Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПредметная неделя по литературному краеведению "Народ – певец, народ – творец".

Предметная неделя по литературному краеведению "Народ – певец, народ – творец".

Скачать материал

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

п.Пурпе Пуровского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметная неделя

 

«Народ – певец, народ - творец»

 

(литературное краеведение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Волкова Лидия Викторовна,

учитель начальных классов.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Маленький народ мой,

вечное спасибо,

Что в тебе родиться

было мне дано»

( Л. Лапцуй)

 

 

Цели:

1. Формировать представления об укладе жизни, обычаях и традициях народов севера.

2. Обогащать кругозор учащихся, используя материалы фольклора и литературных произведений северных писателей.

3. Воспитывать  интерес и уважение к культуре коренных жителей Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).

 

1-й день«Кто на севере живёт»

 

 ( На стене – карта ЯНАО, Пуровского района.  Оформлена выставка фотографий, отражающих жизнь северных народов, портретов и книг писателей Севера. На партах – картинный словарь  «Хомаку»)

 

- Ребята, мы с вами живём на северной земле в посёлке Пурпе Ямало-Ненецкого автономного округа. Наш посёлок ещё молодой. Ему скоро исполнится  30 лет. Ваши родители или бабушки с дедушками приехали сюда из разных мест, кто-то здесь родился. А кто населял  эти земли издавна, кого называют «коренные жители Севера»? (Ученики дают свои ответы)

- Хотите узнать больше о северных народах: где проживают, чем занимаются, каковы особенности быта, культуры?

- Начинаем наше путешествие – исследование.  Вспомните,  какие народы населяют ЯНАО. Назовите их.

(Знакомство с местами проживания, традиционными промыслами северных народов)

1.      Ханты и манси - северные народности, проживающие на восточных склонах Северного Урала, на берегах Средней и Нижней Оби и по её притокам: Васьюгану,  Казыму, Конде, Сосьве и др. Упоминания о них встречаются в летописях Х в. Называли их по-разному: югра, вогулы, остяки.  (Остяк – от «ас-ях», т.е. «обской человек»). В нашем округе они живут в основном в Приуральском и Шурышкарском районах. Главное их занятие – рыболовство и охота. Это трудолюбивые и щедрые люди, очень талантливы: мужчины – умелые резчики по дереву, кости. Женщины – искусные мастерицы. Изготовленные их руками малицы, меховая обувь очень красивы. В окружном  музее поводятся выставки  изделий некоторых мастеров и мастериц.

    Прославляют свой народ, свою землю Иван Шульгин, Григорий Лазарев. Далеко за пределами округа известно имя хантыйского прозаика и поэта Романа Ругина. Каждая строка его творчества проникнута любовью к родной земле, тревогой за её будущее.  Неравнодушны к судьбе своего народа поэты-манси  Прокопий Салтыков, Юван Шесталов,  Андрей Тарханов. Богат фольклор этих северных народов.  Из глубины веков дошли до нас былины, сказки о богатырях и их подвигах, о природе  и животном мире родного края. Сказатели исполняли песни и былины, аккомпанируя себе на пятиструнной цитре (нарес-юх) и девятиструнной арфе («лебедь» -тор, или тороп-юх).

2.      Ненцы («дитя оленя» - «ты,ню») населяют бескрайние просторы тундры Ямальского полуострова, а также леса в южной его части. И лесные ненцы, и тундровые были описаны в Начальной русской летописи ХII в. Слово «ненец» обозначает «человек». Главное их занятие – оленеводство. Олень даёт жителям тундры всё: пищу, одежду, жилище. Летом стада оленей перегоняют поближе к Северному Ледовитому океану, где меньше комаров и мошек, а осенью – к югу, где теплее климат и есть топливо – деревья. Ненцы – отличные охотники на пушного и морского зверя, занимаются они и рыбалкой. Женщины – искусные мастерицы, украшают обувь и одежду красивыми орнаментами. Их характерной чертой является гостеприимство. Это доверчивые, добрые люди, большие труженики. Искусство ненцев представлено богатым фольклорным наследством, особенно сказками (вадако).

      Народ этот очень талантлив. среди них много знаменитых людей: поэт Леонид Лапцуй,    композитор  Семён Няруй, учёная -педагог Елена Григорьевна Сусой, писательница Анна Неркаги, поэт и прозаик Василий Ледков, певец и композитор Гавриил Лагей.

3.      Селькупы  («таёжные люди») проживают в лесотундре, около реки Таз. Занимаются охотой и рыболовством. Красноселькупский район славится богатой и щедрой тайгой, где много грибов, ягод, кедровых орехов, зверя и птицы. В живописных местах расположены посёлки Ратта, Толька. Селькупы живут также в Тазовском и Пуровском районах. Знаменита своим талантом селькупка Валентина Ивановна Кудрявцева. Она, педагог по профессии, славится как сказочница, рукодельница, поэтесса, - автор семи книжек для детей.

4.      Коми-зыряне («изьватас») поживают в Приуральском и Шурышкарском районах ЯНАО.

Они пришли в Западную Сибирь с Европейского Севера, с рек Печора и Кама. Рыболовство, охота, звероводство, оленеводство – основные занятия коми-зырян. Устное –народное творчество коми содержит сказания о героических подвигах богатыря Перы, о борьбе со злыми силами природы. Иван Григорьевич Истомин  по национальности коми-зырянин, великолепно владел многими языками северных народов. Он был  и учителем, и писателем, и художником. Его перу принадлежат около 30 книг на разных языках.

 

Конкурс знатоков.

1.      Что обозначает слово «ЯНАО».

2.      В состав ЯНАО входят 7 районов. Назовите их. (Красноселькупский, Надымский, Приуральский,  Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский)

3.       В каком районе мы живём?

4.      Какие народы живут в нашем районе?

5.      На какие группы делят ненцев?

6.      На территории нашего района есть 4 национальных посёлка, в которых живут коренные

народы севера. Назови эти посёлки (Самбург, Толька, Халесовая, Харампур).

7.      Назови основные промыслы коренных народов.

8.      Чем богаты недра Пуровского района?

 

         Далее ученики выполняют творческое задание.

(Ученикам раздаются карточки с рассказом  «В стойбище». Работа выполняется в группах.)

  -  Вы уже много узнали о жизни северных народов  на уроках литературного краеведения и сейчас  вы  попробуете выполнить  интересное задание. Прочтите  рассказ и замените выделенные слова другими, близкими по значению, чтобы рассказ стал понятным.

 

« Мы побывали в стойбище. Там много интересного. Вот приближается аргиш. Первым бежит красивый олень, запряжённый в нарты. На них сидит ненец в тёплой малице и кисах, в руках у него хорей. Мальчишки бегут навстречу упряжкам. Обгоняя их,  спешит маленький авка. Он готов играть в догонялки с мальчишками целый день. Вернувшийся  оленевод рассказал о том, что в стаде появился на свет  первый пыжик. Молодая важенка с влажными глазами заботливо охраняла новорожденного от кружившихся рядом волков. А смелый Вэсако вместе с верным псом отогнал хищников, выстрелив из ружья.

     Вечером мальчишки устроили соревнование.  Один из них бежал, держа над головой оленьи рога, а другие  набрасывали тынзян на эти рога»

 

 

Итог занятия.

 

 

 

2-й день:  «Песня – наша вечная спутница»

 

(Звучит  музыка, на её фоне  ученики рассказывают наизусть стихотворение Василия Ледкова «Моя тундра»)

 

Ты ещё не видел чуда -                                 Но не думай,

В нашей тундре не был?                               Но не думай –

Видишь, сопки, словно чумы,                      Край мой вовсе не угрюмый.

Подпирают небо.

                                                                         Приезжай к нам без опаски

А по небу к океану,                                       Слушать шорох зимней сказки,

Подчиняясь урагану,                                     Слушать звон копыт по насту…

Мчатся тучи-тени,                                         Приезжай. Мы встретим лаской.

И взлетают в жгучей пене                          

Волны, как олени.                                         Здравствуй!

 

- «Здравствуйте!» вам говорит северный край, ямальская земля. Сегодня мы вновь путешествуем по её просторам. В ходе этого путешествия мы больше узнаем об укладе жизни, обычаях и традициях народов севера. Помогут нам образцы фольклора и литературные произведения северных писателей.

     Невозможно понять духовный мир, нравственность народа, не осмыслив традиции и обычаи, по которым жили многие поколения. Традиции и обычаи – исток сыновней любви северянина к родной земле, к чуму, оленю, звону бубенцов на упряжке, скрипу нарт, сиянью полярного неба, которое рождает в сердцах людей чувство любви к родной тундре – частице большой Родины.

 

На доске слова:

    « Что глаз мой видит, о том и пою.

       Что ухо слышит, о том и пою.

       Что сердце чует, о том и пою.

       Слушай песню мою –

 Узнаешь душу мою»

 

 - Когда  и с чего начинается воспитание любви к родному краю? ( С рождения ребёнка)

 - Рождение ребёнка – это большая радость для любого народа. С первых дней жизни младенца    сопровождает песня.

- Как называются первые песни для детей?  (Колыбельные песни.)

- Кто их поёт малышу? (Мама или бабушка.)

- Вспомните песни, которые поёт вам мама перед сном.

  (Дети предлагают свои варианты колыбельных песен.)

- А теперь послушайте песни, которые звучат вечером в чуме северян.

  (Девочки качают-баюкают кукол и поют колыбельные песни.)

1.      «Колыбельная  Ваконьки»  (Ненецкая песня.)

 Хов, хов, пусть поспит,             На рыбалку пойдёт,

Ваконька пусть поспит.              Хов, хов, пусть придёт,

Хов, хов, пусть пойдёт,              Твой отец придёт.

Папа твой пусть пойдёт.             Хов, хов принесёт,

Хов, хов, пусть пойдёт,                Рыбку принесёт.

2.      «Колыбельная для мальчика Убайчи»  (Огдо Аксёнова,  долганская песня.)

Баю-баю, Убайчи.                                      Утуй, утуй, Убайчи.

Бэлу-лээ, Убайчи.                                      Усни, усни, Убайчи.

Одеяло из мехов                                        Тундра мохом поросла

Легче летних облаков.                              И оленям нет числа.

Ночь, как день – прозрачней тени.          Бродят дикими стадами

Где-то хоркают олени.                              С наклонёнными рогами.

3.      «Колыбельная»    (Юрий Анко)

В тундре стало тихо-тихо.                Мальчик тоже лёг

Ветер к морю убежал…                                                 в кроватку,

Задремала мать-зайчиха,                   Он набегался, устал

И зайчонок задремал.                        И,  как зайчик,

       Гуа, гуа, гуа, гуа –                                                 сладко-сладко

       Улыбнулся и зевнул.                  Рядом с дедом задремал.        

       Гуа, гуа, гуа, гуа –

       Улыбнулся и заснул.

Колыбельные песни – первое литературное произведение в жизни человека.

- Чем интересны колыбельные песни северных народов?

- Есть ли сходство с песнями, которые поют вам ваши мамы?

(Все колыбельные песни наполнены теплом и  любовью мам к своим детям.)

- Какие ещё виды  песен вы знаете?

(Песни матери,  жены, отца, песни дороги, труда и т.д.)

-  А сейчас послушайте и вспомните, как называются эти песни?

1.  «Из старых сетей я приготовил невод. Рыба не уйдёт из него, ведь её не найти дыры, через которую можно выйти»   (Песня рыбака.)

2.  «Наш маленький чум много лет спорит с ветрами и вьюгами, дождями и снегами. Он с большим и чумами прошёл испытание временем»  (Песня о чуме.)

3. -  Послушайте ещё одну песню и подумайте, как можно её назвать?

    « Меня мысли радуют, что  родилась я женщиной:

    - Кто бы смог делать то, что мне под силу?

     Кто бы сидел за шитьём, в споре рук создавая

     Тепло для жизни и людей?

           А наш чум, с прочными шестами,

           Где горит родовой огонь детей,

           Пусть в веках  поставлен не мною.

           Но сегодня он не стал бы таким

                                    тёплым и уютным,

           Если б не было меня!»   (Песня женщины.)

- Почему именно так можно её назвать? О чём она?  (О главном назначении женщины – хранительницы очага.)

 

4. – Какие картины можно представить себе, слушая эту песню?

       «Отчего мне так хочется петь?

       Отчего мне так хорошо?

       Наша Малая тундра

       Хороша, как невеста»

(Ученики рисуют словесные картинки).

 

- Песни народов Севера незатейливы на первый взгляд, но очень проникновенны. В них выражена  любовь к своей маленькой родине,  заботы и мысли о детях, о семье, о лучшей жизни. Очень хорошо выражен смысл песен северных народов в словах:

   « Что глаз мой видит, о том и пою.

      Что ухо слышит, о том и пою.

      Что сердце чует, о том и пою.

      Слушай песню мою –

      Узнаешь душу мою»

 

-Песни северных народов посвящены всему, что их окружает, что происходит вокруг.

- А теперь послушайте песню в исполнении знаменитого северного певца Гавриила Лагея.

(Предлагается песня «Оленёнок» из сборника «Зов тундры»)

- Каким вы представляете оленёнка? Как к нему относится мама-олениха?

- Какой вам видится природа?

-Что помогло вам представить эти картинки?

(И музыка, и слова, и прекрасное исполнение певца передают трепетное чувства мамы к новорожденному оленёнку, его восторг от просторов тундры.)

- Ранней весной происходит одно из самых важных событий: появление на свет оленят. Первый оленёнок всегда рискует, потому что в  апрельские морозы и бураны он может замёрзнуть. Так бывает, если малыш не сумеет твёрдо встать на ноги в первые же сутки. Но обычно первыми появляются на свет оленята у самых сильных, молодых важенок – олених. Рождение первого оленёнка – это праздник. Люди радуются, а олени удивлёнными глазами смотрят на него, старые ездовые олени норовят его понюхать, задеть рогами, копытами. Но любящая мать не даст в обиду малыша, она всегда готова  защитить его от самых сильных и крупных оленей.

 - Вы можете выполнить  рисунок к песне, либо создать композицию - иллюстрацию к песне.

(Ученики выполняют творческую работу по выбору.)

 

Итог занятия - выставка работ.

 

3-й  день: «Так в народе говорят»

 

- Сегодня мы продолжим разговор о фольклоре. Какие жанры фольклора вы знаете?

( Пословицы, поговорки, приметы, загадки.)

- У каждого народа есть множество примеров малых фольклорных жанров. Мы знакомились с ними на уроках чтения и литературного краеведения.

    Северные загадки многотемны. Они отражают явления природы, растительный и животный мир, посвящены человеку и предметам быта, деятельности человека.

- Проведём разминку – отгадайте загадки.

(Ученикам раздаются карточки с загадками на разные темы.)

  1. Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)
  2. С неба летит- пляшет, что есть в тундре – прячет.

А в чум попадёт – плачет. (Снег)

  1. Лес, не лес, туча, не туча – то по тундре кочует, то на одном месте кружит. (Оленье стадо)
  2. Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты).
  3. Волшебник на железе посреди чума сидит – и угостить может, и укусить может. (Огонь очага)
  4. По речной глади деревянная уточка скользит, крыльями воду бьёт, а взлететь не может. (Лодка с вёслами)
  5. В веточках прячется, в огне рождается, а в небе исчезает.  (Дым костра).

-  В литературе северных народов, как и в литературе других народов, есть авторские загадки.

Мы отгадывали загадки ненецкого  поэта Леонида  Лапцуя. А теперь попробуйте отгадать  загадки в стихах Ювана Шесталова:

       «Небо красноватое играет-

         Будто там бруснику собирает,

         Мажет ею огненные тучи

         Ставший на дыбы медведь могучий.

         Пляшет золотистыми столбами,

         Плещется искристыми цветами

         Над землёю радужное пламя»  (Северное сияние).

 

      «Посмотри, какой он рябенький

        И беспомощный на вид.

        А уже на ножках слабеньких

        Хоть качаясь, но стоит»  ( Новорожденный оленёнок)

 

 

     «Когда на лыжах я  в тайгу

       Иду под снегопадом,

       Четыре лапы на снегу

       Со мною мчатся рядом.

       Когда врага почует вдруг

       Рычит и огрызается.

       А если к ней подходит друг,

       Глазами улыбается.

       Другу верному верна…

       Угадай-ка, кто она?»     (Собака)

 

 А сейчас вспомним пословицы северных народов, поиграв в  интересные игры.

1.  «Собери пословицы»

(На листочках напечатаны части пословиц, ученики должны соединить их, чтобы получить правильные высказывания.)

 « Уходи на охоту рано - … », «Не вылавливай из озера всю рыбу- …», «Оленя узнают в упряжке, …», «Первую добычу раздели с друзьями - …»,  « … оставь потомкам», 

« … и всегда будешь с добычей», « … и станешь удачливым охотником», « … а человека на промысле».

-  Объяснить их смысл.

2.   «Исправь ошибку»

(Ученики получают листочки с записанными на них  неточными приметами, надо исправить ошибки.)

«Звёзды сильно заблестят -  много белок будет»

«Много грибов – к близкому теплу»

«Около луны звезда зародилась - волки близко»

 «Солнце красное рукавицы надело – будет много рыбы»

«Собаки воют – сильно похолодает»

«Если весной кукушка закукует раньше первой грозы – волки близко»

 

- Люди наблюдали за природой, находили повторяющиеся явления, так рождались приметы, потом эти знания передавались из поколения в поколения. Северные поэты написали о мудрости народа стихотворения. Послушайте строки из стихотворения Р.Ругина «Приметы»:             «       Как много было дедовских примет!

    Иных из них давно уж нет в помине.

    Другие сквозь десятки зим и лет

    Дошли до нас, и вот – живут поныне.

           Нельзя, они гласили, называть

    По именам зверей и птиц, иначе

    Тебе во век в любом лесу не знать

     Ни счастья на охоте, ни удачи.

           Нельзя плевать в костёр - огонь всерьёз

     Обидится и дом спалит твой сразу, -

     И там бывать, где жертву ты принёс,

     Чтоб не бояться порчи или сглазу»

 

- Долганская поэтесса Огдо Аксёнова  тоже посвятила приметам стихотворение. Вспомните его.

(Ученики читают стихотворение «Долганские приметы»)

  1. Если шумно хороводят вновь гагары над рекой,

Значит, завтра быть погоде, да притом ещё какой!

 

  1. Если рано-рано утром стелется весной туман,

Значит, жди крикливых уток из далёких тёплы стран.

  1. Если чайки разгалделись на разбойном языке.

      Значит, рыбы в самом деле густо водится в реке.

  1. Если днём погожим тундра не звенит от комара,

Значит, жди, что завтра утром разожжёт костры жара.

  1. Если сеть  свою густую весело плетёт паук,

Значит, невод не впустую будешь выбирать, мой друг.

  1.  Если в тёплый день нежданно гуси к югу повернут,

Значит, ветры с океана снег и холод принесут.

  1. Если чаще лемминг юркий под ногами стал шнырять,

Значит, мы песцовых шкурок сможем много нынче сдать.

  1. Если малость попритихла только к вечеру пурга,

Значит, жди, неделю лихо будут вновь гулять снега.

(Ученики выполняют творческую работу: иллюстрируют стихотворение, выбрав любой его отрывок.)

        

Итог занятия – выставка работ.

 

 

4-й день: «Заговоры и молитвы»

 

- Сегодня мы продолжим путешествие - знакомство с фольклором северных народов.

На доске слова:

Заговоры и молитвы – образец обрядовой поэзии, средство «оберега».

-А как вы понимаете это выражение? Что такое «оберег»?

( Слово «оберег» – произошло от слов: сберечь, сохранить от сглаза, порчи, дурного человека, злого духа)

- Сейчас мы послушаем несколько заговоров северных народов.

      (Ученики читают заговоры)

  1. Заговор рыбака: «Водяной хозяин-старик! Я склоняю мою бедную голову. Если я только мог поймать рыбы для себя! Если бы я мог быть здоровым!»
  2. Зимний заговор: «Мой небесный отец, в этом году ты меня охранял. Дай мне опять жить в следующем году! Пусть мои олешки  не подохнут!»

- Попробуйте сами составить  заговор от лица женщины, провожающей мужа на промысел (на охоту, на рыбалку).

(Ученики выполняют творческую работу в группах)

- А теперь послушайте, как звучат такие заговоры из уст северных женщин.

     3.  Сколько сажи в челе печи,

          Мусора под порогом,

          Пусть столько добычи принесёт.

  1. Господи, Пётыр Павел,

Дай рыбаку здоровья,

Да рыбы столько пудов и фунтов,

Сколько чешуи да косточек.

- Чем похожи эти заговоры? Что они выражают?

    (Жители Севера верили, что в природе существуют высшие силы, от которых зависит благополучие и удача людей.  В этих заговорах выражено также бережное отношение к природе.)

- Вы знаете, что есть люди,  верующие в Бога. Они посещают церковь, обращаются к Богу с просьбами. Как называются такие обращения? (Молитвы).

 -  У народов Севера тоже  были и есть молитвы. Прочитайте, что написал о них хантыйский поэт Роман Ругин:

          « Были у хантов когда-то молитвы

             На сон, и на гон, и на счастье молитвы.

             Молитвы о долгой по тундре ходьбе.

              Молитвы о щедрой в сорах неводьбе.

              Молитвы о ливне, молитвы о ветре,

              Молитвы о соболе, белке и вепре.

              Молитвы о Матери доброй - земле,

              Молитвы о солнце и вешнем тепле…

- О чём молились люди, что просили для себя у природы?

 

Конкурс чтецов.

- Роман Ругин написал стихотворения-молитвы, выражая в них мысли и просьбы простых людей. Вспомните эти стихотворения.

(Ученики читают наизусть отрывки из стихотворений Романа Ругина: «Молитвы рыбака», «Молитвы охотника», «Молитва пастуха»)

  - Что объединяет эти стихотворения? (В них передаётся мудрость народа, рассказывается о существующих  обычаях и традициях).

- Расскажите, что вы знаете о традициях вашей семьи, вашего народа.

 

Итог занятия – рефлексия.

 

 

5-й день « Умелые руки»

(Оформлена выставка фотографий,  работ «Северные узоры».  На партах – картинный словарьртах-  книгииональ «Хомаку»)

 

- Мы заканчиваем путешествие-знакомство с укладом жизни, бытом, традициями и обычаями северных народов. Последний день  путешествия мы посвятим умелым рукам северных женщин.

(Предлагается рассмотреть фотографии, репродукции журналов с изображениями одежды, обуви и других изделий северных мастериц. ученики высказывают своё мнение о красоте изделий, их назначении и т.д.)

- Северные мастерицы искусно шьют, украшая изделие  узорами, словно пишут что-то. Но что они пишут, раньше северные народы не  были грамотными?  И всё-таки они именно пишут.!

Многих учёных волнует вопрос: а была ли когда-то у северных народов своя письменность? Е.Г.Сусой, изучая историю своего народа, пришла к интересным выводам: письменность была, но не в виде букв, а особенная – узорная. И авторами этой письменности была женщина!

        Вот что пишет Елена Григорьевна Сусой: «До сегодняшних дней мы не считали, что высокое мастерство женщины может называться письменностью, ибо по привычке только любовались красотой изделий, наслаждались теплом творения  женских рук. Да и наша древняя бабушка никому из своих дочерей и внучат не сказала, что «Моё творение – это «Книга  Жизни», мои Заветы! Размышляй, думай, читая «страницы» этой «книги»!  Да она и сама не знала, что эти знаки  – говорящие «страницы»,  и по ним можно изучать самую мудрую и вечную книгу – жизнь….  На Севере нет гор, скал, где можно было создавать наскальную письменность. Можно, конечно, записывать что-то, рисовать на снегу, но солнце и вешние воды стирали это бесследно…. поэтому я всё больше убеждена, что росписи-рисунки ненецкой женщины на своих изделиях – это и есть уникальная своеобразная письменность – узорная, многоголосая, рассказывающая о прошлом и настоящем нашего края. На орнаментах, геометрических точно вырезанных, ею изображена вся тундра, с реками, озёрами, с глазами, рогами. копытами и ушками оленя, следам других зверей и птиц»

- Постичь письменность,  прочитать все «страницы»  можно, изучая  изделия мастериц: шапки, одежду, обувь, предметы быта.   При этом каждая деталь: цвет, качество материала, вид изделия, орнамент  расскажут о  вековых традициях, обычаях народа, о предназначении и принадлежности  вещи.

(Ученикам предлагается рассмотреть на страницах картинного словаря «Хомаку» (с.98-с.101)

 и объяснить, какими предметами пользуются  северные мастерицы при изготовлении одежды, предметов быта и т.д.)

- А теперь мы познакомимся  с говорящими орнаментами  на некоторых предметах одежды ямальских ненцев (с.102-105 Хомаку»). В одежде каждый шов, каждая деталь имеют практическую значимость. Белая окантовка подола и манжет на рукавах, заканчивающая  ансамбль,  предохраняют от влаги. Причём нижняя часть женской одежды (паны) и мужской малицы всегда должна быть чёрного цвета, а мужского гуся  - белого. Значит, разной расцветки может быть только верхняя часть одежды. К мужской одежде пришивается шапка-капюшон, а женская – готовится отдельно, она имеет белую меховую опушку. Каждый вид одежды имеет свой покрой, но при внимательном рассмотрении можно легко понять, что мысли и душа человека полны заботами об олене, человеке и природе, о неразрывности сил триединства:

     1) Самый яркий элемент на  женской одежде – это меховые белые пушистые опушки из песцовых хвостов на шапках и воротниках. Вот как поётся об этом в песне: « От разрумянившихся лиц людей на опушках шапок-капюшонов из песцовых хвостов играет розовая заря». Почему именно хвост использовался для опушки? Потому что ворс хвоста любого зверя самый прочный, он может служить много лет, защищая лицо человека от обморожения. Выбор именно меха хвоста говорит и о защите природы: не нужно каждый год заменять опушку на новую, значит нет надобности часто ловить  песцов. Значит, обеспечивается экологическая защита природы.

     2) Теперь посмотрим на одежду человека со спины. Затылочная часть мужского капюшона изготовлена из меха со лба оленя, а женской шапки – из шкуры с головки новорожденного оленёнка. Создаётся впечатление, что олень ищет защиты за спиной хозяина, хочет войти в думы человека, помочь, когда ему трудно. Мастерица говорит и о том, что этого мудрого животного, стоящего за спиной хозяина, человек всегда должен защищать.

     3) В орнаментах и рисунках женской шапки отражены все заботы, тревоги и обязанности хозяйки тундры – хранительницы родового огня семьи. По ним нетрудно догадаться, что северянка хорошо защищена и окружена вниманием тех, кого опекает. Об этом говорит  на её орнаменте изображение «бюстов мужчин», её надёжных защитников. Мужчина для неё не только кормилец, отец любимых детей, воспитатель сыновей, но и человек, о котором женщина  должна заботиться в первую очередь, защищая от холода. Вот почему и сегодня сохраняется традиция, по которой первая тёплая, удобная и красивая одежда изготавливается именно для мужа, который дольше всех бывает наедине с природой. Охраняя оленей, защищая окружающую природу, мужчина просит природу  поделиться тем, что очень нужно жителю тундры и его семье.

    И за всё доброе, что создано женщиной, она получила право на счастье, радость труда, возможность любоваться оленями, красивые и могучие рога которых тоже изображаются на её шапке и одежде. На шапках женщин можно увидеть и изображение жилища северянина  - чум. Чум строился не без помощи оленя. Владея ими, человек мог иметь тёплое жилище, надёжную упряжку, одежду и обувь, пищу, и «крышу над головой» из шкуры оленя. Разноцветные суконные полоски- кисточки на женской  шапке напоминают украшение её нарты, колыбельки детей, подчёркивают достоинства хозяйки. Их можно представить и как ушки, ошейники собак, незаменимых помощников жителя тундры. Собаки получили право жить в чуме вместе с хозяевами. Добрая, умная и жалостливая к новорожденному оленёнку собака до сих пор высоко ценится и даже может быть обменена на оленя.

 - Мы сегодня познакомились с узорной письменностью  только на примере головных уборов северян. А сколько интересного могут поведать любознательному человеку другие изделия северных мастериц.  О многом могут рассказать экспонаты в «Музее освоения Севера» в г. Губкинский, книги и журналы в библиотеке (Е.Г.Сусой «Из глубины веков», журналы «Северный меридиан»).

- А сейчас вы будете создавать красоту сами, своими руками.  затьассказать 

Мастер-класс.

- Представьте  Представьте, овные, аккуратнымка, ни ножницы, линии получаются ровными, аккуратными.вечер в чуме. Горит огонь в очаге, женщина  мастерит  узор для кисов, на на оленя.ами. Добрая, умная и жалостливая к новорожденному оленёнку собака до сих пор выями, к сточки на шапке пряжку, рянина  - чумик. можность любоваться оленями, Красивые и могучие рога ко. ужского гуся  - белого. яют от влрядом в туесе из берёсты принадлежности для шитья: острый ножик,  игла, нитки из оленьих жил, кусочки оленьей шкуры. Вот мастерица острым ножом вырезает узор из куска шкурки чёрного цвета, а потом такой же узор из белой шкурки.  У неё получатся аккуратные заготовки для двух узорных полосок. Все движения мастерицы точны и выверены, ей не нужны ни линейка, ни ножницы, линии получаются ровные, аккуратные. Рядом сидит девочка и вместе с  мамой  что-то мастерита и тоже тоже помогаеет маме..

      И мы тоже примемся за дело – научимся мастерить  северные узоры. Для этого нам понадобятся простой карандаш, ножницы, клей, полоски бумаги в клетку, полоски цветной бумаги и картона. Наши узоры будут из бумаги, но надо постараться сделать их красиво и аккуратно. Давайте определим, какой орнамент мы выберем. (с.107- с.111 «Хомаку»). Каждый орнамент имеет название, выражающее его сходство с миром природы. Начнём изготовление  простого орнамента «Рога быков».

   (Далее работа выполняется поэтапно.)

1.      Учитель на доске, а ученики одновременно  на  полоске  листа  ато а ученики на клетчатом листе вычерчивают узор по диагоналям клеток.

1.      ага и картон. вычерчивают узор по диагоналям клеток.

2.      Полоска с нарисованным узором наклеивается на полоску цветной бумаги.

3.      Вырезается  по контуру узор и полоска распадается на две части.

(Творческое задание)

- Как мы можем применить узорные  полоски?  (Можно сделать закладки для книг)

4.      Полученные полоски узора приклеиваются на полоски кора приклеиваются на раваются на ра части, таким образом ученики артона разного цвета.

- Какие особенности северных узоров вы заметили?

Итог занятия и недели.

- Было ли вам интересно? Что нового вы узнали? Чему научились?

      - Послушайте отрывки из стихотворений северных поэтов, почувствуйте их настроение, чувства, любовь к родной земле и народу на ней живущему.

 

«  У мовки для двух узорныурки чёрного цвета, а потом такой же узор из белой шкурки.  на на оленя.ами. Добрая, умная и жалостливая к новорожденному оленёнку собака до сих пор выями, к сточки на шапке пряжку, рянина  - чумик. можность любоваться оленями, Красивые и могучие рога ко. ужского гуся  - белого. яют от «»  Мой народ,

В каком краю Земли

Ты рождён Природою предвечной?

Сквозь туман веков тебя вели

Труд

 И сила щедрости сердечной.

 

Средь других народов – невелик

(Как один орех в кедровой шишке)

Мой народ,

Ты смысл добра постиг

Всей душою,

А не понаслышке…»  (Р.Ругин)

 

 

« Может быть, и выжил мой народ

На земле заснеженной, суровой,

Потому что издавна умел

Сердцем верить искреннему слову,

И тепло сердечное имел…»  (Р.Ругин)

 

«В моём сердце вся природа,

 Добрый нрав и ум народа,

 Что ветвятся, как деревья,

 Полны света и доверья!»  (Мария Вагатова)

 

Литература:

1. Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматии для школ ЯНАО. Сыктывкар. 432 с.

2. Картинный словарь русско-нещанского языка.Приходько, М.С. Год: 2000 Издание: СПб: Морсар А.В. 192 с.

3. Сусой Е.Г. Из глубины веков. - Институт проблем освоения Севера СО РАН. - Тюмень, 1994 г. 173 с.

4. Л.В.Фёдорова. Родная литература. Часть 1. –Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН. 1995 г., 142 с.

5. Федорова, Л. В. Край Ямальский. 3 класс: учебное пособие / Сост. Л. В. Федорова. – Санкт-Петербург, 2007 : ООО Миралл, 200 с.

6. Роман Ругин. Избранные стихи. Книга для школ Крайнего Севера в 2 томах. Екатерибург, 2005 г.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Предметная неделя по литературному краеведению "Народ – певец, народ – творец"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

       Данная разработка представляет материал, позволяющий формировать у учащихся представления об укладе жизни, обычаях и традициях народов Ямало-Ненецкого автономного округа,  обогащать кругозор, используя материалы фольклора и литературных произведений северных писателей,  воспитывать  интерес и уважение к культуре коренных жителей Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).

      Материал может использоваться как на уроках литературного краеведения, так и во внеурочной деятельности.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 855 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 465
    • DOCX 54.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Лидия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Волкова Лидия Викторовна
    Волкова Лидия Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 43805
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 31 региона

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 298 человек из 61 региона

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов