теоретиков»( 3 штуки).

4. Чёрный ящик.

5. Ножницы.

6.Весы.

7. Вода.

8. Конверт город «Эксперимента».

9. Стакан без делений

10. динамометр.

11.Груз.

12. Деревянный брусок.

13.Линейка.

14. Весы.

15. Проволока.

16.Карандаш.

17.Линейка.

18. Заготовки слова « Механизация».






Оборудование

Путешествие «Здравствуй физика»

1.Ддва листа бумаги, одинаковые по массе.

2. Стакан с водой.

3. Монетка и открытка.

4. Картофелина, обыкновенная и солёная вола.

5. Свеча и стакан с водой.

6. Корона.

7. Нарисованная ванна.

8. Слиток золотой.

9. Весы.

10. Сосуд под корону.

11. Маркер.

12.Колцо и шарик.

13. Бутылка, бумага, спички.

14. Пушинка, спиртовка.

15.Жетоны.

16. Костюм для «физики».

17. Костюм для Архимеда.

18. Наэлектризованные гильзы из фольги

19. Опыт с султанчиками.

20. Электрометр.

21. Человек – проводник электричества.

22. Презентация.



Внимание!

Любознательные физики 7-8 класса – объединяйтесь!

11 апреля в школе для вас

проводится путешествие в страну любознательных физиков

Условия участия:

группа путешественников – 6 чел. (3 - из 7кл., 3 - из 8кл.)

группа спасателей – 6 чел. (3 - из 7 кл., 3 – из 8 кл.)

С собой принести знания, хорошее настроение, умение слышать и слушать других. Желаем удачи!18492559








Для жюри

аблица результатов)


1 команда

2 команда

3 команда

«Найди Дорогу»




«Город Театральный»




«Город Теоретиков»




«Физические истории»




«Город Тайн»




«Загадочное поле»




«Город Эксперимента»




Спасатели




ИТОГО:








19


Предметная неделя физики в школе
  • Физика
Описание:

 

 

Методическая разработка «Декада физики в общеобразовательной школе»

 

Цели:

1.Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся.

2. Развитие навыков общения, умения работать в команде.

3. Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества.

4. Повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения.

5. Расширение кругозора в результате организованного общения.

 

Задачи

1. Сделать школьную жизнь интересной, насыщенной, запоминающейся.

2. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли учителя.

 

Человеческие ресурсы:

1. Учитель физики и классные руководители.         

2. Учащиеся школы с 6 по 11 классы

 

Временной ресурс: две учебные недели  (7-19 апреля)

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Познавательная игра к Дню Космонавтики « Звёздные дали» 11б класс 2.Конкурсы:

Конкурс на лучшую «шпаргалку» по физике, на любую тему.

 

Конкурс на лучшую рабочую тетрадь по физике.

 

Конкурс на лучший ребус, чайнворд, кроссворд и т.д.

 

Конкурс на лучшую загадку, стихотворение, частушку, песню о физике и по

физике.

 

Конкурс «Хочу все знать» - лучший, оригинальный, актуальный вопрос по физике.  7-11 классы

3. Игра  «Что? Где? Когда?» 10а класс

4. Путешествие « Здравствуй физика» 6 классы

5. Путешествие в страну любознательных физиков 7-8 классы

6. Конкурс тематических стенных газет. Подведение итогов.

 

 

Автор Старостина Галина Геннадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 4564
Номер материала 48987
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓